4 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

Отважные путешественники прошлого. Как инф. технологии изменили туризм

alexey
post Aug 27 2020, 12:34 
Отправлено #1


-

Сообщений: 68 166
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Отважные путешественники прошлого. Как информационные технологии изменили туризм

ПримечаниеЭтот текст про информационные технологии. Он не затрагивает тему коронавируса, а также закрытых и открытых границ. Здесь сравниваются нынешние путешествия с тем, что было 15-35 лет назад.

Смотря на современные технические достижения, я поражаюсь тому, какими отважными людьми были путешественники прошлого. Ещё каких-то тридцать, двадцать и даже пятнадцать лет назад поездки были другими. Информационные технологии в корне поменяли их и упростили. Из 2020 года странно вспоминать о том, что было в прошлом вместо привычных нам сейчас возможностей.


Покупка билетов

Отважный путешественник прошлого приходил в кассу железнодорожного вокзала с паспортом, вставал в очередь, просил у кассира определенный тип билетов и приобретал их, если его всё устраивало. Бывало, что все билеты раскупали, и после ответа в кассе «мест нет» к вам подходил ловкий мужичок-спекулянт, предлагая поехать в полтора-два раза дороже. Потом для борьбы со спекуляциями на железной дороге ввели продажу билетов только на определенные имя и фамилию.

Присоединённое изображение
Железнодорожный вокзал в Чебоксарах, 2001 год

У меня есть такое воспоминание. Поезд из Чебоксар приезжает на Казанский вокзал в Москве, люди выбегают из него и на полной скорости бегут к кассам, чтобы купить билеты назад, — таким образом шансы уехать домой повышались. Или человек ехал в отпуск, приобретал билеты на самолёт в одну сторону, а билеты назад вынужден был покупать уже по дороге обратно. В высокий сезон билетов не хватало, и пассажиры днями жили в аэропорту, периодически дежуря возле кассы. Там иногда снимались брони, и билеты «выбрасывали» в открытую продажу.

Заранее спланировать время пути в таких условиях было достаточно сложно. И люди в СССР брали с собой в дорогу огромное количество еды.


Гибкость тарифов и услуг

Отважный путешественник прошлого приходил в билетную кассу или на вокзал/аэропорт, и там ему предлагали билеты по одной и той же цене. Вопрос заключался в том, есть они или нет. Всё остальное было весьма предсказуемо.

Присоединённое изображение
Расписание движение самолётов Чебоксарского аэропорта, 1981 год

Лоукостеры, хостелы, скидки, горящие туры — таких слов не знали. У продавцов билетов не было желания делать сложные маркетинговые предложения, так как оповещать о них можно было только в объявлениях в зале ожидания или в разговорах на кассе.

Присоединённое изображение:
 - y_8byk_5C_Q.jpg
 - Размер: 298,33кб, Скачано: 42
Расписание движения пассажирских судов от пристани Юрино, советское время


Бронирование гостиниц

Отважный путешественник прошлого приезжал в другой город, доставал бумажный справочник и начинал обзванивать гостиницы. «Алло! У вас есть места? — Нет», «Алло! Найдётся ли свободное место? — Только такое. — А сколько оно стоит?» Если цена устраивала, человек бежал сломя голову в сторону гостиницы, надеясь заселиться. Приезжая туда, он иногда выяснял, что нужное ему место только что заняли, но есть другое, в два раза дороже.

Присоединённое изображение
Дом иностранного специалиста, 1990 год (фото: М. Кудрявцев)

Гостиничный сервис был чудовищным не только из-за этого. Не было оценок гостиниц, обратной связи, от которой существенно зависит спрос на их услуги. Ну а если оценки отсутствуют, то нет смысла стараться — сойдёт и так. Помню, ещё в 2011 году во время поездки по России поиск нормальной гостиницы где-то за пределами Москвы был лотереей. Приходилось в каждом городе мучительно ездить по разным гостиницам и искать хоть что-то.

Вместо букинга были разные бабушки с «комнатами со всеми удобствами» и агентства на вокзалах и в аэропортах. На особом счету были родственники в Москве или на побережье Чёрного моря.

Относительно цен на гостиницы у меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны я нашёл немало свидетельств о том, что цены на гостиницы в позднем СССР были небольшие. Что можно было жить за 1 рубль в сутки, а люксовые номера стоили 5 рублей за ночь. И даже был запрет на проживание в 30 дней, чтобы советские люди не останавливались в гостинице слишком долго.

С другой стороны, уже при капитализме цены на гостиницы стали очень кусачими. И ночь в мало-мальской гостинице в Москве стоила как средняя чебоксарская зарплата за 1-2 недели. По крайней мере все мои заселения в гостиницу до появления букинга стоили каких-то сумасшедших денег.


--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -5/+17  
alexey
post Aug 27 2020, 12:36 
Отправлено #2


-

Сообщений: 68 166
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Мобильная связь и интернет

Уезжая куда-то двадцать лет назад, отважный путешественник из прошлого терял связь с родственниками и знакомыми. Он связывался с ними через кабинки междугородней связи, в каких-то случаях — через телефоны в гостиницах. Чтобы двум иногородним людям встретиться в незнакомом городе, требовалось проявить чудеса планирования и логистики. Из-за отсутствия связи возникало огромное количество недоразумений и переживаний, особенно в условиях, когда человек мог на несколько дней застрять в аэропорту в ожидании билетов.

Присоединённое изображение
Междугородние телефонные кабинки в отделении связи

Даже когда появились первые мобильные телефоны, долгое время были проблемы с роумингом — он либо не работал, либо стоил очень-очень дорого. Помню, будучи связистами, мы в 2000 году тестировали звонки из Нижегородской области в Чебоксары по мобильному телефону. Это казалось чудом.

Присоединённое изображение
В ГУМе у фонтана. Место встречи потерявшихся провинциалов в Москве

А что же было вместо мобильного интернета? Газеты, журналы, кроссворды, книги, которые пассажиры брали с собой. Люди не сидели, уставившись в экраны, а читали и возили с собой много различной бумаги. Фотографы брали фотоаппараты с запасом плёнки.


Карты

У отважного путешественника прошлого была хорошая память, записная книжка и набор бумажных карт и справочников. По нынешним меркам они были весьма примитивными и не столь актуальными. Карту дорог какого-то региона или примерный план города ещё можно было найти, но у большинства местностей никаких схем не было.

С такими картами или без них люди лучше ориентировались на местности, но гораздо чаще терялись и обращались к окружающим с вопросами вроде «Где находится остановка?» или «В какой стороне вокзал?».

Присоединённое изображение
Аэропорт Чебоксары

Это сейчас можно забрести в любую глушь по всему миру с картами maps.me, проложить маршрут, сохранить местоположения. Путешественники прошлого полагались на правило «язык до Киева доведёт». С одной стороны, это было не так удобно. С другой, люди вынуждены были чаще общаться с окружающими.


Деньги

У отважного путешественника из прошлого не было пластиковых карт. Он ездил с наличными деньгами и был более лёгкой добычей для мошенников и грабителей. Деньги старались спрятать. Например, шили тайные кармашки в трусах. Если в поездке требовалось совершить денежный перевод, надо было созваниваться, идти на почту.

Присоединённое изображение

Для пересылки денег существовали почтовые и телеграфные переводы. Почтовый перевод шёл несколько дней, телеграфный, с гораздо большей комиссией, доходил практически моментально — в течение нескольких часов. Напишите, если вы помните проценты, которые брали за перевод денег, а также более точные сроки доставки.


Туристическая информация

Вместо отзывов в интернете и роликов о поездках отважного путешественника из прошлого ждали бумажные путеводители (с далеко не всегда актуальной информацией), отзывы знакомых и редкие телепередачи. Восприятие многих мест в таких условиях было более стереотипным, а обмен информацией очень медленным.

Присоединённое изображение

Зато люди в таких поездках не приезжали на всё готовое, а чувствовали себя кем-то вроде первооткрывателей. Гораздо важнее было значение туристических клубов, ведь с их помощью шёл главный обмен опытом. Человек, который съездил в какое-то нестандартное место, мог много рассказать про него другим.


Современные материалы

Отважным путешественникам из прошлого были недоступны многие современные удобные вещи — лёгкие тёплые куртки, компактные сумки и быстровозводимые палатки. Многие вещи были суровые и тяжелые — кожаные чемоданы, дублёнки, брезентовые палатки. Зато некоторые из старых вещей были куда надёжнее многих современных.

Сейчас можно отправиться в другую страну с небольшим рюкзаком рейсом лоукостера или везти с собой большой чемодан на колёсиках. В прошлом приходилось возить с собой гораздо больше вещёй, а на крупных вокзалах были специальные носильщики, помогавшие перевозить вещи.


Такси

Понятно, что в прошлом не было никаких Uber'ов. И с таксистами на вокзалах приходилось долго и мучительно договариваться. Формально они должны были ездить «по счётчику», но на вокзалах делать этого никто не хотел. Потому с вас могли запросить самую разную сумму. И даже «по счётчику» поездки стоили очень дорого. По крайней мере, в сравнении с нынешними ценами на такси в России.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -5/+20  
alexey
post Aug 27 2020, 12:45 
Отправлено #3


-

Сообщений: 68 166
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Как повернуть время вспять?

Почувствовать себя отважным путешественником прошлого не так уж сложно: попробуйте полностью организовать и провести поездку без интернета, компьютеров, мобильной связи и смартфонов. Берите с собой бумажные карты вместо электронных, захватите в дорогу пару бумажных книжек. Ничего не бронируйте заранее. В какой-то мере это будет интересный опыт.

Очень много в современных путешествиях завязано на смартфон. Там билеты, карты, туристические приложения, средство связи и фотоаппарат. Когда я путешествую один, беру второй смартфон с резервными данными, стараюсь делать распечатки маршрутов, брони гостиниц и билетов, если это возможно. Так что если основной смартфон сломается, потеряется, разобьётся, я не останусь один без какой-либо информации в незнакомом городе и стране.


Вам слово!

Заранее прошу прощения за некоторые обобщения. Конечно, описанные ситуации могли разниться в зависимости от региона и периода времени. В Чебоксарах, например, были кассы аэропорта на проспекте Ленина, 32. И авиабилеты продавались там. Летом там собирались огромные очереди, зимой такого не наблюдалось.

Какое-то время в Чебоксарах работала система «Сирена» («СИстема РЕзервирования На Авиалиниях»), и приобретать авиабилеты стало проще.

Как вы путешествовали без смартфонов пятнадцать-тридцать лет назад? Оставляйте отзывы!

Буду рад вашим дополнениям и исправлениям.


--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -4/+11  
KAMAZ21
post Aug 27 2020, 18:09 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 7 506



30 рейсов раньше было blink.gif а ещё местные авиалинии.
У людей хватало денег, чтоб заполнять такие рейсы ...
Сейчас отважные путешественники оборудуют авто газом и едут на море ...
Цитата
И люди в СССР брали с собой в дорогу огромное количество еды.

Здесь подошла бы фраза не в СССР, а 40 лет назад. СССР не виноват в том, что не изобрели доступного интернета и мобильников.

--------------------
"Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность." В.И. Ленин
Я самый демократичный человек на свете. Если найдется кто-то демократичнее, я закрою ему рот и снова стану самым демократичным человеком на свете. (с) Жальченко
Profile CardPM
  -3/+11  
dmita
post Aug 27 2020, 18:17 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 15 908
Из: Чебоксары



Когда мне было 12, отец взял меня в Москву, где от Чувашкабеля он и еще два с ним работника обустраивали квартиру для командировочных от завода. Делали ее на Котельнической набережной. Я жила в квартире, которая была в состоянии ремонта 2 недели. Каждый день я раскладывала на полу две карты - карту транспорта Москвы и карту достопримечательностей Москвы. Выстраивала маршрут по достопримечательностям, которые хотела посмотреть, планировала по другой карте, куда и на чем мне надо доехать. На месте старалась брать всякие брошюрки, рассказывающие подробнее о той или иной достопримечательности. Эти брошюрки за рубежом и сейчас делаются. Куча брошюрок на каждом объекте... На второй неделе я чувствовала себя москвичкой, которая ориентируется в центре довольно неплохо. Иногда давала советы, как куда пройти, если спрашивали. Когда посмотрела, все, что хотела, папа отправил меня одну на поезде домой... Потом он рассказал обо мне одной знакомой тетке, которая жила в Москве. Она так возмутилась: "Ты что! Мы сами детей так никуда не отпускаем, а если вдруг что! А если изнасилуют?!" Тут мой папа испугался, но я уже была дома. Это был 1986 год, я была после 5 или 6 класса.
Ездила потом, когда мне было 14-15 лет в Пензу, билеты на поезд купить было не проблемой, но транспорт в Пензе был ужасный, впрочем, как и в Казани, автобусы после 10 часов не ходили...

--------------------
Profile CardPM
  0/+10  
alexey
post Aug 27 2020, 18:30 
Отправлено #6


-

Сообщений: 68 166
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(KAMAZ21 @ Aug 27 2020, 18:09)
Здесь подошла бы фраза не в СССР, а 40 лет назад. СССР не виноват в том, что не изобрели доступного интернета и мобильников.
*

Мобильников не изобрели. Но проблема была в отсутствии продуктов в дороге.
Это сейчас, если есть спрос из большого числа желающих поесть в пути, то есть и предложение. При плановой экономике с едой в дороге было тяжело.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -8/+3  
KAMAZ21
post Aug 27 2020, 18:33 
Отправлено #7


Активный

Сообщений: 7 506



Цитата(alexey @ Aug 27 2020, 18:30)
Мобильников не изобрели. Но проблема была в отсутствии продуктов в дороге.
Это сейчас, если есть спрос из большого числа желающих поесть в пути, то есть и предложение. При плановой экономике с едой в дороге было тяжело.
*

Так в статье про это написано не было.
Предыдущая фраза
Цитата
Заранее спланировать время пути в таких условиях было достаточно сложно.


--------------------
"Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность." В.И. Ленин
Я самый демократичный человек на свете. Если найдется кто-то демократичнее, я закрою ему рот и снова стану самым демократичным человеком на свете. (с) Жальченко
Profile CardPM
  -1/0  
D-legate
post Aug 27 2020, 19:58 
Отправлено #8


Активный

Сообщений: 5 178
Из: станция Москва-резиновая



Цитата(alexey @ Aug 27 2020, 12:34)
Отважный путешественник прошлого
*

Все-таки, написано с позиции ярого интроверта. На самом деле все было не так страшно.
А многие люди 50+ и до сих пор обходятся в путешествии без многих благ цивилизации, предлагаемых смартфоном и интернетом.

--------------------
The time is now, or whenever
Profile CardPM
  0/+15  
Q.J.
post Aug 27 2020, 20:21 
Отправлено #9


Кью. Джей.

Сообщений: 3 662



Цитата(alexey @ Aug 27 2020, 18:30)
Но проблема была в отсутствии продуктов в дороге.
Это сейчас, если есть спрос из большого числа желающих поесть в пути, то есть и предложение. При плановой экономике с едой в дороге было тяжело.
*

Да ладно. Как только народ не мёр пока до Владивостока доедет. facepalm_ani.gif На крупных станциях были столовые или кафе. На мелких кто-нибудь что-нибудь да продавал. Плюс вагон-ресторан.
Сейчас всё можно купить, но народ своими дошиками всё равно воняет. Дело не в недоступности товаров.

--------------------
Чебоксары - НЕсчастье на Волге.
Profile CardPM
  0/+7  
dmita
post Aug 27 2020, 20:47 
Отправлено #10


Активный

Сообщений: 15 908
Из: Чебоксары



в дороге как-то вообще не парились насчет еды. Сколько помню, чай да конфетки с печеньками. По-моему, мучное всегда было в достатке.
Сесть и поехать, по-моему, было проще, чем сейчас. Билетов на поезда не было только на море. А с другими направлениями особых проблем не было.

--------------------
Profile CardPM
  0/+7  
assa
post Aug 27 2020, 20:54 
Отправлено #11


Постоялец

Сообщений: 244
Из: Чебоксары



В студенческие годы был проезд на электричках от Ростова до Сочи за копейки, но за сутки.

--------------------
Skoda + S21
Profile CardPM
  0/+1  
Lessee
post Aug 27 2020, 20:57 
Отправлено #12


Активный

Сообщений: 2 241



Цитата
...двадцать лет назад, отважный путешественник...

Зачётный стёб! Нас когда в армию призвали в 1996 г. полгода ни звонка родным не удавалось сделать, ни ручки, ни бумаги не было и т.д. не то что сейчас: телефоны, носки, тихий час ... А ведь некоторые ностальгируют по тем жутким временам, правда это старички глубокие, у которых уже искажено восприятие реальности и помнят они только положительные моменты того времени.

Сообщение отредактировал Lessee - Aug 27 2020, 20:58
Profile CardPM
  -7/+7  
Яло
post Aug 27 2020, 21:09 
Отправлено #13


Зато я рыжая!

Сообщений: 10 029
Из: обара



Расписание судов из Юрино...прям слеза ностальгии))
Столько водного транспорта было! Мы каждый год летом на метеоре ездили в Кинешму! И этот метеор останавливался во всех городишках. Билет обычно покупали заранее, и всегда был полный метеор.
Даже были теплоходы ,которые возили людей, не туристические , они тоже в расписании есть.
Волга конечно была транспортной артерией, не то что сейчас

--------------------
"Существует две бесконечности:Вселенная и Глупость.Впрочем, я не уверен насчет Вселенной."
Profile CardPM
  0/+11  
корвет
post Aug 27 2020, 21:18 
Отправлено #14


Активный

Сообщений: 21 139



Ну Вы спрашиваете 15-30 лет назад, однакож расписание Аэрофлота приводите 39 лет назад (81). Могу рассказать (про расписание 81)....САМОЕ ДИКОЕ - ОДИНАКОВАЯ ЦЕНА на Ту-134 и Ан-24. (17 рэ...на самом деле 17.50...как на авиа, так и на жд "комиссионный сбор" был, 50 коп. Практически, Ту-летел один час, Ан-1.40, 1.50. С одного выходишь, как человек (в ДМД), с другого, как по башке трахнутый (в БКВ). Даже до метро доехамши, ГУЛ в голове...спецы знают, что такое резонанс винтов.
Билетов В ЖИЗНИ было недостать...типо пришол/купил/полетел. По командировкам, со штампом министерства обороны туда сюда...НИКАКИХ ГОСТИНИЦ. Тока ЗАРАНЕЕ: руководство звОнит (сегодня по культуре сказали, что звОнит надо говорить, а не звонИт (в передаче АКАДЕМИЯ). Жратва в поезде была из вагонов-ресторанов, жуть, но под аппетит шла. Бабули на станциях горячая картошка/малосольные ахахурчики....зимой пирожки всякие. О гостинице в Москве даже и не мечтай, тока ОРГАНИЗОВАНЫМ ТУРГРУППАМ, и то, в жопе где-то, типо "Бирюлёво-Загорье".

На жд - тож самое. НИКАКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ближе, чем за месяц. Билеты - только ЗАРАНЕЕ, полдня в очереди в ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КАССЕ НА ЭНГЕЛЬСА. А уж такого, что в москву приехал и тут же в кассы на обратку....не припомню вообще. Тока туда и обратно, с учетом максимального срока предпродажи. Хорошо у меня знакомая кассирша (мать друга)...там просто...очередь расталкиваешь, как Бендер с райскими яблочками..."я хочу банку варенья доложить". ДИКИЕ были времена, ЧУДОВИЩНЫЕ.
НО..."чирик" решал все проблемы...красненькая с Лениным...ну или почти все. То ли народ жадный был (а чирик достаточно большая сумма), то ли взяток давать не умели...скорее первое...так что...ХРЕНОВОЕ БЫЛО ВРЕМЯ, по сравнению с СЕГОДНЯШНИМ %баным гестапо)))

В 90-е челноки в основном, но какой это туризм? Тяжкий труд, бандиты...так КОВАЛАСЬ СЕГОДНЯШНЯЯ РОССИЯ. А сейчас? На потоке карту расклеил...плюнул, куда попал, туда и поеду))) ЦЕНИТЬ НАДО.

Сообщение отредактировал корвет - Aug 27 2020, 21:31
Profile CardPM
  -1/+3  
корвет
post Aug 27 2020, 21:24 
Отправлено #15


Активный

Сообщений: 21 139



Цитата(Яло @ Aug 27 2020, 21:09)
Расписание судов из Юрино...прям слеза ностальгии))
Столько водного транспорта было! Мы каждый год летом на метеоре ездили в Кинешму!  И этот метеор останавливался во всех городишках. Билет обычно покупали заранее, и всегда был полный метеор.
Даже были теплоходы ,которые возили людей, не туристические , они тоже в расписании есть.
Волга конечно была транспортной артерией, не то что  сейчас
*

А мы с МАМОЙ ВДВОЁМ из Казани в Че ехали как-то...последний рейс, маттеус тут же и ночевать остался у причала. Билет вроде 2.60...на двоих 5.20...а сам РЕЙС МЕТЕОРА я не знаю, во скока обходится....ВО ЛАФА)))) я там весь маттеус облазил))

Были и обычные теплоходы, ДА. Генерал Н,Ф, Ватутин. Куда пилил не помню, но мы до Звенигово ходили. Там жесть...в смысле, ОЧЕНЬ ДОЛГО казалось.
Profile CardPM
  0/0  

4 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения