5 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

Дорога по тающему льду , Как добирались в Заволжье до появления дороги через ГЭС

alexey
post Mar 18 2023, 10:22 
Отправлено #1


-

Сообщений: 68 181
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Дорога по тающему льду. Как добирались в Заволжье до появления дороги через ГЭС

Привычная нам автомобильная дорога в Заволжье через Чебоксарскую ГЭС появилась только в начале 1990-х годов. Мостовой переход был проложен по кровле машинного зала, по мостам через судоходные сооружения и водосливную плотину.

Торжественное открытие этой дороги состоялось 30 июля 1994 года, а до этого было такое движение, как написано, в сторону переправы:

1991 год
1991 год

Понятно, что в тёплые месяцы связь Чебоксар и Заволжья осуществлялось по Волге. Было большое по нынешним меркам число переправ, трамвайчиков, и различных судов.

Фото: Николай Дони, 1971 год
Фото: Николай Дони, 1971 год

Но что было в зимнее время? Для этого была проложена дорога по льду Волги.

Фото: Вадим Григорьев, 1977 год
Фото: Вадим Григорьев, 1977 год

Дорога была серьёзная, на ней были столбы освещения и автомобильные знаки.

Фото: Альфер Григорьев, март 1977 года
Фото: Альфер Григорьев, март 1977 года

По льду по ней шли вереницы людей:

Фото: Альфер Григорьев, март 1977 год
Фото: Альфер Григорьев, март 1977 год

Это сейчас люди ездят за Волгу по дороге. Тогда же большинству приходилось ходить пешком. И эта тропа сохранялась до самого позднего момента. Например, этот снимок сделан 10 апреля 54 года назад!

Фото: Иван Никифоров, 10 апреля 1969 года
Фото: Иван Никифоров, 10 апреля 1969 года

Для пешеходов у берега даже сооружали специальные мостки, чтобы можно было по ним обходить воду. Страшно представить, что по такому пути многие люди ежедневно ходили на работу.

Автор фото неизвестен, 1970-е годы
Автор фото неизвестен, 1970-е годы

Посмотрите, как много людей пользовалось этой дорогой. И ведь это не рыбаки, и люди, выходящие на лёд ради прогулки:

Автор фото неизвестен, 1970-е годы
Автор фото неизвестен, 1970-е годы

Стоит отметить, что Волга в 1970-е годы была заметно уже, потому по льду приходилось ходить гораздо меньше нынешнего.

Фото: Николай Вадимов, 1980 год
Фото: Николай Вадимов, 1980 год

Но в какой-то момент пешеходный переход таял. Интересно: как во время ледохода поддерживалась связь между Чебоксарами и Заволжьем?

Фото: Альфер Григорьев, 1977 год
Фото: Альфер Григорьев, 1977 год

Сейчас, когда я смотрю на эти фотографии, кажется, что раньше были какие-то бесстрашные люди.

Вам слово!

Я не жил в то время, и по этим переходам не ходил. Единственное, что удалось мне застать - это трамвайчики между многочисленными санаториями и домами отдыха в Заволжье в летний период.

Фото: М.Воробьев, Теплоход
Фото: М.Воробьев, Теплоход "Стремительный" делает первый пробный рейс через Волгу у Чебоксар, 12.04.1973

Буду признателен вашим дополнениям к этим фотографиям. А также исправлениям, если я что-то перепутал.

Фото: Георгий Зиньков, Зимняя стоянка судов в Заволжском затоне, Март 1962 года
Фото: Георгий Зиньков, Зимняя стоянка судов в Заволжском затоне, Март 1962 года

Подвозили ли людей водители во время поездок по льду автомобилей?

Были ли на льду весной несчастные случаи? Люди ходили по льду до того момента, когда льдины начинали откалываться?

Фото в лучшем качестве здесь: https://foto.cheb.ru/foto/280206.htm

Или вот фото лыжного курорта на Лысой горе. Где за Волгой находилась эта гора? И, главное, как туда чебоксарцы добирались зимой?

Алексей Радченко, 18 марта 2023 года

Фото: Владимир Трофимов, Последний ледоход на Волге, 1980 год
Фото: Владимир Трофимов, Последний ледоход на Волге, 1980 год

Смотрите также:

Profile CardPM
  -4/+33  
dfg
post Mar 18 2023, 11:20 
Отправлено #2


Постоялец

Сообщений: 247



Рассказывали что работников завода Контур когда он находился в Сосновке доставляли на работу на вертолете, если не было возможности переправиться через Волгу другим способом.
Profile CardPM
  -7/+3  
Joker88
post Mar 18 2023, 11:20 
Отправлено #3


Постоялец

Сообщений: 309



Не знал что в районе Чебоксар есть лысая гора,знаю только ту что рядом с границей Чувашии и Нижегородской области
Profile CardPM
  -1/+1  
mif27
post Mar 18 2023, 11:30 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 2 368



Цитата(alexey @ Mar 18 2023, 10:22)
  Посмотрите, как много людей пользовалось этой дорогой. И ведь это не рыбаки, и люди, выходящие на лёд ради прогулки:
*

Так и в 1990-е народ активно (сотни человек) ходил в Сосновку с Афанасьева и от Первой больницы, даже при наличии дороги, просто молодым дойти гораздо быстрее, чем в объезд
P.S. Спасатели дежурили во время паводка.
Profile CardPM
  0/+6  
Наблюдатель
post Mar 18 2023, 11:58 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 10 849



Цитата(alexey @ Mar 18 2023, 10:22)
Или вот фото лыжного курорта на Лысой горе. Где за Волгой находилась эта гора? И, главное, как туда чебоксарцы добирались зимой?
*
Добирались, естественно, на лыжах (или пешком) через Волгу.
Фото снято с точки около нынешнего Октябрьского, Вогла как раз за горой. То есть на фото северный склон.
Profile CardPM
  0/+6  
iseko
post Mar 18 2023, 13:05 
Отправлено #6


Активный

Сообщений: 11 622



Цитата(alexey @ Mar 18 2023, 10:22)
а до этого было такое движение, как написано, в сторону переправы
*

Что-то я не понял фразу. До этого было движение по закрытой сейчас для обычных людей дороге, которая идёт к вышке, потом по косе в сторону гэса а там уже по низу в марийскую сторону.
Profile CardPM
  0/+1  
alexey
post Mar 18 2023, 14:27 
Отправлено #7


-

Сообщений: 68 181
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Вынес в отдельную тему: Оффтопик про советскую промышленность и строительство
Прошу разговоры про промышленность СССР вести там.

Администратор.
Profile CardPM
  -2/+1  
Gamboge
post Mar 18 2023, 15:48 
Отправлено #8


Активный

Сообщений: 1 224



Цитата(Joker88 @ Mar 18 2023, 11:20)
Не знал что в районе Чебоксар есть лысая гора,знаю только ту что рядом с границей Чувашии и Нижегородской области
*
Лысая гора это весьма распространенный топоним в нашей стране.
Profile CardPM
  -1/+11  
ttt01
post Mar 18 2023, 17:08  [ показать ]
Отправлено #9
Profile CardPM
  -19/0  
корвет
post Mar 18 2023, 17:21 
Отправлено #10


Активный

Сообщений: 21 214



Цитата(Gamboge @ Mar 18 2023, 16:04)
Вы меня извините конечно, но слабо верится что обычный человек пройдет по пересеченной местности 70 км в одну сторону, а через пару дней в обратную сторону.
*

Да ушш...утром выходила, вечером приходила...прям ули эйнор бьерн дален ( иль как там его))),
Переправу так помню. Примерно сутки лёд сплошняком, тока мы дебилы, на льдинах катались, там можно было перебежать, но один черт, когда от берега понесло, прыгай скорее по пояс глубина где.
На следующий день, уже казанки дюральки шустрили...уж не знаю, за деньги или как....словом дед Мазай и зайцы. Примерно на третьи сутки уже ходил михаил сеспель, или другие, этого же проекта. А вот который затонул, в 68, не помню, чтоб между льдин лавировал. Пока ледоход, пристаней не было, прям в берег форштевнем утыкался и трап лебёдкой опускал. Кэп в рубке сидел и винтами подрабатывал, не якорь же бросать.
Потом пристани, откуда то, как по мановению волшебной палочки появлялись. Где вот эти пристани зимовали?
Потихоньку навигация налаживалась....самоходный паром сп 7 машины на тот берег и обратно.
Где паром зимовал, тож не знаю.
Всё это было из года в год, рутина можно сказать, даж внимания не обращали. Кто то скажет, Волга тронулась...да мы и сами видим, с перекрёстка м проспект/нижегородская.
Если на набережной, какой то аццкий холод был. Физики так объясняют: лёд забирает тепло из воздуха, чтоб таять.
Особо несчастных случаев не помню, в полыньи проваливались. По репродуктору каждый день вещали, будьте осторожны и т.д.
Автодвижение задолго закрывалось, пешеходы до упора.
ПС. Совсем забыл, в теме старые фото есть Волга, по без гэс, чуть не шире нынешней. Потом вода спадала.

