2 Страницы  1 2 >  
Ответить Создать тему

Экспонат для Свияжска нашли на «кладбище лодок» в Чувашии

Теги: СВИЯЖСК
ИТ-Новости
post Dec 2 2023, 09:42 
Отправлено #1


НА-СВЯЗИ.ru

Сообщений: 21 801



Экспонат для Свияжска нашли на «кладбище лодок» в Чувашии

Музей-заповедник «Остров-град Свияжск» пополнился новым экспонатом — деревянной лодкой. Ее нашли на так называемом «кладбище лодок» в одной из чувашских деревень, сообщила пресс-служба музея.

Музейные специалисты выяснили, что в одной из деревень Чувашии недалеко от Свияжска местные жители занимались строительством традиционных деревянных лодок.

Сегодня здесь живет только один мастер — Иван Еремеев. Он рассказал, что раньше старые лодки не сжигали и не рубили на дрова, а свозили в одно место — «лодочное кладбище». Там они растворялись в природе естественным образом.

Эксперты изучили остовы лодок, выявив интересные особенности. В частности, заделку проконопаченных щелей алюминиевой проволокой.

Одна лодка оказалась в хорошем состоянии. Ее, по согласованию с местными жителями, перевезли в Свияжск. Вскоре она станет музейным экспонатом.

Напомним, в августе этого года на острове-граде прошел II фестиваль волжского традиционного образа жизни и ремесел «Народная лодка». Планируется создание Музея реки.
Profile CardPM
  0/+25  
Funduk21
post Dec 2 2023, 09:54 
Отправлено #2


Срань господня

Сообщений: 16 302



Цитата(ИТ-Новости @ Dec 2 2023, 09:42)
В частности, заделку проконопаченных щелей алюминиевой проволокой.
*

Древнейшая технология, которая известна со времен Батыя. А конопатили щели древние лодкоделы наверно джетовской эпоксидной шпатлевкой со стекловолокном?
Цитата(ИТ-Новости @ Dec 2 2023, 09:42)
в одной из чувашских деревень
*

Кроме Курочкино на Волге есть деревни неподалеку от Свияжска?

--------------------
Profile CardPM
  -9/+6  
ИТ-Новости
post Dec 2 2023, 10:09 
Отправлено #3


НА-СВЯЗИ.ru

Сообщений: 21 801



Funduk21, при монголо-татар был алюминий? А так "интересность" может заключаться в том, что в данной местности обычно не применяли алюминиевую проволоку.

Funduk21, недалеко — понятие растяжимое.
Profile CardPM
  -1/+1  
Funduk21
post Dec 2 2023, 10:54 
Отправлено #4


Срань господня

Сообщений: 16 302



Цитата(ИТ-Новости @ Dec 2 2023, 10:09)
А так "интересность" может заключаться в том, что в данной местности обычно не применяли алюминиевую проволоку.
*

Ни в одной местности не применяли алюминиевую проволоку до 50-60-ых годов 20-го века.
В начале века алюминий стоил дороже золота. В начале 30-ых годов, несмотря на строительство первых алюминиевых заводов при слабеньких ГЭС он стоил намного дороже меди. И вероятность использования алюминиевого провода для изготоаления/ремонта деревянных лодок была примерно такая же, как использование иридия или урана для рыболовных грузил.
Это уже в 60-70-е годы, во время массового строительства домов, ферм, предприятий, ЛЭП с алюминиевыми проводами этот провод стал считаться мусором и валялся везде.
Иными словами какая-нибудь Казанка первых годов выпуска может быть старше этой композитной древесно-алюминиевой лодки.

Сообщение отредактировал Funduk21 - Dec 2 2023, 10:55

Присоединённые эскизы
Присоединённое изображение
Profile CardPM
  -1/+11  
zeta-2907
post Dec 2 2023, 10:54 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 3 174



Цитата(ИТ-Новости @ Dec 2 2023, 09:42)
.. Он рассказал, что раньше старые лодки не сжигали и не рубили на дрова, а свозили в одно место — «лодочное кладбище». Там они растворялись в природе естественным образом
*


с современной техникой такое не прокатит
Profile CardPM
  -1/0  
Медэлект
post Dec 2 2023, 11:26 
Отправлено #6


Активный

Сообщений: 3 890



Цитата(zeta-2907 @ Dec 2 2023, 10:54)
с современной техникой такое не прокатит
*

Похоже, что эта лодочка из 90-х. Когда работы не стало, денег не было, умельцы начали провода срезать. И кто куда пускал, кто-то и на лодку biggrin.gif ТАк что ещё вопрос: памятник чему этот экспонат?
Profile CardPM
  0/+6  
корвет
post Dec 2 2023, 11:58 
Отправлено #7


Активный

Сообщений: 21 282



Этих лодок и в чебах было, как блох на собаке. Правда уже с моторами...стационарными или подвесными. При мне в бараке один строил, во вдворе прям...весь процесс наблюдал с нуля и до спуска на воду. Но были и чисто гребные, одну точно видел на новом селе...

С алюминием...скорей всего позднее " подконопачивание ", от непонимания. Там конопатили лодку пенькой этой, потом лодку смолили...расплавляли битум и буквально кистью обмазывали, обильно...после сверху окрашиаали масляной краской...и все лодки " текли ", то есть на днище лежали деревянные решётки такие...по полукругому в сечении корпусу неудобно было шагать...там жешь шпангоуты ( поперечные рёбра в наборе корпуса, их видно на снимке ) слани назывались...мож первоначально были " стлани ", от слова стелить...но там хз, слани и слани. Был такой древянный совок, чтоб воду вычерпывать, отборник назывался...нуу...на вид как кузов самосвала камаза, ток маленький...а вода постоянно на днище болталась...отсюда опять слани выручали...тем более на моторных эта вода была с радужными разводами нефтепродуктов...имхо алюминием невозможно законопатить...лодка же "дышит "...от нагрузок и перепадов температур...микроперемещения дощатой обшивки так и так есть...ну и плюс дождевая вода скапливалась на днище, словом вычерпывать постоянно надо было, когда в лодку садились...ритуал как бэ.

Алюминий хоть и мягкий/вязкий...но против пакли не потянет...скорей всего поздняя подзаделка, повторюсь...да и то от незнания, а не традиционная конопатка.
Сама по себе конопатка процесс долгий и нудный...там деревянные такие конопатки были...типо как картошку на сковородке с тефлоном перемешивать...прям этой конопаткой и деревянной кияночкой и долбили...и удары должны не как у кузнеца в кузне...а лёгкими и частыми постукиваниями...постройка всё лето шла...строил хозяин в одиночку...мы уж там баловались, играли в лодке...форпик был ( носовой закрытый отсек )...там бензобак самопальный из оцинковки...литров на 100 мож, от него медная трубка к мотору. Но весь металл на заводах его приятели делали...гребной вал там, руль и т.д.
На старых снимках можно увидеть эти деревянные лодки...позже дюральки начали массово появляться...а вот куда девались эти деревянные лодки....никаких лодочных кладбищ не то, что видел...но и не слышал. Печное отопление в те времена было массовым...мож тупо на дрова пускали? Хотя там смола эта...словом никогда не задумывался " куда корабли уходят "))
Владельцев этих деревянных лодок много...машин мало у частников было, а вот лодки у многих...весь берег от центрального и чуть не до афанасьевского пляжа был усеян этими лодками.
Profile CardPM
  -1/+4  
Funduk21
post Dec 2 2023, 12:14 
Отправлено #8


Срань господня

Сообщений: 16 302



Цитата(корвет @ Dec 2 2023, 11:58)
потом лодку смолили...расплавляли битум и буквально кистью обмазывали, обильно.
*

И это махровый новодел. Что-нибудь такое раньше смолили варом из смеси березового и соснового дегтя, сала и воска.
12 стульев Чебоксары


--------------------
Profile CardPM
  -1/+4  
Банан
post Dec 2 2023, 12:25 
Отправлено #9


брюзга, зануда и ворчун

Сообщений: 7 116
Из: обретатель велосипеда



Что-то вспомнил детство
Дед настругал лодку в деревне,сам или с помощью чей - не знаю
Нужно было её просмолить. Ну и мы, братишки мелкие, лет 10 наверное, было мне, получили задание. Кто туда-сюда, как краску, а я почему-то тык-тык. Вроде и не говорил, как надо, а я как-то сообразил, выходит. Вышел лн позже, задымил самокрутку с какой-то душистой травой, листок из ежедневника отрывного ))) Смотрит, а че это, городской правильно все делает, а вы дырк-дырк, как крышу красите.
Вот что запомнил, аж до сих пор гордость берет
Шикарный дед, Новиков Борис Фёдорович

Сообщение отредактировал Банан - Dec 2 2023, 12:26
Profile CardPM
  0/+2  
корвет
post Dec 2 2023, 12:47 
Отправлено #10


Активный

Сообщений: 21 282



Цитата(Funduk21 @ Dec 2 2023, 12:14)
И это махровый новодел. Что-нибудь такое раньше смолили варом из смеси березового и соснового дегтя, сала и воска.
12 стульев Чебоксары

*

Фундук, тут хз...пишу ведь всё по памяти...мож и не битум...ну чорная такая смола...
Вдогон...все лодки были у рыбаков, некоторые бомбили на перевозках " на тот берег "...ну и так...в любом прибрежном городке этих лодок было навалом...а вот были ещё и бакенщики...этих живьём не застал, тока по фильмам и из книг...там он типо фонарщика городского был...залить керосину там, зажечь...утром погасить...стопудняк и на волге были...вроде и в три тополя на плющихе этот муж дорониной бакенщиком был.


Ну и вдогон...в пионерлагере зорька гоняли в " наряды ", там кого часовым на ворота, кого куда...был пост " на маяк "...эт правый берег...километра три ниже марпосада...там створный знак с красной линзой...эт была жесть...он и днём и ночью мигал...на столбе поперечины прибиты, типо лестницы...я лазил к самому фонарю...что электрический понятно...но как то странно он " пыхал "...пффф....пффф...питание хз...то ли подземный кабель, то ли аккумулятор закопан...кабель скорее.
Ну а на берегу...теж самые лодки в этой глухомани...правда штук несколько всего, мы с них рыбачили. Скорей всего с русскоязычной деревни Нерядово, она там рядом совсем была.
А за волгой...там то ли кокшайск...в общем на берегу валялась огромная...как и назвать...баржа не баржа...цельно деревянная, по конструкции точно такая же, как и деревянные лодки...я так понял, её бурлаки на волге тянули...но по памяти...метров 15 в длину...высота борта гдет метра три, словом водоизмещение приличное.., уж десяток тонн как минимум.
Борт пробит, как снарядом...внутри солома какаято...вот эту бы халабуду в музей...да сгнила конечно давно уже...
Profile CardPM
  -1/+1  
корвет
post Dec 2 2023, 13:00 
Отправлено #11


Активный

Сообщений: 21 282



Цитата(Банан @ Dec 2 2023, 12:25)
Что-то вспомнил детство
Дед настругал лодку в деревне,сам или с помощью чей - не знаю
Нужно было её просмолить.  Ну и мы, братишки мелкие, лет 10 наверное,  было мне,  получили задание.  Кто туда-сюда, как краску,  а я почему-то тык-тык. Вроде и не говорил, как надо, а я как-то сообразил,  выходит.  Вышел лн позже, задымил самокрутку с какой-то душистой травой, листок из ежедневника отрывного ))) Смотрит, а че это, городской правильно все делает, а вы дырк-дырк, как крышу красите.
Вот что запомнил, аж до сих пор гордость берет
Шикарный дед, Новиков Борис Фёдорович
*

Сами и стругали, никаких те электрорубаночков...тут же верстак сколачивали...и вперёд.
А самое то главное, никаких чертежей вообще...все обводы, всё по интуиции.
Правда этот мужик с торгового флота был, знал корабельную терминологию и т.д.
А ребятам с заводов, эскизики набрасывал, карандашом из за уха))
Все на глаз...перо руля там и прочая механика...отверстия тоже, никаких электродрелей...коловороты там...а крупный диаметр...миллимов 20...там такая херь была: Т образная фигня такая...как сверло крепилось не помню, мож тупо приварено было...вот за эту верхнюю перекладину буквы т и вращаешь...понятно, что по дереву это, не по металлу.
Вот вёсла как делал...совсем не помню...но ясно, что как буратину, из целого бревна))
Profile CardPM
  -1/+1  
yuriyjr
post Dec 2 2023, 13:47 
Отправлено #12


Активный

Сообщений: 9 319



Цитата(Funduk21 @ Dec 2 2023, 09:54)
Древнейшая технология, которая известна со времен Батыя. А конопатили щели древние лодкоделы наверно джетовской эпоксидной шпатлевкой со стекловолокном?

Кроме Курочкино на Волге есть деревни неподалеку от Свияжска?
*

Орда Батыя с собой ПВХашки тащили, в степях туго с деревом было.
Profile CardPM
  0/+2  
yuriyjr
post Dec 2 2023, 13:52 
Отправлено #13


Активный

Сообщений: 9 319



Цитата(zeta-2907 @ Dec 2 2023, 10:54)
с современной техникой такое не прокатит
*

Да, с современной не прокатит, природа не успеет растворить. Только оставишь и...нету.
Щас полно других "растворителей" biggrin.gif
Profile CardPM
  0/+4  
Дукат
post Dec 2 2023, 14:02 
Отправлено #14


Активный

Сообщений: 2 625



Цитата(корвет @ Dec 2 2023, 11:58)
Этих лодок и в чебах было, как блох на собаке. Правда уже с моторами...стационарными или подвесными. При мне в бараке один строил, во вдворе прям...весь процесс наблюдал с нуля и до спуска на воду. Но были и чисто гребные, одну точно видел на новом селе...

С алюминием...скорей всего позднее " подконопачивание ", от непонимания. Там конопатили лодку пенькой этой, потом лодку смолили...расплавляли битум и буквально кистью обмазывали, обильно...после сверху окрашиаали масляной краской...и все лодки " текли ", то есть на днище лежали деревянные решётки такие...по полукругому в сечении корпусу неудобно было шагать...там жешь шпангоуты ( поперечные рёбра в наборе корпуса, их видно на снимке ) слани назывались...мож первоначально были " стлани ", от слова стелить...но там хз, слани и слани. Был такой древянный совок, чтоб воду вычерпывать, отборник назывался...нуу...на вид как кузов самосвала камаза, ток маленький...а вода постоянно на днище болталась...отсюда опять слани выручали...тем более на моторных эта вода была с радужными разводами нефтепродуктов...имхо алюминием невозможно законопатить...лодка же "дышит "...от нагрузок и перепадов температур...микроперемещения дощатой обшивки так и так есть...ну и плюс дождевая вода скапливалась на днище, словом вычерпывать постоянно надо было, когда в лодку садились...ритуал как бэ.

Алюминий хоть и мягкий/вязкий...но против пакли не потянет...скорей всего поздняя подзаделка, повторюсь...да и то от незнания, а не традиционная конопатка.
Сама по себе конопатка процесс долгий и нудный...там деревянные такие конопатки были...типо как картошку на сковородке с тефлоном перемешивать...прям этой конопаткой и деревянной кияночкой и долбили...и удары должны не как у кузнеца в кузне...а лёгкими и частыми постукиваниями...постройка всё лето шла...строил хозяин в одиночку...мы уж там баловались, играли в лодке...форпик был ( носовой закрытый отсек )...там бензобак самопальный из оцинковки...литров на 100 мож, от него медная трубка к мотору. Но весь металл на заводах его приятели делали...гребной вал там, руль и т.д.
На старых снимках можно увидеть эти деревянные лодки...позже дюральки начали массово появляться...а вот куда девались эти деревянные лодки....никаких лодочных кладбищ не то, что видел...но и не слышал. Печное отопление в те времена было массовым...мож тупо на дрова пускали? Хотя там смола эта...словом никогда не задумывался " куда корабли уходят "))
Владельцев этих деревянных лодок много...машин мало у частников было, а вот лодки у многих...весь берег от центрального и чуть не до афанасьевского пляжа был усеян этими лодками.
*

