Устье реки Цивиль: восточная граница Чебоксарского района Фоторепортаж от 25.07.2020
Чебоксарцы живут очень близко к реке Цивиль. От Красной площади до Цивиля каких-то 20 километров по прямой. Однако, это совсем не ощущается. Кажется, что Цивиль находится где-то далеко - примерно как Цивильск или даже река Сура. Несмотря на близкие расстояния, добраться до Цивиля в районе, где он впадает в Волгу, не просто.
Мне давно хотелось там побывать, чтобы увидеть это место не только из самолёта, но и походить там пешком. Было интересно: как выглядит Цивиль в районе устья, и почему так и не сделали мост через эту реку, по которому можно было бы быстро добираться из Новочебоксарска в Мариинский посад. Так выглядел мой маршрут от 25 июля:
Левый берег реки Цивиль в районе устья - это кусок природы за Новочебоксарской промзоной, который в советское время был сильно засекречен. А сегодня можно не только там гулять, но и писать о прогулках репортажи.
Ширина реки в районе устья - около 100 метров. Это значительно меньше, чем у Суры (около 200 метров) и Свияги (около 185 метров).
В июле это очень безлюдная территория. Гуляя здесь вы встретите очень мало людей. Но пишут, что в мае месяце, когда сазан и карась поднимаются по реке, здесь столько рыбаков, что "яблоку негде упасть".
Сейчас изредка можно увидеть рыбаков
В целом, место это интересное. Но мне показалось, что оно сильно недооценено. Расскажу обо всём этом по порядку.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Приехал к Нерудстрому (теперь это Новочебоксарская пристань чебоксарского речного порта), поставил машину на стоянке и пошёл пешком. Через дачи и разные тропинки, отмеченные на Open Street Map.
Там можно было на автомобиле подъехать, но у меня не внедорожник, и застрять где-то на грунтовках, изучая возможности проезда, желания не было. Но факт - легковушки доезжали до Цивиля.
Дорога к месту слияния Цивиля и Волги не самая интересная.
Фото
По пути много водоёмов, так что лучше с тропинок не сходить:
В этом районе много мух. Они роятся, пытаются залететь куда-то, но вроде как не кусают. Одно фото приходилось делать 2-3 раза, чтобы мухи не попали в кадр. Так выглядит неудавшийся кадр:
Пришлось заходить на территорию порта. Впрочем, совсем не ясно, где эта территория начинается. Ни заборов ни табличек, запрещающих проход на пути, не было.
Мне очень хотелось побывать именно здесь. Хочется оказаться на самых крайних объектах, а тут самая восточная часть города - место впадения двух рек. Панорама:
При клике откроется большая версия
Хотя именно на месте слияния рек ничего интересного нет. Работает самый дальний кран:
Один человек рыбачит на берегу, другие рядом в лодках:
Так выглядят рыбаки на лодках. Там с другой стороны не левый берег Волги, а остров Казин. Интересно было бы на нём побывать.
У острова стоят баржи:
Есть буй:
Так выглядит река Цивиль:
А это правый берег Цивиля. Со стороны Марпосадского района:
Там есть что-то вроде пристани:
Фото
На берегу Волги со стороны Марпосадского района также есть рыбаки:
Берег же на месте впадения Цивиля в Волгу выглядит так. Правый берег Цивиля выше, чем левый.
Ширина Цивиля в этом районе - около 100 метров:
Пройти вдоль левого берега Цивиля, не намочив ноги, нельзя:
Здесь спокойно, не слышно звуков города, дует ветер и значительно меньше мух.
От центра Новочебоксарска до центра Мариинского Посада по прямой меньше 15 километров. Если же ехать по дороге через Шоршелы, путь занимает около 33 км:
Это делает Марпосад гораздо более труднодоступным. Туда уже не съездишь на велосипеде, не сходишь пешком. Если был бы мост где-то в районе устья Цивиля, то дорога из Новочебоксарска в Мариинский посад занимала бы 16 километров (от центра в центр) вместо нынешних 33. И это дало бы стимул к развитию Мариинского Посада.
Как я понимаю, Цивиль сильно разливается весной. И потому мост надо строить с учётом этого.
Говорят, что раньше уже был мост где-то посередине между Волгой и Шоршелами, но его смыло. Посмотрите: сколько дорог через Цивиль было на карте Чебоксарского уезда 1912 года:
Кликните по карте для просмотра в лучшем разрешении.
Интересно: может ли по реке Цивиль плавать что-то больше, чем резиновая лодка? Я слышал, что есть немало мест где реку можно перейти вброд. А раз так, то судоходство там невозможно, и мосту не обязательно быть достаточно высоким.
Лично я во время прогулки ни одной лодки в Цивиле не видел. Кроме той деревянной, что стояла на маленькой пристани у самого устья реки.
Если денег на нормальный мост нет, то можно было бы сделать подвесной мост. В Алатыре есть подвесной мост длинной 124 метра через реку Алатырь:
Мост построен для доступа в садовое товарищество на другой стороне реки. Неужели над рекой Цивиль нельзя построить что-то подобное?
Сам по себе подобный мостик стал бы достопримечательностью, ради которой люди чаще бы ездили в Марпосад. 16 километров - это час на велосипеде.
Вообще было бы интересно пройти пешком от Мариинского Посада в Новочебоксарск, перейдя Цивиль вброд. Или преодолев реку каким-то другим способом. Но я пока не знаю, где брод и как его правильно проходить.
Над природой в районе устья Цивиля нависает промзона. Почти всегда в зоне видимости будут трубы, цеха, какая-то ЛЭП. С одной стороны, это портит атмосферу. С другой, делает этот уголок особенным.
В этом районе много коллективных садов:
Есть охотничье хозяйство "Новочебоксарское":
Слева оно, а справа территория БОС:
На очистных всё заросло травой:
Запахи во время прогулки встречались. Но сказать, что чем-то где-то неприятно воняло я не могу.
На улице Промышленной в сторону Нерудстрома очень хороший асфальт. Был приятно удивлён:
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Туда дороги плохие, да и регулярно проверяют машины на предмет нарушения водоохранной территории, поэтому там кроме рыбаков ни кого нет почти да и Цивиль красивый только в сухую погоду, после дождя, грязище
А вы были в этой местности? Интересна ли она кому-то, кроме рыбаков? Подскажите: где находится брод и можно ли перейти реку около устья?
1) Там начиная с таяния снега и до начала мая (а местами и до середины мая) страшная топь - пока дойдешь до цивиля - сапоги оставишь, поэтому мост - это только часть истории - для круглогодичного доступа к мосту придётся строить капитальную насыпь с каким-то неразмываемым покрытием. Плюс 100% само устье - "гуляет", а значит надо укреплять берега в районе моста. Т.е. вложения явно большие. 2) Место для прогулок явно не самое благоприятное - роза ветров по большей части сдувает не самые большие, но точно не самые полезные выбросы химпрома аккурат в сторону устья Цивиля 3) Крутизну правого берега Цивиля стоит оценивать находясь именно там. В детстве ходил туда пешком по "старой" дороге Чебоксары-Марпосад (очень интересное место для летнего похода - старая лесная дорога сохранила остатки каменной мостки. Правда слой пыли там летом достигал невероятных 10 см (правда это были еще времена СССР, пыль был из-за сельхозтехники). Как рассказывала мама - телеги по этой дороге приходилось руками помогать толкать (при спуске - соответственно удерживать) 4) Пешком перейти цивиль имхо невозможно на всем протяжении Чебоксары-Цивильск. Раньше на "старой" дороге, как рассказывала моя мама - курсировал паром на канатной тяге.
P.S. Если вдруг захотите пройтись по "старой" дороге Марпосад-Чебоксары, то вот карта дорога марпосад-цивиль