Шокирующие автобусы Чебоксары-Москва. Воспоминания о поездках
В 1990-е и в начале 2000-х годов я периодически ездил из Чебоксар в Москву. И делать это чаще всего приходилось на автобусах. Они отправлялись с площади у супермаркета "Елена" в Чебоксарах и в нескольких площадках в Москве. Это был целый мир: шокирующий и очень необычный.
Альтернативы автобусам
Автобусы приходилось выбирать не только из-за экономии (проезд на них стоил дешевле, чем на поезде), но и по причине отсутствия бюрократии - приехал, купил билет и через пол часа поехал. В случае же с поездом нужно было ехать на вокзал, становиться в очередь в кассу, узнать, есть ли билеты на нужную мне дату.
Дополнительный поезд в 1990-е ещё не появился, и мест часто не хватало. В первой половине 1990-х существовали перекупщики билетов. Приходишь в кассу вокзала, тебе говорят: "Билетов нет", а потом подходит мужик и предлагает их в два раза дороже. На железной дороге боролись с перекупщиками - для этого сделали билеты именными и сильно повысили плату на переоформление билетов на других людей. В результате чего по железной дороге ездили те, кто покупал билеты заранее. Для остальных оставались междугородние автобусы.
Билет на поезд нельзя было купить через интернет, и потому, приезжая утром на поезде на Казанский вокзал, часть пассажиров поезда сразу бежала к кассам, чтобы купить билеты назад в Чебоксары. Те, кому не хватало билетов, отправлялись на автобусы.
Самолёты из Чебоксар в Москву летали не всегда, стоили огромных денег и в качестве альтернативы мной никогда не рассматривались.
Выбор автобуса
Билет на автобус можно было купить заранее, но можно было это сделать и сразу перед отправлением. Заранее возможностей было больше, и я ходил по площади под крики зазывал, выбирал лучший автобус, торговался. Конкретных цен я приводить не буду, так как из-за высокой инфляции они постоянно менялись.
Перед отправлением приходилось ехать на тех автобусах, что остались. Я слышал, что могут скидывать цены в последние минуты перед отправлением, но никогда этого не проверял.
Могли подменить автобус. Продавать билеты на одну модель, а в итоге отправлялся совершенно другой. Я слышал, что современный удобный автобус мог выехать из Чебоксар, затем недалеко от города "поломаться", и ему на смену приезжал старый и неудобный "Икарус". Пассажиры возмущались, но в районе Хыркасов им не оставалось ничего, кроме как ехать на том, что дают.
Тётки-челночницы
В автобусах, которые ездили на Черкизовский рынок, было много тёток-челночниц. Это были очень бойкие женщины 40-50 лет. Они покупали и везли баулы с вещами для их продажи в Чебоксарах. Обычно автобус из Москвы был максимально заполнен их клетчатыми сумками - не только багажная, но и задняя его часть.
Тётки эти буквально жили в автобусах и чувствовали себя там как дома. Они знали друг друга, занимали самые удобные места, проводя время с максимально возможным в автобусных условиях комфортом. В поездках с ними мне казалось, что я попал в женское общежитие. В целом это были не самые плохие попутчики.
Вещи на Черкизовском или Тульском рынке стоили где-то в полтора раза дешевле, чем в Чебоксарах. Не обязательно было быть матёрым торговцем, чтобы взять билет на автобус, поехать в Москву, походить по рынку, купив в конце-концов требуемые вещи. Выгода окупала стоимость проезда, и "шоппинг" был обязательной составляющей моих поездок по Москве. Там мной были куплены портфель и кожаная куртка, какая-то обувь.
На рынках присутствовало много иностранцев, общение и торг с которыми по-своему было экзотикой. На знаменитом "Черкизоне" максимально смешивались народы и культуры. Возможно, это был "город в городе", контролируемый бандитами, но для покупателей это было безопасное место.
Дебоши в автобусах
Поездки в автобусах сопровождались дебошами, зачинщиками которых чаще всего выступали шабашники, едущие на стройки или возвращающиеся домой с деньгами.
Они начинали пить ещё при отправлении, достигая максимально скотского состояния где-то на середине пути. На бригаду шабашников обязательно находилось один-два полных неадеквата, превращавших автобусную поездку в ад.
Ор всю дорогу, требование каждые 15 минут остановить автобус, чтобы сходить в туалет, драки с водителями, пассажирами и друг с другом, сон пьяных тел в проходах - всё это отравляло поездку, не давало уснуть.
И ни разу на моей памяти дебоширов из автобусов не высадили. Сколько бы водители не угрожали этим.
Туалеты
Я слышал про автобусы из Чебоксар в Москву с работающими биотуалетами, но в реальности они всегда были закрыты. Обычно устраивали "зелёные остановки", где со словами "мальчики - налево, девочки - направо" народ разбегался по кустам вдоль трассы. Выглядело это дико, и лично я старался пить в поездке по минимуму, чтобы лишний раз не захотеть в туалет.
Главная туалетная остановка была в Лысково. Мне показалось, что туалеты и кафе вдоль трассы М7 - это градообразующие предприятия этого города. Стационарные туалеты были грязными, неуютными и ассоциировались с этой картиной Василия Шульженко.
Фильмы в пути
Во многих междугородних автобусах были телевизоры, на которых показывали кино с видеокассет. Насколько я помню, показывали банальные голливудские фильмы в гнусавом переводе Володарского. Но тут, наверное, от года поездки зависит.
Развлечь себя в автобусах было нечем - книгу в темноте не почитаешь, из техники мне был доступен только кассетный аудиоплейер. В итоге приходилось смотреть в окно или в экран телевизора с каким-то невнятным фильмом. Для меня такое кино было лучше, чем ничего.
Еда в дороге
Поездка в автобусе была долгой. Пассажиры ели в салоне, вытесняя запахами еды вонь от грязных носков.
Автобусы останавливались у специальных кафе в уже упомянутых Лысково и других местах. Все желающие могли там поесть. Но мне, с трудом накопившему денег на билет, такая еда была не по карману. Приходилось питаться провизией, взятой из дома, догадываясь о том, что владельцы кафе платят водителям за остановки у них.
Места отправления в Москве
В Москве автобусы в Чебоксары уходили с Черкизовского рынка со специальной площадки у гостиниц Альфа, Бета и Гамма в Измайлово, и какое-то время с Казанского вокзала. Мне больше всего нравилось уезжать с Измайлово. Местные гостиницы казались мне тогда небоскрёбами.
Был ещё вариант уехать с автовокзала в Щёлково. Кажется, оттуда ходили автобусы в Новый автовокзал.
Только в процессе написания этой статьи я понял, что Щелково, Измайлово и Черкизовский рынок находятся в одной части на востоке Москвы, а не в разных частях города.
Безопасность в Москве
Москва тех лет не воспринималась мной как безопасный город. Главную опасность представляла милиция.
Во времена мэра Лужкова в городе действовал визовый режим. Приехавшие из России в столицу могли находиться там три дня, потом нужно было пройти регистрацию. Доказательством нахождения в Москве меньше трёх дней были билеты. И, если с билетами на поезд всё было нормально, то билеты на междугородний автобус выглядели как "филькина грамота", и полноценным оберегом от милиции не являлись.
Помню в 1997 году я приехал на автобусе в Москву, меня остановили на вокзале, не поверили автобусным билетам, грозились, что задержат меня для установления личности, из-за чего я опоздаю на поезд. Потребовали взятку в размере 10 тысяч рублей "на пиво", которую взял отдельно стоящий человек в штатском.
Кроме милиции были бандиты, мошенники, карманники. На вокзалах и автостанциях концентрировались разные мутные личности. Но я бы не хотел пересказывать чужие истории про воровство и грабежи. К счастью, взятка в 10 тысяч рублей - самое страшное из того, что со мной случилось.
Конец истории
Лично я перестал ездить на автобусах в начале 2000-х годов, когда появилась возможность покупать и бронировать билеты на поезд, оплачивая их пластиковой картой. Даже поездка в плацкарте была в разы удобнее и спокойнее, чем на автобусе.
Но междугородние автобусы ещё ходят. И на месте их посадки можно увидеть женщин в синих жилетках, зазывающих на автобусы до Москвы. Сколько стоит проезд на таких автобусах - не знаю. Но поиск в гугле показал такие цены:
Надеюсь, что за минувшие 15 лет там значительно улучшился уровень сервиса - заработали биотуалеты, появился бесплатный вайфай, кафешки на пути стали более удобными. Но всё-таки я не понимаю: зачем надо ехать на автобусе, если поездка в купе стоит в районе 1500-2000 рублей? Правда, это цена за поездку на верхней полке и по невозвратному тарифу.
Хороший пример
До пандемии я много путешествовал. И одним из любимых и недорогих способов перемещения были поездки на автобусах по Европе. Двухэтажные автобусы FlixBus очень удобны при поездках на 150-300 километров. Там был туалет, вайфай, удобные сиденья. На автобус можно приобрести билеты через интернет, причём действовала очень хорошая система скидок. Через сайт и приложение можно было узнать, где находится нужный автобус и когда он приедет на мою станцию.
FlixBus - не единственный крупный европейский перевозчик. Они постепенно укрупняются и разрастаются, создавая конкуренцию поездам, проезд на которых стоит заметно дороже. Если бы в России были такие автобусные компании, я бы ими пользовался. Но я бы не стал ездить на таких автобусах на дальние расстояния.
Вам слово!
Путешествовали ли вы на междугородних автобусах в Москву? Чем они вам запомнились? Ради чего сейчас люди выбирают автобусы вместо поездов?
Ссылки
На форумах есть огромная тема про автобусные перевозки между Чебоксарами и Москвой. Можете там найти много информации.
Наталия Ануфриева: "Мммм, аромат мужских носок после двухнедельной вахты вкупе с перегаром... Я на сессии гоняла на них в свое время (2008-2014). В последнее время ездила только на Попутчике, больше всех компания нравилась: и 11 поездку в подарок получала, и пьяных водители не сажали в автобус. Выбор фильмов и сериалов для пассажиров это конечно отдельная тема. Помню как с утра, когда возвращались в Чебоксары, нам включили "Хатико". Полавтобуса ревело))))"
Татьяна Клементьева: "Разблокированы воспоминания о пятичасовой пробке на выезде из Москвы. Это был последний автобус, пьяные вахтовики ехали даже без сидячего места, а с нами были двое маленьких детей. А что вы знаете о треше ? 🤡"
Дарья: "Я ездила на автобусе из Спб в Чебоксары. Компанией Чувашавтотранс. Помню, мы тогда не успели купить билет, тк было лето, а нас резко отправили домой после подачи документов. Искали знакомых в этом чувшавтотранс, нашли. И нам продали по полной ставке места, как раз две штуки, которые были всегда и у всех водителей, как места для семьи. Автобус был старый и вонючий. Туалета и кондиционера, как и тв там не было. Водители-оба чересчур тучные люди, два человека. Спального места для водителей не было тоже. В общем, схема у них была такая, первые два кресла были практически разложены в горизонтальную линию. На них они накидали матрасов и там спали. А нам продали два места, как раз за этой «кроватью», которую не собрали за всю поездку ни разу. Оба водителя были одеты в шорты и Майки-алкоголички, тк на улице была страшная жара. Окна в автобусе все были закрыты, люк тоже. И открывать их запрещали водители, тк у них мол радикулит. Когда мы выехали из спб, почему-то рейс пошёл через мск. И там по пути кто-то должен был выйти и кто-то зайти. И как раз таки до мск мы встряли в жуткую пробку и водители явно отставая от графика, не делали остановки на протяжении 6 часов. Мы то с подругой вообще сидели зажатые, как в гробу. Водитель ещё кувыркался там на этой «кровати», в итоге мы ещё и все колени отбили. Людям уже плохо было, все хотели пить и по нужде, раз 5 подходили к ним, чтобы сделали остановку. По итогу, один мужчина подошёл в последний раз и сказал, что если прямо сейчас не будет остановки, то он насрет прям тут. У него живот крутило. Водители психанули и сделали остановку через минут 5, в чистом поле, где кроме бруснички ничего и не росло. Это была жесть. Навсегда запомнилась эта картина: абсолютно отчаявшийся мужчина в позе орла, дрищет на одинокий куст брусники в двух шагах от двери автобуса, а мимо вышагивает колонна измученных, шокированных пассажиров, выходящих из автобуса… П.С. Шея после этой поездки две недели не поворачивалась. Был, кстати, 2013 год."
Сообщение отредактировал alexey - Jun 12 2022, 20:32
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Были времена. Челноки, бухающие шабашники, многочасовые пробки на ш. Энтузиастов. Один раз автобус сломался после Владимира, пришлось несколько часов ехать стоя на следующем. А какие кафе по дороге... Помню поел борща вечерком, весь следующий день туалеты по Москве искал. И эта регистрация на 3 дня то еще развлечение было. Разок даже забрали в отдел, полдня там провел...
Интересно почитать коменты людей, которые постоянно ездят этими автобусами последние лет 20. Я подозреваю, что за это время там ничего особо не изменилось.
Билет на поезд нельзя было купить через интернет, и потому, приезжая утром на поезде на Казанский вокзал, часть пассажиров поезда сразу бежала к кассам, чтобы купить билеты назад в Чебоксары.
Минуточку! Если пассажир заранее знал, когда ему нужно выезжать обратно, он мог купить обратный билет ещё в Чебоксарах, в любой ж/д кассе или в трансагентстве, хоть за 45 суток. Уже в 80-х была такая возможность, сам всегда так ездил.
Минуточку! Если пассажир заранее знал, когда ему нужно выезжать обратно, он мог купить обратный билет ещё в Чебоксарах, в любой ж/д кассе или в трансагентстве, хоть за 45 суток. Уже в 80-х была такая возможность, сам всегда так ездил.
Не знаю. Я помню забеги большого количества людей из чебоксарского поезда, приходящего на Казанский вокзал к кассам. Для покупки обратного билета. Странно представить, что все они не знали про описанную Вами возможность.
Но всякое может быть.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Не знаю. Я помню забеги большого количества людей из чебоксарского поезда, приходящего на Казанский вокзал к кассам. Для покупки обратного билета. Странно представить, что все они не знали про описанную Вами возможностей.
Но всякое может быть.
Там странная система с бронью была, часть билетов была забронирована и не доступна. В продажу поступали в последний день
Сообщение отредактировал coff - Jun 12 2022, 11:37
Ездил на автобусах в Москву десятки раз, никогда проблем не возникало вообще. Никаких замен автобусов, никаких дебошей и т.п. Даже поломок ни разу не было. В молодости это реально удобнее чем на поезде, именно по причине сел и поехал. Цены кстати перед отправлением могли снизить до 50%, но не всегда, иногда народу бывало много. Кроме того поезд выезжает раньше, а приезжает позже. Это важно, когда едешь транзитом через Москву и тебе нужно быть там к открытию метро или утренним электричкам.
Потом я правда пересел на машины с блаблакара)
Сообщение отредактировал RefS - Jun 12 2022, 12:07
У меня дебоши случались где-то в 40% поездок. Был ещё лайфхак - на местах спереди автобусов дебоши не так сильно ощущались, потому что шабашники сидели в основном сзади. И для сидящих спереди дебош сзади воспринимался как "Что-то там орут по ночам".
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Автобусы очень старые, выжимают последние ресурсы, шины лысые. Году в 2017 по пути в Москву сломались аж 3 раза, ладно хоть не зима была. С тех пор зарёкся на автобусах ездтить.
В автобусе от Якоря ездил там были Водители я Сергей и Володя номер 902 они шабашников пьяных вообще не сожали. И перед отездом сразу предупреждали если что сразу на выход. Вот с ними отлично было ездить и автобус чистый и не шумят не буянят. Ездили они до Измайлова.
В 90е многие (вкл. меня) не шабашники после поездки даже в Ульяновск на стареньких экарусах уяснили одно: лучше переплатить за поезд, чем так мучатся на дальние расстояния. Старые кресла превращали спину с 5ой точкой в мучения на сутки вперед, все смахивало на орудие пыток, про запахи и выхлопы старых автобусов даже вспоминать не хочу. p.s На заднем ряду могли ехать только продвинутые токсики, т.к. кислорода там было всегда меньше чем CO2, выхлопы- евро 0.
Сообщение отредактировал Giga77 - Jun 12 2022, 12:11