По моему совершенно ясно, что от чего происходит - Чебок от рыбки, а не рыбка от Чебока.
Всё верно - имя Чебок от рыбки, а вот название речки может происходить и от рыбки, и от имени, и от названия населенного пункта. Населенные пункты, в свою очередь, не обязательно называют по речке, но могут и по имени. Еще раз - строгой системы тут быть не может.
Грозный запретил чувашам селиться на берегах Волги, а потому на Волге до 19 века были только русские селения.
Как оказалось - вы не правы. На Волге были чувашские селения, русские появились позже, это русские помещики отжимали у чувашских крестьян земли и переселяли на их место своих крепостных.
На Волге были чувашские селения, русские появились позже, это русские помещики отжимали у чувашских крестьян земли и переселяли на их место своих крепостных.
Когда и как Волга стала русской рекой Русские люди все больше селились на самой Волге, в местах, занятых раньше разными инородцами, черемисами, чувашами, мордвой. Инородцы под наплывом русских отодвигались все дальше и дальше вглубь страны. Многие из них скрывались в лесах от несправедливостей и тягостей... и т.д. Серьезные источники сейчас нет времени искать. О запрете попадалась когда-то разная литература, которую я не фиксировала. Часто это были факты из истории Марий Эл, на которые мы не обращаем внимания... вот еще о мордве
Цитата
В 1686 году последовал указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей из приказа Большого дворца, чтоб епархиальные архиереи и монастырские власти обращали особенное внимание на новокрещенную Мордву, „которые в христианской вере не тверды, в церкви Божьи не приходят и отцов духовных у себя не имеют". Этим указом повелевалось составить именные списки новокрещенных, жены и дети которых оставались в язычестве, и всех таких брать в архиерейские дома или в монастыри для наставления и утверждения в христианстве. Но более всего на обрусение Мордвы и на обращение ее в христианство подействовала правительственная мера, принятая в конце XVII столетия, согласно которой в деревнях мордовских стали селить русских, а также и Мордву переселять в русские деревни. Этот способ был употребляем преимущественно в тех местах, где жили терюхане
Инородцы под наплывом русских отодвигались все дальше и дальше вглубь страны. Многие из них скрывались в лесах от несправедливостей и тягостей... и т.д. Серьезные источники сейчас нет времени искать.
Серьезные источники это документы. Поначалу начитавшись разных "несерьезных" источников и я находился в заблуждении, думая, что название "чуваш" это соционим означавших ясачных крестьян. По совету одного форумчанина изучив первоисточник - писцовые книги, узнал, что это полная чушь. Так как согласно документам, в 16-17 веках многие чуваши были служилыми - защищали рубежи нашего государства. И это в отличие от полонеников - русских освобожденных из татарского плена, которые как отмечено государству не служили. При том полоненики, тут в Чувашии на границе с Казанским ханством - откуда их освободили, составляли значительную часть русского населения. А служба государю, к вашему сведению, была не только трудна и опасна, но и почетна так как обеспечивала соответствующее положение в обществе. Служилое сословие - это дворянство и приравненые к ним категории однодворцев и пр. И единственным, легко преодолимым препятствием, на пути к росту, были языческая вера и чувашский язык. Служилому чувашу достаточно было креститься и выучить язык и его потомки могли стать русскими дворянами. И этому не только не строились никакие препятствия, но наоборот всячески поддерживалось и поощрялось государством. Так что всякое нытьё о том как плохо жилось инородцам - как минимум лукавство. Даже чернь - простые (не служилые) крестьяне инородцы получали всяческие привилегии - изначально при присоединении, вторично при принятии крещения. А описанные "нытиками" случаи притеснения крестьян иноверцев(иноверцев, а не инородцев - заметьте) чаще связаны не с государственной политикой, а с незаконным произволом зарвавшихся чиновников. В документах я нашел не единичные случаи, когда крестьяне чуваши судились с подобными представителями власти и даже оказывали влияние на принятие государством законов в свою пользу посредством письменных обращений. При том, кроме всего прочего, нерусские крестьяне края, в большинстве своем избежали такого явления как крепостное право над ними помещиков, так как были крестьянами государственными, т.е. обрабатывали государственную землю и платили за это налог - ясак. Что такое крепостной гнет, куда загнали всё русское крестьянство - это, думаю, вам объяснять не надо. Так что эти сказки, про особо обездоленных инородцев, оставьте детям для страшилок на ночь - мне не надо. Государственный произвол тоже не сахар, и инородцам тоже жилось не сладко, но по крайней мере их судьбой не могли распоряжаться самодуры помещики. Ну а те из инородцев, кто уперся и креститься не желал, и потому подвергался гонениям - это их выбор. Русские староверы те вообще себя живьем сжигали за веру - тоже их выбор. Язык и религия, в старые времена, это основа единства и силы нации - условие выживания народа - потому и меры экстремальные, но оправданные.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 13 2019, 00:35
И добавлю - по поводу расселения русских и бегства чувашей. Случай, когда полоненики просили землю, чтобы переселиться и жить отдельно от чувашей - в документах находил. А чтобы чуваши бежали - такого по документам не встречал. Предполагаю, что подобные выводы часто основаны на фактах, что некая деревня была чувашской, а стала русской. А что иная деревня могла просто обрусеть за несколько десятков лет - в голову никому не приходит? Тут, не редко,полоненики (русские), служилые чуваши и татары жили, и обрабатывали землю черезполосно. При том, что государственный язык русский и крещение-обрусение открывало служилому сословию возможность получить поместье, ясен пень, что многие из служилых татар и чувашей подобной возможностью воспользовались. Крестился, обрусел в общении с русским соседом, и ты уже не чуваш, а просто русский, возможно и дворянин- помещик, если заслужил поместье. По документам этого не узнать, а по логике и законам природы - рыба ищет где глубже, а человек где лучше. И раз была возможность улучшить положение - значит этой возможностью пользовались.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 13 2019, 00:12
А вы уверены, что Трусиха -не из общего ряда, возможна она названа в честь героя по имени Трус? Что особенного в названии Трусиха , скажите пожалуйста. У русских есть реки к примеру "Илья -Богатырь", " Василий Иванович" , " Пересвет" , "Воевода", "Стрелец" или что-нибудь в этом духе. По моему встречается что-то похожее в названиях водопадов - вроде "Ильи Муромца" где-то на Камчатке, , но это продукт недавнего творчества.
Короче, как по мне, герой -Чебок в названии реки с нулевой вероятностью, как и сам Чебок - выдумка, предводитель боевых шупашей, как и сами боевые шупаши с их флотилией , в рамках организованной армии - выдумка.
А вы уверены, что Трусиха -не из общего ряда, возможна она названа в честь героя по имени Трус? Что особенного в названии Трусиха , скажите пожалуйста.
Да ничего особенного. Просто, если названия ЧебокСарка и Сугутка - явно не славянского происхождения, то название Трусиха - скорее славянское. Значит название речка получила уже с приходом сюда русских. И если вы сторонник того, что во всем должна просматриваться система - то справедливо предположить, что и остальным речкам названия дали русские, например по имевшимся тут населёным пунктам. Название одного из них нам известно - Чебоксар, соответственно русские и назвали речку Чебоксаркой. Впрочем, вполне возможно, что народонаселение именьковцев и веден, обычно селившимся вдоль рек, было смешанным - потому они и были легко и полностью ассимилированы булгарами. Есть такая небезоснавательная точка зрения. Тогда возможно допустить, что все названия речек отражали изначально смешанный состав населения края - ещё до его обулгаривания.
Короче, как по мне, герой -Чебок в названии реки с нулевой вероятностью, как и сам Чебок - выдумка, предводитель боевых шупашей, как и сами боевые шупаши с их флотилией , в рамках организованной армии - выдумка.
Конечно выдумка, как и то, что в названии Чебоксары, чебок означает рыбку. Но любая выдумка на чем то основана. С рыбкой - на том, что плотву, например, где то на Урале называют "чебок". Возможно ещё где то, когда то, кто то, какую то рыбу называл " чебок". А боевые шубаши с армией и флотилией - тоже выдумка основанная на реальных фактах и возможном словосложении назания ШуБашКар. Наприме Курбский пишет, что именно на территории Чувашии на пути русского войска начинают встречаться военные формирования горных черемис называющих себя чувашой. В летописях описан случай разгрома горными черемисами русской флотилии. А Герберштейн утверждает, что черемисы и чуваши лучшие стрелки, а чуваши ещё и знанием судоходства отличаются. Ну и сложение слова ШуБашКар в подтверждение - Шу(вода)Баш(главный)Кар(ограждение). Всё вроде.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 13 2019, 09:59
C рыбкой как раз натяжки нет, всё выглядит очень естественно : пришли , удачно порыбачили, может сетью перегородили, без труда наловили плотвы. Между собой стали называть - Речка, где легко поймать чебка на ужин - "Чебоксарь" .. Кстати, мнение означенное выше , что Чебоксарь из летописей более относится именно реке, а не к селению , мне лично понравилось, удачно ложится, без натяжек.
C рыбкой как раз натяжки нет, всё выглядит очень естественно : пришли , удачно порыбачили, может сетью перегородили, без труда наловили плотвы. Между собой стали называть - Речка, где легко поймать чебка на ужин - "Чебоксарь" ..
Так и с землей, речкой, поселением Чебока ещё проще и естественней. Например соседнюю улицу мы во времена молодости называли "Колькина улица" - потому что там жил Колька. А тут, вероятно жил или контролировал местность человек по имени Чебок, соответственно и речка Чебока - Чебоксар. Поспелов в своем словаре то же пишет - гидроним происходит от финно-угорского имени Чебак(вариант Чебакса), ар - это река на древнефинно-угорском. Ну а город уже по реке. Шубашкар по Поспелову это уже более позднее название.
Для справки: Евге́ний Миха́йлович Поспе́лов (27 января 1923, Петроград, РСФСР, СССР — 26 марта 2007, Москва, Российская Федерация) — советский и российский географ, специалист в области топонимики и картографии. Доктор географических наук, профессор.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 13 2019, 19:00
Поспелов в своем словаре то же пишет - гидроним происходит от финно-угорского имени Чебак(вариант Чебакса), ар - это река на древнефинно-угорском.
Современные и древние слова звучали по разному естественно, но тем не менее - информация для размышления: Традиционное чувашское имя и чувашские слова с переводом: Чебок- имя Чапак - плотва сăрт - холм Çар - войско Çĕр - земля Юхан шив - река Шу, шыв - вода Çăвар - устье реки
Интересный вариант: ЧебокСăрт - холм Чебока Возможные варианты: ЧебокÇар - войско Чебока, ЧебокÇĕр - земля Чебока ЧапакÇăвар - устье реки где водится плотва. При том последний, с плотвой, самый неуклюжий.
Марийское имя и слова: Чебак - имя Плотва - шереҥге Река - эҥер Устье реки - эҥер аҥ Вода - вӱд Воин - сарзе
Возможный вариант только один - ЧебакСарзе - Чебок воин. Остальные, в том числе с плотвой, не вяжутся никак.
Судя по современному состоянию языков оба названия(Чебоксар и Шубашкар) всё же имеют чувашское происхождение, и оба скорее связаны с именем и боевыми действиями, чем с рыбой.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 14 2019, 17:44
Этот вариант интересен в плане моей основной версии - холм это необходимое условие в известной технике разгрома неприятельской флотилии. Бревна на неприятельские ладьи сбрасывались с высокого, крутого берега Волги - в районе Монумента Славы, например.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 14 2019, 00:10