4 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

Шокирующие автобусы Чебоксары-Москва , воспоминания о поездках в 1990-е и в начале 2000-х годов

alexey
post Jun 10 2022, 11:50 
Отправлено #1


-

Сообщений: 66 349
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Шокирующие автобусы Чебоксары-Москва. Воспоминания о поездках

В 1990-е и в начале 2000-х годов я периодически ездил из Чебоксар в Москву. И делать это чаще всего приходилось на автобусах. Они отправлялись с площади у супермаркета "Елена" в Чебоксарах и в нескольких площадках в Москве. Это был целый мир: шокирующий и очень необычный.

Альтернативы автобусам

Автобусы приходилось выбирать не только из-за экономии (проезд на них стоил дешевле, чем на поезде), но и по причине отсутствия бюрократии - приехал, купил билет и через пол часа поехал. В случае же с поездом нужно было ехать на вокзал, становиться в очередь в кассу, узнать, есть ли билеты на нужную мне дату.

Железнодорожный вокзал Чебоксары, 2001 год (автор фото неизвестен)
Железнодорожный вокзал Чебоксары, 2001 год (автор фото неизвестен)

Дополнительный поезд в 1990-е ещё не появился, и мест часто не хватало. В  первой половине 1990-х существовали перекупщики билетов. Приходишь в кассу вокзала, тебе говорят: "Билетов нет", а потом подходит мужик и предлагает их в два раза дороже. На железной дороге боролись с перекупщиками - для этого сделали билеты именными и сильно повысили плату на переоформление билетов на других людей. В результате чего по железной дороге ездили те, кто покупал билеты заранее. Для остальных оставались междугородние автобусы.

Билет на поезд нельзя было купить через интернет, и потому, приезжая утром на поезде на Казанский вокзал, часть пассажиров поезда сразу бежала к кассам, чтобы купить билеты назад в Чебоксары. Те, кому не хватало билетов, отправлялись на автобусы.

Самолёты из Чебоксар в Москву летали не всегда, стоили огромных денег и в качестве альтернативы мной никогда не рассматривались.

Выбор автобуса

Билет на автобус можно было купить заранее, но можно было это сделать и сразу перед отправлением. Заранее возможностей было больше, и я ходил по площади под крики зазывал, выбирал лучший автобус, торговался. Конкретных цен я приводить не буду, так как из-за высокой инфляции они постоянно менялись.

Перед отправлением приходилось ехать на тех автобусах, что остались. Я слышал, что могут скидывать цены в последние минуты перед отправлением, но никогда этого не проверял.

Могли подменить автобус. Продавать билеты на одну модель, а в итоге отправлялся совершенно другой. Я слышал, что современный удобный автобус мог выехать из Чебоксар, затем недалеко от города "поломаться", и ему на смену приезжал старый и неудобный "Икарус". Пассажиры возмущались, но в районе Хыркасов им не оставалось ничего, кроме как ехать на том, что дают.

Тётки-челночницы

В автобусах, которые ездили на Черкизовский рынок, было много тёток-челночниц. Это были очень бойкие женщины 40-50 лет. Они покупали и везли баулы с вещами для их продажи в Чебоксарах. Обычно автобус из Москвы был максимально заполнен их клетчатыми сумками - не только багажная, но и задняя его часть. 

Тётки эти буквально жили в автобусах и чувствовали себя там как дома. Они знали друг друга, занимали самые удобные места, проводя время с максимально возможным в автобусных условиях комфортом. В поездках с ними мне казалось, что я попал в женское общежитие. В целом это были не самые плохие попутчики.

Вещи на Черкизовском или Тульском рынке стоили где-то в полтора раза дешевле, чем в Чебоксарах. Не обязательно было быть матёрым торговцем, чтобы взять билет на автобус, поехать в Москву, походить по рынку, купив в конце-концов требуемые вещи. Выгода окупала стоимость проезда, и "шоппинг" был обязательной составляющей моих поездок по Москве. Там мной были куплены портфель и кожаная куртка, какая-то обувь.

