7 Страницы « < 4 5 6 7 >  
Ответить Создать тему

Этимология слова "буртасы" , Откуда пошло название населенного пункта?

efim
post Nov 12 2018, 00:10 
Отправлено #76


Активный

Сообщений: 31 898



Цитата(Александр Мовчан @ Nov 11 2018, 18:07)
сщас посмотрим biggrin.gif
*

Смотрите, но не напоминайте мне про Колывана, которого вы в зеркале видели, ладно?

Сообщение отредактировал efim - Nov 12 2018, 00:19
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Nov 12 2018, 00:14 
Отправлено #77


Активный

Сообщений: 31 898



Цитата(Никифор @ Nov 11 2018, 18:15)
А кто бы учил до Революции?  laugh.gif
Я, наверное, открою Вам секрет, но школ было не так уж мало.
*

Ему же не цифры надо, а хайп словить. А сам даже на 100 лет не выяснил историю своей семьи.

Сообщение отредактировал efim - Nov 12 2018, 00:25
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Nov 12 2018, 01:05 
Отправлено #78


Активный

Сообщений: 31 898



Цитата(Александр Мовчан @ Nov 11 2018, 18:07)
расскажите про вклад в образование земства, сколько школ, и сколько обучили, и их доступность.
*

Возьмем территорию Вурнарского района - это Ядринский уезд Казанской губернии до революции. Просвещайтесь, по Вурнарам, по теме. Могу еще дать, по другим уездам, хотя Вы в Вашем возрасте могли бы и сами узнать уже.
Цитата
По архивным документам установлено, что среди гласных Х Ядринского уездного земского собрания в 1874 г. был крестьянин д. Коракши Асакасинской волости Христофор Григорьевич Шумилов. Его сыновья Пётр Христофорович и Григорий Христофорович выучились грамоте, стали опытными земледельцами, овощеводами и садоводами. Они поставляли хлеб в г. Васильсурск, сёла Воротынец и Лысково Нижегородской губернии. Там же покупали саженцы яблонь и других плодовых деревьев, развели в деревне сады. В конце XIX в. П.Х. Шумилов с сыновьями Афанасием (1876 г.р.), Львом (1879 (?) г.р.) и Константином (1882 г.р.), окончившими Аликовскую двухклассную школу (здесь учились 6 лет), свои полевые наделы обменяли в общине на равноценную поляну в лесу и развели здесь огромный сад с тысячами корней яблонь, груш, вишни, сливы, кустов малины, ежевики, смородины, крыжовника, между рядами яблонь, груш и кустов ягодных растений сеяли вику, клевер, люцерну, тимофеевку, люпины, сажали овощи. К 1902 г. Афанасий, Лев и Константин содержали общий сад с питомником. А.П. Шумилов в 1904 г. устроился на некоторое время рабочим на Нижегородской фабрике, где научился изготовлять варенье, джем, повидло. Каждый из братьев отделил себе участки сада и питомника, открыл заведения по плодоварению и пивоварению. В 1902 г. А.П. Шумилов начал распространять в типографии размноженные рекламные листы, за ним и Л.П. и К.П. Шумиловы до 1918 г. ежегодно печатали рекламные листы с перечислением саженцев яблонь до 72 сортов, груши, смородины 3-х сортов, малины 5-и сортов, земляники 6-и сортов, хмеля 2-х сортов, черешни 4-х сортов, варенья рафинадного и полусладкого из виктории, вишни, ежевики, малины, чёрной смородины, клубники, китайки и других яблок. За саженцами, вареньями и пивом к ним приезжали из Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний. Братья Шумиловы в своём хозяйстве использовали выписываемую из-за границы технику (например, в 1902 г. получили плуг «Гена» из Германии), а также новые садоводческие и огородоводческие агротехнологии1.

А.П. Шумилов в следующей статье, опубликованной в газете в июле 1904 г., пишет о значении кирпичного производства в чувашской деревне. Автор сообщал, что предприимчивой крестьянин д. Чиршкасы (Яшмулкина) или околотка Чиршкасы д. Четвёртая Тансарина Асакасинской волости Ядринского уезда Егор Петрович лет 10 – 15 обжигал кирпичи один. В те годы чуваши жили в чёрных избах, где печи делались из глины, и в кирпичах не нуждались. Как на рубеже XIX– XX вв. они стали переходить на белые избы, потребность в кирпичах расширилась. Стали изготовлять кирпичи не только в Чиршкасах, но и в двух соседних деревнях. Каждая тысяча кирпича обходится производителю в 3,5 руб., а продавались высококачественные кирпичи 1000 за 10 руб., низкокачественные за 6 руб. Автор призывает чувашей увеличить производство кирпича и, зарабатывая, улучшить своё экономическое положение6.

В июле 1904 г. в «Казанской газете» появилась статья А.П. Шумилова о пользе столярной мастерской при школе. Автор сообщает, что заведующий Аликовским двухклассным училищем Ядринского уезда В.Н. Орлов, окончивший Симбирскую чувашскую учительскую школу (затем в 1908—1922 гг. работавший в ней преподавателем и заведующим сельскохозяйственной фермой), в 1890-х гг. открыл при училище столярную мастерскую. Благодаря старанию и энергии В.Н. Орлова, ежегодно в мастерской обучалось более 40 мальчиков. Обучение велось умело и систематически, «по программе и образцам, – пишет автор,- полученным из Симбирской учительской школы. Мастерами и учениками изготавливались разные принадлежности для сельских школ, как-то парты, классные доски, столы, стулья и прочее, делались и веялки-сортировки, которые продавались крестьянам. Было начато изготовление ульев системы Дадана и Левницкого, из которых порядочное количество продавалось крестьянам во время роения пчёл». «Мастерская оказала заметное влияние на развитие в народе столярного мастерства. Теперь почти в каждой деревне появились умеющие изготовлять хорошие створчатые рамы, разные столы и стулья, многие довольно чисто делать и разные шкафы». «Отсюда видно, – заключает А.П. Шумилов, – насколько полезна эта столярная мастерская при школе. Она, кроме обучения молодого поколения мастерству, ещё способствует распространению сельскохозяйственных машин и развитию пчеловодства в рамочных ульях между крестьянами»7.

В декабре 1904 г. в той же газете появилась статья А.П. Шумилова о Норусовском базаре. Село Норусово в советское время переименовано в Калинино. Оно ныне входит в Вурнарский район Чувашской Республики. Этот базар собирался в каждый четверг и считался одним из крупных в Ядринском уезде, «на него съезжались вёрст за 40 и более». Статья интересна для познания не только сельской торговли, но и ремесла и промыслов в чувашских селениях того времени. Здесь круглый год торговали продуктами сельского хозяйства. В сезоны года торговали мочалом, заготовленным поблизости Норусова. Оно вывозилось зимой в Козьмодемьянский уезд, где было сильно развито тканье рогож. Торговцы железными изделиями продавали вещи своей работы, изготовленные по своей узкой специальности. Четверо кузнецов из дд. Паик и Авир-Сирма продавали в июне – июле сделанные ими серпы по 30 – 35 коп. за штуку, другие продавали топоры, третьи – замки, четвёртые – всякую мелочь. Строевым лесом – бревнами и досками торговали весь год. Колёса для телег и телеги продавали кустари из дд. Кивъялы и Азимь-Сирмов Норусовской волости. Колёса вывозили в мае – июне – до 150 пар, в июле – до 200, в августе и сентябре – по 80 – 100 пар. С октября сани, изготовленные в дд. Синьялы и Кивъялы Норусовский волости, а также в д. Малгачина и с. Юманаи Атаевской волости, раскупались крестьянами Курмышского уезда, осенью и зимой их продавали местным крестьянам. Прялки, изготовленные кустарями из д. Кивъялы, продавались местным крестьянам. Шерстяные изделия, валенки и подошву к ним в ноябре – январе кустари из Цивильского уезда привозили по 2 – 3 воза на каждый базар. Валенки изготовляли на продажу и крестьяне д. Ослаба Норусовской волости и д. Анат-Сорма (Сормхири ?) Асакасинской волости. Подкладки под хомуты и войлоки делали крестьяне д. Куганар той же волости. В марте – начале июня на базаре продавали сапоги, привезенные из Симбирска и Цивильска. Круглый год продавали глиняную посуду, изготовленную в д. Чиршкасы. Как видим, на Норусовском базаре в основном продавались продовольственные товары местных крестьян и кустарные изделия, изготовленные местными чувашскими мастерами8.


Сообщение отредактировал efim - Nov 12 2018, 01:08
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Nov 12 2018, 01:14 
Отправлено #79


Активный

Сообщений: 31 898



Ждя примера дам еще Козьмодемьянский уезд, из книги председателя земства
Цитата
На вопрос, что надо было улучшать и развивать в первую очередь, я заносчиво ответил себе: все. Кроме того, хотелось положить начало и некоторым мерам экономического характера.

По отделу народного образования я все-таки решил наибольшие усилия употребить не столько на развитие, сколько на улучшение школьного дела. Мне казалось, что школа непременно должна помещаться в хорошем, специально выстроенном здании, быть достаточно оборудованной и снабженной, а учительский персонал должен иметь удобные квартиры; что при школе должен быть участок земли для фруктового сада и огорода или хотя бы просто для того, чтобы насадить там обыкновенных деревьев и кустов. Хороший внешний вид школы и ее общее благоустройство всегда, как мне думалось, будет вызывать у населения и школьников чувства удовлетворенности, уважения и даже гордости, а удобно размещенный учительский персонал не лелеял бы постоянной мечты поскорее отбыть экзамены и хотя бы куда-нибудь да уехать, лишь бы избавиться от тесных и грязных углов, в изобилии зараженных неприятными насекомыми. В то время при дорожном отделе губ<ернской> земской управы только что возникло небольшое архитектурное отделение, которым заведовал художник-архитектор Сонин (к сожалению, забыл имя и отчество этого симпатичнейшего человека). Я обратился туда с просьбой составить проекты и сметы на два типа зданий с квартирами для учителей и указал желательные размеры и расположение помещений, каковые вопросы были разработаны в особой комиссии гласных врачей и учительского персонала. Сонин быстро выполнил задание и сам привез нам проекты, которые все единодушно признали весьма удачными.

Лес на постройку давала казна, и можно было рассчитывать, что при деятельной поддержке Б. И. Гузовского, который пользовался большими симпатиями у своих коллег, лесничие отпустят материалы наилучшего качества и из наиболее удобно расположенных делянок. Вопрос о доставке леса разрешался так. Доставить его бесплатно должны были крестьяне тех сел, где будут строиться школы, взамен чего земство брало на себя закупку дров для отопления помещений, оставляя на обязанности крестьян лишь их доставку. Вскоре выяснилось, что земство избавлялось в большинстве случаев от этих расходов, так как казна отпускала бесплатно и дрова для школ.


Сообщение отредактировал efim - Nov 12 2018, 01:15
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Nov 12 2018, 01:18 
Отправлено #80


Активный

Сообщений: 31 898



К моменту 1898 года в Козьмодемьянске уже было так

В 1913 году - возможность учиться была у 100% детей, как уже писал выше, а вот в 1898 году.:
За 15 лет образование было радикально улучшено, в том числе благодаря Гузовскому.
Цитата
Насколько помню, в уезде насчитывалось тогда около пятидесяти земских школ и столько же церковно-приходских. Все земские могли вместить около трех тысяч учеников, а церковно-приходские не более 11/2 тысяч. Детей школьного возраста насчитывалось около 12 тысяч. Таким образом, все начальные школы могли вместить около 1/3 детей, а 2/3 в подавляющем большинстве были обречены на безграмотность.

Немногие земские школы помещались в земских же специально выстроенных или приспособленных зданиях. Огромное большинство ютилось в наемных избах, большею частью совершенно непригодных для предназначенной цели. Учительский персонал был в общем неплох: много учительниц было из закончивших курс учительской семинарии губ<ернского> земства, остальные были или гимназистки, или окончившие курс женского епархиального училища.

Оборудованы школы были довольно скудно, плохая мебель, недостаток учебников и учебных пособий, почти полное отсутствие библиотек. Содержание по тому времени учительский персонал получал сносное: 15—25 рублей в месяц при готовой квартире, отоплении и освещении. Впрочем, дрова для школ и квартир должны были доставлять крестьяне тех общин, где были школы. Эта повинность выполнялась крайне неохотно, и жалобы на недостаток дров не прекращались. При некоторых школах были небольшие участки земли, где можно было устроить огород или насадить фруктовых деревьев. Было несколько учителей и учительниц, которые интересовались этим делом. Однако таких школ и учителей было очень мало: крестьяне неохотно давали землю под школы, а учителя предпочитали в свободные летние месяцы куда-нибудь уезжать.

- 244 -

Постановка дела в церковно-приходских школах была весьма печальна. Они часто ютились в церковных сторожках и вмещали не более 15—20 школьников. Учебных пособий было чрезвычайно мало, а учительские оклады были очень низки — 5—7 рублей в месяц. Поэтому в тех школах, где приходские священники преподавали только Закон Божий, а все другие предметы — особо приглашенные учителя, образовательный ценз последних был невысок, а кончающие курс школьники обнаруживали более чем скромные познания38.

В целях представить архиепископу свою деятельность в выгодном освещении, местное духовное начальство гораздо больше интересовалось количеством, чем качеством школ. Крупное пособие, которое земство ежегодно отпускало «в распоряжение» местного благочиния на церковно-приходские школы, распылялось и теряло деловое значение.

В медицинском отношении уезд был обслужен так. Существовала больница в гор. Козьмодемьянске, унаследованная земством от Приказа общественного призрения, вместимостью до 30—35 больных. Другая больница на 12—15 больных была в селе Большом Сундыре — центре правобережной части уезда. Пользуюсь случаем, чтобы заметить, что река Волга делила уезд на две почти равные по площади части. Холмистая правобережная часть, с очень ограниченным количеством лесов, была густо населена, и главным занятием жителей было земледелие. В равнинной левобережной части раскинулись огромные казенные леса, население было очень редкое и занималось, главным образом, лесными работами и промыслами. Кроме этих двух больниц существовало 2 амбулаторных пункта: в селе Покровском, в правобережной части уезда, и в селе Рутке, на левом берегу Волги, прямо против Козьмодемьянска. Кроме амбулатории здесь был так называемый приемный покой на 3—4 кровати. Врачей было 4: 2 в Козьмодемьянске, 1 в селе Рутке и 1 в селе Б. Сундыре. Он же раз в неделю посещал амбулаторный пункт в с. Покровском, где постоянно жил фельдшер. Итак, на 100000 жителей уезда было 4 врача и около 55 больничных коек. Расстояние наиболее удаленных от больниц селений равнялось в правобережной части уезда 40—45 верстам, а за Волгой — 65—70 верстам.

Ветеринарная помощь оказывалась 1-им врачом, жившим в г. Козьмодемьянске, и 2-мя фельдшерами (г. Козьмодемьянск и с. Большой Сундырь)39.

Дорожное дело было в ведении губ<ернского> земства, и роль уездных ограничивалась надзором за выполнением так называемой дорожной натуральной повинности, состоявшей в том, что в известные сроки, 1—2 раза в год, все население по особой разверстке обязано было исправлять дорожное полотно.

Вот все главные мероприятия уездного земства, которые я застал, если не считать выполнения уездной управой разных поручений губернского земства, а также так называемых «обязательных» расходов, в которых непосредственно была заинтересована казна, как например содержание арестного дома, подводная повинность, этапные пункты и т. д.
Profile CardPM
  0/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 08:39 
Отправлено #81


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 00:03)
Родители чувашских детей требовали, чтобы в земских школах их учили русскому языку, а не чувашскому.
*

вопрос про то у кого была такая возможность.
Profile CardPM
  0/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 08:41 
Отправлено #82


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 00:05)
Это аксиома для России конца 19 начала 20 го века, и непонятно, чего вы спорите - сами же говорите, что не знаете что тогда было.
*

цифры давайте
Profile CardPM
  0/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 08:43 
Отправлено #83


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 00:10)
Смотрите, но не напоминайте мне про Колывана, которого вы в зеркале видели, ладно?
*

дайте ваше личико, и вам кого нить подберём.
Profile CardPM
  0/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 08:44 
Отправлено #84


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 00:14)
Ему же не цифры надо, а хайп словить. А сам даже на 100 лет не выяснил историю своей семьи.
*

мне как раз цифры надо. Так сколько процентов детей было грамотным?
Profile CardPM
  0/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 08:46 
Отправлено #85


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 01:18)
В 1913 году - возможность учиться была у 100% детей, как уже писал выше,
*
ну так сколько детей воспользовалось этой возможностью?
Profile CardPM
  -1/0  
efim
post Nov 12 2018, 08:48 
Отправлено #86


Активный

Сообщений: 31 898



Цитата(Александр Мовчан @ Nov 12 2018, 08:44)
мне как раз цифры надо. Так сколько процентов детей было грамотным?
*

оооо... Так Вы и через 101 год после революции читать не умеете, неграмотный? Я же Вам цифры Выше давал, нампоминаю - 1898 год - только треть сельских детей имели возможность получить начальное образование, в 1913 году - 100%.
Допускаю, что письма читали тем, кто не получил образования в более ранние годы.
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Nov 12 2018, 08:51 
Отправлено #87


Активный

Сообщений: 31 898



Цитата(Александр Мовчан @ Nov 12 2018, 08:46)
ну так сколько детей воспользовалось этой возможностью?
*

Опять же сомневаюсь в Вашем навыке чтения, через 101 год после революции. Те, кому надо было работать из-за потери родителей, как исключение, школу не посещали. Читали же выше - земство полностью обеспечивало учеников учебными пособиями.
Profile CardPM
  0/0  
efim
post Nov 12 2018, 09:07 
Отправлено #88


Активный

Сообщений: 31 898



Цитата(Александр Мовчан @ Nov 12 2018, 08:43)
дайте ваше личико, и вам кого нить подберём.
*

Если бы Вы принимали аргументы, и не занимались бы тут просто спором ради спора - увидели бы в зеркале уважаемого знатока фотодела, историка чебоксарского фотографического сообщества, любимого отца и дедушку, приветливого человека с доброй улыбкой, с которым можно поговорить по душам.
Ну и кроме прочего - увидели бы человека, отстоявшего свои права в борьбе с бюрократической машиной.
Profile CardPM
  -1/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 09:25 
Отправлено #89


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 08:51)
Опять же сомневаюсь в Вашем навыке чтения, через 101 год после революции. Те, кому надо было работать из-за потери родителей, как исключение, школу не посещали. Читали же выше - земство полностью обеспечивало учеников учебными пособиями.
*

цифры есть?
Profile CardPM
  0/0  
Александр Мовчан
post Nov 12 2018, 09:26 
Отправлено #90


Активный

Сообщений: 18 258



Цитата(efim @ Nov 12 2018, 08:48)
оооо... Так Вы и через 101 год после революции читать не умеете, неграмотный? Я же Вам цифры Выше давал, нампоминаю - 1898 год - только треть сельских детей имели возможность получить начальное образование, в 1913 году - 100%.
Допускаю, что письма читали тем, кто не получил образования в более ранние годы.
*

мне цифры получивших образование надо.
Profile CardPM
  0/0  

7 Страницы « < 4 5 6 7 >
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения