Ответить Создать тему

Главная фигура в образовании у нас сегодня — православный военрук , о школе и воспитании словами Евгения Ямбурга

Автолюбитель
post Feb 20 2019, 15:33 
Отправлено #1


Активный

Сообщений: 2 910
Из: Новочебоксарск



«У нас теперь все враги, а при должной обработке очень быстро и дети, и взрослые становятся палачами. И если мы нагнетаем военный, религиозный, межнациональный психоз во вне, это все возвращается».

Евгений Ямбург — доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, разработчик модели адаптивной школы, директор московского Центра образования №109, известного как «школа Ямбурга».

Главный посыл «школы Ямбурга»: не ребенок приспосабливается к учебному заведению, а школа адаптируется под потребности и способности ученика. Идея эта не новая, но методика Ямбурга отличается особой гибкостью. В школе есть собственный театр, конюшня, флотилия с двумя пароходами, мастерская ремесел, кафе, парикмахерская. На стенах в коридорах висят не официальные портреты, а дружеские шаржи на учителей, а сам директор активно участвует в жизни школы.

В Екатеринбурге Евгений Ямбург высказался о причинах эпидемии насилия в российских школах, о том, почему педагогика важнее экономики, и о странных образовательных инициативах. DK.RU собрал главное из высказываний педагога.

«Великолепный отец, но отправил на смерть миллионы»

— Я как-то читал дневник коменданта Освенцима Рудольфа Хесса. Дело было в Нюрнберге. Его должны были повесить, и он об этом знал. Перед смертью не врут. И для меня этот дневник очень страшен. Несколько важных фактов биографии Хесса. Со своей будущей женой он познакомился в 1919 г. в организации «Перелетные птицы», которую создал немецкий педагог Винекен (в 1926 г. члены организации затем составили основу «Гитлерюгенда» — прим. Ред.). После Первой мировой войны молодые люди развращенной жизни города с публичными домами и наркотиками предпочитали здоровую жизнь в деревне. Они путешествовали автостопом, разжигали костры, пекли картошку, пели народные песни. Прям, как наши пионеры. На дворе был 1918-1919 гг., никакого фашизма еще не было.

И вот он пишет в своем дневнике: «Пусть весь мир видит во мне кровавую бестию, но он никогда не поймет, что я был нравственным человеком». Он не врет. Он пишет, что никогда не изменял своей жене, вместе они вырастили пятерых детей. Когда я в 1968 г. был в Освенциме, там все еще было цело. Был домик коменданта, он воспитывал детей трудом — у каждого была своя грядка. Великолепный отец, прекрасный муж, но отправил сотни тысяч, даже миллионы, на тот свет. Я стал изучать сталинских палачей — такие же ребята. Абсолютно нормальные. Как это совместимо?

Так происходит, потому что у нас каша в голове. У нас даже в словарях слова «мораль» и «нравственность» написаны через запятую. Да, они были нравственны, но моральны ли? Нравственность — это форма адаптации к социуму. Грубо говоря, не ходишь голый, не оскорбляешь своих женщин. А мораль — в глубине, а в глубине морали — идеология.

Ни один немецкий офицер никогда бы не снял штаны и не стал бы мочиться при немецкой женщине. Но поскольку фашисткая идеология выносила за скобки евреек, славянок, цыганок, на них мораль не распространялась. Поэтому вполне совместимо расстреливать в затылок, умывать руки, а потом вести сына в театр и быть прекрасным отцом.

«Пропаганда взвинчена до предела»

У нас сейчас пропаганда взвинчена до предела. А <как показывает история> при должной обработке очень быстро и дети, и взрослые становятся палачами. Мы во всем не знаем меры. И если мы нагнетаем военный, религиозный, межнациональный психоз во вне (у нас теперь все — враги), это все оборачивается обратно. Вот наше исследование в детском саду: впервые за три года у детей младше четырех лет — страх войны. Вы думаете, это проходит бесследно для психики?

Невротизм возрастает и преобразуется в очень тяжелые вещи. У нас сегодня, по данным Союза педиатров, здоровых детей всего 12,5%. Онкологических больных становится больше каждый год на пять тысяч. Задержки в развитии. Но на первом месте психоневротические заболевания. И дело не в том, что «из Америки занесло» или «через интернет надуло» — это все глупости. Чего же мы удивляемся, что у нас убийства, самоубийства, избиения? Ничего удивительного. Надо понимать, что у родителей-невротиков — дети-невротики. У родителей-психотиков — дети-психотики. Давайте посмотрим на себя в зеркало — а кто сегодня не невротик?

Включите вечером популярные телешоу — увидите драки, истерики и взаимные оскорбления. Плюс грязное белье, которое ведущие рассматривают под микроскопом. А школа стоит не на Луне: дети атмосферу всеобщего невроза впитывают мгновенно. Современному обществу нужна длительная педагогическая терапия. Нужно принять как факт, что виноваты сегодня все и перед всеми. Прежде всего, взрослые перед детьми.

Все это выливается в агрессию, которую я разбираю практически каждый день. Это те случаи, которые мне прилетают, как специалисту.

Например, в Пензе учительница заклеила рот первоклассницы скотчем. И это проблема, психологическая травма. Учительницу, скорее всего, не посадят, будет условный срок. Но она потеряет профессию. Начинаю разбираться. Выясняется, что у ребенка СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Интеллект — в норме, но, если говорить по-простому, у ребенка шило в одном месте. И к такому ребенку нужен особый подход. Как раз на стыке педагогики и медицины, где мы сегодня и работаем. Но это мы — «Школа Ямбурга». А кто учил работать с такими детьми ту самую учительницу? Да никто. А научить надо. Тогда не будет ни скотча, ни заклеенных ртов.

«Будут казаки с шашками»

Я все время думаю про 90-е, которые сейчас называют «лихими». Жрать было нечего, зарплату не платили, но мы были свободными и глаза у нас горели. Я это время не переоцениваю, но сегодня все более-менее прилично, а глаза потухли, трусость огромная в принятии своих решений. И какая же каша в головах!

Главная фигура в образовании у нас сегодня — православный военрук. Я по всей стране мотаюсь, и в этом году в Пензе увидел казачий информационно-технологический лицей. Не сразу понял, что это за история. Ребятишки с казачьими шашками. В Пензе никогда не было казаков, но дело в том, что губернатор помешан на казаках и дал команду: будут казаки с шашками. Но дети не идут. Тогда директор открыл специальность «информационная безопасность»: ребята без работы не останутся.

Я залез в программу и не знал, плакать мне или смеяться. Написано, что цель этого лицея — создание казачьих дружин для очистки интернета от крамолы. Так ты либо трусы надень, либо крест сними. Невозможно это совмещать. Шашки на всякий случай они носят, но больше с гаджетами. Опять конспирология и крамола. Это же извращение!

Так чего мы удивляемся, что при такой тревожности в головах у взрослых очень сложно сохранить то, что называется морально-психологическим климатом.

«Не верю в высокую культуру, когда воняет из сортира»

Знаете, я чем горжусь? Я полмира с лекциями объездил. В Англии меня пригласили в исторический музей города Йорка. У нас в музеях что? Пулеметы, знамена, пушки. А там подвели меня к стенду «История унитазов Англии», из которого я с ужасом узнал, что наше деревянное «очко» в Англии было в 12 веке, а в 13 веке появились фарфоровые вазы. Передо мной стояла пожилая пара, и мадам говорит мужу: «Я не понимаю, как этим пользовались в 12 веке!». Я думаю: «Сволочь, приезжай ко мне на дачу, я тебе покажу, как в 20 веке пользоваться».

Разозлился и решил, что буду с этим бороться. У меня вышла книга за границей, заплатили долларами, жене наврал, что без гонорара. И построил в школе первый европейский туалет для девочек. Потом пришли мужики: «Мы тоже хотим!». Так вы же заплюете? — «Нет». И кто бы ко мне не приезжал, первым делом я веду в туалет и объясняю: не верю в высокую культуру, когда воняет из сортира.

Я, конечно, нарвался. Куда бы я ни приезжал, первым делом меня ведут в туалеты и показывают, что там чисто. Это мой главный вклад в культуру, а не книги.

«Заласкали и удивляетесь самоубийствам»

Я пишу в новой книге о том, что детям нужно рассказывать о смерти. У меня была ситуация, что второклассник перебегал Ленинский проспект и погиб. Родители попросили подвезти гроб к школе, чтобы товарищи могли с ним попрощаться. Я попал в очень серьезную проблематику. Понял, кто-то скажет: нечего надрывать психику детям.

Но у меня большой личный опыт. Мама учительница. Папа был простым рабочим, рано умер. Я не помню подробностей, мне было шесть лет, но у меня осталось уважение к отцу, которого провожал весь завод. Я дал команду: если кто-то считает, что это не нужно, детей в этот день в школу не приводит. А если считает, что у людей, даже маленьких, должен быть опыт, возможность попрощаться с товарищем и положить цветок, пусть приходят.

