Особенности общественного транспорта в Новом городе
Photos
Ни для кого не секрет, что в компании «ИСКО-Ч» к троллейбусам относятся по-особенному и делают все чтобы они по Новому городу курсировали. О совместном сотрудничестве и новых маршрутах, о том, когда общественный транспорт пойдет к ЖК «Ялав» и о том, когда троллейбусы начнут курсировать между Чебоксарами и Новочебоксарском в нашем интервью с директором Чувашского транспортного управления Андреем Валерьевичем Васильевым и главным инженером предприятия Андреем Владимировичем Куликовым.
Photos
Андрей Валерьевич:
— Про Новый город я скажу следующее: там контактная сеть была смонтирована благодаря совместным действиям с компанией «ИСКО-Ч» и (тогда еще) Чебоксарского троллейбусного управления. Вообще, мы с застройщиком ИСКО-Ч давно взаимодействуем, все работы по монтажу контактной сети совместно планируем уже на этапе проектирования, начинаем работу параллельно со строительством жилых домов.
Photos
— В ЖК «Ялав» еще никто не живет, а троллейбус вокруг микрорайона, как мы знаем, уже ездил. Зачем запускать троллейбусную линию там, где еще нет жителей?
— Затем, что троллейбусная инфраструктура — это не только столбы и провода, это еще и подземные коммуникации с разветвленной кабельной сетью. Если откладывать контактную сеть на когда-нибудь потом, то придется вскрывать асфальт, делать проколы. Это затратно и менее эффективно. Вот почему компания «ИСКО-Ч» — один из немногих застройщиков, который понимает, что нужно не только строить жилье, но и развивать инфраструктуру, в первую очередь — транспортную. Такой подход нам очень нравится, и мы с этой компанией очень любим работать.
Первая контактная сеть в Новом городе была запущена в 2019 году, это был маршрут №3, который через Центр идет в СЗР, его протяженность составляет почти 34 км. Годом позже в Новый город был продлен маршрут № 20, соединяющий район с НЮР, Центром и ЮЗР. То есть фактически мы этими двумя маршрутами связали Новый город со всеми другими основными районами.
Photos
— До ЖК «Ялав» будут ходить оба маршрута?
— Пока мы планируем только маршрут № 3, но в случае необходимости готовы подключить и маршрут № 20. Мы постоянно анализируем пассажиропоток и смотрим, что еще можем изменить к лучшему. Последние грандиозные изменения схем чебоксарских троллейбусных маршрутов были в 2020 году, в этом году перемены ждут Новочебоксарск. Мы идем по пути слияния маршрутов и удлинения их, потому что людям не удобно делать пересадки. Например, раньше было невозможно проехать без пересадок из ЮЗР в СЗР, сейчас такую возможность предоставляют маршруты № 17 и 22.
— Троллейбус будет ходить вокруг ЖК «Ялав» или до него и обратно?
— Посмотрим, контактная сеть позволяет любые варианты. Мы стараемся делать новые участки универсальными, хоть слева направо, хоть справа налево.
Photos
— Вы готовы отправить до «Ялава» троллейбус сразу после того, как там появятся первые жители?
— Помните фразу из советского фильма «Хороший район построили, через 10 лет обещают троллейбусы запустить»? Так вот, с жителями «Ялава» такого не случится. У них общественный транспорт появится сразу после новоселья.
Сейчас протяженность обоих маршрутов по Новому городу составляет 5 км, и это современная контактная сеть. Для обычных людей, наверное, нет особых различий, но факт в том, что Новый город сегодня обслуживают самые современные тяговые подстанции, одна капитальная, другая очень необычная - модульная.
Андрей Владимирович:
— Мы впервые в Чувашии поставили тяговую подстанцию такого типа. На тот момент в Чебоксарах было двадцать подстанций, это двадцать первая по счету, и мы с компанией «ИСКО-Ч» остановились на модульном решении, по примеру Москвы. Во-первых, такая подстанция занимает меньше места, во-вторых, быстрее возводится, в-третьих, и строительство и обслуживание обходятся дешевле. Жизнь уже показала, что нет необходимости размещения там дежурного персонала, нет смысла подводить водоснабжение, канализацию. При этом и работа двигателей управления, и все остальные параметры подстанции отслеживаются, коммутация управляется, в аварийной ситуации диспетчер может дистанционно перевести резервное оборудование на рабочее. И по примеру этой подстанции уже ведутся работы по модернизации тяговой подстанции № 8, на модульную мы ее не заменим, но оборудование обновим. Также ведутся проектные работы по модернизации подстанции №1на улице Гагарина, которая была введена в эксплуатацию в 1964 году.
Андрей Валерьевич:
— С прошлого года выделено 266 млн исключительно на инфраструктуру, например, мы меняем сталь-алюминиевые провода на медные, ведь медь считается самым лучшим проводником тока. Такая замена сводит количество обрывов к минимум, что особенно актуально для сложных погодных условий вроде ледяного дождя. Причем сечение увеличивается с 85 кв. мм на 100, что снижает износ и потери энергии. Ставим современные стрелочные переводы, посмотрите наверх, например на перекрестке Ленина-Гагарина, какая там новенькая арматура, блестит, светится - радость для глаз. Это максимально загруженный участок города, по которому проходит 70% пассажиропотока.
Photos
— Хватает нам троллейбусов?
— Пока нет, но скоро все станет лучше. Благодаря совместному проекту с Дом.РФ и национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обновление парка стало реальностью. До конца года придут 92 современных низкопольных троллейбуса вместимостью до ста человек. Одна партия с малым автономным ходом — это когда троллейбус может пройти с опущенными штангами до 300-500 метров. Для того, чтобы объехать ДТП, например, или в случае обрыва контактной сети. Старые троллейбусы в случае аварийной ситуации просто вставали, затрудняя движение других транспортных средств.
Photos
И вторая партия — троллейбусы с удлиненным автономным ходом. Производители гарантируют не менее 20 км, фактически, это электробусы. Их современные производители позиционируют трех видов: с ультрабыстрой зарядкой (между станциями), с ночной подзарядкой и с динамической подзарядкой. Вот последние мы и ждем.
— Что такое динамическая подзарядка?
— Троллейбус идет под контактной сетью и параллельно заряжается. Закончилась контактная сеть, как в микрорайоне “Садовый” - водитель опускает штанги, троллейбус продолжает движение на аккумуляторе и продолжает зарядку при следующем подсоединению к сети. Таких троллейбусов пока в Чебоксарах 25 штук, и они обслуживают два маршрута: № 10 и №14. Маршрут №10 мы запустили в 2019 году, когда в городе появились первые троллейбусы с удлиненным автономным ходом, со временем продлили его до Альгешево. Маршрут оказался достаточно востребованным, по количеству перевезенных пассажиров находится в пятерке лучших по городу. Маршрут №14 интересен тем, что у него нет контактной сети на обеих конечных станциях: как в Ясной поляне, так и в микрорайоне Университет.
Photos
— Новые троллейбусы пойдут на замену или будут добавлены на маршруты?
— На замену пойдет 60 троллейбусов. Должен заработать мега-проект, чтобы связать Чебоксары и Новочебоксарск тремя межмуниципальными маршрутами № 60, № 61, № 62, там будет задействовано 80 троллейбусов. Помните опыт в 2020 году с маршрутом №100?
— Помним, что он быстро закончился.
— Потому что на таком протяженном маршруте четырех троллейбусов явно недостаточно. Пассажирам приходилось слишком долго ждать, а потом еще вмешался коронавирус, и мы тогда решили, что будет более эффективно использовать эти троллейбусы на чебоксарских дорогах. Но, наконец, время пришло, двадцать один троллейбус уже у нас в ДЕПО, идет приемка и обкатка. Планируем отправить их на маршруты во втором квартале этого года. Сразу скажу: не в апреле и первой половине мая, ориентируемся на июнь.
Photos
— Очень интересно. Ведь эти три маршрута тоже будут проходить мимо Нового города.
— Да, у жителей появятся альтернативные способы приехать и уехать, правда, придется немного пройти до Марпосадки. И конечно же, нам хотелось бы, чтобы эти маршруты им полюбились.
— Чем еще интересны новые троллейбусы?
— Цифровизацией. Все новые троллейбусы оснащаются валидаторами, чтобы можно было обойтись без кондуктора. Мы это прописываем уже в техзадании, чтобы потом не устанавливать их самостоятельно.
Photos
— Верите в сознательность наших граждан?
— Конечно, есть опасения, что выручка может упасть. Предупреждаю сразу: год-полтора назад штраф для “зайцев” увеличен со ста до пятисот рублей. Всех конечно не поймаешь, но контроль на линиях работает исправно. Другой элемент цифровизации - подсчет пассажиров, что позволит нам анализировать и сравнивать маршруты. Кроме того, мы сможем увидеть, сколько человек вошло-вышло, и сколько — оплатило проезд. Это послужит сигналом для ревизионной бригады. Подобные датчики в тестовом режиме уже работают на нескольких маршрутах. Видеокамерами и usb-зарядками уже, наверное, никого не удивишь. Но производители стараются повысить уровень комфорта не только для пассажиров, но и для водителей.
Photos
— Нам кажется или правда, что женщин-водителей троллейбусов стало меньше.
— Действительно, сейчас осталась только треть, раньше их было значительно больше. Затрудняемся сказать, с чем это связано. Мы в апреле набираем очередную группу курсантов по профессии водитель троллейбуса. Приглашаем всех желающих, кому уже исполнилось 21 год связать свою проф деятельность с “Чувашским транспортным управлением”. В период обучения выплачивается стипендия, иногородним предоставляется общежитие. Более подробная информация по телефону 56-28-91
Photos
Андрей Владимирович:
— В заключение хотелось бы сказать большое спасибо «ИСКО-Ч» за то, что компания уделяет больше внимание транспортной инфраструктуре Нового города. Потому что порой, когда приходит пора запускать транспорт в другие новые микрорайоны, оказывается, что и проехать там негде и места для остановок не предусмотрены. Мы очень рады, что в Новом городе все заранее проектируется. Это очень наглядный и показательный пример для других застройщиков республики.
А что там с троллейбусным кольцом, что на фото в Новом городе, которое сначала за бюджетные рубли и нехилый ценник построили, провели провода, поставили столбы, прокатили по нему троллейбус тестово. Словом, бабки освоили. А потом въезд туда закрыли и через 2-3 года раздолбали, сделали так и не открытый въезд в НГ. Кто делал проект, освоил рубли, а потом за госсчёт снова все переделал, не Иско-Ч ли?
А что там с троллейбусным кольцом, что на фото в Новом городе, которое сначала за бюджетные рубли и нехилый ценник построили, провели провода, поставили столбы, прокатили по нему троллейбус тестово. Словом, бабки освоили. А потом въезд туда закрыли и через 2-3 года раздолбали, сделали так и не открытый въезд в НГ. Кто делал проект, освоил рубли, а потом за госсчёт снова все переделал, не Иско-Ч ли?
Не делают - плохо, делают - тоже плохо. Предложения? Надо было строить без оборотного кольца и оставить дорогой в никуда? А приемку построенной контактной сети и подстанции как выполнять? Ждать тестового запуска троллейбуса ещё пару лет, пока не построят ул. Игумнова? Она вот до сих пор не открыта. Переделка из кольца в перекрёсток не такие большие расходы в сравнении со стоимостью всей улицы Игумнова. О каком освоении тут идёт речь?