Для интересующихся своим родом д. Атишево прикладываю вариант распознанного фрагмента переписной книги ясачных крестьян (чувашей) Карамамеевской волости Свияжского уезда д. Атишево за 1717 г. (РГАДА. Ф. 350 “Ландратские книги и ревизские сказки”. Оп. 1. Д. 360. листы 570 об. -574 об.) Насколько известно, это самая ранняя из сохранившихся переписей крестьян д. Атишево. Распознавать было не просто, сомнительное прочтение выделил красным цветом.
Для интересующихся своим родом д. Атишево прикладываю вариант распознанного фрагмента переписной книги ясачных крестьян (чувашей) Карамамеевской волости Свияжского уезда д. Атишево за 1717 г. (РГАДА. Ф. 350 “Ландратские книги и ревизские сказки”. Оп. 1. Д. 360. листы 570 об. -574 об.) Насколько известно, это самая ранняя из сохранившихся переписей крестьян д. Атишево. Распознавать было не просто, сомнительное прочтение выделил красным цветом.
Думаю что нашел, если конечно ничего не напутал в этом долгом "путешествии" по архивам. Это потолок в исследовании по роду из д. Атишево. Было бы неплохо если бы вышеприведенный документ Вы поместили на просторах своего ресурса в разделе "Источники". Напомню интересующимся, что там расположены "Духовные ведомости" по некоторым деревням, в том числе и по д. Атишево за 1781 и 1795 гг.
Насчет мер платы ясака и оброка. Один форумчанин с ВГД подсказал следующий вариант расчета. "..Обычно на одного мужчину полагалось платить четверть (писалось -четь) ясака. Если в семье было 4 мужика платился целый ясак. Но кто то мог быть освобожден от платы на какой либо период. Обычно ясак писался на главу семьи (двора) и если он умирал в следующей переписи писали " платить за отца, брата, дядю, деда и т .д. Могли поделить ясак на сыновей по половинке , по четвертинке и т. д. И уже при следующей переписи ясаки перекладывались на них, типа " платит полясака .." Размер ясака в разные годы и в разных местах могли быть разными. Например, в 1768 году для татар 1 ясак был 26 алтын , в 1716- рубль 26 алтын 14 денег. Для марийцев на то же время уже было около 3 рублей, для тептярь в башкирии раза в два меньше. За промыслы платились оброки и пошлины привязанные на эти размеры ясака. Например за добытый батман меда (вроде 32 кг) платился медвяной (иногда пишется меддяной) оброк размером в четверт (четь) ясака (1/4 часть ясака). Добылось полтора батмана меду и получается полторы чети ясака платится, добыли пол батмана -полчети. За мельницу могли платить треть ясака, за кузницу две трети и т.д.
В первом вашем случае я так понимаю в деревне на 21 двор в общей сложности платилось 12 основных ясаков, за добытые 4,25 батмана меда платят натуральный оброк медом в размере 1,5* 0,25= 0,375 ясака. Переписи делались со слов. Имя как произносилось так и писалось. Зачастую это были почти прозвища как человека по деревне кликали."
«… В Канаш Валерий Чкалов прибыл утренним поездом 8 декабря… К 12 часам на городскую площадь стали стекаться многочисленные колонны трудящихся. Вскоре площадь была заполнена… Из конца в конец площади перекатывается мощное «Ура!!!»… Площадь гремит раскатами аплодисментов и приветственными возгласами». Газета «Красная Чувашия» за 1937 год. Не подскажите какая площадь имелась в виду и где она находилась в 1937 году? Не сохранились ли у кого фотографии с этого "эпохального" для города события?
В "Книге памяти жертв политических репрессий" среди рожденных в д.Сугайкассы есть Георгиев Василий Георгиевич, 1909 г.р., чуваш, фотограф при клубе Канашского завода (судя по всему ВРЗ). Арестован с 31 августа 1939 г, расстрелен 22.12.1941. Возможно один из первых фотографов города. Было бы здорово если бы нашлись потомки и возможно какие-то его снимки.
Или вот Алексеев Назар Алексеевич, 1915 г.р., уроженец д. Асхва, чуваш, киномеханик Канашской кинобазы. Арестован с 27 декабря 1936 г.. Что за Канашская кинобаза? Где она располагалась?
Сообщение отредактировал Clubik - Mar 28 2018, 23:18