Красили по битуму. Ну-ну. Смоленная лодка досталась в наследство от деда в 50-е, смола тогда была натуральная, Поверх конопатки пришивали тонкую деревянную рейку скобами ромбиком из черного листового железа. В 60-е, в городе лодки уже не смолили, а красили масляной краской. Лодки мой отец строил сам для себя под подвесной мотор, после нескольких сезонов они продавались. А швы просто конопатились, больше ничего с ними не делали. Про проволоку впервые слышу, какой в ней смысл?
Profile CardPM
  0/+2  
корвет
post Dec 2 2023, 14:19 
Отправлено #15


Активный

Сообщений: 21 282



Цитата(Дукат @ Dec 2 2023, 14:02)
Красили по битуму. Ну-ну. Смоленная лодка досталась в наследство от деда в 50-е, смола тогда была натуральная, Поверх конопатки пришивали тонкую деревянную рейку скобами ромбиком из черного листового железа. В 60-е, в городе лодки уже не смолили, а красили масляной краской. Лодки мой отец строил сам  для себя под подвесной мотор, после нескольких сезонов они продавались. А швы просто конопатились, больше ничего с ними не делали. Про проволоку впервые слышу, какой в ней смысл?
*

А что есть " натуральная смола "? Именно про 60е и говорю, сам смолой этой мазал.
Правда Фундук пишет, что там дёготь сало и пр...этого не помню. Прям на кирпичах ведро это стояло...там стружкой этой и обрезками топили...мало того, что смолили в те годы...но некоторые даже и " пересмаливали " лодку...правда на берегу уже видел. Обдирали всю краску там и поновой.
Про металлические полосы вдоль швов, смутно припоминаю...но единично...в массе своей лодки не были с тонкими рейками там и пришитыми полосами.
Некоторые и ватерлинию отбивали...с " волной " за форштевнем...белой краской. А некоторые вообще днище не красили...как черное после смоления было, так и оставалось.
ПС. И ещё вспомнил...смолу эту жевали, как жвачку...там уж битум это или где..." вар " называли...но не " лодочную "...вроде брали, а когда асфальт клали. Там черные куски такие...твёрдые...кусочек отколол и жуёшь...размягчается и в жвачку превращается...чо уж оно там...
И ещё вдогон...сначала доски " олифили "...после уже смола эта треклятая, и потом масляная краска.
Ну и про сам мотор...у него был стационарный..." тройка " ( 3 л.с. )...вертикальный такой, с маховиком...заводился так: на маховике пупыршик такой...ремень брезентовый наматываешь на маховик...дёрнул и алга...если с первого раза не завёлся, по новой...правда здесь у меня провал в памяти...там жешь на суше всё это действо...а вот на воде как? Там жешь весь валопровод вместе с гребным винтом надо проворачивать? Тут реально не помню, как заводили...никакого разобщения гребного вала с мотором не было...тупо вал к маховику мотора крепился...сам маховик..как таз примерно, с вертикальными краями...вот между этими краями поперечина стальная из полосы...а уж к полосе вал крепится...никаких там муфт сцепления, стартёров и пр...тем более реверс редукторов...заднего хода не было. Тупо народ загрузил, за нос толкаешь лодку кормой вперёд...дальше на вёслах развернулся и запускаешься...но вот блин реально забыл процесс запуска...там моторный отсек, две створки на петлях откинул...и колдуй. А вот звук прекрасно помню...чух чух чух...обороты видимо ничтожные были, по сравнению с подвесными. Из подвесных самый крутой вихрь30, в 10 раз мощнее, чем тройка на деревянной лодке...и насчёт масла не помню...толь сразу в бензин мешали?

Сообщение отредактировал корвет - Dec 2 2023, 15:13
Profile CardPM
  -1/+1  

2 Страницы  1 2 >
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения