Во второй половине XX века роль железной дороги для доставки грузов была значительно выше нынешнего. На многие предприятия были проведены железнодорожные пути.
Интересно было бы собрать информацию о железнодорожных путях в Чебоксарах и окрестностях, которые были когда-то, а потом их убрали.
1) Например, была железная дорога на ХБК. Она проходила через Якимовский овраг по улице Прирельсовая, пересекала Складской проезд. Я застал её в 2003 году. Сейчас её разобрали. Интересно, что на самой территории ХБК очень много железнодорожных путей.
2) Или раньше железнодорожные пути проходили через Марпосадское шоссе в районе Хозяйственного проезда. Позже построили железнодорожные мосты через Марпосадское шоссе в районе Аникеево и через проезд Машиностроителей в районе нынешней НПФ Сварка. Для новой железной дороги снесли даже часть "шанхая".
3) Или я слышал, что раньше железная дорога вела на Первую площадку ЧЭАЗ. Проходила она по нынешней траектории Президентского бульвара. Вроде как пешеходный мост в Лакреевский лес проходил над железной дорогой.
Я обозначил железные дороги на карте:
Возможно были ещё железные дороги в Чебоксарах и окрестностях, которых не стало и их разобрали?
Чем железные дороги Чебоксар, скажем, в 1980 году отличались от того, что есть сейчас? Насколько долго шли грузы из Канаша, скажем, до ХБК?
Своё железнодорожное ДЕПО было только у ЧЗПТ и на каких-то других предприятиях? Были ли до железнодорожной станции у Химпрома пассажирские перевозки?
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
От акконда есть ветка на нефтебазу, правда последний год составов не видел, но путь действующий, даже хотят обновить, раскидали пролеты с новыми рельсами .
Заволжское торфопредприятие создавалось в 1930-х годах. Строительство рабочего посёлка торфопредприятия (он же — посёлок Октябрьский) началось в 1939 году. По имеющимся данным, узкоколейная железная дорога построена в тот же период времени. Автор не располагает сведениями касательно того, по какому направлению пролегал её первоначальный участок.
На торфопредприятии имелась электростанция, работавшая на торфяном топливе. Через проложенный под Волгой кабель она снабжала электроэнергией город Чебоксары. Добыча торфа активно велась в годы Великой Отечественной Войны.
В начале 1960-х годов возник новый поселок — Северный, где был построен торфобрикетный завод и вторая узкоколейная железная дорога. Торфобрикетный завод на «старой» узкоколейной железной дороге находился в посёлке Сосновка.
В 1980-х годах торфоразработки на старых торфомассивах вблизи посёлка Сосновка и посёлка Октябрьский постепенно ликвидировались. На месте торфополей появлялись садовые участки жителей города Чебоксары.
Последний участок узкоколейной железной дороги был разобран к концу 1990-х годов. Линия Октябрьский — Сосновка была разрушена раньше.
К моменту, когда я прошёл по разобранной узкоколейной железной дороге (сентябрь 2002 года), во многих местах она заросла деревьями, и была застроена сараями. Подвижного состава и рельсов не удалось обнаружить нигде.
Разобранная линия узкоколейной железной дороги в Сосновке. Вид в западном направлении, в сторону бывшего торфобрикетного завода. 09.09.2002
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Как раз из-за этой карты я и задал вопрос. Получается, что за Волгой была узкоколейка для доставки торфа?
Была. В начале 80-х еще лежали рельсы на шпалах, местами сохранились стрелки. Движение прекратилось где-то в середине 70-х, наверное. В начале 70-х паровозики иногда видел.
--------------------
"Коль небо не дало, чего хочу, свершить не суждено, чего хочу; коль свято все, чего желает небо, то значит, все грешно, чего хочу" Омар Хайям
Возможно были ещё железные дороги в Чебоксарах и окрестностях, которых не стало и их разобрали?
Если ехать в сторону Водоканала по Мясокомбинатскому проезду от ОЖДХ - автомобильная дорога пересекает остатки железной дороги. Видимо, была еще ж/д ветка на Маслосырбазу. На вашей карте ее нет. Постараюсь сделать фото и выложить в теме. ЗЫ Странно, когда едешь - видно явно, а вот спутник Гугла и Яндекса не видит эту ветку. ЗЫЗЫ На карте Чебоксар 1978 года эта ветка тоже не обозначена.
3) Или я слышал, что раньше железная дорога вела на Первую площадку ЧЭАЗ. Проходила она по нынешней траектории Президентского бульвара. Вроде как пешеходный мост в Лакреевский лес проходил над железной дорогой.
Если ехать в сторону Водоканала по Мясокомбинатскому проезду от ОЖДХ - автомобильная дорога пересекает остатки железной дороги. Видимо, была еще ж/д ветка на Маслосырбазу. На вашей карте ее нет. Постараюсь сделать фото и выложить в теме. ЗЫ Странно, когда едешь - видно явно, а вот спутник Гугла и Яндекса не видит эту ветку. ЗЫЗЫ На карте Чебоксар 1978 года эта ветка тоже не обозначена.
Нарисуйте, где это
Присоединённые эскизы
--------------------
"Коль небо не дало, чего хочу, свершить не суждено, чего хочу; коль свято все, чего желает небо, то значит, все грешно, чего хочу" Омар Хайям
Посмотрел повнимательнее, нашел эту ветку ж/д. Получатеся, что ж/д ветка была на территории нынешней маслосырбазы, тароупаковки и далее в сторону Эгерского бульвара. Предприятия с большим объемом перевозок в условиях плановой экономики старались обеспечить более дешевым всепогодным транспортом.
Кстати, раньше ж/д переезд в сторону ХБК был там, где у Вас на карте, на северо-восточном углу агрегатного завода. Те, кто забывал про него, жестко получали от торчащих рельсов .