Вместе с директорами школ города принимаем участие в международном форуме «Образование России» в Казани.
Интересные идеи прозвучали в секции по развитию инфраструктуры школы. Среди новых: проектирование рекреаций для размещения дополнительного образования, актовых залов и даже спортивного оборудования. Основные тенденции в современном строительстве школ - это многофункциональность, универсальность, мобильность помещений. Следует сказать, что школа в Волжском-3 как раз и отвечает новациям. Например, совмещение учебных кабинетов в единое пространство для проектной, учебной и лабораторной деятельности. «Меньше стен!» - современный лозунг в проектировании школ.
а что не так с рекреациями и дополнительным образованием? Особенно с т.з. терминов и определений?
Из Википедии: Рекреа́ция (лат. recreatio «восстановление») — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.
Из Википедии: Рекреа́ция (лат. recreatio «восстановление») — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.
Не тот словарь смотрите. У термина рекреация достаточно много значений, в данном случае больше подходит вот такое:
Рекреация Помещение в учебном здании, предназначенное для отдыха учащихся в перерыве между занятиями. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Да и если бы по Википедии погуляли дальше, нашли бы вот это помещение в учебном здании, предназначенное для отдыха учащихся в перерыве между занятиями ◆ Он поднялся на второй этаж; в пустом и гулком гимназическом здании, в рекреациях, насквозь просвеченных весенним солнцем, в жёлтых стенах, в жёлтом паркете — во всём была радость, та грустная радость, с каким выпускник гимназии осматривается в ней двадцать лет спустя. Д. Л. Быков, «Орфография», 2002 г. Правда тоже не совсем подходит для размещения дополнительного образования, но это чуть другой вопрос.
ну отчего же? если к вопросу подойти творчески и с умом, то и школьные рекреации можно оборудовать с пользой для этого дела
ну тут одна проблема наметится - оборудованная для обучения рекреация перестает быть рекреацией (то-есть перестает служить местом отдыха. (ну вот давайте не будем про отдых - смена деятельности, тут деятельность одна - учебная)))))
ну тут одна проблема наметится - оборудованная для обучения рекреация перестает быть рекреацией (то-есть перестает служить местом отдыха. (ну вот давайте не будем про отдых - смена деятельности, тут деятельность одна - учебная)))))
я тоже считаю, что лучшее место и способ отдыха - диван и лежание на нем, но для ребенка в перерыве между уроками отдыхом вполне могут быть и другие виды деятельности - хлопоты в живом уголке или в оранжерее, разминка на спортплощадке или караоке в музыкальной комнате, гонки на р/у автомобилях или изготовление красивого плетеного браслетика с бусинками... и все это вполне вписывается в концепцию дополнительного школьного образования, а условия для занятия всеми этими делами вполне можно создать в т.ч. и в школьной рекреации, отчего она нисколько не перестанет быть местом для отдыха
я тоже считаю, что лучшее место и способ отдыха - диван и лежание на нем, но для ребенка в перерыве между уроками отдыхом вполне могут быть и другие виды деятельности - хлопоты в живом уголке или в оранжерее, разминка на спортплощадке или караоке в музыкальной комнате, гонки на р/у автомобилях или изготовление красивого плетеного браслетика с бусинками... и все это вполне вписывается в концепцию дополнительного школьного образования, а условия для занятия всеми этими делами вполне можно создать в т.ч. и в школьной рекреации, отчего она нисколько не перестанет быть местом для отдыха
Не поймите как однозначное отрицание того, что отдыхом может быть и не лежание на диване, но трудно согласиться со сменой деятельности в формате плетения браслетика после урока труда). Гонки с р/у машинками и прочим - да, смена деятельности, но сложно назвать это образованием, полезный досуг - возможно, а вот считать это целенаправленным процессом обучения и воспитания как-то не очень получается. Я руками-ногами за то, чтобы в школах в рекреациях можно было и за рыбками поухаживать и заумные кроссвордики порешать, но вот устраивать там кружки, секции - не комильфо, там должны быть все сразу и в любое время, а кружок займет территорию, да еще и может тишины потребовать. Может все-таки в современной школе можно найти территории более уютные для таких целей? Те же кабинеты технологии, спортзал, лаборатории, но в дополнительное время?
но трудно согласиться со сменой деятельности в формате плетения браслетика после урока труда
а после урока математики?
Цитата(chudak @ Jun 2 2019, 21:10)
Гонки с р/у машинками и прочим - да, смена деятельности, но сложно назвать это образованием, полезный досуг - возможно, а вот считать это целенаправленным процессом обучения и воспитания как-то не очень получается
плохо, что не получается. Вы же учитель, странно, что Вам еще всю плешь не проели, рассказывая о том, что такое дополнительное образование в школе, какие формы оно может принимать и какие задачи преследовать. А между тем, те же р/у машинки вполне укладываются в Концепцию развития дополнительного образования детей (утвержденную в 2014 году)
Цитата(chudak @ Jun 2 2019, 21:10)
Я руками-ногами за то, чтобы в школах в рекреациях можно было и за рыбками поухаживать и заумные кроссвордики порешать, но вот устраивать там кружки, секции - не комильфо, там должны быть все сразу и в любое время, а кружок займет территорию, да еще и может тишины потребовать. Может все-таки в современной школе можно найти территории более уютные для таких целей?
ну почему же именно кружок? Можно предложить массу иных форм организации процесса, причем, в какой угодно сфере. К примеру, взять тот же вышеупомянутый зооуголок. Пусть это будет организовано в форме "аквариумного мира" - здесь дети и без всяких кружков смогут отдохнуть, наблюдая за поведением рыб различных видов и всяких прочих морских животных, научиться правильно кормить их, формировать удобную среду обитания, получить наглядное представление о физическом процессе насыщения воды кислородом, почистить стенки аквариума с помощью р/у модели глубоководного спускаемого аппарата и т.д. и т.п. Чем не элементы дополнительного образования? Нигде вроде не было сказано, что все дополнительное образование надо организовывать в рекреациях, но включить их в систему вполне возможно и это будет разумно.
а рыбки после урока биологии? Или вы наивно рассчитываете, что после каждого урока рекреация (впрочем уже не рекреация, а досуговый центр или мультиформатная мастерская) будут меняться в зависимости от того, какой урок случился?
Цитата(Уввн @ Jun 2 2019, 22:07)
что такое дополнительное образование в школе, какие формы оно может принимать и какие задачи преследовать. А между тем, те же р/у машинки вполне укладываются в Концепцию развития дополнительного образования детей (утвержденную в 2014 году)
А может не будем путать форму и содержание? Гонки как вид деятельности - досуг. А гонки в рамках образовательного процесса - извольте и программку написать и цели с задачами выставить, а тут уже начинается передача знаний, умений, навыков, а значит и какая-то педагогическая деятельность необходима. Так и вижу счастье в глазах ребят, когда в самый разгар игры преподаватель начинает объяснять кто и где ошибся)), ну или в конце перемены учитель напоминает, что разбор полетов гонок состоится после классного часа).
Цитата(Уввн @ Jun 2 2019, 22:07)
Пусть это будет организовано в форме "аквариумного мира" - здесь дети и без всяких кружков смогут отдохнуть, наблюдая за поведением рыб различных видов и всяких прочих морских животных, научиться правильно кормить их, формировать удобную среду обитания, получить наглядное представление о физическом процессе насыщения воды кислородом, почистить стенки аквариума с помощью р/у модели глубоководного спускаемого аппарата и т.д. и т.п. Чем не элементы дополнительного образования? Нигде вроде не было сказано, что все дополнительное образование надо организовывать в рекреациях, но включить их в систему вполне возможно и это будет разумно.
Позволю себе напомнить, что рекреация в школе одна на все классы на данном этаже. Грубо говоря 150 человек должны во время перемены отдохнуть (прорекриироваться, если хотите), собственно давайте вспомним, что именно с этого и начат разговор, с термина "рекреация" и с того, что рекреация - помещение для отдыха в перерыве между занятиями. Я сильно ошибусь, если назову процесс дополнительного образования занятием? Особенно учитывая, что по нормативке у образовательного процесса не грех прописать цели и задачи, описать форму ЗАНЯТИЯ и прочие документальные проблемы). Опять таки наблюдать за поведением рыб и строить образовательный процесс дополнительного образования - это несколько разные вещи. Так что повторюсь
Цитата(chudak @ Jun 2 2019, 21:10)
Я руками-ногами за то, чтобы в школах в рекреациях можно было и за рыбками поухаживать и заумные кроссвордики порешать, но вот устраивать там кружки, секции - не комильфо, там должны быть все сразу и в любое время
Совершенно соглашусь с тем, что кружкари могут включить эти аквариумы в свои занятия, дать задание понаблюдать за рыбками в рекреации, но это не допобразование, а вариант экскурсии, демонстрационный материал. Да, вполне разумно в рамках кружка или клуба по интересам, согласен. Однако я как-то различаю игру в шахматы двух дедушек на улице и игру в те же шахматы двух ребят на занятии шахматного кружка. Хотя вроде и те и другие приобретают игровой опыт). И еще одно соображение, уж простите, но мы с вами развели гигантский офф-топ в рамках совершенно иной темы).
может именно поэтому и буксуют многие толковые и полезные начинания, что учителя просто не готовы даже хотя бы попытаться понять, о чем идет речь?
А может потому и не понимают, что толковые и полезные начинания во многом противоречат как нормативно-правовой базе, так и просто элементарному здравому смыслу?
А может потому и не понимают, что толковые и полезные начинания во многом противоречат как нормативно-правовой базе, так и просто элементарному здравому смыслу?
в данном случае, полагаю, совсем по иной причине (ибо здесь ничего не противоречит ни нормативно-правовой базе, ни здравому смыслу, зато предполагает отвлечение от застарелых стереотипов, а это зачастую очень сложно)
в данном случае, полагаю, совсем по иной причине (ибо здесь ничего не противоречит ни нормативно-правовой базе, ни здравому смыслу, зато предполагает отвлечение от застарелых стереотипов, а это зачастую очень сложно)
Проще говоря то, что в рекреациях (а в них чаще всего запасные выходы и через них проходят пути эвакуации) появится то, к чему могут придраться пожарные - это норма? То, что допускаются занятия (а допобразование - это занятия, а не просто ухаживание за рыбками в перемену) во время перемен, предназначенных для отдыха от занятий тоже не является нарушением режима? Вот интересно, а обрнадзор с санэпидом при поддержке пожнадзора в школе в августе на приемке школы за это дело штрафы выписывать не начнут? Заметьте я не против разнообразия мест отдыха и полезного досуга. Да и не против того, чтобы в школах было разнообразие занятий. Я говорю лишь о том, что если в месте отдыха ведется плановое занятие, то оно по логике перестает быть местом отдыха и становится местом занятия, ну уж простите плановое занятие, как и вообще процесс обучения сложно назвать отдыхом по здравому смыслу.
Проще говоря то, что в рекреациях (а в них чаще всего запасные выходы и через них проходят пути эвакуации) появится то, к чему могут придраться пожарные - это норма? То, что допускаются занятия (а допобразование - это занятия, а не просто ухаживание за рыбками в перемену) во время перемен, предназначенных для отдыха от занятий тоже не является нарушением режима? Вот интересно, а обрнадзор с санэпидом при поддержке пожнадзора в школе в августе на приемке школы за это дело штрафы выписывать не начнут? Заметьте я не против разнообразия мест отдыха и полезного досуга. Да и не против того, чтобы в школах было разнообразие занятий. Я говорю лишь о том, что если в месте отдыха ведется плановое занятие, то оно по логике перестает быть местом отдыха и становится местом занятия, ну уж простите плановое занятие, как и вообще процесс обучения сложно назвать отдыхом по здравому смыслу.
то, чем Вы сейчас занимаетесь, называется попыткой довести предмет разговора до абсурда не разбирая пошагово каждую сентенцию, а просто для того, чтобы хоть чуть-чуть подправить угол зрения - как Вы считаете, является ли выявление интересов и наклонностей ребенка элементом системы дополнительного школьного образования? И можно ли это самое выявление увязать с организацией досуга детей? ЗЫ. а про обрнадзор с санэпидом при поддержке пожнадзора в школе в августе на приемке школы в данном контексте повеселили