3 Страницы < 1 2 3 >  
Ответить Создать тему

Алатырь-Сура

Вячеслав
post Jan 11 2018, 16:37 
Отправлено #16


Постоялец

Сообщений: 215
Из: Казань



До тюрков и монгол, здесь было свое население.
Финно-угры, а до них тоже кто то.
И Хазария тут отмечалась, по крайней мере, пишут, что дань брали.

А гидронимы - пожалуй самые древние названия. Имя крупной реки, должно уходить в глубь тысячелетий.

Мне кажется толкование вариантов, только по схожести звучания не продуктивно, а иногда и ошибочно.
кит и кот - разница в одну букву.


Profile CardPM
  0/+2  
продвинутый чайник cxal
post Jan 11 2018, 17:04 
Отправлено #17


Активный

Сообщений: 3 902
Из: Чебоксары



Цитата(kfxb @ Jan 9 2018, 23:00)
СУРа это чисто индийское слово.
*

Ещё приведите такое слово Суор.
Profile CardPM
  0/0  
adada
post Jan 11 2018, 19:14 
Отправлено #18


статный

Сообщений: 271



Цитата(Вячеслав @ Jan 11 2018, 15:37)
Мне кажется толкование вариантов, только по схожести звучания не продуктивно, а иногда и ошибочно.
кит и кот - разница в одну букву...


Совершенно с Вами согласен, тем более что я не лингвист и толковать ничего не берусь, только собираю факты из заслуживающих внимания источников. Но есть два житейских соображения:
во-первых, этимология зачастую вообще носит вариативный характер и не гарантирует однозначности выводов;
во-вторых, если два народа, представители различных языковых групп, присваивают одним и тем же объектам ("кот" и "кит" -- объекты разные!) созвучные наименования, то даже при их несовпадающей семантике именно это обстоятельство вполне может влиять на закрепление названия реки в поколениях.

--------------------
Profile CardPM
  0/+1  
oasis84
post Jan 11 2018, 19:27 
Отправлено #19


Адепт Справедливости

Сообщений: 32 037
Из: град Алатырь



Цитата(adada @ Jan 11 2018, 12:14)
Свежий, весьма занимательный и насыщенный фильм-клип об экскурсии в Алатырь, в его краеведческий музей и храмовый комплекс. На отметке времени 39m42s экскурсовод рассказывает о происхождении этнонима Сура.
*

Экскурсовод говорит:
44m41s -"До революции в Алатыре проживало 55 тысяч человек".
blink.gif О какой революции речь интересно? О капиталистической 1991 года?
50m21s -"Колокольня Свято-Троицкого монастыря самая высокая в России - 85 метров".
Это совершенно не соответствует действительности. Правильно говорить - "самая высокая монолитная колокольня", а это совсем не одно и тоже.
Петропавловский собор — 122,5 метра
Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря(Тамбов) — 107 метров
Колокольня Воскресенского собора(Шуя) — 106 метров
Колокольня Благовещенского собора(Воронеж) — 97 метров
и т.д.
https://rosphoto.com/reviews/40_samyh_vysok..._kolokolen-3499

--------------------
Вы заблуждаетесь в своих познаниях, я познаю свои заблуждения.©
Profile CardPM
  0/+3  
adada
post Jan 11 2018, 19:33 
Отправлено #20


статный

Сообщений: 271



Я тоже обратил внимание на эти два количественных момента. И их тоже имел в виду, когда назвал фильм насыщенным. ™)

--------------------
Profile CardPM
  0/+1  
oasis84
post Jan 11 2018, 20:00 
Отправлено #21


Адепт Справедливости

Сообщений: 32 037
Из: град Алатырь



Цитата(adada @ Jan 11 2018, 19:33)
Я тоже обратил внимание на эти два количественных момента. И их тоже имел в виду, когда назвал фильм насыщенным. ™)
*

Все эти цифры меркнут при воспоминании о речи мэра города Алатыря на факельном шествии в 2012 году. Речь транслировало местное ТВ в записи, а потом ещё и повторяло. поэтому была возможность повторно прослушать и убедиться, что не показалось.
Мэр в микрофон заявил, что,- "во время Великой Отечественной Войны из Алатыря на фронт ушло 30 млн. людей и 8 млн. из них не вернулось".

