Ещё пару веков назад большую часть людей и грузов перевозили по воде, пока её не сковывал лёд. Это было гораздо быстрее, чем по суше, где практически единственным средством передвижения были лошади.
Расстояния на лошадях преодолевались долго, дороги были грунтовые, во время весенней и осенней распутицы всё ухудшалось.
Первые железные дороги
Ситуацию сильно изменили железные дороги. В 1837 году открыли первую пассажирскую Царскосельскую железную дорогу. В 1851 году началось движение между Москвой и Петербургом. Транссибирскую магистраль строили в 1891-1916 годах. Нижний Новгород был связан железной дорогой с Москвой в 1862 году.
Первые 30 лет линия Москва — Нижний Новгород была однопутной. Поездка от Москвы занимала около 15 часов 15 минут зимой и 14 часов 35 минут летом. Грузовой поезд в пути был около суток. И это было нереально быстро.
А вот в крупнейший город на Волге того времени Казань долгое время обходился без железной дороги. Её провели туда на 31 год позже, чем в Нижний Новгород - в конце 1893 года.
Железные дороги на территории современной Чувашии
Территорию современной Чувашии в конце XIX века делили между собой Казанская и Симбирская губернии:
Железную дорогу из Москвы в Казань провели не из Мурома или Нижнего Новгорода, а через Рязань, Саранск и Алатырь. Получался очень существенный крюк:
Строили быстро. В июне 1890 года в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию места возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. В начале декабря 1893 года завершилось строительство железной дороги Москва - Казань. Дорога была однопутной - она до сих пор в основном такая на участке Алатырь - Канаш.
Алатырь стал первым железнодорожным городом на территории современной Чувашии. Там железнодорожная станция появилась в 1893 году.
Железнодорожная столица Чувашии
В 1893 году на железнодорожном пути из Москвы в Казань появилась станция Шихраны у одноименного посёлка Цивильского уезда. Крупным железнодорожным узлом она тогда не была.
Только в 1913 году началось строительство железнодорожной ветки Арзамас - Шихраны для короткого пути из Москвы в Казань. Не смотря на мировую войну дорогу построили за 5 лет.
Самым грандиозным объектом новой железной дороги стал Мокринский мост. Его строительство началось в 1913 или 1914 году (есть разные версии). К моменту завершения строительства в 1917 году этот мост стал вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.
15 октября 1918 года завершено строительство железной дороги Арзамас - Сергач - Шихраны. И последняя стала узловой станцией.
20 августа 1920 года станция и посёлок Шихраны переименована в посёлок Канаш. В 1925 году Канаш получил статус города.
Укрепить статус города железнодорожников Канаш смог благодаря строительству Канашского вагоноремонтного завода в 1934-1936 годах.
Интересно, что из небольших станций Казанской дороги выросли поселок Вурнары и город Шумерля.
Канаш-Чебоксары
Город Чебоксары, ставший в 1920 году столицей Чувашской автономии, был очень плохо связан остальной Чувашией. Нормальных дорог не было. В период весенней и осенней распутицы транспортная связь с Чебоксарами прекращалась. Даже летом поездка на лошади из Чебоксар в Канаш занимала не менее двух суток.
Только 6 октября 1932 года завершено строительство тракта Чебоксары-Канаш с каменным покрытием на всем протяжении. Но требовалась и железная дорога, строительство которой началось летом 1937 года. Она была закончена в 1939-1940 годах. Линия довольно сильно петляла и была протяженностью 101 километр.
Почему так много? Ведь между вокзалами по прямой всего 68,3 километра. На этот счёт есть неподтверждённая байка. Якобы, на железные дороги протяженностью 100 километров и более деньги выделялись из центра. Вот линию искусственно и удлинили.
Первоначально железнодорожную станцию в Чебоксарах планировали построить у старого кладбища, которое находилось у проектируемого огромного дворца советов. На этом месте сейчас находится 2-й корупус ЧГПУ (Президентский бульвар, 19). В расположении вокзала на этом месте был хитрый план - с 1932 года были планы затопления города, и рядом с новым железнодорожным вокзалом могла появится пристань на Волге.
Впрочем вокзал появился в его нынешнем месте, и в 1938-1940 годах - это было далеко от края города. Туда через поля шло Канашское шоссе.
В самих Чебоксарах с дорогами в 1930-х годах было очень плохо. Так первая асфальтовая дорога появилась только в 1934 году.
Железные дороги в Чебоксарах и окрестностях
С запуском линии на Чебоксары других крупных железных дорог за последние 80 лет на территории Чувашии построено не было. Ещё до революции проектировали железную дорогу Шихраны - Симбирск. Но её строительство не начинали.
Так что я опишу железные дороги в Чебоксарах. Они проходили по-другому. Все крупные предприятия города были связаны железными дорогами. Прежде всего это Электроаппаратный завод и Хлопчато-Бумажный комбинат.
На ЧЭАЗ железная дорога шла во многом по линии нынешнего Президентского бульвара. Интересно, что когда-то парк Лакреевский лес был разделён со сквером Чапаева именно железной дорогой.
На ХБК железная дорога первоначально проходила чуть выше улицы Гагарина. Позже её проложили из Соляново через улицу Якимовская:
Отдельная железная дорога была построена в сторону Новочебоксарска и Химпрома. Сейчас над ней проходит Мясокомбинатский мост, на котором сужается дорога из Чебоксар в Кугеси.
В Чувашии были локальные железные дороги. Одна в Завожье для транспортировки торфа,
они даже были в посёлке Северный:
а другая - между карьерами на территории нынешнего парка 500-летия Чебоксар и Заводом строительных материалов на улица Константина Иванова. Позже их убрали.
Последнее крупное изменение произошло в Чебоксарах на рубеже веков. Тогда протянули линию через "Шанхай", построили два железнодорожных мостика: через Марпосадское шоссе и проезд Машиностроителей, и убрали железнодорожные пути у ТЭЦ-2.
Photos
В то время в городе появилась даже одна частная железная дорога, принадлежащая предпринимателям Дельманам.
Другие даты
В 1986 году Мокринский мост был выведен из эксплуатации. Рядом построили более современный мост. Шпалы и рельсы старого моста разобрали, но само сооружение оставили. Сейчас это одна из важнейших туристических достопримечательностей Чувашии.
В 1986-1987 годах завершена электрификация железной дороги у Канаша от Сергача до Юдино. В результате на тепловозе приходится ездить только от Канаша до Чебоксар.
Возможно, вы знаете другие даты. Например, в каком году появилась станция Чебоксары-2? Или в Чувашии были реконструкции каких-то важных железнодорожных мостов? В каком году дорога от Сергача до Казани стала полностью двухпутной?
Крупнейшая железнодорожная авария
14 мая 1996 года произошла железнодорожная катастрофа у станции Мыслец недалеко от Шумерли.
Сгорело 17 цистерн с фенолом, бензином и дизельным топливом и 7 пустых вагонов. На ликвидацию катастрофы были брошены более 30 пожарных машин – из Чебоксар, Шумерля, Алатыря, Канаша, Ядрина, Сергача, Нижнего Новгорода, на подмогу прибыли 3 пожарных и 2 восстановительных поезда. Работали люди в противогазах и защитных костюмах, поскольку среди прочих горели 3 цистерны с высокотоксичным фенолом.Проба воды, взятая в 20 часов, показывает превышение фенола: около Мыслеца – в 500 раз, около Шумерли - в 82 раза, из Суры – в 18 раз.
Нынешняя ситуация
Сейчас большинство грузов перевозится на грузовиках. И крупные предприятия и торговые сети обзавелись своими авто-транспортными предприятиями.
Уже много лет обсуждаются планы строительства скоростной железной дороги из Москвы в Казань. Но на практике ничего не делается.
Вам слово!
Буду рад вашим дополнениям и исправлением к этому тексту. Возможно, про какие-то важные даты я забыл.
Что для вас железные дороги? Какие интересные истории есть у вас с ними в Чувашии?
Текст писался максимально коротко. Это неполная энциклопедия по истории железных дорог. Про них написано немало разных материалов. Например, подробно про историю Шихазан и Канаша написано в книге "Канаш. Исторический очерк" В.Г.Харитонова:
Были и другие публикации. В сети очень много материалов, из которых можно черпать информацию. Вот, например, очень интересный раздел про дорожное строительство Чувашии в 1930-х годах: http://gia.archives21.ru/vystavki/dorogi/
В Чебоксарах были экзотические виды транспорта. Например, аэросани в 1930-х годах. Их я не упоминал, чтобы не затягивать текст.
в СССР был план электрифицировать участок Канаш-Чебоксары и сделать двусторонний путь
также был план уложить ЖД-пути от Новочебоксарска через ГЭС на Йошкар-Олу конструкция ГЭС на это рассчитана когда был материал на форуме про ГЭС - об этом писали
Сообщение отредактировал Lexa2121 - Feb 18 2022, 18:53
Сегодня вышел в путь пригородный пассажирский поезд по железнодорожной ветке Чебоксары - Новочебоксарск. Его маршрут «ст. Чебоксары №1 - ст. Чебоксары №2 - ст. Ишлеи - ст. Чебоксары №2 - ст. Лапсары - ст. Новочебоксарск - ст. Новочебоксарский пассажирский парк. Пробный рейс автомотрисы показал время в пути от конечной до конечной станций 45 минут. Посадочных мест в машине - 56. Признают ли необходимость железнодорожного соединения столицы республики и Новочебоксарска, пока сказать не собирается никто. Вопрос стоит в целесообразности и рентабельности проекта. По словам первого заместителя главы администрации Новочебоксарска Вениамина Артемьева, чтобы железная дорога стала востребованной, нужно открывать автомаршруты из центра Новочебоксарска на конечный пункт поезда - третью площадку ОАО «Химпром». В таком случае для жителей близлежащих деревень и тех, кто имеет дачные участки вблизи железнодорожных путей, пригородное сообщение станет настоящим подарком. Ведь немало участков заброшены из-за отсутствия транспорта в этом направлении. Возможно, загруженность поезда повысится с увеличением численности работающих на строящихся предприятиях Новочебоксарска - «Трубного завода», «Русской керамики», если там потребуются рабочие со стороны. Однако эйфорию по поводу открытия железнодорожной ветки разделяют не все. В ходе социологических опросов, проведенных в Новочебоксарске, более половины респондентов высказались «против».
Обычное совмещение железной и автомобильной дороги. Но построить такой проезд было очень непросто. Там вроде была какая-то героическая история. Когда перекрыли проезд и за пару дней всё построили. Но я сейчас не могу её найти.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
В питере жд музей конечно богаче, чем в мск на рижском. В частности БЖРК...боевой железнодорожный ракетный комплекс, наводивший страх и ужас на американцев из-за неотслеживаемости. Ну СУПЕРСЕКРЕТ в своё время...сейчас пожалуйста, подходи, щупай, фотографируй...там днепропетровск все дела...всё завязано...уральцы и пр...
Таскался тремя тепловозами М-62 (в просторечии "машка")....сами вагоны (ну сейчас ВСЕ знают) как ракеты таскали...то в вагоне "для легковесных грузов", то в "изотермическом" (РЭФЫ...рефрижераторы)
На вашем самом верхнем снимке серия "С"...если не путаю, то именно на этой серии (иль ИМЕННО ЭТА МАШИНА) перевозила правительственный поезд с питера в москву (18 год)...с платформы "цветочная"...втихаря.
Справа легендарная "овечка", товарный паровоз серии "О" (основной)....а вот парораспределительный механизм не разгляжу....то ли британского дэвида джоя ( О д)..то ли самый распространённый бельгийца эджида вальсхарта (О в)....тут "в" именно вальсхарт.
К стыду своему много жд музеев объездил, питер не помню. Вы пишете балтийский...у меня в голове варшавский...шерлок холмс отложился, где мориарти. В гугл нырнул на всякий, чтоб уж откровенно не опозориться...там Витебский...ну тот....со стеклянной крышей.
За паровозы зацепился (неравнодушен к ним)...мож пропустил чего...по Волге, по льду караваны на конной тяге ходили...зимой конечно. Да и вообще...основной транспорт был...хоть зимой, хоть летом...впрочем года конечно уточнять надо...
Ну а летом....картина Репина....ПРИ СУЩЕСТВУЮЩИХ железных дорогах...и ПАРОХОДАХ...