Экспонат для Свияжска нашли на «кладбище лодок» в Чувашии
Музей-заповедник «Остров-град Свияжск» пополнился новым экспонатом — деревянной лодкой. Ее нашли на так называемом «кладбище лодок» в одной из чувашских деревень, сообщила пресс-служба музея.
Музейные специалисты выяснили, что в одной из деревень Чувашии недалеко от Свияжска местные жители занимались строительством традиционных деревянных лодок.
Сегодня здесь живет только один мастер — Иван Еремеев. Он рассказал, что раньше старые лодки не сжигали и не рубили на дрова, а свозили в одно место — «лодочное кладбище». Там они растворялись в природе естественным образом.
Эксперты изучили остовы лодок, выявив интересные особенности. В частности, заделку проконопаченных щелей алюминиевой проволокой.
Одна лодка оказалась в хорошем состоянии. Ее, по согласованию с местными жителями, перевезли в Свияжск. Вскоре она станет музейным экспонатом.
Напомним, в августе этого года на острове-граде прошел II фестиваль волжского традиционного образа жизни и ремесел «Народная лодка». Планируется создание Музея реки.
В частности, заделку проконопаченных щелей алюминиевой проволокой.
Древнейшая технология, которая известна со времен Батыя. А конопатили щели древние лодкоделы наверно джетовской эпоксидной шпатлевкой со стекловолокном?
Funduk21, при монголо-татар был алюминий? А так "интересность" может заключаться в том, что в данной местности обычно не применяли алюминиевую проволоку.
А так "интересность" может заключаться в том, что в данной местности обычно не применяли алюминиевую проволоку.
Ни в одной местности не применяли алюминиевую проволоку до 50-60-ых годов 20-го века. В начале века алюминий стоил дороже золота. В начале 30-ых годов, несмотря на строительство первых алюминиевых заводов при слабеньких ГЭС он стоил намного дороже меди. И вероятность использования алюминиевого провода для изготоаления/ремонта деревянных лодок была примерно такая же, как использование иридия или урана для рыболовных грузил. Это уже в 60-70-е годы, во время массового строительства домов, ферм, предприятий, ЛЭП с алюминиевыми проводами этот провод стал считаться мусором и валялся везде. Иными словами какая-нибудь Казанка первых годов выпуска может быть старше этой композитной древесно-алюминиевой лодки.
Сообщение отредактировал Funduk21 - Dec 2 2023, 10:55
.. Он рассказал, что раньше старые лодки не сжигали и не рубили на дрова, а свозили в одно место — «лодочное кладбище». Там они растворялись в природе естественным образом
Похоже, что эта лодочка из 90-х. Когда работы не стало, денег не было, умельцы начали провода срезать. И кто куда пускал, кто-то и на лодку ТАк что ещё вопрос: памятник чему этот экспонат?
Этих лодок и в чебах было, как блох на собаке. Правда уже с моторами...стационарными или подвесными. При мне в бараке один строил, во вдворе прям...весь процесс наблюдал с нуля и до спуска на воду. Но были и чисто гребные, одну точно видел на новом селе...
С алюминием...скорей всего позднее " подконопачивание ", от непонимания. Там конопатили лодку пенькой этой, потом лодку смолили...расплавляли битум и буквально кистью обмазывали, обильно...после сверху окрашиаали масляной краской...и все лодки " текли ", то есть на днище лежали деревянные решётки такие...по полукругому в сечении корпусу неудобно было шагать...там жешь шпангоуты ( поперечные рёбра в наборе корпуса, их видно на снимке ) слани назывались...мож первоначально были " стлани ", от слова стелить...но там хз, слани и слани. Был такой древянный совок, чтоб воду вычерпывать, отборник назывался...нуу...на вид как кузов самосвала камаза, ток маленький...а вода постоянно на днище болталась...отсюда опять слани выручали...тем более на моторных эта вода была с радужными разводами нефтепродуктов...имхо алюминием невозможно законопатить...лодка же "дышит "...от нагрузок и перепадов температур...микроперемещения дощатой обшивки так и так есть...ну и плюс дождевая вода скапливалась на днище, словом вычерпывать постоянно надо было, когда в лодку садились...ритуал как бэ.
Алюминий хоть и мягкий/вязкий...но против пакли не потянет...скорей всего поздняя подзаделка, повторюсь...да и то от незнания, а не традиционная конопатка. Сама по себе конопатка процесс долгий и нудный...там деревянные такие конопатки были...типо как картошку на сковородке с тефлоном перемешивать...прям этой конопаткой и деревянной кияночкой и долбили...и удары должны не как у кузнеца в кузне...а лёгкими и частыми постукиваниями...постройка всё лето шла...строил хозяин в одиночку...мы уж там баловались, играли в лодке...форпик был ( носовой закрытый отсек )...там бензобак самопальный из оцинковки...литров на 100 мож, от него медная трубка к мотору. Но весь металл на заводах его приятели делали...гребной вал там, руль и т.д. На старых снимках можно увидеть эти деревянные лодки...позже дюральки начали массово появляться...а вот куда девались эти деревянные лодки....никаких лодочных кладбищ не то, что видел...но и не слышал. Печное отопление в те времена было массовым...мож тупо на дрова пускали? Хотя там смола эта...словом никогда не задумывался " куда корабли уходят ")) Владельцев этих деревянных лодок много...машин мало у частников было, а вот лодки у многих...весь берег от центрального и чуть не до афанасьевского пляжа был усеян этими лодками.
Что-то вспомнил детство Дед настругал лодку в деревне,сам или с помощью чей - не знаю Нужно было её просмолить. Ну и мы, братишки мелкие, лет 10 наверное, было мне, получили задание. Кто туда-сюда, как краску, а я почему-то тык-тык. Вроде и не говорил, как надо, а я как-то сообразил, выходит. Вышел лн позже, задымил самокрутку с какой-то душистой травой, листок из ежедневника отрывного ))) Смотрит, а че это, городской правильно все делает, а вы дырк-дырк, как крышу красите. Вот что запомнил, аж до сих пор гордость берет Шикарный дед, Новиков Борис Фёдорович
Сообщение отредактировал Банан - Dec 2 2023, 12:26
Фундук, тут хз...пишу ведь всё по памяти...мож и не битум...ну чорная такая смола... Вдогон...все лодки были у рыбаков, некоторые бомбили на перевозках " на тот берег "...ну и так...в любом прибрежном городке этих лодок было навалом...а вот были ещё и бакенщики...этих живьём не застал, тока по фильмам и из книг...там он типо фонарщика городского был...залить керосину там, зажечь...утром погасить...стопудняк и на волге были...вроде и в три тополя на плющихе этот муж дорониной бакенщиком был.
Ну и вдогон...в пионерлагере зорька гоняли в " наряды ", там кого часовым на ворота, кого куда...был пост " на маяк "...эт правый берег...километра три ниже марпосада...там створный знак с красной линзой...эт была жесть...он и днём и ночью мигал...на столбе поперечины прибиты, типо лестницы...я лазил к самому фонарю...что электрический понятно...но как то странно он " пыхал "...пффф....пффф...питание хз...то ли подземный кабель, то ли аккумулятор закопан...кабель скорее. Ну а на берегу...теж самые лодки в этой глухомани...правда штук несколько всего, мы с них рыбачили. Скорей всего с русскоязычной деревни Нерядово, она там рядом совсем была. А за волгой...там то ли кокшайск...в общем на берегу валялась огромная...как и назвать...баржа не баржа...цельно деревянная, по конструкции точно такая же, как и деревянные лодки...я так понял, её бурлаки на волге тянули...но по памяти...метров 15 в длину...высота борта гдет метра три, словом водоизмещение приличное.., уж десяток тонн как минимум. Борт пробит, как снарядом...внутри солома какаято...вот эту бы халабуду в музей...да сгнила конечно давно уже...
Что-то вспомнил детство Дед настругал лодку в деревне,сам или с помощью чей - не знаю Нужно было её просмолить. Ну и мы, братишки мелкие, лет 10 наверное, было мне, получили задание. Кто туда-сюда, как краску, а я почему-то тык-тык. Вроде и не говорил, как надо, а я как-то сообразил, выходит. Вышел лн позже, задымил самокрутку с какой-то душистой травой, листок из ежедневника отрывного ))) Смотрит, а че это, городской правильно все делает, а вы дырк-дырк, как крышу красите. Вот что запомнил, аж до сих пор гордость берет Шикарный дед, Новиков Борис Фёдорович
Сами и стругали, никаких те электрорубаночков...тут же верстак сколачивали...и вперёд. А самое то главное, никаких чертежей вообще...все обводы, всё по интуиции. Правда этот мужик с торгового флота был, знал корабельную терминологию и т.д. А ребятам с заводов, эскизики набрасывал, карандашом из за уха)) Все на глаз...перо руля там и прочая механика...отверстия тоже, никаких электродрелей...коловороты там...а крупный диаметр...миллимов 20...там такая херь была: Т образная фигня такая...как сверло крепилось не помню, мож тупо приварено было...вот за эту верхнюю перекладину буквы т и вращаешь...понятно, что по дереву это, не по металлу. Вот вёсла как делал...совсем не помню...но ясно, что как буратину, из целого бревна))
Древнейшая технология, которая известна со времен Батыя. А конопатили щели древние лодкоделы наверно джетовской эпоксидной шпатлевкой со стекловолокном?
Кроме Курочкино на Волге есть деревни неподалеку от Свияжска?
Орда Батыя с собой ПВХашки тащили, в степях туго с деревом было.
Этих лодок и в чебах было, как блох на собаке. Правда уже с моторами...стационарными или подвесными. При мне в бараке один строил, во вдворе прям...весь процесс наблюдал с нуля и до спуска на воду. Но были и чисто гребные, одну точно видел на новом селе...
С алюминием...скорей всего позднее " подконопачивание ", от непонимания. Там конопатили лодку пенькой этой, потом лодку смолили...расплавляли битум и буквально кистью обмазывали, обильно...после сверху окрашиаали масляной краской...и все лодки " текли ", то есть на днище лежали деревянные решётки такие...по полукругому в сечении корпусу неудобно было шагать...там жешь шпангоуты ( поперечные рёбра в наборе корпуса, их видно на снимке ) слани назывались...мож первоначально были " стлани ", от слова стелить...но там хз, слани и слани. Был такой древянный совок, чтоб воду вычерпывать, отборник назывался...нуу...на вид как кузов самосвала камаза, ток маленький...а вода постоянно на днище болталась...отсюда опять слани выручали...тем более на моторных эта вода была с радужными разводами нефтепродуктов...имхо алюминием невозможно законопатить...лодка же "дышит "...от нагрузок и перепадов температур...микроперемещения дощатой обшивки так и так есть...ну и плюс дождевая вода скапливалась на днище, словом вычерпывать постоянно надо было, когда в лодку садились...ритуал как бэ.
Алюминий хоть и мягкий/вязкий...но против пакли не потянет...скорей всего поздняя подзаделка, повторюсь...да и то от незнания, а не традиционная конопатка. Сама по себе конопатка процесс долгий и нудный...там деревянные такие конопатки были...типо как картошку на сковородке с тефлоном перемешивать...прям этой конопаткой и деревянной кияночкой и долбили...и удары должны не как у кузнеца в кузне...а лёгкими и частыми постукиваниями...постройка всё лето шла...строил хозяин в одиночку...мы уж там баловались, играли в лодке...форпик был ( носовой закрытый отсек )...там бензобак самопальный из оцинковки...литров на 100 мож, от него медная трубка к мотору. Но весь металл на заводах его приятели делали...гребной вал там, руль и т.д. На старых снимках можно увидеть эти деревянные лодки...позже дюральки начали массово появляться...а вот куда девались эти деревянные лодки....никаких лодочных кладбищ не то, что видел...но и не слышал. Печное отопление в те времена было массовым...мож тупо на дрова пускали? Хотя там смола эта...словом никогда не задумывался " куда корабли уходят ")) Владельцев этих деревянных лодок много...машин мало у частников было, а вот лодки у многих...весь берег от центрального и чуть не до афанасьевского пляжа был усеян этими лодками.
Красили по битуму. Ну-ну. Смоленная лодка досталась в наследство от деда в 50-е, смола тогда была натуральная, Поверх конопатки пришивали тонкую деревянную рейку скобами ромбиком из черного листового железа. В 60-е, в городе лодки уже не смолили, а красили масляной краской. Лодки мой отец строил сам для себя под подвесной мотор, после нескольких сезонов они продавались. А швы просто конопатились, больше ничего с ними не делали. Про проволоку впервые слышу, какой в ней смысл?
Красили по битуму. Ну-ну. Смоленная лодка досталась в наследство от деда в 50-е, смола тогда была натуральная, Поверх конопатки пришивали тонкую деревянную рейку скобами ромбиком из черного листового железа. В 60-е, в городе лодки уже не смолили, а красили масляной краской. Лодки мой отец строил сам для себя под подвесной мотор, после нескольких сезонов они продавались. А швы просто конопатились, больше ничего с ними не делали. Про проволоку впервые слышу, какой в ней смысл?
А что есть " натуральная смола "? Именно про 60е и говорю, сам смолой этой мазал. Правда Фундук пишет, что там дёготь сало и пр...этого не помню. Прям на кирпичах ведро это стояло...там стружкой этой и обрезками топили...мало того, что смолили в те годы...но некоторые даже и " пересмаливали " лодку...правда на берегу уже видел. Обдирали всю краску там и поновой. Про металлические полосы вдоль швов, смутно припоминаю...но единично...в массе своей лодки не были с тонкими рейками там и пришитыми полосами. Некоторые и ватерлинию отбивали...с " волной " за форштевнем...белой краской. А некоторые вообще днище не красили...как черное после смоления было, так и оставалось. ПС. И ещё вспомнил...смолу эту жевали, как жвачку...там уж битум это или где..." вар " называли...но не " лодочную "...вроде брали, а когда асфальт клали. Там черные куски такие...твёрдые...кусочек отколол и жуёшь...размягчается и в жвачку превращается...чо уж оно там... И ещё вдогон...сначала доски " олифили "...после уже смола эта треклятая, и потом масляная краска. Ну и про сам мотор...у него был стационарный..." тройка " ( 3 л.с. )...вертикальный такой, с маховиком...заводился так: на маховике пупыршик такой...ремень брезентовый наматываешь на маховик...дёрнул и алга...если с первого раза не завёлся, по новой...правда здесь у меня провал в памяти...там жешь на суше всё это действо...а вот на воде как? Там жешь весь валопровод вместе с гребным винтом надо проворачивать? Тут реально не помню, как заводили...никакого разобщения гребного вала с мотором не было...тупо вал к маховику мотора крепился...сам маховик..как таз примерно, с вертикальными краями...вот между этими краями поперечина стальная из полосы...а уж к полосе вал крепится...никаких там муфт сцепления, стартёров и пр...тем более реверс редукторов...заднего хода не было. Тупо народ загрузил, за нос толкаешь лодку кормой вперёд...дальше на вёслах развернулся и запускаешься...но вот блин реально забыл процесс запуска...там моторный отсек, две створки на петлях откинул...и колдуй. А вот звук прекрасно помню...чух чух чух...обороты видимо ничтожные были, по сравнению с подвесными. Из подвесных самый крутой вихрь30, в 10 раз мощнее, чем тройка на деревянной лодке...и насчёт масла не помню...толь сразу в бензин мешали?
Сообщение отредактировал корвет - Dec 2 2023, 15:13