Весьма интересное интервью Михаила Лайтмана о его личном поиске смысла жизни, интересно у кого какие мысли по этому поводу? КаббалаВопрос о смысле жизни, сколько себя помню, никогда меня не отпускал... (часть 1)
Фил Блейзер: Вы прибыли в Израиль в 1973 году, в то время, когда там была война Судного дня. Как Ваша жизнь в России подготовила Вас к тем глубоким размышлениям, о которых Вы рассказываете нам сегодня?
М. Лайтман: Я рос обычнфым ребенком. Мои родители были врачами. Они меня хорошо подготовили. Мы жили в Белоруссии, в маленьком городе Витебске, где большая часть населения были евреи. Этот город дал миру таких известных людей, как выдающийся художник Марк Шагал и многих других. Я спрашивал себя в детстве (и я уверен, что всех детей это интересует): «Зачем мы живем?» Затем я слышал этот вопрос от своих детей, а сейчас я слышу его от моих внуков: «Зачем я живу?». Мне этот вопрос не давал покоя. Обычно люди забывают о нем, а я не забыл. Я выбрал себе специальность биологическая кибернетика, потому что считал, что она поможет мне узнать секрет жизни. Но изучив и эту область науки, я не получил ответа на свой вопрос. Уже, будучи ученым, я приехал в Израиль и продолжил свои поиски, пока не услышал, что возможно наука Каббала сможет дать ответ на мой вопрос. Я ничего о ней не знал и не был религиозным человеком. И тогда я начал искать каббалистов. Прошло много лет, пока в 1979 году я нашел своего учителя. За время поисков я повстречал разных людей: тех, кто под маркой Каббалы продавал камеи, красные нитки и святую воду; тех, кто проводил медитации и учил каким-то движениям и танцам, выдавая это за Каббалу. Внезапно я обнаружил, что название «Каббала» хотят приклеить к чему угодно. Но все же я ходил повсюду, чтобы познакомиться с тем, что выдают за Каббалу, и понять, верно это или нет, хотя и знал тогда, что Каббала должна быть наукой.
Я уже едва не разочаровался в своих поисках, поскольку побывал в Иерусалиме, у Баба Сали и у других очень известных каббалистов. Но ни один из них не смог научить меня и дать четкое объяснение смысла жизни. Я желал узнать, откуда происходит жизнь, зачем мы живем, в чем состоит свободный выбор человека, чем заканчивается жизнь, как я могу ее реализовать, как мне ощутить, что будет после моей смерти, откуда появился человек? Это – характерные научные вопросы. Но никто не мог дать на них ответа. Лишь по прошествии многих лет, когда я нашел своего учителя рава Баруха Ашлага и спросил его об этом, я тут же получил действительно точные ответы. Вот тогда я понял, что здесь мое место и остался у него учиться.
Не могли бы Вы рассказать, что изучает каббала, какова ее главная цель?
- Каббала - это наука, позволяющая изучить природу человека, найти смысл жизни и возможность восприятия истинной реальности, находящейся за пределами пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем наш материальный мир. Поэтому, скрытая все тысячелетия, каббала сегодня раскрывается нам, чтобы предложить человеку себя как средство для построения связи между людьми, для того чтобы преодолеть кризис во всех сферах нашей жизни. -
Вы называете каббалу наукой. Расскажите, пожалуйста, о методике изучения каббалы? Связана ли каббала с религией?
- Особенность методики каббалы в том, что она непосредственно соединяет человека с изучаемой частью мироздания. Читая тексты, написанные каббалистами, человек вызывает на себя воздействие особой силы, скрытой в этих книгах. Эта сила развивает его до уровня понимания законов, действующих на каждой ступени мироздания, вплоть до постижения его самых глубоких тайн.
Наука Каббала никак не связана с религией. То есть связана в той же самой степени, что, скажем, физика, химия, математика, но не более. Каббала - не религия, и это легко обнаружить хотя бы из того факта, что никто из религиозных людей не знает ее и не понимает в ней ни одного слова. Глубочайшие знания основ мироздания, его Законов, методику познания мира, достижение Цели творения Каббала скрывала в первую очередь от религиозных масс. Ибо ждала времени, когда разовьется основная часть человечества до такого уровня, что сможет принять каббалистические знания и правильно использовать их. Каббала - это наука управления судьбой, это Знание, которое передано всему человечеству, для всех народов земли. - Раньше наука каббала была секретна и лишь немногим доступна для изучения. Почему сейчас учение каббалы стало широкодоступно и продолжает распространяться по всему миру?
- Во всех каббалистических источниках, начиная с самых первых (например, "Книга Ецира" была написана в Древнем Вавилоне, около четырех тысяч лет тому назад), говорится о том, что Каббалу надо скрывать до тех пор, пока человечество не поймет: его безумное развитие в соответствии с эгоизмом, который постоянно растет в нас, это совершенно неправильный путь. Сейчас кризис становится всеохватывающим. Депрессия - болезнь номер один, небывалый уход в наркотики, хотя все они известны еще с древних времен. Никогда не было такого всеобщего разочарования.
Мы всегда думали, что детям будет лучше, чем нам, а сейчас мы уже так, в общем-то, не думаем. "Завтра" что-то не рисуется нам безоблачным. И все это только начинает раскрываться. Только с 90-х годов XX века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже не так сильно связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр. Люди готовы представить себе Высший мир как мир сил, силовых полей, мир выше материи. Вот этот-то мир сил, мыслей и изучает наука Каббала. И не просто изучает, а позволяет человеку понять эти силы и изменить себя, привести себя и общество в соответствие с этими силами, прийти к равновесию, гармонии с ними.
- Вы написали несколько десятков книг, посвященных каббале. Скажите, какие основные вопросы вы рассматриваете в своих книгах, и какие каббалистические труды комментируете?
- Мои книги являются углубленными комментариями ко всем оригинальным каббалистическим источникам: Книге Зоар, текстам Ари, Бааль Сулама. В своих работах я предлагаю новый взгляд на Каббалу и показываю и объясняю ее как знание, необходимое для всего человечества.
Хотелось бы узнать, какая связь науки Каббала и Голливуда? Я не выполню своего журналистского долга, если не задам вопрос о популярных знаменитостях. Так что же собой представляет Каббала Голливуда?
М. Лайтман: Голливудская каббала не является Каббалой. Я написал сорок книг по науке Каббала, девять из которых написаны совместно с учеными разных направлений – биологами, квантовыми физиками, философами. И как ученым, так и каббалистам понятно, что Каббала – это наука. Такие философы как Лейбниц и Ройхлин, жившие в средневековье, утверждали, что Каббала – это наука, ведь еще во времена Пифагора и Аристотеля это было общеизвестно. А сегодня, благодаря популярности Каббалы (и я могу объяснить, почему она становится популярна), под ее маркой желают продавать легкомысленные вещи и мистику, которые совершенно не имеют к ней отношения.
Имеет ли какое-то отношение к Каббале Альберт Эйнштейн?
М. Лайтман: Нет. Многие ученые были уже близки к Каббале. Альберт Эйнштейн также приблизился к границе, где заканчивается физика и начинается Каббала. Ведь Каббала рассказывает о том, что происходит за материей, т.е. о силах, приводящих ее в действие. И он почти приблизился к ней. Все физики сегодня очень близки к Каббале, и поэтому мы поддерживаем с ними связь и можем совместно писать книги. Как раз сейчас мы нашли точку соприкосновения, которая, в действительности, связывает нас, потому что Каббала рассказывает о том, что происходит за пределами этого мира. Это подобно тому, как, увидев вышитые на картине цветы, вы воспринимаете только ее внешнюю сторону. А Каббала рассказывает об обратной стороне картины – о переплетении нитей, связывающих ее изнаночную сторону с внешней стороной. Иными словами, эта наука говорит о силах, приводящих в действие материю, т.е. действительность. Получается, что физика говорит о силах, действующих с внешней, видимой нами стороны, а наука Каббала – о воздействии с обратной стороны. Вот на этой границе мы и встречаемся с физикой.
Поэтому если бы Альберт Эйнштейн был бы жив в наши дни, то нам было бы легче найти взаимопонимание, и вообще я был бы очень рад поддерживать связь с такими людьми, как он. В сущности, наука Каббала – это и есть физика сил, действующих за материей...........
Каббала. Часть 2.лишь в конце ХХ –начале XXI века было разрешено открыть знания о науке Каббала. Почему это произошло именно сейчас?
М. Лайтман: Да, это так, потому что в наше время человечество уже развилось до такого состояния, что понимает: без четкого знания о нашем мире, его причинах, обо всем процессе и цели, оно может дойти до самоуничтожения. Человеческий эгоизм настолько развился, что он свел все человечество к одной маленькой деревне. И мы ощущаем сейчас, с одной стороны, огромную зависимость друг от друга, все страны в мире (сейчас это начинает проявляться, несмотря на то, что мы не видим этого явно, в полной мере, и в будущем эта зависимость усилится), а с другой стороны, наш эгоизм таков, что мы не выносим друг друга и не можем ужиться даже внутри семьи...
Почему рушатся семьи, человек уходит в наркотики, какова причина депрессий, террора? Величина эгоизма такова, что мы не выносим окружающее. В итоге, мы вынуждены жить, словно в одной комнате, но в то же время не можем ужиться вместе. И это состояние является самым хорошим – оно вынуждает разобраться в том, где человек находится и что может сделать. Поэтому Книга «Зоар», написанная в I веке нашей эры, была спрятана все это время, все 20 веков. В этой книге сказано: в конце ХХ века, а именно с 1995 года, человечество достигнет такого состояния развития, что можно будет раскрыть каббалу, потому что возникнет в этом настоящая потребность. И не для того, чтобы, скажем, красные нитки продавать или преуспеть в чем-то, - это не каббала, - а для того, чтобы дать человеку возможность осознать, что происходит с ним, с его миром, существует ли свобода воли, возможно ли какое-то влияние на окружающий мир и на свою судьбу.
Корабли без капитанов капитан без корабля Надо заново придумать некий смысл бытия Нафига? ( Песня написана весной 1996 г.)
Была указана дата - 1995-й год. Вы действительно считаете, что человечество готово к постижению смысла жизни?
М. Лайтман: Да, потому что природа снаружи и наша внутренняя природа взаимно влияют на человека и достигают в наше время максимального давления. Внутри мы становимся наибольшими эгоистами. На протяжении всей истории наш эгоизм медленно-медленно рос, и этим определялось развитие, смена общественно-политических формаций, социальные перемены. Сегодня человечество не знает направления дальнейшего развития: впереди нет ни коммунизма, ни капитализма, - вообще ничего. Это с одной стороны. С другой стороны, есть экологические проблемы, природа давит на нас настолько, что мы не в состоянии больше выжидать. Мы уже прошли критическую точку и ставим себя под угрозу физического существования. Я уже не говорю о человеческой угрозе, что люди могут взорвать сами себя, например.
Я говорю со стороны природы, и это движение неотвратимо. В целом, по всем внутренним и внешним параметрам, мы уже достигли такого давления на себя, когда у человечества появляется серьезный вопрос: что же нам делать? Раньше такого четкого вопроса не возникало. Он был у философов, у великих мыслителей, но не более того. Сегодня каждый человек, в принципе, видит, что его жизнь довольно бессмысленна и приводит его в состояние беспомощности, беспросветности. И то, что депрессия становится главной болезнью мира, растет количество самоубийств, наркотики являются единственным средством убежать от реальности, а террор – единственным выходом, когда не видишь никакого иного, – все это следствия данного состояния.
В каббале часто говорится о постепенном развитии в каждом человеке шестого органа чувств. Что такое «шестой орган чувств»?
М. Лайтман: Если мы с Вами будем исследовать животный мир, увидим, что птицы, пчелы, змеи, обезьяны и т.д. – все чувствуют мир по-разному, хотя и находятся на животном уровне, казалось бы, рядом с нами. Их картина мира состоит или из цветовых образов, или из звуковых, или только из осязательных. У людей картина мира складывается, в основном, из зрительных образов. Иными словами, каждое живое существо по-своему ощущает этот мир, не говоря уже о том, как оно осознает его внутри себя. А каков мир на самом деле? Из каких-то образов он состоит? Почему я воспринимаю его так, а другой иначе? И если я воспринимаю его верно, то кто-то – совсем по-другому? Какую картину, на самом деле, имеет мир вне нас? Для того чтобы увидеть эту картину, мы должны выйти из своего тела. Я должен услышать и увидеть это не через свои глаза и уши, не в узких рамках очень ограниченного диапазона моих органов чувств, но выйти за них в абсолютно ни чем не ограниченное восприятие.
Это ни чем не ограниченное восприятие, одно, неразделенное на частные органы чувств, называется «шестой орган чувств» или «душа». И это не то, что мы себе представляем. «Душа» -это огромный орган ощущения, с помощью которого человек воспринимает действительность вне своего эгоизма, не внося в нее никаких искажений, ограничений, возмущений своими материальными органами чувств. Человек ощущает себя находящимся в огромном поле сил, которые управляют всем мирозданием: высшими и низшими мирами, передвижениями душ, тел и людей.
Когда человек входит в это ощущение, у него появляется полная и явная возможность воздействовать на себя и на всех остальных, но, естественно, в добром направлении, потому что если у него будут проявляться какие-то эгоистические свойства во вред другим, то он просто не сможет выйти в это измерение. Каббала развивает в человеке шестой орган чувств, через который он начинает ощущать мироздание и учится воздействовать на него. При этом человек входит в такую область, где ощущает себя вечным, бесконечным, находящимся вне рамок движения, пространства и времени. Можно уподобить это тому, что происходит со скоростями выше света, согласно теории Эйнштейна.
приходилось слышать, что каббалисты довольно часто отождествляют себя с вечностью. Как это понять?
М. Лайтман: Это потому, что они так ощущают мироздание...
Корреспондент: Оно вечно, бесконечно?
М. Лайтман: Да.
Корреспондент: И человек тоже может быть вечным, бесконечным?
М. Лайтман: Если вы так будете это ощущать. Не свое тело, а свое «Я». И мы это чувствуем. Пример: люди идут на смерть, они не чувствуют, что умирают. Человек ощущает, что в нем есть что-то вечное. Надо лишь развить эту точку в такое состояние, в котором вы бы жили на самом деле, в реальности, тогда существование, заключенное в узком диапазоне слуха, зрения, осязания и других ощущений, будет казаться ничтожно малым, не определяющим жизни. Большие и сильные ощущения, которые человек получает через шестой орган чувств, абсолютно подавляют эти малые ощущения в нашем мире. Кроме того, человек видит силы, которые стоят за предметами и объектами нашего мира, видит, как все управляется, и потому не придает значения самим объектам – он уже взаимодействует с силами, находящимися за ними и определяющими все.
По мнению каббалистов, смысл жизни именно в этом?
М. Лайтман: Каждый человек должен достичь выхода в это пространство. И достигнет. Или в этой жизни, или в следующей, все равно обязан дойти. Каждый человек на Земле обязан достичь самой высокой точки существования. Каждый. Для того чтобы сделать это быстрее, проще, счастливее, привлекательнее, каббалисты раскрывают миру каббалу в наше время, и потому, что люди уже начинают ощущать: только в этом спасение от бренности, ничтожности и безысходности...
"Вы называете каббалу наукой." - за сим можно было и закончить, но фраза говорит сама за себя, вернее, за автора. Даже психологию благоразум... фу ты, неужели нет ничего не связанного с религией в терминологии? Ну пусть будет ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ. Да, здравомыслящие люди даже психологию за науку не считают.
Вопрос: Какие критерии позволяют говорить о каббале как о сверхнауке?[/B]
Ответ: Проблема в том, что каббала не может быть доступна любому человеку, проучившемуся пару лет в университете, и уже считающему себя начинающим ученым.
В каббале необходимо дожидаться внутренних изменений, когда ты начнешь воспринимать мир в соответствии со своими совершенно новыми личными свойствами, которые проявляются в тебе под воздействием освоения особой методики.
Тогда ты станешь ощущать мир в развернутом виде, поднимаясь над своими прежними свойствами и наблюдая свои прошлые и настоящие ощущения со стороны.
Эта новая реальность позволяет тебе быть исследователем самого себя, ведь, находясь на более высокой ступени постижения, ты одновременно ощущаешь свою нынешнюю материальную ступень. Мы называем ее животной, потому что она воспринимается только нашим физическим (животным) телом.
Каббалист – это человек, который выходит на уровень постижения своих новых свойств, через них воспринимает мироздание, кажущееся ему уже совершенно иным, и одновременно наблюдает свое прошлое состояние. То есть он видит и то, что воспринимает через пять телесных органов чувств, и то, что воспринимает в пяти новых духовных органах ощущений.
Поэтому нам трудно говорить о достоверности, повторяемости, истинности этого восприятия, ведь оно является уделом лишь тех, кто дошел до этих изменений в себе. Но все, кто их прошли, постигают, в общем-то, совершенно идентичные ощущения. Они начинают разрабатывать свой собственный аппарат записи, воспроизведения, реакции.
В принципе, они занимаются точно такой же наукой, как науки нашего мира, только она находится на другом, более высшем уровне. Единственная проблема – подняться на этот уровень, породить в себе пять новых органов чувств, чтобы через них воспринимать наш мир, только в более широком виде. Вопрос: Но у каждого человека свой корень души. Значит, у всех она проявляется по-своему. Получается, что каббалист является субъективистом до той поры, пока не наступит общее Полное Исправление и станет понятно, кто, где и зачем?
Ответ: Да. Каббалист может говорить только о том, что он воспринимает. Лишь на этом уровне он имеет право выражать себя и то в очень ограниченном виде, потому что научное, достоверное понимание каждого духовного уровня завязано на все остальные уровни до полного исправления нашего восприятия.
Поэтому даже в самой маленькой промежуточной ступеньке все равно остаются какие-то не полностью постигаемые нами части, и в них мы ощущаем свою ограниченность.
Поднимаясь по лестнице духовных миров, мы проходим 125 ступеней. Но каждая из них словно ограничена вширь и в глубину своего постижения. Иными словами, невозможно понять все ступени до конца, пока мы их окончательно не пройдем. Каббала это признает, принимает, и поэтому в ней существует совершенно четкое понимание ограниченности. М. Лайтман
Мы живем в очень особое время, которое войдет в историю как "эпидемия коронавируса". По всему миру объявлено чрезвычайное положение, которое уже стало глобальным. И все из-за одного крохотного вируса, который даже невозможно увидеть, но он сумел произвести огромную революцию и парализовал всю нашу жизнь.
Кроме опасности, которую несет сама эта болезнь, она еще и разрушает все системы, на которые опирается человеческое общество. Вирус угрожает всем, начиная от простого работяги и до премьер министра.
Нам казалось, что построенные нами структуры мощные и незыблемые, но оказалось, что микроскопический вирус способен подрубить всю систему в корне. Государства закрывают свои границы и просят граждан изолировать себя на длительный срок. Весь мир прячется по домам и запирается на замок.
Что же происходит? Приходит один маленький вирус и ломает все выгодные связи, которые мы построили между нами, чтобы зарабатывать на других, эксплуатировать, конкурировать между собой. И разумеется, это было нехорошее состояние, ведь природа всегда стремится восстановить правильное равновесие, насколько она способна противостоять нашей эгоистичной природе, желающей всех использовать.
Получается, что мы сами породили этот коронавирус тем, что довели наши взаимоотношения до беспрецедентного эгоистичного уровня. И как следствие, появился вирус, биологическая частица, способная сломать все построенные нами эгоистичные отношения.
Нет конца раздорам в современном мире, где каждый хочет использовать ближнего или даже уничтожить его. Эгоизм перерос все рамки дозволенного, и как следствие проявился вирус. Интегральный механизм природы не мог потерпеть такого уровня человеческих взаимоотношений, и отреагировал коронавирусом.
Недостаток доброй связи между людьми вызывает биологические явления на более низком уровне. Человеческие отношения – это самый высокий уровень природы, влияющий на физические и биологические связи, находящиеся под ним.
Эпидемии – это не новость для нашего мира. В прошлом были такие жестокие эпидемии, которые опустошали целые города. Чем же особенна эта эпидемия коронавируса? Процент смертности у нее не такой высокий, ведь неизбежно каждый год от сезонного гриппа умирает какое-то количество людей.
Но проблема в том, что при всем высоком уровне прогресса, которого мы достигли, мы не способны наладить свою жизнь. При полном материальном достатке есть недостаток человеческих отношений. И поэтому мы не можем построить нормальное общество и правильно воспитать детей.
Всему виной эгоизм человека. Природа показывает нам, что только наш эгоизм нуждается в лечении, и потому раскрывает нам коронавирус. В этом внутренняя суть кризиса.
Мы живем в глобальном мире, и эпидемия выявляет, что наша глобальная связь может быть очень опасной. Однако у нас нет выбора: развитие человека ведет его к осознанию нашей связи и тотальной зависимости друг от друга.
Стараясь остановить эпидемию, страны пытаются закрыть себя и изолировать людей, разорвав связи. Но в результате мы только убедимся, что это невозможно сделать, ведь этим мы обрекаем себя на убогую жизнь, будто возвращаемся в первобытные времена.
Вопрос: Есть ли связь между каббалой и религией? Каббала – это не религия?
Ответ: Каббала – это не религия, а наука. Каббала занимается скрытой от нас частью реальности, с которой нам дана возможность работать, как в науке. Поэтому каббала называется наукой. С помощью особых действий, которые мы совершаем над собой, мы можем раскрыть наши органы чувств для восприятия более высокого уровня. У нас есть пять земных органов чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, в которых мы ощущаем этот мир, хотя и в очень ограниченном виде. Но все же мы как-то воспринимаем его и согласно этому живем.
Мы даже не представляем себе, что в этом мире вокруг нас есть еще множество явлений, поскольку наши органы чувств не обнаруживают их, так же как без бинокля мы не видим, что происходит на дальних расстояниях, без радаров не обнаруживаем, что существует в воздухе кроме звуковых волн в голосовом диапазоне, и так далее
У нас есть множество приборов, которые мы создали, чтобы расширить диапазон наших органов чувств. Но только расширить. Тогда как наука каббала создает нам дополнительный орган восприятия, "шестое чувство", с помощью которого мы можем раскрыть всю остальную, скрытую от нас реальность. Тогда мы знаем, для чего жить и как жить правильно. Именно это человек должен постичь.
Вопрос: Какого типа этот дополнительный орган восприятия?
Ответ: Этот орган восприятия работает подобно нашим земным органам чувств. Только наши пять органов чувств действуют в форме получения, поглощения, притяжения к себе всей информации, находящейся снаружи. А этот дополнительный орган ощущений, который мы развиваем с помощью науки каббала, работает на желании отдавать, наделять, любить. Мы выходим вне себя, поднимаемся над собой и потому не ограничены нашим телом с его пятью органами чувств. Наш духовный орган восприятия находится вне нашего земного тела. Мы словно разворачиваем этот орган чувств на всю реальность. И тогда мы можем познать все. Этот орган ощущений и есть душа. М. Лайтман
Ответ: В статье "Суть религии и ее цель" Бааль Сулам говорит о том, что "религия" – это постижение Творца, высшей силы, действующей во всем мироздании. Под это определение подходит только наука каббала, потому что это единственный метод, занимающийся раскрытием Творца творениям. Только каббала – это истинная "религия". А все остальные, как их принято называть, "религии" и верования, на самом деле не являются религией.
Вопрос: Как наука каббала связана с этими "религиями"?
Ответ: Нет связи между религиями и каббалой. Все они возникли уже после того, как каббала была скрыта, то есть после разрушения Храма. До разрушения Храма весь народ Израиля находился в духовном постижении, в ощущении высшей силы. Но потом они упали с духовного уровня, из любви к ближнему в беспричинную ненависть, и это называется выходом в изгнание от постижения Творца, высшей силы.
Благодаря братской любви они постигли высшую силу, а беспричинная ненависть завела их в скрытие, и потому это состояние называется изгнанием или крушением. Для того, чтобы продолжать жизнь в условиях скрытия, каббалисты изобрели замену, и вместо науки каббала создали иудаизм, из которого потом вышло христианство, а позже ислам.
Многие шарлатаны (не понимающие вообще, что такое каббала) выдавали себя за каббалистов, утверждая: «Мы знаем, что такое каббала. Идите к нам учиться, это недорого». Они наживались предсказаниями, изготовлением амулетов, снятием сглаза и прочими «чудесами», заманивая простаков.
И по сей день есть подобного рода «каббалисты» и покупатели их «божественных» талисманов: красных ниток, святой воды и пр. Что они продают? Инструкции, как преуспеть в нашей жизни, в бизнесе и других материальных сферах. То есть обращаются не к людям, желающим преобразовать и изменить себя, а к тем, кто желает наполниться богатством, знаниями, властью, почетом. Естественно, что за такие знания или возможности, за такие знаки удачи люди выкладывают неплохие деньги. А где найти тех, которые беззаветно желают лишь уподобления высшей силе? Поэтому каббалисты сидели тихо и ждали. И в течение тысячелетий у них появлялись лишь отдельные ученики или очень маленькие группы. При этом если мы сегодня зайдем в любой магазин, то обнаружим огромное количество мистической литературы.
В настоящей каббале нет никаких “талисманов”, “амулетов”, “красных ниток”, никаких “чудес”. И по сей день есть каббала для потребителей — и наука каббала, это две разные вещи. Первая — для выгоды продающих амулеты, и вторая — только для истинно устремленных к духовному. М. Лайтман
"Вы называете каббалу наукой." - за сим можно было и закончить, но фраза говорит сама за себя, вернее, за автора. Даже психологию благоразум... фу ты, неужели нет ничего не связанного с религией в терминологии? Ну пусть будет ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ. Да, здравомыслящие люди даже психологию за науку не считают.
- Как он воспринимает действительность, в которой существует?
- В чем его предназначение?
- Как он проходит по этой жизни, проходя состояние за состоянием?
- Как может достичь совершенства?
- Как ему раскрыть границы видимой реальности и увидеть то, что существует вне нас?
- Что ожидает его после смерти тела?
- Как управлять судьбой в этой жизни и после нее?
Эта наука включает в себя все творения, Творца - высшую силу, создавшую его, методику управления ими. Она не оставляет за своими границами ничего из существующего!
Каббала – это раскрытие Творца человеку. А это включает в себя все: время, пространство, действия и управляющую этим силу. Поскольку все создано Творцом, а Каббала раскрывает Его!
Получается, что раскрыть Творца, или раскрыть все существующее, или раскрыть для себя науку каббала – это одно и то же. Поэтому, если мы познаем науку каббала – мы постигнем все мироздание. Разумеется, нам станет понятен весь наш мир, со всеми его науками и законами, и мы получим контроль над всем, что тут происходит.
Когда-то в мире жил человек, который вдруг почувствовал особое отношение к другим людям. Это произошло естественно, в результате его внутреннего побуждения приблизиться к ним, почувствовать более близкими. Прежде такого с ним не случалось, и он начал исследовать новое состояние: почему вдруг это происходит? И тогда он обнаружил, что в его отношении к другим людям раскрываются различные связи и силы.
Этого человека звали Адам, он жил 5773 года тому назад. Свои наблюдения он описал в книге "Тайный ангел". Затем Авраам написал книгу "Создание", где тоже рассказывал об этом. После него были Моше, Пророки, Писания, Талмуды, Книга Зоар - во всех первоисточниках описывается отношение человека к другим людям и силы, которые при этом раскрываются.
Точнее всего выразил это великий АРИ в конце 15 века, а Бааль Сулам написал комментарий к его текстам, чтобы облегчить нам восприятие, хотя вы говорите, что это тоже непонятно. Комментарий Бааль Сулама намного доступнее, чем книга АРИ "Древо жизни", на основе которой создан ТЭС. И его "Комментарий Сулам" на Книгу Зоар тоже намного ближе нам, чем первоисточник.
О чем говорят все эти книги? - О той системе взаимосвязи, которую мы раскрываем, выходя из эгоизма навстречу объединению с ближним. Это та система связи, которая сейчас начинает проявляться в мире. Именно она мешает нам, вызывает кризис, потому что мы, эгоисты, не можем к ней приспособиться. Я хочу что-то сделать и вдруг обнаруживаю, что мир ведет себя не так, как всегда. Эта система будто всплывает снизу и начинает проявляться, а мы чувствуем себя как рыбы в этой сети.
Из каббалистических первоисточников, таких как "Введение в науку каббала", "Учение Десяти Сфирот" и "Древо жизни" Ари, мы узнаём о строении духовного мира, о создании души – единственного творения и о том, как эта душа прошла разбиение, разделившись на множество частей...
"Какова Цель творения? Для чего мы живем? Зачем нужна жизнь на Земле?" – Эти вопросы интересовали человечество во все времена, но в особенности ими задается наше поколение.
И хотя мы часто слышим о различных формах существования жизни во Вселенной, на самом деле мы видим, что мы – одни.
Мы совершенно не понимаем, что пребываем на земном шаре в особенных условиях, которые способствовали возникновению на нем жизни, а это – очень сложная вещь.
Даже для зарождения материальной формы жизни требуется накопление сил и формирование условий, позволяющее ее создать, уже не говоря о состоянии, из которого должна будет развиться жизнь в духовном мире.
Все эти вещи всегда повергали в изумление великие умы человечества во всех поколениях: как это произошло и зачем? Какая необходимость есть в Природе или высшей силе, создавшей все именно в такой форме?
И если бы не каббалисты, реально раскрывшие духовный мир и достигшие той самой точки, в которой зародилась жизнь, то мы так ничего бы и не узнали.
Нам известно, что физики, испытывающие коллайдер в Швейцарии, хотят достичь той точки, с которой начался так называемый Большой взрыв. То есть пытаются воспроизвести искру света, прорвавшуюся в этот мир и принесшую с собой всю материю, которая затем в нем образовалась.
Но каббалисты уже вышли своими постижениями за пределы нашего мира и прошли весь путь с начала творения в духовном мире до конечного исправления и рассказали нам обо всем, что там происходило. Об этом мы можем узнать из книги "Древо жизни" Ари.
Каббалисты, постигшие духовный мир, рассказывают нам, что высшая сила, создавшая и сотворившая всю реальность, действовала на основе программы и решения, и что все это называется Замыслом творения.
Вопрос: Как и откуда появилась материя? Если по Каббале теория Дарвина ошибочна, то, как объяснить возникновение различных видов и, особенно, человека?
Ответ: Материя появилась естественно, взрывным проникновением искры высшего света на уровень нашего мира. В физике это явление называется Большой Взрыв. Произошло оно около 15 млрд. лет назад.
Эта искра содержала в себе всю материю и энергию нашего мира. Также и в ТЭС, и в книгах Зоар и "Древо Жизни", написанных сотни лет назад, говорится о таком происхождении любой низшей ступени из высшей.
Искра содержала в себе всю информацию о своем нисхождении сверху-вниз и продолжает развиваться, реализуя эту информацию. В итоге в нашем мире из нее развивается вселенная, человек, который обязан достичь своим развитием, того состояния, из которого искра вышла. Это достигается "подъемом" человека в своем развитии по 125 ступеням, от эгоизма к свойству отдачи и любви к ближнему.
Когда человек начинает чувствовать себя неуверенно, не может точно ответить на вопрос о смысле своего существования, он обращается к религии. Некие действия, называемые исполнением заповедей, дают ему ощущение уверенности, чувство причастности к высшей силе - своего рода внутреннее удовлетворение, не более того.
Человек, который приходит к Каббале, наоборот, ищет не удовлетворение, а истину. В нем горит вопрос: что такое моя жизнь, какая от нее польза, для чего я создан? Этот вопрос невозможно закрыть исполнением каких-то ритуальных действий. Ему необходимо придти к ясному знанию, к раскрытию силы, действующей в творении.
Он не может довольствоваться чужими мнениями и слухами, его не удовлетворяет ответ: "Знаешь, есть Создатель мира, Он хочет, чтобы мы выполняли то, что Он нам заповедал..." У такого человека желание наслаждаться настолько развито, что ему необходимо познать, увидеть, самому во всем удостовериться.
Такова разница между людьми, обратившимися к религии и теми, кто приходят к Каббале. В Каббалу приходят люди, у которых есть внутренняя потребность раскрыть Творца. А к религии обращаются люди, которые удовлетворяются соблюдением традиций. Они не стремятся раскрыть управляющую, обязывающую силу. Им не важно, что посредством этих действий можно достичь подлинной духовности, раскрыть Творца, жить в другом измерении.
Такие люди просто-напросто притягивают божественную идею в этот мир, в свою жизнь, называя это еврейством, иудаизмом, жизнью религиозного человека. Они скрашивают свою жизнь неким дополнением, которого вроде как нет у светского человека. И действительно, у светского человека этого нет. И возможно, он в этом и не нуждается, живя себе просто так. Михаэль Лайтман
Весь род человеческий от его начала и до конца можно представить как одно поколение, жизнь которого будет длиться до тех пор, пока оно полностью не разовьется и перейдет на духовный уровень существования. Из поколения в поколение на протяжении нескольких тысячелетий накапливались наши внутренние способности, катализаторы развития. В итоге этого процесса человеческий уровень, то есть люди, должен подняться на новую ступень, которую мы для простоты назовем «исправленной».
Чтобы понять суть развития поколений, давайте уподобим наши внутренние факторы единицам информации. Они присутствуют в каждом объекте реальности и содержат внутренние данные о материале. Фактически, мы живем в пространстве с гигантским объемом информации обо всех элементах. Это информационное поле, в котором мы существуем, называется «замыслом природы». Любое изменение какой-либо детали — будь то усилие по сохранению текущего состояния или переход в другое, а также силы, воздействующие на составляющие реальности, внутренние и внешние трансформации, и т.п. — все это представляет собой изменения информационного поля.
В каждом поколении люди ищут алгоритм сбалансированного существования и благополучной жизни — ту формулу, которой природа их не наделила. Сам процесс этих поисков добавляет новые данные в единицы информации, делая их все более многогранными. Сведения и постижения, приобретаемые определенным поколением в попытках «зажить хорошо», освоиться со средой обитания и с окружением, переходят в естественные наклонности следующего поколения. Опыт, накопленный предыдущим поколением, становится базовым источником внутренней мудрости последующего, делая его, в результате, более развитым. Факт, что сыновьям всегда легче осваиваться с инновациями, чем отцам, которые их ввели. В наши дни дети естественно и непринужденно находят общий язык с мобильными телефонами, пультами дистанционного управления, компьютерами, и за считанные годы превосходят своих родителей в освоении и использовании новых технологий.
Вот так, из поколения в поколение, человечество обретает мудрость и развивается. Сегодня его можно уподобить одному человеку, накопившему опыт тысячелетней жизни. Разум индивида подобен зеркалу, в котором отражаются картины полезных и вредных деяний. Человек отбирает для себя добрые и полезные дела и отвергает те, которые причинили ему вред. Они запечатлеваются в его мозге, как в зеркале, отражающем картины собственного опыта, а затем, он выявляет положительные поступки и отклоняет отрицательные, пока не становится зрелым и умудренным. Соответственно, и все человечество обладает коллективным разумом и памятью, где отпечатываются все полезные и вредные поступки, совершенные каждым членом по отношению к обществу в целом.
Развитие единиц информации привело нас к такому уровню осознания, на котором мы уже ощущаем свою противоположность силе природы. Сегодня мы способны понимать причины этого и видеть цель, которую должны осуществить.
Новый внутренний объем и опустошенность, возникающая у многих из нас на фоне привычной рутины, — вещи неслучайные. Их породило пробудившееся в нас желание подняться на новую ступень бытия, перейти на «исправленный» уровень. Таков следующий этап развития поколений — период, позволяющий сознательно продвигаться к реализации цели нашей жизни.
Все знают, что алхимики, карты Таро, гематрия, магия и многое другое вышло из каббалы. Это знают все. И только каббалисты яростно это отрицают. А почему? Где же истина?
М. Лайтман: Никакой истины здесь нет. Это абсолютная ложь! Если вы возьмете истинные каббалистические источники, в них ничего этого нет: нет карт, нет магий, нет никаких заклинаний. Поскольку эта наука была скрыта, вокруг нее на протяжении всей истории человечества создавались мифы и домыслы. Я, кроме как в преферанс, не умею играть ни в какие карты.
Е. Литварь: А карты Таро?
М. Лайтман: Я даже их не видел.
А нет ли чего-нибудь такого в каббале, что влияет на человеческую психику?
М. Лайтман: Каббала занимается развитием человеческой личности, его «Я». Она раскрывает человеку возможности по-другому смотреть на мир – совершенно по-другому, чем смотрим мы из своего нынешнего животного состояния. Он начинает видеть мир не через свои: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения, вкус, а вне этих пяти органов чувств, вне своего тела. И конечно, здесь человек вроде бы начинает ощущать то, что обычный человек не ощущает. Обывателя это пугает, когда им говоришь об этом – говоришь об ином строении мира, об иной вселенной, которую ты ощущаешь: «Смотри, о чем он говорит! О том, что может ощущать человек вообще как бы вне тела. «Вне тела» – это уже немножко попахивает чем-то… Человек выходит из тела...» То есть обычному человеку в нашем мире (я не хочу говорить – обывателю), конечно же, такой взгляд на природу, такое исследование кажется очень-очень странным, опасным, неестественным. И ученым в нашем мире тем более – потому что ты совершенно по-другому смотришь и исследуешь мир. Так что надо это, естественно, объяснять.
В наше время другого выхода нет! У человека сегодня возникает настоятельная внутренняя потребность разобраться в мире, потому что иначе ему не выжить. Мы еще, может быть, не осознаем этого, но все, что происходит вокруг – это только для того чтобы подтолкнуть нас выйти в следующие измерения. И мы постепенно из года в год будем это обнаруживать. И людей будет приходить все больше и больше. Им некуда деваться! Религии, мистики, медитации, всевозможные якобы духовные методики или гадания - это все упадет. Сегодняшний всплеск уже идет на убыль. Обычно перед окончанием какого-то процесса происходит еще больший его всплеск для окончательного отторжения. И люди уже не верят этому. Они видят, что нет в нашем мире никаких чудес, что наш мир – это глобальные законы. Мы не можем с ними справиться, потому что ничего о них не знаем. И нам не помогают никакие заклинания, и нет в нашем мире никаких святых, и все эти заблуждения уже идут на убыль.
И вместо них из всего вот этого болота, которое сейчас все оседает, начинает все больше и больше проявляться наука каббала, говорящая о реальном постижении высшего измерения, в котором мы должны существовать, для которого мы и созданы. Созданы в нашем мире для того чтобы построить себя в нем, и в нем мы должны существовать. Об этом говорит Библия. Об этом говорят все каббалистические книги на протяжении пяти тысяч лет. Ничего здесь сверхъестественного, мистического нет. Это такое знание, которое может достойно встать рядом с любым другим.
Е. Литварь: А не может ли быть, что сами хитроумные каббалисты пускали эти слухи, дабы иметь возможность отсеивать, то есть отгородиться от обывателей, а вытаскивать только самых готовых к раскрытию высших миров?
М. Лайтман: Естественно. Так и было. Этим каббалисты себя ограждали, потому что они знали, что каббала должна быть скрыта до тех пор, пока человечество не дозреет до нашего времени, до такого состояния, когда эгоизм заставит его увидеть, что оно находится в тупике. И только сейчас, когда человечество (наконец-то!) осознает, что деваться некуда, в этот момент и раскрывается каббала – в нужное время. А до этого она должна была быть скрыта. И об этом говорит книга «Зоар», которая написана две тысячи лет назад. В ней прямо указан 1995 год. А на протяжении двух тысяч лет не было права раскрывать каббалу. Люди эгоистически еще не созрели. Они считали, что до всего могут дойти своим разумом. Они думали, что смогут создать себе хорошую жизнь на этой земле и в этом мире. Им ничего другого не надо было. Им казалось, что они будут существовать вечно, что эта планета вечная. И все так и будет идти дальше».
Е. Литварь: Что такое «эгоистически не созрели»?
М. Лайтман: Не в состоянии пробить рамки нашего мира - этот "баллон", в котором мы находимся в наше мире, - и выйти в Высшее мироздание. Не в состоянии!
Е. Литварь: То есть для этого я должен быть эгоистом - чтобы выйти в мир альтруизма?!
М. Лайтман: Нет. Ты просто вынужден работать на свой эгоизм, который тебя постоянно гонит вперед: «Еще развить, еще создать, еще продвинуться технологически, научно, культурно и так далее. Я обустрою себя, и мне будет хорошо». И мы забываем, что этот мир маленький, конечный, что наше состояние на этой земле очень хрупкое, зыбкое. И вдруг мы начинаем это осознавать. Мы видим – мир может закончиться. Мы его можем разрушить войной. И он может сам закончиться – какое-нибудь цунами все смоет с этого шарика. Вдруг нам начинает казаться, что это реально. В такое время люди начинают задумываться о чем-то выше своего обывательского существования. Вот тут и раскрывается каббала.
Е. Литварь: Значит, каббалисты должны сообщить это людям!
М. Лайтман: Да, потому эта информация и сообщается! И поэтому сейчас самая главная задача всей каббалы – распространение
М. Санилевич: Владимир из Костромы спрашивает: «Каббалу сами маги, не говоря уже об обывателях, ставят на особое почетное место. Чем каббала заслужила такой почет?»
М. Лайтман: Это надо у них спросить, как они ее классифицируют. Каббала к магии не имеет отношения, так же, как к колдовству, волшебству. Есть там у них еще заговоры какие-то. Я даже не могу вспомнить.
Е. Литварь: Можно, например, мужа вернуть в семью.
М. Лайтман: Да, дурной глаз и много чего другого. Все это к каббале, к сожалению, не относится. Почему «к сожалению»? Каббалисты были бы рады, может быть, разыграть такую "карту", что, дескать, вы к нам приходите, у нас есть для вас все. Но сама каббала по своей внутренней природе - это исследование Высшего мира. Исследование, проводящееся научными, внутренними средствами человека, научными методами – как я уже показывал: графики, формулы, текст очень сложный, говорящий только о зависимости между силами, их сравнении, их связи между собой. То есть это наука о системе сил, управляющих нашим миром. Ну, где здесь может быть чародейство, колдовство, всевозможные заговоры?
Они ведь предполагают, что можно «по своему велению, по собственному хотению» как-то влиять на происходящее. Я вообще такого не представляю! Вы видели когда-нибудь такое? «По своему велению, по собственному хотению» – это может только какой-нибудь царь. Вот ему что-то взбрело в голову (надо тоже понять, что значит «взбрело в голову», откуда у него появились эти мысли), и вот что он захотел, то и делает. Но это мы видим лишь в нашем мире, а мы говорим о силах природы, об их свойствах, о четкой картине их расположения, взаимодействия друг с другом.
Несмотря на то, что нас пичкают в каждой газете целыми разделами про магии, про потусторонние силы, полтергейсты - мы никогда этого не наблюдали. Нас только пытаются развлечь, ничего другого здесь нет. Средства массовой информации специально этим пользуются, привлекают читателя. И эта заинтересованность исходит из свойства природы человека. Если он видит перед собой все отчетливо - его это не привлекает, ему не интересно. Его интересует то, что от него скрыто. Чтобы ощутить что-то, мне надо этого пожелать, стремиться к этому объекту. И мера стремления определяет то наслаждение, которое я получу. Вот я очень желаю, чтобы поскорей остыл этот чай, и я сделаю первый глоток. Каким я ощущу этот первый глоток, зависит не от самого чая – зависит от моего желания, от моего стремления. То есть в каждом наслаждении должно быть заложено что-то непостижимое, что-то скрытое, что-то непозволительное. «Маим гнувим имтаку» - по-русски говорится: «запретный плод сладок».
М. Санилевич: Вот еще вопрос, который волнует людей: порча, сглаз, проклятия и так далее.
М. Лайтман: Порча, сглаз, дурной глаз, проклятие – это все существует. Почему? Потому что мысли человека являются самой мощной, самой большой силой в нашем мире и вообще в мирах. Если один человек думает плохо о другом, это воздействует на другого человека. Есть люди, которые обладают огромной концентрацией такой энергии и могут действительно сделать плохо другому. Но это не выходит за пределы сил и тех естественных процессов, которые мы изучаем. Мы чувствуем, что кто-то смотрит на нас. Мы ощущаем силу взгляда. Мы очень много вещей испытываем подсознательно. Раньше когда-то человек их ощущал более явно. А у нас не хватает остроты ощущений.
Это не говорит о том, что их нет. Это говорит только о том, что от нас они ускользают. Но это – силы, реальные настоящие силы нашего мира. Это – не чудеса! Если я желаю нанести кому-то вред, и даже не желаю, но я плохо о нем думаю, я уже этим наношу ему вред. Потому что мы связаны между собой в общей сетке сил, и я, желая или нет, наношу этим вред ему и самому себе, потому что я нахожусь в той же системе.
Смотрите, что делается с человечеством. Отчего такие проблемы?! Возрастает эгоизм, люди ненавидят друг друга. Они желают употребить весь мир только во благо себе, и неважно, пусть хоть все сгорит. Вот это и является причиной того, что наш мир становится таким неуправляемым и угрожающим для нашего существования. И ничего с этим не сделаешь. И это называется дурным глазом, сглазом, проклятием и так далее, только это, больше ничего. Это можно измерить! Можно измерить направленность, интенсивность. Можно все это измерить, как любой другой технический, физический параметр и записать.
В Каббале можно измерить, какое влияние это имеет на состояние всех душ вместе, связанных между собой, каким образом это возвращается к тому же человеку – положительно или отрицательно. Это все можно измерить. Это всё – силы. Ничего в этом нет сверхъестественного. Как я влияю физически на этот мир, так я могу влиять (и еще более того!) своим умственным, моральным желанием, мыслью. Е. Литварь: Мысль отрицательная, пусть даже нецеленаправленная и, тем более, целенаправленная – то есть злая мысль, направленная на другого человека, возвращается к тому, кто ее направил?
М. Лайтман: Конечно, в усиленном виде и бьет его еще сильнее