На рынках присутствовало много иностранцев, общение и торг с которыми по-своему было экзотикой. На знаменитом "Черкизоне" максимально смешивались народы и культуры. Возможно, это был "город в городе", контролируемый бандитами, но для покупателей это было безопасное место. 

Дебоши в автобусах

Поездки в автобусах сопровождались дебошами, зачинщиками которых чаще всего выступали шабашники, едущие на стройки или возвращающиеся домой с деньгами.

Они начинали пить ещё при отправлении, достигая максимально скотского состояния где-то на середине пути. На бригаду шабашников обязательно находилось один-два полных неадеквата, превращавших автобусную поездку в ад.

Ор всю дорогу, требование каждые 15 минут остановить автобус, чтобы сходить в туалет, драки с водителями, пассажирами и друг с другом, сон пьяных тел в проходах - всё это отравляло поездку, не давало уснуть.

И ни разу на моей памяти дебоширов из автобусов не высадили. Сколько бы водители не угрожали этим.

Туалеты

Я слышал про автобусы из Чебоксар в Москву с работающими биотуалетами, но в реальности они всегда были закрыты. Обычно устраивали "зелёные остановки", где со словами "мальчики - налево, девочки - направо" народ разбегался по кустам вдоль трассы. Выглядело это дико, и лично я старался пить в поездке по минимуму, чтобы лишний раз не захотеть в туалет.

Главная туалетная остановка была в Лысково. Мне показалось, что туалеты и кафе вдоль трассы М7 - это градообразующие предприятия этого города. Стационарные туалеты были грязными, неуютными и ассоциировались с этой картиной Василия Шульженко.

Фильмы в пути

Во многих междугородних автобусах были телевизоры, на которых показывали кино с видеокассет. Насколько я помню, показывали банальные голливудские фильмы в гнусавом переводе Володарского. Но тут, наверное, от года поездки зависит.

Развлечь себя в автобусах было нечем - книгу в темноте не почитаешь, из техники мне был доступен только кассетный аудиоплейер. В итоге приходилось смотреть в окно или в экран телевизора с каким-то невнятным фильмом. Для меня такое кино было лучше, чем ничего.

Еда в дороге

Поездка в автобусе была долгой. Пассажиры ели в салоне, вытесняя запахами еды вонь от грязных носков.

Автобусы останавливались у специальных кафе в уже упомянутых Лысково и других местах. Все желающие могли там поесть. Но мне, с трудом накопившему денег на билет, такая еда была не по карману. Приходилось питаться провизией, взятой из дома, догадываясь о том, что владельцы кафе платят водителям за остановки у них. 

Места отправления в Москве

В Москве автобусы в Чебоксары уходили с Черкизовского рынка со специальной площадки у гостиниц Альфа, Бета и Гамма в Измайлово, и какое-то время с Казанского вокзала. Мне больше всего нравилось уезжать с Измайлово. Местные гостиницы казались мне тогда небоскрёбами.

Был ещё вариант уехать с автовокзала в Щёлково. Кажется, оттуда ходили автобусы в Новый автовокзал.

Только в процессе написания этой статьи я понял, что Щелково, Измайлово и Черкизовский рынок находятся в одной части на востоке Москвы, а не в разных частях города. 

Безопасность в Москве

Москва тех лет не воспринималась мной как безопасный город. Главную опасность представляла милиция.

Во времена мэра Лужкова в городе действовал визовый режим. Приехавшие из России в столицу могли находиться там три дня, потом нужно было пройти  регистрацию. Доказательством нахождения в Москве меньше трёх дней были билеты. И, если с билетами на поезд всё было нормально, то билеты на междугородний автобус выглядели как "филькина грамота", и полноценным оберегом от милиции не являлись. 

Помню в 1997 году я приехал на автобусе в Москву, меня остановили на вокзале,  не поверили автобусным билетам, грозились, что задержат меня для установления личности, из-за чего я опоздаю на поезд. Потребовали взятку в размере 10 тысяч рублей "на пиво", которую взял отдельно стоящий человек в штатском.

Кроме милиции были  бандиты, мошенники, карманники. На вокзалах и автостанциях концентрировались разные мутные личности. Но я бы не хотел пересказывать чужие истории про воровство и грабежи. К счастью, взятка в 10 тысяч рублей - самое страшное из того, что со мной случилось.

Конец истории

Лично я перестал ездить на автобусах в начале 2000-х годов, когда появилась возможность покупать и бронировать билеты на поезд, оплачивая их пластиковой картой. Даже поездка в плацкарте была в разы удобнее и спокойнее, чем на автобусе.

Сайт РЖД в 2004 году
Сайт РЖД в 2004 году

Но междугородние автобусы ещё ходят. И на месте их посадки можно увидеть женщин в синих жилетках, зазывающих на автобусы до Москвы. Сколько стоит проезд на таких автобусах - не знаю. Но поиск в гугле показал такие цены:

Надеюсь, что за минувшие 15 лет там значительно улучшился уровень сервиса - заработали биотуалеты, появился бесплатный вайфай, кафешки на пути стали более удобными. Но всё-таки я не понимаю: зачем надо ехать на автобусе, если поездка в купе стоит в районе 1500-2000 рублей? Правда, это цена за поездку на верхней полке и по невозвратному тарифу.

Хороший пример

До пандемии я много путешествовал. И одним из любимых и недорогих способов перемещения были поездки на автобусах по Европе. Двухэтажные автобусы FlixBus очень удобны при поездках на 150-300 километров. Там был туалет, вайфай, удобные сиденья. На автобус можно приобрести билеты через интернет, причём действовала очень хорошая система скидок. Через сайт и приложение можно было узнать, где находится нужный автобус и когда он приедет на мою станцию.

FlixBus - не единственный крупный европейский перевозчик. Они постепенно укрупняются и разрастаются, создавая конкуренцию поездам, проезд на которых стоит заметно дороже. Если бы в России были такие автобусные компании, я бы ими пользовался. Но я бы не стал ездить на таких автобусах на дальние расстояния.

Вам слово!

Путешествовали ли вы на междугородних автобусах в Москву? Чем они вам запомнились? Ради чего сейчас люди выбирают автобусы вместо поездов?

Ссылки

На форумах есть огромная тема про автобусные перевозки между Чебоксарами и Москвой. Можете там найти много информации.

А в рубрике "Воспоминания о Чебоксарах" много других воспоминаний: https://cheb.ru/news/vospominaniya/

Алексей Радченко, 12 июня 2022 года

Profile CardPM
  -5/+47  
alexey
post Jun 12 2022, 10:59 
Отправлено #2


-

Сообщений: 66 349
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



В телеграм-канале я анонсировал написание этого воспоминания: https://t.me/blog21chat/97195

Приведу некоторые написанные там воспоминания:

Наталия Ануфриева: "Мммм, аромат мужских носок после двухнедельной вахты вкупе с перегаром...
Я на сессии гоняла на них в свое время (2008-2014). В последнее время ездила только на Попутчике, больше всех компания нравилась: и 11 поездку в подарок получала, и пьяных водители не сажали в автобус.
Выбор фильмов и сериалов для пассажиров это конечно отдельная тема. Помню как с утра, когда возвращались в Чебоксары, нам включили "Хатико". Полавтобуса ревело))))"

Татьяна Клементьева: "Разблокированы воспоминания о пятичасовой пробке на выезде из Москвы. Это был последний автобус, пьяные вахтовики ехали даже без сидячего места, а с нами были двое маленьких детей. А что вы знаете о треше ? 🤡"

Дарья: "Я ездила на автобусе из Спб в Чебоксары. Компанией Чувашавтотранс. Помню, мы тогда не успели купить билет, тк было лето, а нас резко отправили домой после подачи документов. Искали знакомых в этом чувшавтотранс, нашли. И нам продали по полной ставке места, как раз две штуки, которые были всегда и у всех водителей, как места для семьи.
Автобус был старый и вонючий. Туалета и кондиционера, как и тв там не было. Водители-оба чересчур тучные люди, два человека. Спального места для водителей не было тоже.
В общем, схема у них была такая, первые два кресла были практически разложены в горизонтальную линию. На них они накидали матрасов и там спали. А нам продали два места, как раз за этой «кроватью», которую не собрали за всю поездку ни разу. Оба водителя были одеты в шорты и Майки-алкоголички, тк на улице была страшная жара. Окна в автобусе все были закрыты, люк тоже. И открывать их запрещали водители, тк у них мол радикулит.
Когда мы выехали из спб, почему-то рейс пошёл через мск. И там по пути кто-то должен был выйти и кто-то зайти. И как раз таки до мск мы встряли в жуткую пробку и водители явно отставая от графика, не делали остановки на протяжении 6 часов. Мы то с подругой вообще сидели зажатые, как в гробу. Водитель ещё кувыркался там на этой «кровати», в итоге мы ещё и все колени отбили.
Людям уже плохо было, все хотели пить и по нужде, раз 5 подходили к ним, чтобы сделали остановку.
По итогу, один мужчина подошёл в последний раз и сказал, что если прямо сейчас не будет остановки, то он насрет прям тут. У него живот крутило. Водители психанули и сделали остановку через минут 5, в чистом поле, где кроме бруснички ничего и не росло.
Это была жесть.
Навсегда запомнилась эта картина: абсолютно отчаявшийся мужчина в позе орла, дрищет на одинокий куст брусники в двух шагах от двери автобуса, а мимо вышагивает колонна измученных, шокированных пассажиров, выходящих из автобуса…
П.С. Шея после этой поездки две недели не поворачивалась.
Был, кстати, 2013 год."


Сообщение отредактировал alexey - Jun 12 2022, 20:32
Profile CardPM
  0/+22  
coff
post Jun 12 2022, 11:19 
Отправлено #3


Активный

Сообщений: 3 482
Из: Чебоксары



Были времена. Челноки, бухающие шабашники, многочасовые пробки на ш. Энтузиастов. Один раз автобус сломался после Владимира, пришлось несколько часов ехать стоя на следующем. А какие кафе по дороге... Помню поел борща вечерком, весь следующий день туалеты по Москве искал.
И эта регистрация на 3 дня то еще развлечение было. Разок даже забрали в отдел, полдня там провел...
Profile CardPM
  0/+5  
D-legate
post Jun 12 2022, 11:20 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 4 778
Из: станция Москва-резиновая



Интересно почитать коменты людей, которые постоянно ездят этими автобусами последние лет 20. Я подозреваю, что за это время там ничего особо не изменилось.

--------------------
The time is now, or whenever
Profile CardPM
  -6/+2  
sergey1448
post Jun 12 2022, 11:24 
Отправлено #5


Завсегдатай

Сообщений: 580



Цитата(alexey @ Jun 10 2022, 11:50)
Билет на поезд нельзя было купить через интернет, и потому, приезжая утром на поезде на Казанский вокзал, часть пассажиров поезда сразу бежала к кассам, чтобы купить билеты назад в Чебоксары.
*

Минуточку!
Если пассажир заранее знал, когда ему нужно выезжать обратно, он мог купить обратный билет ещё в Чебоксарах, в любой ж/д кассе или в трансагентстве, хоть за 45 суток. Уже в 80-х была такая возможность, сам всегда так ездил.
Profile CardPM
  0/+16  
alexey
post Jun 12 2022, 11:28 
Отправлено #6


-

Сообщений: 66 349
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(sergey1448 @ Jun 12 2022, 11:24)
Минуточку!
Если пассажир заранее знал, когда ему нужно выезжать обратно, он мог купить обратный билет ещё в Чебоксарах, в любой ж/д кассе или в трансагентстве, хоть за 45 суток. Уже в 80-х была такая возможность, сам всегда так ездил.
*

Не знаю. Я помню забеги большого количества людей из чебоксарского поезда, приходящего на Казанский вокзал к кассам. Для покупки обратного билета. Странно представить, что все они не знали про описанную Вами возможность.

Но всякое может быть.
Profile CardPM
  -3/0  
coff
post Jun 12 2022, 11:31 
Отправлено #7


Активный

Сообщений: 3 482
Из: Чебоксары



??????(alexey @ Jun 12 2022, 11:28)
Не знаю. Я помню забеги большого количества людей из чебоксарского поезда, приходящего на Казанский вокзал к кассам. Для покупки обратного билета. Странно представить, что все они не знали про описанную Вами возможностей.

Но всякое может быть.
*

Там странная система с бронью была, часть билетов была забронирована и не доступна. В продажу поступали в последний день

Сообщение отредактировал coff - Jun 12 2022, 11:37
Profile CardPM
  0/+9  
RefS
post Jun 12 2022, 11:31 
Отправлено #8


Эксперт

Сообщений: 869



Ездил на автобусах в Москву десятки раз, никогда проблем не возникало вообще.
Никаких замен автобусов, никаких дебошей и т.п. Даже поломок ни разу не было.
В молодости это реально удобнее чем на поезде, именно по причине сел и поехал.
Цены кстати перед отправлением могли снизить до 50%, но не всегда, иногда народу бывало много.
Кроме того поезд выезжает раньше, а приезжает позже. Это важно, когда едешь транзитом через Москву и тебе нужно быть там к открытию метро или утренним электричкам.

Потом я правда пересел на машины с блаблакара)

Сообщение отредактировал RefS - Jun 12 2022, 12:07
Profile CardPM
  0/+10  
alexey
post Jun 12 2022, 11:46 
Отправлено #9


-

Сообщений: 66 349
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(RefS @ Jun 12 2022, 11:31)
Никаких замен автобусов, никаких дебошей и т.п.
*

У меня дебоши случались где-то в 40% поездок.
Был ещё лайфхак - на местах спереди автобусов дебоши не так сильно ощущались, потому что шабашники сидели в основном сзади. И для сидящих спереди дебош сзади воспринимался как "Что-то там орут по ночам".
Profile CardPM
  -3/+3  
slifffka
post Jun 12 2022, 11:47 
Отправлено #10


Активный

Сообщений: 6 135
Из: подмосковья



Один раз ехала 31 декабря (утренний рейс) в пустом черкизовском автобусе. smile3.gif

--------------------
Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона
Profile CardPM
  0/0  
slaw154
post Jun 12 2022, 11:53 
Отправлено #11


Активный

Сообщений: 1 144



Автобусы очень старые, выжимают последние ресурсы, шины лысые. Году в 2017 по пути в Москву сломались аж 3 раза, ладно хоть не зима была. С тех пор зарёкся на автобусах ездтить.
Profile CardPM
  -1/+1  
хой
post Jun 12 2022, 11:55 
Отправлено #12


Apple Service

Сообщений: 10 745



всем кто в нулевые ездил в москву хорошо знакома фамилия Мадиков lol.gif
на икарусах и развалюхах хыркасы - москва накатались
Profile CardPM
  0/+7  
ДАНИЛ2006-2012
post Jun 12 2022, 11:56 
Отправлено #13


Постоялец

Сообщений: 284



В автобусе от Якоря ездил там были Водители я Сергей и Володя номер 902 они шабашников пьяных вообще не сожали. И перед отездом сразу предупреждали если что сразу на выход.
Вот с ними отлично было ездить и автобус чистый и не шумят не буянят.
Ездили они до Измайлова.

--------------------
1
Profile CardPM
  0/+7  
Giga77
post Jun 12 2022, 12:05 
Отправлено #14


Активный

Сообщений: 1 353



В 90е многие (вкл. меня) не шабашники после поездки даже в Ульяновск на стареньких экарусах уяснили одно: лучше переплатить за поезд, чем так мучатся на дальние расстояния. Старые кресла превращали спину с 5ой точкой в мучения на сутки вперед, все смахивало на орудие пыток, про запахи и выхлопы старых автобусов даже вспоминать не хочу.
p.s На заднем ряду могли ехать только продвинутые токсики, т.к. кислорода там было всегда меньше чем CO2, выхлопы- евро 0. biggrin.gif

Сообщение отредактировал Giga77 - Jun 12 2022, 12:11
Profile CardPM
  -2/+11  
Davva83
post Jun 12 2022, 12:31 
Отправлено #15


Завсегдатай

Сообщений: 626



летать никто не пробовал?😆
Profile CardPM
  -5/+1  

4 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения