Волгоградская школа №7 с виду самая обыкновенная. Типовое 4‑этажное здание советской эпохи, во дворе – бюст летчика Панина. Какого числа начинать учиться, когда писать контрольные и устраивать праздники, в этой школе диктуют… звезды и планеты.
Директора этой школы Сергея Цыганкова в Волгограде знают еще и как астролога. К нему в кабинет приходят не только со школьными проблемами. Наука о влиянии небесных тел на человека – его вторая специальность. Уже будучи преподавателем химии и биологии, Цыганков окончил Московскую академию астрологии, а его 570-страничную книгу «В плену Зодиака» можно считать чем-то вроде диссертации. – Сразу предупреждаю, – заявил Цыганков, впуская меня в свой директорский кабинет. – Никаких астрологических экспериментов в нашей школе никто не проводит! Это же не мои личные дети, чтобы опыты над ними ставить. То, что я вместе с коллегами разрабатываю и исследую – всего лишь один из аспектов жизни нашей школы, не более того.
«Один из аспектов» появился чуть больше 10 лет назад: вместе с волгоградскими астрологами Цыганков провел исследование о влиянии лунных фаз на детей. Выяснилось следующее: в полнолуние девчонки и мальчишки становятся более рассеянными, чаще балуются, набивают синяки и шишки. Тогда-то Цыганков и разработал лунный календарь, по которому стала жить школа №7 – его как раз назначили директором. Коллектив нового руководителя поддержал, рассудив так: уж если уроки по лунному расписанию принесут пользу, разве кому-то от этого плохо?
Получил Цыганков и согласие родителей, когда 10 лет назад Луне было угодно, чтобы 1 «А» начал учебный год не 1 сентября, а 3-го. Мамам и папам первоклашек раздали памятки с фазами Луны и рекомендациями, как вести себя с ребенком в пиковые, то есть опасные дни. На каждого школьника Цыганков составил еще и натальную карту, или, проще говоря, гороскоп. Карты эти могли смотреть как учителя, так и родители. Тот самый 1 «А» теперь выпускной. Классный руководитель Татьяна Чегодаева результатами чрезвычайно гордится: – С того дня как в нашей школе начали проводиться занятия согласно графику лунной активности, в классе стало меньше конфликтов и недоразумений. Мой класс можно смело назвать особенным! У нас нет «серых мышек» и отстающих, каждый из ребят чего-то добился. Лиза Ануфриева, к примеру, танцует в известном ансамбле «Волжаночка», Кристина Куцемако пишет прекрасные стихи, Никита Вихлянцев успешно занимается кикбоксингом, почти весь класс посещает школьный театральный кружок…
Утром в фойе школы звучит классическая музыка. На входе всех встречают учащиеся из дежурного класса, да не с пустыми руками, а с яркими, разноцветными фантиками в коробке. Школьников просят выбрать листочек того цвета, который наиболее соответствует их сегодняшнему настроению. Собранный "урожай" предстоит проанализировать педагогу-психологу. Такой скрининг настроения в школе проводится регулярно. - Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий мы начали около трех лет назад с диагностики, - вспоминает Людмила Матяш, директор сальской школы № 21. - Опросили учителей, детей, родителей, пытаясь выявить факторы риска и негативного воздействия. Нас интересовали материальное положение семьи, наличие хронических заболеваний и вредных привычек у родителей, психологическая атмосфера в семье, организация личного пространства ребенка дома.
Не обошлось и без традиционного медицинского обследования, результат которого оказался удручающим - от 65 до 72 процентов учеников имеют отклонения в здоровье. Лишь треть учащихся могут быть признаны практически здоровыми.
Войну с недомоганиями открыли по всем фронтам. На переменах кабинеты обязательно проветриваются. В теплое время года после второго урока ребята выходят в школьный двор на зарядку. Если на улице холодно, делают упражнения в помещении. После третьего урока - обязательно влажная уборка кабинетов силами технического персонала, а не самих детей. В течение урока учитель должен сменить не менее шести видов деятельности. Это значит, что ребенок должен не только слушать, но и говорить, читать, писать, работать в паре, в группе. Найдется время и для динамичной паузы - когда ребята встают из-за парт и делают легкую разминку, расслабляют позвоночник.