Сообщение отредактировал корвет - Mar 18 2023, 17:30
Profile CardPM
  -3/+9  
корвет
post Mar 18 2023, 17:33 
Отправлено #11


Активный

Сообщений: 21 214



Цитата(ttt01 @ Mar 18 2023, 17:08)
Не было моста. и сейчас его у чебоксар нет. Гэс  это генерация. не для сосновки и Че строили. могли бы совместить.  но зачем мост жителям, 40 вокруг  пусть едут...
*

Че за ботва? Плотина, автоматом мост.
Profile CardPM
  0/+7  
Наблюдатель
post Mar 18 2023, 19:14 
Отправлено #12


Активный

Сообщений: 10 849



Цитата(корвет @ Mar 18 2023, 17:21)
Где вот эти пристани зимовали?
*
В затоне, вестимо. И трамвайчики, и все-все.

Цитата(alexey @ Mar 18 2023, 17:38)
Видимо, 70 километров - с учетом поездок на общественном транспорте
*
Во время войны-то?!
Пешком - запросто. Если это Мартынкино Аликовского района, то как раз около 70 км и получается.
Profile CardPM
  0/+4  
Наблюдатель
post Mar 18 2023, 19:18 
Отправлено #13


Активный

Сообщений: 10 849



Цитата(alexey @ Mar 18 2023, 10:22)
до этого было такое движение, как написано, в сторону переправы
*
А вот как раз на этом месте мне и попала в колесо динамомашинка, о которой я корвет'у рассказывал cool.gif
Profile CardPM
  0/0  
Gorodskay
post Mar 18 2023, 19:42 
Отправлено #14


Активный

Сообщений: 2 316



Дорогу ледовую намывали специально, подкладывая доски, горбыли и прочие отходы. Поэтому она была достаточно прочной и не подвержена неожиданным трещинам. Закраины береговые - это другое. Неизбежны.
Приглашали меня на контур работать после службы. Там облизывались на мою специальность и знания с умениями. Сулили горы золотые что впрочем было правдой на фоне местных работников.С кадрами была реальная проблема. На этом берегу Контур только строился. Срок переноса был весьма туманным. Так получилось что пошел я на предварительные переговоры в мороз -30. И ветер. Пока шел туда-сюда все проклял.
Люди хорошие. Но ходить с Гагарина каждый день - это слишком.
Лысая Гора - роскошна! Склоны разной крутизны, на выбор. Длинны. В несколько километров. В расщелинах-овражках можно вытоптать пятачок и пожарить шашлык. Но с дровами проблема. Хвоя портит вкус напрочь. А березы было очень мало. Угли в то время не продавали. С детства, 6 лет ходил с родителями, затем в основном с одноклассниками. С однодворниками чето не склеивалось. С однодворниками в Лакреевский ходили на поле где сейчас юрмалаевские нанокластер ваяют. Тоже роскошное место было.Очень людное. Фото я возьму у мамы позже, с оказией, у нее немало любопытных фото есть.
Кстати. Вы обалдеете когда увидите городскую молодежь 18... годов. Лица и одежда. Современные в сравнении боюсь выглядят как холопы.

--------------------
Во время написания этого текста ни один коррупционер не пострадал.
Profile CardPM
  0/+10  
Vas
post Mar 18 2023, 21:39 
Отправлено #15


Активный

Сообщений: 1 583



Цитата(корвет @ Mar 18 2023, 17:33)
Че за ботва? Плотина, автоматом мост.
*

Имеет в виду, что отсыпать плотину нужно было в черте города
Profile CardPM
  -1/0  

5 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения