Следующая остановка в селе Курай. Это перевалочная точка для посещения ледника Актру. Заброска до альплагеря на УАЗ-козлике 6000, на буханке 8000. Мы скооперировались с соседями на турбазе и поехали на буханке. Сама дорога по дикому бездорожью уже как аттракцион. Но машины подготовлены основательно и после 1,5 часовой тряски мы на месте. Красоты на леднике неописуемые. В тот день еще повезло с погодой, солнечный день и, самое главное, на время пропала дымка от сибирских пожаров, которые бушевали в то время.
Голубое озеро, популярное место у автотуристов, из-за близости к трассе. Проход к озеру платный, 100 с человека. Вообще, алтайцы предприимчивые ребята, почти на все природные объекты сделали платный проход. Но за чистотой следят. И больше всего они не любят, когда на каком-нибудь камне появляется надпись: «здесь был Вася». Это расценивается как оскорбление природы.
Ещё одно популярное место у автотуристов – Марс. Это разноцветные слоистые глиняные отложения с примесью песчаника. Проход стандартный: 100.
Далее по Чуйскому тракту горные массивы уступают место степям. Чувствуется дыхание Монголии. В районом-центре Кош-Агач уже больше казахского и монгольского колорита.
Доехав до границы с Монголией, решили съездить туда на денёк. Арендный авто можно эксплуатировать только в пределах Республики Алтай, поэтому договорились с попутной машиной; пограничником, который любезно предоставил место для стоянки в своем дворе. Но вот незадача, забыл загранпаспорт дома. Утешили себя покатушками по степи с разглядыванием кругов из камней. Пограничник посоветовал нам посетить турбазу Застава, уяснили и поехали обратно.
Следующей целью нашего маршрута стало Телецкое озеро. Чтобы туда доехать, нужно в посёлке Акташ повернуть в сторону поселка Улаган. Прекрасная дорога Чуйского тракта сменилась каменистой грунтовкой, ceed напрягся. В сумерках доехали до турбазы Застава. Ну очень колоритное место. Хозяина все зовут Михалыч. Родом из чувашского башкирского села, служил пограничником на границе с Монголией, пустил корни на Алтае. Распорядок на базе такой: 8 утра сбор на поляне, Михалыч играет на гармошке гимн, постояльцы поднимают три флага на флагштоке, далее все идут доить коз, после, козье молоко заноситься в пирамиду и заряжается благодатной энергией)) Далее, совместная готовка, общий котел.
Михалыч везет нас к отшельнику. Расспрашиваем его про быт. У отшельника целая мастерская, где он делает ножи, добывает в лесу редкие корни, охотиться. Дал пострелять из старинной винтовки, угостил нас маральими мозгами. А ребята из Москвы, которые были там в прошлом году, привезли ему в подарок пвх-лодку.
Из всех турбаз, которые мы посетили на Алтае, Застава намбер уан. Вот что значит, когда хозяин подошёл с душой к своей работе. Обязательна к посещению.
Снова в путь и впереди нас ждет очень крутой и извилистый перевал Кату-Ярык. Ceed напрягся сильнее. Спустившись в долину реки Чулышман, едем в сторону Телецкого озера. И тут Бог сусликов покарал нас за сбитого суслика. В колее дороги из травы затаился камень, который я не заметил. Знатно на нем подскочили: повреждена выхлопная система, датчик топлива и помят бензобак. Доехали до турбазы на берегу Телецкого озера.
В запасе до вылета у нас оставалось два дня. Теоретически, на исправной машине мы могли вернуться обратно, подняться на крутой Кату-Ярык и по Чуйскому тракту за день доехать до Горно-Алтайска. Но на такой машине нет. Решили плыть на пароме на северный берег и там расстояние до столицы республики было гораздо ближе. Выяснилось, что в день плавает два парома: один 11-ти местный, второй 4-ёх местный(9000 машино-место). И очередь на места занимаются за неделю вперёд.
Хозяйка турбазы сказала: «ну не зря меня называют королевой паромов». Позвонив паромщику, попросила как-нибудь впихнуть наш ceed. Утром на причале скопилось порядка 30-ти машин. Приплыл наш 4-ёх местный паромчик, по списку начали заезжать машины. И, о чудо, паромщик позвал нас! Привязали ремни к колесам и развернули машину на 80 градусов поперёк борта. Так 4-ёх местный паром превращается в 5-ти местный. Концовка поездки получилась такой же напряжённой, как и начало.
В первом же автосервисе на трассе нам подлотали выхлопную систему, да так, что сдали машину без проблем.
P.S. Через неделю мне позвонили из проката. Новые арендаторы пожаловались на состояние машины. Прокат провел целое расследование, по GPS нашли автосервис, где мы ремонтировались, выяснили у них подробности. Предложили компромисс в виде 18000 на покупку бензобака.
Горный Алтай невозможно изучить за одну поездку в 14 дней, здесь еще столько удивительных мест и людей, приятных путешествий.