Если сравнивать марийскую и чувашскую вышивку, то мы часто можем увидеть образ утки. Этот образ местные мастерицы-вышивальщицы трактуют как "в Чебоксарах было много уток, еще Екатерина заметила, что уток здесь великое множество. Это символ домашнего счастья..." и т.п. На самом деле, изучая историю и этнографию Марий Эл по работе, столкнулось с таким толкованием образа утки. Якобы север - это страна мрака и преисподней, люди живут в средней стране, а утки, перелетая или уплывая по реке времени, переносят все, что творится в средней стране, богам, в качестве осведомителей. Диких уток и гусей черемисы (подозреваю, что и вирьял-чуваши) не отстреливали, это грозило карой от богов, а потому уток в этих краях было много.
Цитата
Утка прилетела на поверхность Мирового океана и снесла два яйца. Из них в облике селезней вылупились два брата - Юмо и Йын (Омо). Селезни попеременно стали нырять на дно океана и доставали оттуда ил: так была создана земля. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын принялся мешать творению: за это Юмо навсегда изгнал брата под землю и запер в преисподней.
Символом солнца были солярные знаки, изображавшиеся в виде кругов, крестов, ромбов, розеток и прочего. Птица считалась воплощением света и жизни. Изображение дерева жизни, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Воплощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки. Лошадь, безусловно, символизирует благосостояние, ведь хозяин, имевший в хозяйском подворье лошадь, считался богачом. Изображение лебедей выдаёт заветные мечты о красоте, любви и верности. Очень часто в марийской вышивке встречается изображение головы барана, причём особый акцент делается на рога. Баран(овца) считается одним из святых животных у марийцев. Вышивая бараньи рога, мастерица желала уберечь себя или кого-либо от зла, нечисти и болезней. Олень, оленьи рога в свою очередь символизируют удачу