Это было 10 лет назад, и 80% родителей детей привели. Сегодня таких, наверное, было бы 30-40%. Потому что заласкали. Везде же слоганы — «Живи на яркой стороне». А потом возникают самоубийства. У детей ощущение, что это как в игре-стрелялке.

У меня одна дуреха два года назад была с попыткой самоубийства. Мальчик от нее ушел. Она еще не знает, что мальчики, как автобусы, — один ушел, другой пришел. После она в качестве волонтера стала работать в больнице с тяжелобольными детьми. Очень важно перемешивать больных и здоровых. Когда она увидела, как эти девчонки борются за жизнь, как они учатся, поняла, что ее собственные проблемы — такая ерунда. Все становится на свои места.

Когда мы разрабатывали обучение для тяжелобольных детей и с академиком Румянцевым ходили по палатам в 1986 г., мы видели, как онкобольные дети играют шлангами от капельниц и обсуждают, кто раньше умрет. Застрелиться можно было!

Но прошли годы, и сегодня в клиниках по нашим методикам работают десятки тысяч учителей и детей. Вы не поверите: даже паллиативные дети участвуют в олимпиадах и хотят это делать. И мы учим их, хотя им месяца три осталось. Мне говорят: это благородно. Да пошли вы к черту! Неизвестно, кто кому больше нужен — здоровый больному или больной здоровому.

«Педагогика важнее экономики»

Если говорить о целях воспитания, то это расширение внутренних степеней свободы человека. В этом смысле я глубоко убежден, что педагогика важнее экономики. Я это берусь доказать везде. Объясняю, почему. 20 век был омерзительно тяжелым и одним из самых кровавых в истории человечества — Холокост, Гулаг, но 21-й будет еще тяжелее. Будущие войны будут за воду, а не за энергоносители. Мир напрягается до предела.

Распутать все те узлы, которые мы оставим, смогут только люди, внутренне свободные. Раб эти сложные проблемы решить не сможет — он боится ответственности и только берет под козырек. Но не надо путать свободу и вольности. Вольность — это вольному — воля, пьяному — рай. Иван Грозный был вольный человек, охранник в магазине — вольный человек: «что хочу, то ворочу». А свобода всегда сочетается с ответственностью, умением слышать друг друга и находить компромиссы.

«Переборщили с комфортом»

Я все время сравниваю системы образования разных стран. Посмотрел шведскую систему образования. Переборщили они с комфортом. Разговаривал с нашими учительницами, которые вышли замуж за шведов и там преподают. Они говорят: «Возьмем музыку. Это гаммы, рука болит — тяжело. Иностранцев можно заставлять заниматься, а шведов не тронь — нужно, чтобы все было комфортно, чтоб всех любили и психологически не надрывали».

Или в Германии сидел я на уроке математики и про себя смеялся: учительница путала признаки и свойства параллелограмма. Я потом спрашиваю: ты почему путаешь? А она: «Да ладно, оно им надо?». Никого не расстраивает. Это тоже крайность.

В больших школах есть своя опасность (не видишь конкретного ребенка в общей массе детей), а в частной школе другое — ты становишься полностью сферой услуг. Родители платят бабки, ты от них зависишь. Начинаешь смотреть — стоят «четверки» и «пятерки», а я бы ему и «два» не поставил. А все ради того, чтобы <ребенку и родителям> было спокойно, комфортно.

Я не пессимист. Я глубоко убежден, что учитель с постной рожей вообще не имеет права работать. И я не хочу, чтобы наши люди жили в дыре, но комфорт демотивирует. Как пелось в фильме Ролана Быкова: «Это очень хорошо, что пока нам плохо». Это держит нас в тонусе.

http://ekb.dk.ru/news/glavnaya-figura-v-ob...mburg-237117692
Profile CardPM
  -2/+2  
Гильотин
post Feb 20 2019, 16:52 
Отправлено #2


Активный

Сообщений: 14 108



Цитата(Автолюбитель @ Feb 20 2019, 15:33)

...Например, в Пензе учительница заклеила рот первоклассницы скотчем. И это проблема, психологическая травма. Учительницу, скорее всего, не посадят, будет условный срок. Но она потеряет профессию.
...
*


Нас во втором/третьем классе, учитель бил по рукам толстой текстолитовой указкой.
Или по голове.
И попробовали бы мы родителям об этом сказать.
Нас бы еще и родители ...


Profile CardPM
  -1/+2  

ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения