"Трамвай: лучший транспорт для полумиллионного города"
Мечты об удобном общественном транспорте.
Без развития общественного транспорта проблему пробок не решить. А, чтобы люди пересаживались с личного транспорта на общественный, последний должен становиться удобнее.
Трамвай
— самый удобный вид общественного транспорта
для полумиллионного города. Он обладает прекрасной провозной способностью, движется на хороших скоростях и занимает
не так много места на дорогах.
И, если
бы у Чебоксар было очень много денег,
то следовало бы строить и развивать трамвай.
Выше,
чем у скоростного трамвая провозная способность
лишь у метро и электричек, но первое
стоит в десятки раз дороже трамвая,
второе — транспорт для больших расстояний.
«Ведра
на колёсах»
Многие считают, что трамвай — это старое ведро
на колёсах. Трамвайные системы были во
многих городах Советского Союза, и, если
какие-то из них сохранились, то представляют
из себя жалкое зрелище. По городам на
медленных скоростях с трудом ездят
вагоны 50-летней давности, а стрелки на
них вагоновожатая передвигает ломом.
Такой трамвай стоит вместе со всеми в
пробках, а водители испытывают боль,
когда проезжают трамвайные пути.
Но это
старые трамваи. Новые к ним имеют мало
отношения. Общего в них долгий срок
службы вагонов, отчего трамваи долговечнее
троллейбусов и автобусов.
Новые
трамвайные системы совсем не такие - они
ездят по выделенным линиям и развивают
хорошие скорости. Трамваи чья средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения превышает 24 км/ч называют «скоростными трамваями».
Чем же
трамваи лучше троллейбусов и автобусов
Они
удобнее для пассажиров — там просторные
салоны, много сидячих мест, у трамвая
тихий ход и почти нет вибраций и шума.
Из-за движения по рельсам трамваю надо
меньше пространства для манёвров — он вполне может
проезжать в 10 сантиметрах от здания. В
трамваях можно скреплять несколько
вагонов, регулируя их количество в
зависимости от пассажиропотока.
Если трамвай - главный вид городского наземного
транспорта, то дорожную систему
подстраивают под него, и трамваи
ездят по выделенным линиям, им включают
зелёный свет на светофорах, так что
нормальная трамвайная система может
хорошо соблюдать расписание.
Соблюдение
расписания очень важно для пассажиров.
Скажем, приятно выйти в 07:32 из дома, в
07:36 быть на трамвайной остановке, в 07:37
сесть в трамвай, а в 07:52 гарантировано
быть в нужном вам месте. Без четкого
расписания дорога из дома на работу
может занимать гораздо больше времени.
Трамвай - очень экологичный вид транспорта. Он не портит воздух в городе.
Цена трамвая
Современные
трамваи по сравнению с автобусами и
троллейбусами стоят дорого. Строительство
трамвайных систем требует много денег
— на порядок меньше, чем метро, но
всё-таки огромных по сравнению с более
простым видом транспорта.
Примерная цены для понимания порядка:
Автобус - 10 млн. рублей;
Троллейбус - 18 млн. рублей;
Трамвай - 30 млн. рублей;
Помимо самих трамваев нужно прокладывать рельсы, выделять землю, организовывать островки для остановок по центру дороги. Всё это сильно не дешево.
Утешает лишь то, что трамваи имеют долгий срок эксплуатации, они могут ездить десятилетиями, и на
больших промежутках времени должны быть выгоднее автобусов и троллейбусов.
Выделенные
линии
Поскольку
важно, чтобы трамвай ездил быстро и по
расписанию, их обычно пускают по
выделенным линиям, на которые другие
виды транспорта не заезжают.
Чтобы избежать пересечений трамвайных путей при выездах автомобилей с дороги, обычно
трамваи ходят по центру дороги, и на каждой
трамвайной остановке есть платформы,
на которых удобно ждать трамвай, и пол
на уровне входа.
Трамвай перевозит наибольшее количество пассажиров на улице, потому часто именно для него устанавливаются оптимальные циклы светофоров. Чтобы к моменту подхода
трамвая ему горел зелёный сигнал светофора, и трамвай мог проехать без лишних остановок.
Трамвайный
ренессанс
Европейские
страны также когда-то прошли через
массовую автомобилизацию. Автомобилей
становилось всё больше, для них не
хватало место на дорогах и парковках,
их расширяли. А ликвидация трамвайных
линий — отличный способ увеличить число
полос на дороге ещё на две.
Расширение
числа дорог давало в скором будущем
отрицательный эффект — на дороги
выезжало ещё больше автомобилей, они
создавали ещё большие пробки.
Уже в
XX веке в Европе произошёл
трамвайный ренессанс. Трамваи не только
начали возвращать обратно - они приобрели
большее значение, чем было до этого.
Бывает, что центр города делают пешеходным,
и единственный общественный транспорт,
который туда пускают — это трамваи.
Трамвай
стал символом удобного европейского
города, за что их очень любят туристы. Кажется, что европейские города удобнее российских во многим благодаря трамваям. Однако, трамвай - лишь одна из составляющих, просто расположенная на поверхности.
Возрождение
трамвая в России
В России
тоже постепенно возрождается трамвай.
Появились современные трамваи в Москве.
Запущен частный трамвай в Петербурге.
Восстанавливают трамвайные пути в
Краснодаре.
Впрочем,
это богатые города, равняться на которые
Чебоксарам довольно странно. Скорее мы
можем брать пример с Белгорода.
BRT - Скоростной трамвай для бедных
В городах,
которые не могут позволить себе трамваи,
строят выделенные линии для скоростных
автобусов. Автобусы-гармошки не имеют
столь высокой провозной способности,
но по выделенным полосам могут неплохо
разгоняться и соблюдать расписание.
Они обеспечивают пассажиров быстрой
возможностью доехать в другую часть
города.
Такую
систему построили в Белгороде.
Одна из популярных систем скоростных
автобусов находится в Стамбуле. Автобусов
в Стамбуле настолько много, что они
приходят на остановку буквально друг
за другом. И потом едут на больших
скоростях по мосту через пролив Босфор.
На месте
выделенных полос для автобусов
когда-нибудь можно будет проложить
рельсы и пустить трамваи. Главное,
сохранить участок, и не дать забрать
его под расширение автомобильных полос.
Чебоксары
— город бедный. И найти денег на постройку
трамвайных линий в нём может только
чудо. Но построить систему скоростных
автобусов как в Белгороде мы вполне
можем.
Проект
трамвая в Чебоксарах
В
Чебоксарах во времена позднего СССР
рисовали схему скоростного трамвая,
соединявшую Чебоксары, Новочебоксарск
и Мариинский Посад. Возможно, эта схема
была актуальна во времена огромных
заводов. Сейчас же в таком маршруте нет
никакого смысла.
Но у нас
в городе есть участки, на которых
наблюдается огромный пассажиропоток.
Например, между Чебоксарами и
Новочебоксарском.
Где строить трамвайные линии
Но
надеяться на то, что трамвай в ближайшие
десятилетия может появится в Чебоксарах
я бы не стал. Но надо планировать появление
скоростного транспорта на выделенных
линиях, проектировать его маршруты и
держать территорию под его появление.
Пусть даже процесс займёт десятилетия.
Трамвай очень хорошо смотрелся бы на Марпосадском шоссе и улице Советская в Новочебоксарске. Он идеально бы вписался по центру широких проспектов Тракторостроителей, 9-й Пятилетки, мира и Ивана Яковева. Там не пришлось бы даже серьёзно ограничивать автомобилистов. На карте они отмечены красным:
Для начала быстрый транспорт мог бы перевозить большие потоки людей из Новочебоксарска к центру Чебоксар.
Поскольку этот текст мечтательный, то планирующаяся третья серия мостов тоже должна быть с местом под трамваи либо выделенные линии для общественного транспорта. Их я отметил синим.
В других местах города есть бутылочные горлышки, и надо либо серьёзно ограничивать автомобили, либо как-то расширять магистрали. Но это также реально, если судить по опыту городов западной Европы.
Скоростные
трамваи нужно запускать там где есть
большие пассажиропотоки. Пускать же их
в малоэтажную застройку или частный
сектор — это «стрелять из пушек по
воробьям». Трамваи ходить будут, но
возить будут воздух.
Любовь
к метро
Жители
России очень любят метро. Многие из них
были Москве, видели столичный метрополитен,
который провозит немало людей, ходит
часто и вовремя, внутри него не холодно
и не льёт дождь.
Но метро
в десятки раз дороже трамвайных систем.
И даже для городов-миллионников (помимо
Москвы и Питера) оно зачастую не подъемно
по финансам. Построить то его могут, но
при небольших пассажирских перевозках
метро сжирает огромные деньги. При этом
поддерживая метро, города-миллионники
часто экономят на всех остальных видах
общественного транспорта.
Трамвай
может обеспечить пассажирам и скорость
и удобство. Более того ради его посещения
не надо долго спускаться под землю. И
подниматься.
Постскриптум
Я не являюсь автором озвученных выше идей, а лишь адаптировал их под чебоксарские реалии. Чтобы люди прочитали о трамваях немного в контексте нашего города.
В Чебоксарах можно мечтать о трамвае, но нужно проектировать линии скоростных автобусов, которые могли бы быстро перевозить большое количество людей. Которые в будущем можно перестроить в трамвайные линии. Без удобного и быстрого общественного транспорта невозможно нормальное городское развитие.
В трамваях можно скреплять несколько вагонов в один. И все эти вагоны будут управляться одним водителем, быстро ездить, перевозить большое количество пассажиров. И пассажирам будет это комфортно. Трамвай в таких условиях занимает меньше места на дороге.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
В трамваях можно скреплять несколько вагонов в один. И все эти вагоны будут управляться одним водителем, быстро ездить, перевозить большое количество пассажиров. И пассажирам будет это комфортно. Трамвай в таких условиях занимает меньше места на дороге.
Трамваю не нужна дорога, а прокладывать пути да ещё по асфальту - преступление считаю.
В трамваях можно скреплять несколько вагонов в один. И все эти вагоны будут управляться одним водителем, быстро ездить, перевозить большое количество пассажиров. И пассажирам будет это комфортно. Трамвай в таких условиях занимает меньше места на дороге.
Трамвай вообще ни сантиметра не занимает на общей дороге. Почему? Да потому что для него нужна отдельно выделенная построенная полоса или отжатое у общих дорог пространство! А так он белый и пушистый.
--------------------
"Скажи мне кто твой друг и ... вместе идите на ..уй." Д. Стэкхэм
Чушь полная! Троллейбусы более маневренны чем трамваи ("не трамвай, объедет"(с)). Чебоксарам нужны не огромные трамваи по нескольку вагонов, которые будут возить воздух, а компактные автобусы, которые ходили бы чаще. А эта высосанная из пальца тема создана исключительно ради увеличения числа просмотров на форуме.
Сообщение отредактировал Alexander771 - Dec 18 2021, 15:07