Шавашарым (Чебоксары), Шахчи Лап Сола (Лапсары), Кугусю (Кугеси), Сундырь - все слова имеют марийские корни.
Достаточно сравнить - Чебоксары с Чебоксарт(чув.) или Шавашарым(мар.), как сразу станет ясно, что корни марийские.)))) Кстати - что значит Шавашарым в переводе на русский?
Если серьезно, марийские корни есть безусловно. Только смешивание тут происходило не столь однозначно, что мол жили тут одни марийцы и будто бы веках в 15 -17 только появились чуваши. Движение населения было разнонаправленным в разное время - в полной зависимости от характера и места военных конфликтов то булгары занимали правобережье вытесняя и ассимилируя финно-угров, то марийцы возвращались на правый берег местами вытесняя и ассимилируя уже чувашей. Попробую примерно обозначить разные точки перемещения и смешения марийского и чувашского населения: 1 этап - клонизация правобережья булгарами в 11-12 веках с ассимиляцией либо вытеснением марийцев на левобережье. При том, есть большая вероятность, что населяли территорию не именно марийцы, а родственные им ведены. Со стороны же булгар это были сувары. Отсюда и название крепости Веда-Суар. Смешивание сувар с веденами и дает начало формированию этнической группы волжских булгар с самоназванием шубаши. 2 этап - нашествие монголо-татар и связанное с этим событием значительное ослабление булгарской нации. Количество булгарских памятников сокращается в пять(!) раз. Нетронутой остаётся только северная часть правобережья - тут и сохраняется основной костяк булгар. 3 этап - захват власти в Булгарском улусе Булат-Тимуром с очередным уничтожением начинающих крепнуть булгар. Позже по наводке татар следуют и русские походы на булгар это всё сказывается на численности булгарского населения и в Казанском летописце упоминаются уже только "оставшиеся от пленения худые булгары". Следствием двух последних этапав было расселение на зачищенной от булгар территории(свято место пусто не бывает) финно-угорского и кипчакского населения. Тут, на левобережной территории формируется постбулгарское население посредством смешивания финно-угров, в основном марийцев с остатками булгар с одной стороны, и финно-угров с половцами с другой - это будут чуваши и татары соответственно. Правобережье при том, сохраняя достаточную независимость от татар и русских, будет усиливаться за счёт притока булгар беженцев с левобережья. 4 этап - события связанные с присоединением Казани к Московскому царству. Сравнительно лучшее положение населения (льготы) при присоединении правобережья и жесткое, на условиях побежденных, присоединение левобережья - вызывает протесты и является причиной начала Черемисских войн. Есно, мирное население левобережья - простые крестьяне, в основном марийцы, которым эти войны нафиг не нужны, начинают переселяться на более спокойное правобережье к чувашам. На часть территорий, где в большей мере концентрируется марийское население, - перекидывается восстание с левобережья. А уже по мере подавления волнений в 1583 году, русские строят крепость Козьмодемьянск и за территорией с преобладанием переселившегося с левобережья марийского населения и ассимилированных ими чувашей, закрепляется название Горномарийской. Отсюда и отличия луговых марийцев от горных, последние формировались позже посредством смешения переселившихся с левобережья марийцев с чувашами. А низовые чуваши - смесь остатков левобережных булгар с местным финно-угорским населением левобережья. Верховые же чуваши формировались гораздо раньше - в основном в домонгольское время - посредством смешения сувар с веденами. Отсюда и сохранившиеся, даже 19 веке, отличия в одежде верховых чувашей и марийцев. При том низовые чуваши подпитанные свежими струями марийского населения перенимают и марийский стиль одежды.
В общем учитывая такие вот разнонаправленные движения, можно утверждать, что первичны в названии города Чебоксары и Шубашкар всё же корни веден, потом булгар, смесь которых формируется в чувашский этнос, а марийские корни, тут на Севере правобережья, связаны с поздними перемещениями вызванными Черемисскими войнами. Только вот название города Чебоксар появляется как минимум лет на сто раньше Черемисских войн.
Сообщение отредактировал Бухарик - Dec 20 2019, 17:41
[url=/?showtopic=2743444] Если в названии САРАТОВ точно прослеживается сара-тау "желтая гора", и это юг, то там с желтым еще можно связать, в отношении рек на территории России "сара" никак не будет связано с "желтым", т.к. в России нет желтых рек, с чувашским "пиво" тоже никак не связано, хотя бы потому что сыра в чувашском, это, скорее всего "влага", сырое...
Чувашское «сăра» /пиво/ – это марийское «сыра» /пиво/.
А Чебоксары -это русская крепость, которая от названия реки получила свое имя.
Если говорят о Чебоксарах, то можно встретить фразу: хорошо защищенное место. И если некто ночевал рядом, то, видимо, их туда не пустили. Чебоксары – это укрепленное чувашское поселение, давшее название речке. По тем временам его можно считать городом. Когда его разрушили? Как поется в пролетарской песне: «..разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим..».
Radik Safin, вот сами подумайте, первично название "река" или "пиво"? Сначала, наверно, люди ощутили наличие рек и дали им название, а потом стали делать пиво и ему дали название. Потому сыра (сура, сара, сора) - это изначально река. И огромное количество городов на российских землях назывались именно по рекам, а не наоборот. И я специально вам привела отрывок из описаний Андрея Курбского, который ясно дал дату 1555 год - после 1 черемисского восстания была построена крепость Чебоксары. То, что было до нее, было с другим названием. Но существование более древнего поселения все ученые подтвердили. Это дает право считать, что поселение на этом же месте было... но с другим названием. По рекам называли крепости именно русские. Тюрки больше по особенностям местности давали названия, либо по основателям населенных пунктов.
--------------------
И огромное количество городов на российских землях назывались именно по рекам, а не наоборот.
Васильсурск - это, вероятно, крепость построенная на реке Василе и уже по реке назвали город.))))) Кстати, что пишет вики: "Марийское название посёлка — Шу́рдӹнг, что в переводе означает «устье Суры»."
Сообщение отредактировал Бухарик - Jan 4 2020, 15:06
Не уточнял по документам сам, но вот вычитал по Свияжску: "Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск – от реки Свияги. " Ссылка
При том вышеназванные реки достаточно крупные. А Чебоксарка тянет ли на то, чтобы дать название крепости? Было ли вообще известно название небольшой речки русским в 15 веке, или это всё же городище Чебоксарь, населённое шубашами и известное, в силу его значения в качестве речного укреплённого пункта?
Сообщение отредактировал Бухарик - Jan 4 2020, 16:14
вот сами подумайте, первично название "река" или "пиво"? Сначала, наверно, люди ощутили наличие рек и дали им название, а потом стали делать пиво и ему дали название.
Вы меня не поняли. Приводя тюркское слово «сыра» /пиво/, я показал лишь родство тюрков с романскими и финно-угорскими языками. Я не говорил о происхождении города Чебоксары. О родстве с другими народами показаны примеры распространения слов «лаша» /конь/, «çăпата/щапата» /лапоть/, китайская вода 水 (shuǐ) и шотландский "iul" /курс/. Вы показали частичку распространения чувашского слова «шӳрпе» - суп из мяса, внутренностей, ног и головы животного. Против лаптя не возражает и испанская википедия https://es.wiktionary.org/wiki/zapato