Прогулка вокруг Южного поселка, вдоль леса и рек Шалмас и Кукшум
Южный поселок находится между двух рек - Кукшум и Шалмас. Вокруг него можно пройтись по интересному маршруту, увидев много всего необычного для городского жителя, уставшего от дорог и многоэтажек.
По этому маршруту я гулял 17 октября вместе с молодыми архитекторами. Длина маршрута - 12 километров. Время в пути - 3-4 часа. Важно, что маршрут кольцевой - вы вернётесь туда, откуда его начали. Я уже ходил по нему в прошлом году, потому будут как осенние так и летние фотографии.
Прогулка началась в чебоксарском аэропорту. Это просто точка старта, где можно оставить автомобиль.
Удивительно, но новая платная парковка во многом заполнена. День размещения машины там стоит 120 рублей. Говорят, что многие оставляют там машины во время коротких поездок в Москву. А я припарковался прямо на площади Скворцова - там было много свободного места.
Из аэропорта дорога вела в сторону Альгешево.
Первой достопримечательностью на пути стала эта труба:
Это не мост, а труба с приваренными перилами для людей, которые эту конструкцию обслуживают:
Но это не останавливает желающих погулять там. Сейчас у трубы не стало зарослей со стороны Альгешево, так что и в качестве моста она также вполне сгодилась.
Сам я прошёл по грунтовой дороге рядом, перейдя речку Шалмас, выступающую в роли границы между Южным и Альгешево:
За речкой начались коттеджи с охраняющими их совсем не злыми собаками:
Здесь в редких общих дворах необычное благоустройство:
Среди простых коттеджей стоит огромный особняк:
От которого начинается главная достопримечательность этого района - длинный пешеходный мост:
И открывает дорогу над рекой длиной в 200 метров! И высотой около 10 метров на максимуме.
Интересный объект, на котором можно стоять и любоваться природой вокруг, делать фотографии и просто ходить по нему между районами:
К своему стыду, я не знаю историю этого моста. В каком году и кто его построил? Дорого ли он стоил? Но ходить по пешеходному мосту нестрашно, хотя местами он и требует ремонта.
Побольше бы таких мостов, увеличивающих пешеходную связанность районов между собой. Мост отлично показывает, что для обеспечения этой связанности необязательно тратить сотни миллионов рублей. В Чебоксарах много необычных мостов - смотрите публикацию "Десять самых необычных мостов и мостиков в Чебоксарах".
Обидно, что в городе нет ни одного подвесного моста. Висячий мост не только связывал бы районы между собой, но и выступал бы своеобразным туристическим аттракционом. В Чувашии больше двух десятков подвесных мостов, многие из которых привлекают городских жителей. Интересно приехать к такому мосту, походить по нему, сделать фотографии. Висячие мосты бывают разной длины - самый длинный в Алатыре длиной 124 метра!
После моста нас ждал коллективный сад "Коммунальник-3" - аккуратный, но не очень интересный.
В прогулках мне нравится, когда картинка перед глазами меняется. Неинтересно долго идти по лесу, частному сектору и даже по набережной. А вот их смена не даёт заскучать.
Единственное, о чём я не скучаю во время прогулок - это автомобильные дороги. Они являются источником шума и пыли, и потому не хочется не только ходить вдоль оживлённых дорог, но и пересекать их. Дорожки под мостами и в стороне от главных магистралей куда приятнее. А главное - по ним можно перемещаться без обходов и ожиданий на переходах.
Под дамбами есть труба для стоков. Если бы строили не только эти трубы, но и небольшие проходы для людей, это сделало бы маршруты вдоль малых рек удобными. Люди гуляли бы по ним на другом уровне с автомобильными дорогами:
К счастью, улицу Орлова пройти несложно. Там сразу около подъёма расположен пешеходный переход. Не нужно совершать крюк и нарушать правила дорожного движения:
Перейдя дамбу, мы оказались в другой части реки Шалмас. Про неё я уже делал репортаж: "Прогулка между Южным и Альгешево вместе с Любовью Васильевной". Любовь Васильевна - активист, которая следит за территорией и борется с мусором и другими проблемами там.
17 октября Любовь Васильевну мы не встретили. Однако были заметны позитивные изменения на этой территории за прошедший год. На спусках к речке появились лестницы:
Стало меньше мусора. Хотя при большом желании его всё-таки можно найти:
В целом пойма реки Шалмас в этом месте похожа на парк, по которому приятно гулять.
Особенно красиво тут летом:
Со стороны улицы Никитина есть гаражи, у которых устроили несанкционированную свалку. Но, кроме этого места, всё относительно хорошо.
Тут даже поляны для пьянок почти без мусора:
Очень спокойная и уютная территория.
Через реку Шалмас проложено много простых мостиков. Люди ими активно пользуются:
Пройдя эту "парковую зону", мы вышли на пешеходную дорожку из Альгешево в Южный:
Эта часть Южного имеет народное название Пентагон из-за базы ОМОНа, спецприемника и силовиков, которым тут давали квартиры. Есть даже детский сад для сотрудников МВД.
Но эти "достопримечательности" мы смотреть не стали и прошли мимо школы №3 с большим количеством памятников и жэк-арта во дворе:
К пруду у Ворошиловского леса:
Очень понравилось, что территория школы №3 не закрыта. И местные жители могут ходить через неё. В 2020 году в этом плане всё было хуже:
Сам же пруд оказался прекрасным местом. Люди кормят тут уточек:
Пожилые люди сидят на скамейках (жалко, что скамейки без спинок):
В воскресенье днём тут было очень уютно и многолюдно:
Сам Ворошиловский лес оставляет желать лучшего. Но это площадка, куда в ближайшие годы должно прийти благоустройство.
Очень хорошо, что в Южном посёлке сохранён лесной массив. В будущем он бы мог стать частью зелёного пояса:
Перейдя улицу Ашмарина, мы пошли дальше по лесу. Следующей "достопримечательностью" стал троллейбусный парк:
Троллейбусных парков в городе несколько, но именно этот имеет очень невысокий забор. Хоть и с колючей проволокой:
При желании вы можете фотографировать троллейбусы через него, либо встать на корточки и посмотреть как парк устроен. По-моему, троллейбусные парки - очень интересный объект. Я бы с радостью записался на экскурсию, если бы таковые проводили.
А ещё по улице Магницкого есть дворик с необычным благоустройством на краю леса:
И здание бани:
И другие необычные здания:
Южный посёлок - самобытный район. И там много чего можно посмотреть. Но с круговым маршрутом нет времени на отходы в сторону.
Там сейчас строят первый 16-этажный дом. Если такая застройка возможна и не мешает зоне аэропорта, то вскоре тут появится много высоток.
Обычно я хожу по красному маршруту, но в этот раз решили пройти по мостику через речку Кукшум (синий маршрут):
И мне синий маршрут не понравился. Мостик, конечно, хороший:
С него открывается красивый вид на пойму Кукшума:
Но потом выходишь к гаражам. Вдоль которых идти неприятно. Гаражи в этом месте железные, временные:
На них нарисовано много рекламы вида: "Куплю гараж":
Некоторые гаражи уже снесены:
Понятно, что территория образовалась тут из-за линии ЛЭП. Линия эта никуда не денется. Но от гаражей вдали неё могут избавиться и застроить территорию вдоль ЛЭП 16-этажками вроде той, что сейчас возводится на Южном. Места хватит на жилой комплекс такой, как "Кувшинка".
Со стороны гаражей открывается такой вид на Кукшумский пруд. Берег в этом месте высокий:
Сюда можно приезжать на машине и любоваться природой, поедая наборы из Мак-Авто :)
Гораздо приятнее идти с другой стороны пруда (по красному маршруту):
Там пруд открывается с лучшей стороны и гаражей вы почти не увидите:
На пруду расположена база отдыха, сотрудники которой вроде как следят за чистотой. Зимой тут катаются люди на коньках, и в целом кипит жизнь.
Есть полевая кухня. И в прошлые годы я видел катамараны.
Но купаться запрещено:
Дальше по пути есть ещё один меньший по площади пруд:
Он расположен всего в паре сотнях метров от Эгерского бульвара:
А вот и подъём на бульвар. Моментально оказываешься в городе.
Где разочаровывает отсутствие пешеходного перехода на другую сторону бульвара:
Люди переходят Эгерский бульвар после некоторого ожидания - через 1-2-3 минуты возникнет ситуация, при которой автомобилей на дороге не будет. Но можно совершить крюк в 500 метров, потерять много времени и пройти участок по правилам. К счастью, это единственный подобный участок на этом маршруте. В дальнейшем путь выглядел так:
Мы дошли до Кадетского парка:
Золотой осенью парк прекрасен. Тут пасутся козы, гуляют люди:
Наблюдается рельеф и красивые деревья:
Это с одной стороны. А с другой - частный сектор Южного посёлка с улицей 4-я линия Ермака:
На краю парка есть пустующая база:
Иллюстрирующая теорию разбитых окон:
Место от этого кажется угрожающим и менее безопасным:
Кукшум - самая густонаселенная река в Чебоксарах. Но она же находится в самом плохом по сравнению с другими малыми реками состоянии. Тут уже не так чисто, как на речке Шалмас. И в целом не покидает ощущение, что находишься не на природе, а в промзоне.
Со стороны Южного люди укрепляют участки как могут:
По пойме реки проложили дорогу из рубероида:
Она привела нас к очередному мосту:
С которого Кукшум выглядит так. Внизу у реки играли дети:
Мост вывел нас к пруду, который выглядит токсично и осенью:
И летом:
И дальше представилась возможность пройти по частому сектору Южного посёлка. Откуда открывались красивые виды на город и деревню:
Это отличное место, чтобы снять соседство города и деревни. Тут есть и бабушки с козами:
И домики на фоне многоэтажек:
И проходы вдоль заборов:
И много других колоритных объектов деревенского быта.
В конце же этого пути вы выйдете к Бауманскому лесу:
И сможете выбрать два варианта маршрута: красный - через Бауманский лес, если к тому моменту устанете. Или синий - вдоль Кукшумки и Солнечного района:
Я предпочитаю второй вариант с красивыми видами на реку:
Большим числом гуляющих горожан:
Соседством города и леса:
И длинным забором, который их отделяет:
Забор действительно очень длинный. И выбрав одну из сторон, на другую вы перейдёте уже нескоро:
Раньше эта территория была лучше. А сейчас понастроили домов:
Идти вдоль поля было не так интересно. А в Бауманском лесу именно на этом участке нашего пути небольшой овраг.
Нужно будет лучше проложить маршрут:
Хорошо наблюдать Солнечный район на расстоянии:
Можно добраться до ветеринарной станции. Она сейчас работает?
И замусоренного автодрома ДОСААФ:
Мусор сдувает сюда со свалки:
У конечной троллейбусной остановки можно перейти дорогу:
И дойти до аэропорта:
Маршрут закончен и закольцован. Я получил немало удовольствия от прогулки и чередования деревни и природы. Я уже не первый раз здесь хожу, и мне очень нравится. Хотелось бы проложить похожие маршруты по другим частям Чебоксар.
Если в каких-то названиях и другой информации есть ошибки - прошу их поправить. Всё-таки я не знаю Южный посёлок и его окрестности, как местные жители.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Если в каких-то названиях и другой информации есть ошибки - прошу их поправить. Всё-таки я не знаю Южный посёлок и его окрестности, как местные жители.
а если в следующий раз будете там проходить в выходные дни, то добро пожаловать на южный рынок
На месте дамбы из Альгешево в Южный вроде мост должны были строить, не? Здесь же на сайте ссылка была тендер, вроде, лет 5-7 назад.
Это было обещание "усатого" глазного врача перед выборами, автодорога, пешеходная зона, освещение и прочие радости для местных жителей, выборы прошли глазнюк в Москве, все остальное на месте.
--------------------
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров...
На месте дамбы из Альгешево в Южный вроде мост должны были строить, не? Здесь же на сайте ссылка была тендер, вроде, лет 5-7 назад.
Всё таки построят наверно,заставляют убрать гаражи вдоль этой дороги. Если это приведёт к переносу конечки 52 маршрута будет хорошо,достали под окнами трещать.
--------------------
Услуги крана-манипулятора до 10 м, г/п 5 т.89278654666
Жаль, что такие красивые места, как участок на Магницкого застраивают таким "неграмотным" домом с точки зрения архитектуры. Как-то было обсуждение о планах застройки всего Южного и Альгешева и там была высказана концепция, что Южный - малоэтажное строительство (таунхаусы ,4-5 этажные), а Альгешево - многоэтажное, как продолжение к уже существующему. Но и частный сектор как бы жалко тоже..
--------------------
https://wiki2.org/ - пожалуй, лучше, чем Википедия.. Всё тайное когда-нибудь станет явным..