Этот текст Данила Шаликова был написан в октябре 2018 года. За это время он не только не потерял актуальность для Чебоксар, но даже набрал её. Заборов в городе с каждым месяцем становятся всё больше и больше.
Публикация отчасти является адаптацией популярных текстов про заборы других авторов. Данил проделал большую работу по поиску примеров в Чебоксарах, так как вы вряд ли бы стали читать похожий текст с примерами из Челябинска или Москвы.
Заборы
Забор — это модель поведения, внушаемая нам с детства.
Ребенок с рождения уже́ попадает в ограничения. Он смотрит на окружающий его мир через прутья своей кроватки или манежа. Затем ребенок познает /ограниченную забором/ территорию двора, детского сада, школы, университета ит.д. И даже после его смерти, могильный холм обязательно будет обнесен заборчиком, видимо по привычке. Ограничениями вскармливают нас наши родители, учителя и градостроители. Не выходить за рамки становится для нас нормой.
В последнее время выражение «безопасность» становится маниакальной чумой, перекрывая дворы, скверы, парки и улицы. Если раньше заборами ограничивались только детские сады и спецобъекты — сегодня заборы окружают нас буквально повсюду. Каждый новый жилой комплекс сразу обносят забором, даже если ограждение перекроет все пешеходные пути, и людям придется каждый раз обходить его.
Заборы размножаются, разрастаясь по городу, как зловредные колючие сорняки. Передвигаться по городу, особенно с детской коляской, становится всё труднее.
Жители города постепенно привыкают к многочисленным заборам, и им уже начинает казаться, что это такой неотъемлемый элемент городской инфраструктуры и дизайна. Будто так и должно быть. Как всё, что можно объяснить — должно быть объяснено, так и всё, что только можно огородить — должно быть огорожено. И вот мы сами становимся заложниками сплошных ограждений, а ведь это очень плохо влияет на развитие кругозора, мировосприятия и амбиций наших детей.
Заборы сдавливают нас со всех сторон, подступаясь всё ближе. Смотрите, во дворах заборы уже играют роль направляющих.
Можно же обойтись без этого железа и сделать природные кустовые насаждения. Это и разумнее и красивее.
С заборчиком спокойнее? С ярким, как газовые трубы?
Вот это — другое дело! И никто бегать по дорогам не станет.
А вы заметили, что с конца прошлого месяца все пешеходные переходы в городе обнесли жуткими серыми отбойниками? Эти оградки уродуют своим присутствием не только улицы нашего города, но и обзорную панораму, да элементарно, рядом с такими конструкциями чувствуешь себя подавленным.
И так постепенно мозг горожанина привыкает к шорам и законам загонам. Со стороны это выглядит так: люди идут себе по направляющим, без дополнительных усилий, как скот по прогонам и свипам.
В последнее время я с горечью наблюдаю, как город становится труднопроходимее и уродливее. Будто наставили декорации к стим-панковскому фантастическому фильму, где царит разруха, неблагополучие и диктатура. Зачем же нам городить эти жуткие загоны, вместо того, чтобы делать город дружелюбнее, удобнее и красивее?
Цитата
"Забор — это всегда показатель нездорового планирования, неправильное явление в городе. Это, как правило, препятствие, которое мешает людям ходить, он не несет безопасности, как принято считать." Сергей Кузнецов, Главный архитектор Москвы
Посмотрите видео Ильи Варламова /топового российского блогера/ в продолжение размышлений на эту тему:
Если люди переходят дорогу в неположенном месте, то тут закон бессилен, и в этом случае, горожане берут на себя ответственность о безопасности сами. В случае с детьми — жили до этого же 70 лет без заборов на перекрестках — опять таки вопрос родительского воспитания и бдительности. Сдерживать людей как скот заборами — грубое уродливое решение.
Забор вдоль тротуара — первый признак неправильного проектирования улиц. В хорошем безопасном городе нет никакой необходимости отделять тротуар от дороги заборами. Вспомните города, где вам было комфортно находиться. Там были заборы?
Большая ошибка думать, что забор вдоль тротуара защитит пешехода. На аварийность это никак не влияет. Уродливые заборы никак не защитят пешехода в случае ДТП (для этого надо ставить серьёзные отбойники). Поэтому в развитых странах принимают меры по успокоению трафика – снижают максимальную скорость до 50-30 км/ч, сужают полосы, делают правильные перекрёстки и переходы. И заборы ставить не надо.
Я верю в силу закона — можно законодательно отменить все ограды в городе. Будет как с платными парковками: никому не нравится, но все паркуются, а потом привыкают.
Нужно создавать такие пространства, в которых приватные и полуприватные пространства поделены ландшафтом естественным образом, так, что ты сам понимаешь, куда тебе надо ходить, а куда не надо. Ландшафт выполняет роль навигатора.
Юрий Григорян, архитектор, руководитель бюро «Проект Меганом»
Цитата
У нас заборов много, но мы такие не одни. Я не поддерживаю нагнетание ужаса по этому поводу. В странах «золотого миллиарда» или Европе этого меньше, а Латинская Америка или Бразилия — практически наша копия. Забор, он не «плохой» и не «хороший»; это форма структурирования мира, простое разграничение пространства. Слишком большая страна, слишком большие пространства — у человека не получается осмыслить это целиком. Тогда он выделяет часть пространства, обособляет его и может как-то двигаться дальше. В этом смысле функция забора — организовать пространство не только территории, но и мысли. В школе есть прописи, тетрадки в клетку и линейку. Пока люди не научились писать, они получают помогающие им ограничители. Забор — это контурные карты, прописи в тексте архитектуры, ландшафта. Это тяжелый труд забора — структурировать, организовать. От нас зависит насколько удачно все остальное будет туда вписано.
Сергей Яралов, дизайнер
Вот яркий показательный пример человеческой глупости и невежества — забор Центрального автовокзала. Видимо для безопасности от террористов, весь периметр вокзала обнесли тюремной клеткой.
Автовокзал был спроектирован так, чтобы в него было бы удобно попасть как со стороны Проспекта Мира, так и со стороны ЖД вокзала. Всегда, вплоть до прошлого года, люди проходили по подземному переходу через пути и заходили со стороны станции. Теперь, с тяжелыми чемоданами, им приходится идти вдоль всего длинного забора, и ещё обходить здание вокруг.
Но самый прикол заключается в том, что туалет автовокзала находится в другом здании, на улице, за забором. И если раньше можно было по-быстрому сгонять в туалет перед отправкой (на схеме ниже я обозначил зелёной линией), то сейчас придется гнать через всё здание вокзала и по его территории (на схеме красной линией) через рамки металлоискателей с тяжелыми чемоданами, затем — мчать тем же маршрутом обратно на станцию, чтобы успеть запрыгнуть в свой транспорт . Ждать ведь никто не будет, отправление строго по расписанию. Представьте, какие эмоции испытывают гости нашего города, особенно пожилые дамы, не знающие тонкостей местной навигации. Да, и к слову, — навигация вообще отсутствует. Классический пример забора мозга.
Даже перед самим туалетом-(гостиницей?) забор воткнули. Зачем?
Цитата
Создание запроса на комфортный и безопасный город — хорошая мотивация для изменения нормативов и повышения квалификации чиновников. Например, одним из вариантов сноса заборов может быть прокладка велодорожек по улицам — тогда заборы будут не нужны даже по текущим нормативам.
Уверен, кто-то захочет написать, что заборы нужны, чтобы пешеходы не перебегали дороги, где им вздумается! Это самое распространненное заблуждение. Проектируйте улицы так, чтобы людям не надо было перебегать! Делайте удобные и безопасные переходы! Забор — это первый признак того, что улицы проектируют неграмотные мудаки. Именно поэтому вы ни в одном удобном городе не встретите массового озаборивания городских улиц.
У мэрии любого города есть все необходимые инструменты, чтобы избавить город от заборов! Сделать его безопасным и комфортным.
Любой контроль или запрет можно настолько изящно преподнести, что никто не почувствует себя униженным или подконтрольным. Неприятное или неинтересное должно быть подано так, чтобы все этого хотели и радовались. Посмотрим на примеры из физического мира.
Шлагбаум — некрасивый запрет. Выезжающий из дороги пень (боллард) — изящная преграда для автомобиля, на которую пешеход не обратит внимания.
Забор вокруг газона — грубо. Кусты — красивое и выглядящее естественным препятствие.
В городе есть несколько достойных примеров ограждений. Например, кустовое насаждение в сквере Чапаева. Экологично и красиво.
Такое же ограждение есть в санатории «Чувашия». Широкий обзор способствует приятной прогулке.
— Эй, PS! Я искренне верю, что очень скоро снос всех этих ужасных конструкций из металлолома начнется как в нашем городе, так и во всех российских городах. На улицах будет намного красивее и просторнее без этого стесняющего мешающего уродства. Искренне ведь хочется, чтобы город становился только красивее и дружелюбнее.
В центре Челябинска на набережной реки Миасс сделали забор ещё более адский чем на Московской набережной. Челябинский урбанист это хорошо проиллюстрировал:
Губернатор Мурманской области предлагает ставить меньше заборов.
Почему заборы – это плохо:
- они дороги в обслуживании; - они мешают при уборке зимой; - они создают ложное чувство безопасности у водителей, и им кажется, что ни один пешеход не вздумает выйти на дорогу; - они не дают припарковавшимся на автомобилях людям и велосипедистам в удобном для них месте сойти на тротуар; - и еще из-за них города похожи на тюрьмы.
Для любителей науки: нет ни одного исследования, где говорилось бы, что заборы улучшают безопасность города. Обещает проговорить данный вопрос с Медведевым.
Но не Мурманском единым. Вспомним и другие города, которые тоже на пути избавления от заборов.
в зеленограде этот забор раньше тоже ставли, щас весь убрали, потому что ктото думает что это отбойник, но он машину не выдерживает, а именно для пешеходв типа. вот случай был Отлетевшая секция пешеходного ограждения убила младенца в коляске «Выглядит похабно и разлетается, как шрапнель»Зачем в Зеленограде начали убирать пешеходные ограждения? Погибшего в результате ДТПу Зелрайсуда младенца похоронят в Чебоксарах
Сообщение отредактировал вантус - Oct 22 2019, 11:41
НОВОЕ Ограждение набережной от падения в Казани (фото с фонтаном) и Челябинске, как говорится, почувствуй разницу, это я для тех кто топит за бессмысленное дорогущее мраморное совпедовское благоустройство.
Сообщение отредактировал ExPeRt60 - Oct 25 2019, 11:44
Может в Челябинске с реки дует пронизывающий ветер. И огромный забор нужен, чтобы укрыться от него
Был я в том Челябинске. Река Миасс настолько грязная, что огромный забор скорее нужен, чтобы не травмировать эстетические чувства горожан и особенно экологов.
. Их можно установить вместо бетонных ограждений (высотой 1,2 м), мешающих обзору
И много убрали в Казани бетонных ограждений на озере Кабан? Там в репортаже всё видно, но гуру насвясизма об этом конечно не напишет, а вы поглядет и не в состоянии
--------------------
Работа не волк, в лес не убежит. Вы не люди, вы военные. От работы кони дохнут. Авось, небось и как-нибудь. Даешь блогерам метро до Канаша !!!
И много убрали в Казани бетонных ограждений на озере Кабан? Там в репортаже всё видно, но гуру насвясизма об этом конечно не напишет, а вы поглядет и не в состоянии
Вроде как во многих местах. Ограды всё же нужны, и повыше (современные требования - не 90см, а 120см высотой) - для лучшего обзора водного пространства, да и попрочнее, т.к. иногда люди облокачиваются.
--------------------
https://wiki2.org/ - пожалуй, лучше, чем Википедия.. Всё тайное когда-нибудь станет явным..
Вроде как во многих местах. Ограды всё же нужны, и повыше (современные требования - не 90см, а 120см высотой) - для лучшего обзора водного пространства, да и попрочнее, т.к. иногда люди облокачиваются.
Вроде как в никаких, все наглядно:
--------------------
Работа не волк, в лес не убежит. Вы не люди, вы военные. От работы кони дохнут. Авось, небось и как-нибудь. Даешь блогерам метро до Канаша !!!