--------------------
Вы заблуждаетесь в своих познаниях, я познаю свои заблуждения.©
Profile CardPM
  0/+3  
kfxb
post Jan 11 2018, 20:33 
Отправлено #22


Завсегдатай

Сообщений: 423



Цитата(oasis84 @ Jan 11 2018, 20:00)
Все эти цифры меркнут при воспоминании о речи мэра города Алатыря на факельном шествии в 2012 году. Речь транслировало местное ТВ в записи, а потом ещё и повторяло. поэтому была возможность повторно прослушать и убедиться, что не показалось.
Мэр в микрофон заявил, что,- "во время Великой Отечественной Войны из Алатыря на фронт ушло 30 млн. людей и 8 млн. из них не вернулось".
*

Ну Алатырские меры, это вообще отдельный разговор. Если их всех вместе собрать, цирк "ДЮССОЛЕЙ" закроется.
Profile CardPM
  0/+2  
alatyr
post Jan 11 2018, 20:58 
Отправлено #23


Активный

Сообщений: 1 447



Цитата(продвинутый чайник cxal @ Jan 11 2018, 14:49)
Скажем так.
Суры -корана
Сурица-напиток богов
Су -течь,вода и иже сними связано.имееться ввиду смысловое.
Ра -древнее название Волги.
Районы т АРдатов,АРзамас,АТяШево,АРск имеют интересную пока смысловую нагрузку. Но эти районы связаны с АРиями,хотя Чуваши связаны с АСами.
Алатырь камень почему-то никто из Википедии цитату не опубликовал.
Так что место Алатырь имеет исторически тесную связь именно с жидкостью,тестю и что то подобное с Сурой. Текущей к свету-"Ра".
Что называется подобное лечиться подобным.
Этимология слова "Ока" это тоже связанно с "Ра". Хотябы если вспомним выражение "Око Ра" место где Ока впадает в Ра-Волгу.
Ну а то какое отношение имеет Марийцы к Суре это интересно?Пензенцы более имеют прав называть и придумать своё название реке Сура чем Марийцы.
*

Статью пишете или диссертацию?
Profile CardPM
  0/+1  
продвинутый чайник cxal
post Jan 11 2018, 22:50 
Отправлено #24


Активный

Сообщений: 3 902
Из: Чебоксары



Цитата(alatyr @ Jan 11 2018, 20:58)
Статью пишете или диссертацию?
*

Познаю
Profile CardPM
  0/0  
adada
post Jan 11 2018, 23:48 
Отправлено #25


статный

Сообщений: 271



Журнал "Сура" №3, (2006)
Была ли Сура поганой?
Иван АРДЕЕВ

В Архангельской области в бассейне реки Северная Двина есть река Сура, левый приток Пинеги. Здесь жила, по данным летописи, некая народность (очевидно, финно-угорская) «сура поганая». Слово поганый во времена средневековья означало «некрещеный». По мнению исследователей, народность сура получила свое название по имени реки. Так ли это на самом деле и имеет ли какое-либо отношение «поганая сура» к главной водной артерии Пензенской области, мы и попробуем сейчас разобраться. Пока отметим только, что коренные обитатели пензенского края, мордва, свою связь с жителями северных областей России осознавали давно. Еще во времена своего детства мне приходилось слышать народную легенду о том, как произошло слово мордвин. Представители мордвы пришли в междуречье Волги и Оки с моря и Северной Двины, а сочетание корней слов море и Двина дало название представителя этой народности — мордвин. Этимология, безусловно, ошибочна, как и большинство народных этимологий. Мордвин — слово русское по происхождению, хотя и образовано от нерусского корня (мор — «человек», морд — «люди»). В нем сравнительно легко может быть вычленен русский суффикс собирательности -в (ср. татарва, братва) и русский суффикс -ин со значением единичности. Но пока что для нас важно само ощущение некоей связи с территориями русского Севера, поскольку значительная часть коренных жителей этих земель является родственной мордве этносами.

Но обратимся к речному названию Сура. Есть ли, кроме нашей Суры (правого притока Волги) и северодвинской Суры, другие реки с таким же названием? Есть, и очень много. Пензенские краеведы насчитывают в ареале от Черного до Белого моря по междуречью Волги и Дона более четырех десятков гидронимов с исходным Сура и производными от него. Более десятка таких гидронимов в Пензенской области и на сопредельных территориях. Примечательно для нас в данном случае в первую очередь то, что среди них немало названий ручьев. Это сразу ставит под сомнение (если не опровергает полностью) версию Л. Л. Трубе (1962), переводившего название как «просяная» (в мокша-мордовском языке сура — «просо») и В. А. Никонова (1966), переводившего Сура как «хлебная» (в эрзя-мордовском языке сюро — «хлеб на корню»). По мнению этих исследователей, река Сура была главной транспортной артерией данного региона, по которой перевозили зерно. Однако же трудно себе представить ручьи, по которым можно было бы как-то переправлять зерно или которые могли бы иметь отношение к хлебу или просу.

В современных топонимических словарях (и в топонимической литературе вообще) речное название Сура (правый приток Волги) сравнивается с допермским, дофинно-угорским шур/шер — «река, ручей, болото» (Смолицкая, 1999). Список сопоставлений находим у Е. М. Поспелова: удм. шур — «река», чуваш. шор, шур — «болото», коми шор — «ручей». Исходя из этих языковых фактов автор словаря «Географические названия мира» предполагает образование гидронима Сура из термина «река» на вымершем финно-угорском языке Поволжья (Поспелов, 1998).

В словаре Э. М. Мурзаева приводится ссылка на исследователя мордовской топонимии И. К. Инжеватова (1976), трактующего на основе географического термина сара, известного в карельском и финском языках в значении «болото, большое болото, заболоченная река, заосоченное болото», многие топонимы Присурья. Пометим в скобках, что впоследствии И. К. Инжеватов (1987) утверждал, что в таком же значении слово сара известно и в мордовском языке (в нормативных словарях не отмечено. — И. Ардеев). Далее Э. М. Мурзаев указывает, что в связи с термином сара нельзя игнорировать удм. зарезь, коми саридз — «море», откуда произошли заимствования в хантыйский и мансийский языки. В этот же ряд автор «Словаря народных географических терминов» включает финские слова сара, сараяла — «море» (в фольклоре) и топонимы Сура, Инсара, Сара. В этой же словарной статье приводится точка зрения Д. В. Цыганкина (1993), который возводит к финно-угорскому сара, сура, сора — «ветвь, развилка, приток» топонимы Поволжья: Инсар, Сара, Саранка и другие (Мурзаев, 1999).

Следует отметить, что в состав приводимых исследователями соответствий раз за разом вкрадываются ошибки, так как в один ряд включаются слова, разные по происхождению. Финно-угорские формы типа сара в значении «большое болото» могут быть родственны словам с начальным сар-/зар- в значении «море» (в пермских, хантыйском, мансийском и финском языках). Примечательно, например, что в древнем русском языке слово море означало «болото». Однако этимологи финно-угорских языков, например, пермские формы саридз, зарезь считают индо-иранским (Гордеев, 1967) или только иранским (Лыткин, Гуляев, 1970) заимствованием.

Чувашские формы шор, шур — «болото» (также башкирское диалектное шар — «болото»), возможно, могли быть заимствованы из финно-угорских языков, но и в таком случае данное явление следует расценивать только как заимствование. Нет никаких оснований полагать, что предки чувашей могли входить в одну языковую общность с финно-угорскими племенами Поволжья и нет никаких оснований относить слово сура к дофинно-угорскому субстрату. Коми слово шор — «ручей, весенний ручей, талая вода» несет, на наш взгляд, стержневую семантику «талая вода» и, скорее всего, восходит к другому словообразовательному гнезду с корневым сул/сол/суой/суур — «таять», ср., например, эст. суур вези — «половодье» (при вези — «вода»).

Удмуртское шур в значении «река» является изолированным словом и не имеет соответствий ни в родственных языках, ни в возможных источниках заимствования. Оно восходит к форме ю-шур — «река», где семантику «река» несет на себе начальное ю. Во всех (или почти во всех) финно-угорских языках понятие «река» обозначалось словом с начальным -й. Конечное же шур в удмуртском слове ю-шур могло обозначать только одно — «ответвление реки, приток» и все слово ю-шур, на наш взгляд, обозначало второстепенную реку по отношению к главной. В коми языке понятие о главной реке выражалось с помощью слова ай, буквально «отец» (то есть «отец-река»). В удмуртском языке имеется еще одно слово со значением «река» — кам(а). Именно это слово, на наш взгляд, заключало в себе понятие о главной реке, однако это предмет особого разговора.

По нашему убеждению, приведенные топонимистами параллели из нарицательной лексики различных языков в том значении, в котором они представлены авторами тех или иных гипотез, не имеют никакого отношения к анализируемому названию. Вообще следовало бы сказать, что топонимические изыскания, проводимые на больших территориях, зачастую малоэффективны из-за того, что в поле зрения исследователей попадают обычно макротопонимы (названия больших объектов), а микротопонимы (названия малых объектов) и вследствие их многочисленности, и вследствие слабой изученности остаются вне сопоставления. Таким образом, макротопонимы оказываются изолированными, выдернутыми из системы, из своего топонимического ряда, и их этимологизирование превращается в подбор звуковых соответствий из любого подвернувшегося языка. Поэтому представляется немаловажным обратиться к поискам местных исследователей, которым местная система географических названий знакома не понаслышке.

М. С. Полубояров, проделавший многолетние изыскания по пензенской топонимии, в своей книге «Мокша, Сура и другие…» (1993) посвящает Суре значительную статью. Приводится, в частности, мордовская легенда, где река Сура, подобно пальцу, указала направление эрзянскому народу на земли, свободные для пользования. Отсюда и название Сур, что по-эрзянски означает «палец». Указывается, что впервые река Сура упоминается под 1183 годом как Суруя, под 1372 годом — как Сура. Далее приводится объяснение названия, которое впоследствии в неизменном виде перекочевывает в Пензенскую энциклопедию (2001) и повторяется в кратком изложении в более поздней книге того же автора (2003).

Версия М. С. Полубоярова такова. Камские племена, придя на Суру, застали здесь древнемордовское название Рау («река»), значения которого они не знали. Живя на протяжении нескольких сотен лет в данной местности, пришельцы прибавили к Рау родное слово шур, что на языке финно-пермских народностей означало «река». Затем Присурье стало вновь вотчиной мордвы. В результате корреляции ш — с гидроним стал произноситься как Сурау (ср. Суруя). Конечное -а возникло под влиянием русского слова река.

С исторической точки зрения, версия о вытеснении мордвы с территории Присурья камскими племенами и о последующем возвращении мордвы к своим вотчинам нуждается в серьезном обосновании. Принято полагать, насколько нам это известно, что формирование у финно-волжских племен самостоятельных этнических группировок (мордва, меря, мурома и др.) происходило сравнительно поздно (в первые века нашей эры). Когда могли успеть камские племена прожить на территории Присурья несколько сотен лет уже после того, как мордва обособилась в самостоятельную народность со своим языком?

С лингвистической точки зрения, версия М. С. Полубоярова не выдерживает критики. В первую очередь следует сказать, что никакого финно-пермского шур в значении «река» никогда не было и что только в удмуртском языке (и только сравнительно недавно) шур стало употребляться в значении «река» при изначальной семантике «приток реки».

Точно так же приводимая М. С. Полубояровым словоформа рау со значением «река» никогда не могла бытовать в языке древней мордвы. Согласно сообщению автора вышеизложенной версии, это слово известно в некоторых диалектах мокши-мордвы (в нормативных словарях оно не отмечено), но не это главное. Главное, что это диалектное рау в значении «река», как и удмуртское шур, является изолированным словом безо всяких связей в родственных языках. Сопоставлено оно может быть только еще с одним, также изолированным и также диалектным, но уже эрзянским словом рав — «овраг». Относительно происхождения этих слов у нас есть некоторые предположения, но это уже предмет особого и детального разговора.

Наконец, расценивая название Сура как гибридное, М. С. Полубояров допускает очевидную ошибку, но уже топонимического характера. Гибридные названия возникают только в условиях длительного совместного проживания двух или нескольких народов — это так называемая ситуация билингвизма. Все прочие случаи сочетания в одном названии двух или нескольких языковых стихий относятся к проблеме субстрата. Суть здесь в том, что субстратное название, адаптируясь в условиях новой языковой среды, может приобретать новый формант, то есть постпозитивный, а не препозитивный элемент. Проще говоря, если даже допустить предполагаемое М. С. Полубояровым сочетание шур + рау, то оно должно было бы иметь вид Раушур. Точно так же, как и сочетание река Москва является сочетанием нарицательного слова с собственным, шур Рау топонимом не является в отличие, например, от формы Москва-река.

У нас остается еще одна версия пензенских краеведов П. В. Зимина и Г. В. Еремина. И вновь, как и при объяснении гидронима Пенза, точка зрения, изложенная в книге этих авторов («Реки Пензенской области», 1989), представляется нам наиболее предпочтительной. Хотя удачные этимологии в данной книге довольно редки. В соответствии с излагаемой версией предлагаются некоторые зрительные соответствия. В частности, русло северодвинской Суры сравнивается со сложенной гармошкой, а в русле и некоторых других рек под названием Сура обнаруживаются крючки (при картографическом анализе). По этому поводу надлежит все-таки заметить, что географические карты в России появились сравнительно недавно и что древние жители, давшие большинство названий анализируемого региона, не имели возможности увидеть на карте, на что похож в уменьшенном виде именуемый топографический объект.

Далее в книге приводятся следующие языковые соответствия: ненецкое сюр — «водовращение, водоворот», марийское сура — «крючок», в мордовском языке сур — «палец», сюра — «рог», сура — «просо», в коми-иж. сура — «рог», общепермское сюр — «рог. «Крючок», «палец», «рог», «просо» — понятия разные, но если согнуть палец, то тоже будет крючок, а если взять круто завитой бараний рог, то тоже будет крючок, а если взять растение просо, то оно осенью под тяжестью зерна тоже изгибается, как крючок. Вывод: слово сура означало резкий поворот русла реки, подобный крючку, завитому рогу животного.

По поводу последней версии скажем только одно, что стремление к буквальности явно не пошло ей на пользу: конечно, загнутый палец и загнутый рог похожи на крючок, но загните все, что угодно, и все равно получите крючок. Если же говорить о просе, то не надо и крестьянином быть, чтобы знать, что колос у проса тяжелым не бывает, что стебель у этого растения сравнительно короткий и что в крючок ему сгибаться как-то очень уж несподручно.

Тем не менее, все приведенные в книге П. В. Зимина, Г. В. Еремина соответствия из нарицательной лексики финно-угорских языков к речному названию Сура мы считаем этимологически родственными. Единственное возражение касается стержневой семантики. На наш взгляд, финно-угорское сур очень близко к русскому корню раст-, во-первых, семантически, во-вторых, — обилием фонетических вариантов. Слова типа сура — «просо», сюро — «хлеб» сопоставимы, например, с коми и удмуртским зцр, зыр — «костер, трава», откдуа этимологи выводят праформу: финно-пермское sor — «вид хлеба» (Ермушкин, 1989). Но наиболее впечатляет сравнение с коми словом зорамны — «расти, вырасти», сорд (в топонимике) — «разновидность леса», удмуртское слово со значением «ветвь» и обычный для топонимии семантический сдвиг: ветвь — приток реки. Ср. фин. saara, вепс. sar, sara, sora — «ветвь, ответвление», «рукав реки», «небольшая речка», саам. surr — «ветвь, приток реки», отсюда же марийское сур — «лука, изгиб реки, меандра» (вспомним крючок П. В. Зимина). К этому же источнику, на наш взгляд, восходит и коми чер, чцрцс — «приток» и удмуртское шур — «река». Самое любопытное, что географический термин со значением, близким к слову «приток», и фонетическим обликом, близким к современной форме гидронима, есть и в мордовском языке, ср. эрзя-мордовское ведьзюро — «залив»: из ведь — «вода» + сюро (при словосложении в мордовском языке начальный глухой согласный второго слова закономерно озвончается).

Спрашивается, чего ради искать ираноязычную основу гидронима Сура (Барашков, 1989), когда название сравнительно легко может быть объяснено на языковой почве коренных жителей данной местности.

В заключение отметим, что этноним северодвинской народности сура («сура поганая»), скорее всего, не имеет никакого отношения к гидрониму Сура в том смысле, что прямо к нему не восходит, хотя этимологически это, очевидно, слова одного корня. Как видно из фактов мордовского и венгерского языков, слова с корневым сур и варианты могли означать не только «растения, отросток, ветвь, приток», но и «ребенок, отпрыск, парень». Слово сура, по-видимому, в языке финно-угров (по крайней мере, западных) могло означать и какое-либо ответвление племени, этноса, так что совпадение этнонима сура и речных названий с тем же звуковым обликом, скорее всего, случайно.

--------------------
Profile CardPM
  0/+2  
продвинутый чайник cxal
post Jan 12 2018, 00:49 
Отправлено #26


Активный

Сообщений: 3 902
Из: Чебоксары



Букафф много. Только все "молоко". Сказано вначале что рек имеющее имя "сура"около 4десятков,но в тоже время учитывают Пензенцы и Мордву и ещё много каких наций и ооооолчень мало Чувашей. Ну и связь слов "сура" это конечно же сара.я всю жизнь думал что Сара это жёлтый. И отсюда же идёт сра-пиво.но ни как не мог привязать к Суре.
Интересно эти писатели что курят- наверное петрушку.а тут про просо написано. Тогда скажу не курите просо.
Насчёт сюр тогда уже более похоже.
Ҫурӑ в значении половина. Блин писатели от слова писать или как глагол "рвать,рубить,резать,подмывать,размывать,груметь,звучать громко,бить

Сообщение отредактировал продвинутый чайник cxal - Jan 12 2018, 01:00
Profile CardPM
  -1/0  
adada
post Jan 12 2018, 08:06 
Отправлено #27


статный

Сообщений: 271



Цитата(продвинутый чайник cxal @ Jan 11 2018, 23:49)
Букафф много. Только все "молоко".
Да, и нам бы со сливками! ™)

Увы, в жизни всё пожиже: "Na początku było Słowo – a na końcu Frazes."
Эту фрашку Станислава Ежи Леца Владимир Колечицкий интерпретировал так: "Вначале было слово. Потом — слова, слова, слова."



--------------------
Profile CardPM
  0/+2  
alatyr
post Jan 12 2018, 15:37 
Отправлено #28


Активный

Сообщений: 1 447



Священные реки России
Бажанов Евгений Александрович

Глава 9
СУРА

Одной из самых священных рек Руси, русского народа считалась река Сура. И у этой реки есть не один адрес. Одна Сура – приток священного Днепра, другая – приток священной Волги-матушки. Много и других примечательных мест, связанных с именем Сура.

Исследователь Сурожской Руси, Русколани С.Ляшевский в труде «Русь доисторическая» (с опорой на исследования известных американских профессоров русского происхождения С.Я.Парамонова и Н.Ф.Скрипника) отмечает, что «Сура» означает «солнце». У него же находим, что сура – жертвоприносимый напиток.

Летописец Нестор, касаясь времен языческих, повествует о том, что русы собирались для молитвы у родников вместо храмов: «Пьют суру во славу богов наших».

Позднейшие пришельцы на волжскую Суру – мордовские поселенцы. Пензенский исследователь М.С.Полубояров записал мордовскую легенду, рожденную не ранее XVIII века:

«В давние времена эрзяне жили не здесь, а в другом каком-то месте. Прослышали они, что около Волги земли богатые и свободные. И решили переселиться на Волгу. Пришли, а там уже все занято другими народами. Старики стали совет держать: назад возвращаться или еще где-нибудь попытать счастья? Ночевали на берегу какой-то реки. Никто не знал ее названия. Один старый человек и говорит: «Пойдемте-ка вдоль этой реки. Она, как большой палец, направление указывает». Послушались этого совета. От Волги поднялись вверх и нашли свободные земли… Здесь и поселились. А реку назвали Сур. По-эрзянски «сур» означает «палец».

Как это мордва пришла на реку, крупный приток Волги, где «уже все занято другими народами» и «никто не знал ее названия»? Это вряд ли. Мордва весьма сообразительный народ. То, что знали настоящую Суру, подтверждает и наличие в мордовской кухне напитка «сура». Сура она и есть сура, а не какой-то палец. Из санскрита известно и слово «квасура»; видимо, квас и сура напитки родственные.

«Сурья» – на санскрите (древнейший письменный язык брахманской религии; индоевропейская семья языков) означает солнце. На санскрите «Сурабахи» – богиня в образе чудесной коровы, способной давать вместо молока золото, драгоценные камни и прочие ценности. На санскрите же «Сура-деви» есть опьяняющий напиток, который олицетворяет богиню Сурабахи. Отсюда и русское слово «сура», используемое волхвами в магических обрядах, а народом по тому же поводу и как питие. Топонимы «сура» связаны с таинствами волхвов, их стезя уклоняться в дремучие чащи для исполнения обрядов поклонения богам.
Есть река Сура в бассейне Северной Двины. Река Суров течет в Могилевской области Белоруссии. Большой Сурень и Малый Сурень – в Башкирии.

Другая Сура (возможно, первая на Русской равнине) впадает в Днепр, у днепровских порогов, в месте, где все пропитано русским духом и верованиями Древней Руси. Нынешнее название реки Мокра Сура. Есть тут и остров Сурский, и порог Сурский. У Мокрой Суры два притока – Камышеватая Сура и Сухая Сура, что подчеркивает устойчивость данного гидронима в этом районе. Помимо того на правобережной Украине существуют реки: Сурша, Сура Столповая, две Суржи и Сурка.

Мест поклонения древнерусским богам на территории Украины и Белоруссии много. Имена древних капищ унаследовали старинные города. В бывшей Витебской губернии стоит такой город на стрелке рек Двина и Каспля. Есть Сурож под Гродно на реке Нареве. Была деревня Суражичи на реке Ипуте, с 1781 года город Сураж. Некоторым топонимам не одна тысяча лет. Селения Сура известны в Архангельской и Пензенской областях, Сурава – в Тамбовской, Сураж – районный центр в Брянской, Суринск – в Самарской. И разнесено вплоть до Алтая, где Суркаш, и Приморского края, где Сурагиевка. Есть Сургуты и Сургоди…

Где русские люди, там и «сура», «сураж». Уже давным-давно нет в Альпах славянской Ретии, где истоки рек Дунай, Рона, Рейн, Адиж, но и тут до сих пор есть урочище, давшее название селению Сура (Sura). Да еще в некоторых ущельях Альпийских гор третье тысячелетие живут несколько десятков тысяч славян – остатки славной Ретии.

Из труда византийского писателя Прокопия «О постройках», написанного в 560 году (ж. «Вестник древней истории», 1939 г., № 4), известно о крепости Сура во Фракии.

Несколькими тысячелетиями можно считать время с появления Сурожской Руси, что процветала на территории Крыма и Тавриды. Тут жили русские, прозываемые роксоланами, росо ланами.

Тут же, в Крыму, с древнейших времен известен русский город Сурож. По стране с древней, богатой культурой прокатились орды готов, гуннов, татаро-монголов; Сурожскую Русь уничтожили. А память осталась.

В Крыму появились государственные формирования готов, Византии, позднее – осколок Золотой Орды, ханство крымских татар, вассала Турции.

Однако имя Сурож сохранилось и в быту, и в церковном православном языке… Из ряда источников, в том числе из «Степенной книги», известно о святом архиепископе Стефане Сурожском. Приход звался не каким-то, а на старинный лад – сурожским.

В давние времена греки и позднее итальянцы основали на Черноморском побережье немало городов-колоний. Торговые греки звали бывший Сурож созвучным именем Сугдея. Вытеснившие греков генуэзцы-итальянны в XIV веке именовали город по-своему, но тоже созвучно – Солдайя.

Только вот русские, включая летописцев, звали город по-прежнему – Сурож. В 852 году новгородский князь Бравлин совершил поход в Крым, что запечатлел летописец: «И ходиша славяне из Новгорода князь Бровалин и воеваша греки и повоеваша греческую землю от Херсона и до Керчева и до Сурожа…»

Еще раз отметим устойчивость старинных преданий, что порой крепче бумаги и наскальных изображений. Уже давно в Крыму нет Су рожи-город а, а московских и иных купцов, которые вели торговлю с крымскими городами, и в XIV веке, и в начале XVI века звали «сурожане», «гости-сурожане». Так и писали в документах, в летописях. Торговые люди ехали не с генуэзской Солдайи, а с Су рожи, как в древности.

В русских летописях XII века и Азовское море зовется Сурожским. Азовским оно стало, видимо, с постройкой турками Азовской крепости.

Сура, Су раж, Сурож, Сурожская Русь – это не созвучия, а попадание в имя поклонников Солнца, пьющих священную Суру.

Ныне на месте крымского города Сурож поселок городского типа Судак. И живут там русские люди. Точно солнце совершило очередной круговорот… Впрочем, тут видим старую истину: русские всегда приходят (или возвращаются) туда, откуда им исходит угроза. Русские, как форель, плывут против течения. Если только их разбудить. И совсем нелишне об этом повторить и вспомнить.

В 1717 году во время набега кубанских горцев и крымских татар на территорию, сегодня закрепленную за Саратовской, Пензенской, Ульяновской областями, были сожжены, стерты с лица земли более сотни русских, мордовских и чувашских селений. Тысячи и тысячи людей погибли. Десятки тысяч проданы в рабство в Крым, Бухару, Турцию, в Египет…

1717 год – время петровской Российской империи, когда уже под Полтавой разгромлена шведская армия, на 1709 год считавшаяся сильнейшей в Европе, читай в мире. Но даже в это время азиатская привычка к работорговле не угасла, хищничество работорговцев имело невероятный размах. Такое не остается без последствий. В результате в XIX веке с Кубани в Турцию выселилось пятьсот тысяч горцев, а из Крыма – около шестисот тысяч крымских татар.

Только вот названия Русь, Сурож в Крым не вернулись. Это недоработка дореволюционных деятелей…

Остатки крымских татар энкавэдэшники выселили в годы Второй мировой войны. Этого госчиновники не боялись, а вернуть исторические названия даже при Хрущеве и его преемниках боялись страшно. Не надо нас бояться. Русские люди мирные, если их не трогать.

Как чиновники ни старались, а полностью стереть из народной памяти Суру и Сурожь не получалось. И мы не вправе отказываться от нашей истории.

У священной реки Сура есть приток, священная река Алатырь. Об этом в следующей главе.

https://history.wikireading.ru/407511
Profile CardPM
  0/+2  
alatyr
post Jan 12 2018, 15:39 
Отправлено #29


Активный

Сообщений: 1 447



Глава 10
АЛАТЫРЬ

Есть ли возле почитаемой реки Суры еще приметы, связанные со старинным священнодейством? А как же. В России немало таинственных, священных урочищ, требующих отдельного, обстоятельного рассказа, что остается за пределами обозначенной темы. Но есть то, что у всех на виду, просто давно забыто и ведет нас к священным рекам России.

В волжскую Суру впадает примечательная река Алатырь – имя, связанное с магическим камнем Алатырь, местом моления волхвов и исполнения таинств старинных русских воинских братств, как-то: бродники, шестники, отваги, пластуны…

У норманистов (в частности, у И.Беляева) встречается утверждение, что у русских в языке нет слов, связанных с горами. То, что у немцев-норманистов и их последователей полное незнание русских традиций, обрядов, характера, не удивительно, тем более что зачастую перед ними стояли задачи по созданию не этнографических материалов, а политических историй. Удивляет другое: как это их последователям удается морочить голову ученым уже не одно столетие.

Есть немало гор с русской топонимикой и даже горные гряды, носящие русские имена: Россек, Родопы… В русской традиции… есть особо почитаемая река Горынь в низовьях Днепра. Еще одна Горынь – в верховьях Днепра. Замыкает магический треугольник река Горынь на Амуре (левый приток). В русской мифологии Горыня – богатырь, персонаж народных сказок и былин. В русской традиции ГОРЫНЫЧИ – русские витязи, которым стоит посвятить отдельный рассказ.

Многие крупные славянские общины-племена сидели по горам: Альпы, Карпаты, Татры, Родопы и другие. И моления ими совершались на горных вершинах, в местах, приближенных к небу, к солнцу, к Богу… Большая их часть под натиском врагов, с одной стороны, и в поисках пушного зверя, с другой стороны, двинулась в заснеженные дремучие леса северо-востока Европы. Но традиции остались. И на равнине моления производились на горках. Если есть вокруг хоть малюсенькая горка, то на ней и молились.

Обряд встречи солнца на горке весной называется Красная горка. В любом городке и деревеньке была своя Красная горка… В Петербургской губернии известно урочище (высота) с названием Красная горка, отмеченная в ряде энциклопедий. С принятием христианства традиция встречать восходящее солнце (читай молиться на солнце) подзабылась. Но и сегодня по всей России на Красную горку миллионы людей едут на кладбища поклониться ушедшим родственникам.
Один из самых древних и почитаемых народных праздников – Красная горка. Этот народный, можно сказать и ведический, праздник встроен в череду христианских праздников. И ничего зазорного в том нет. Не видим ничего зазорного в почитании и помине родителей и предков, дедов, прадедов. Уникальность русской ведической культуры в том, что большинство русских праздников связано с поклонением роду, предкам. Отменить всенародную привычку, традицию по указу невозможно. Как невозможно искоренить веру в Христа. А ведь почти всех священников – и христианских, и остатки ведических – в XX веке разогнали, расстреляли. Но есть паства с традицией, и пастыри будут… Мы не станем вступать в теософские дискуссии. Сейчас важно сохранить всю многогранность древней русской культуры.

Там, где нет сколько-нибудь значительной возвышенности, россы молились, ходя вокруг больших камней, или обращали молитвы, заговоры к небу, залезши на камень. Камень использовали как горнее, высокое место для обращения к высшим силам. Вот заклинание ворожейки: «В чистом поле охорошилась, на все стороны поклонилась, на горюч камень Алатырь становилась, крепким словом заговорилась, чистыми звездами обтыкалась…» Некоторые камни выделяли особо; порой катили их на сопку. Алатырь – это алтарь, слово, переместившееся в церковно-славянский язык. Посмотрим, что сказано у В.Даля: «Алтарь – жертвенник, возвышение разного рода, на котором народы, каждый по своей вере, приносили богу жертвы». «Возвышение в глубине церкви». То есть видим горнее, священное место.

По древнерусским поверьям, Алатырь-камень всем камням камень, всем камням отец (всем камням мать). Горит и не сгорает (читай солнце). Под Алатырь-камнем берет начало родник живой воды, несущий пропитание и исцеление (земля из-под камня была лечебной, ею натирались), тут ключи от благ земных и небесных. «Под тем камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе нет конца». А на Алатырь-камне сидит красная девица Заря и пробуждает мир от объятий тьмы, от ночного сна.

В Ирьев день (день возрождения), а по-другому в день Алатырь-камня (14 сентября), змеи собираются в кучи, ямы, пещеры, там лижут «бел-горюч камень Алатырь», а затем уходят в Ирье.

Ирье (Ирий сад, Вырий сад), солнечный край, образ рая, где солнце, сады с молодильными яблоками и родники с чистой живой водой.

До наших дней дошло немало старинных заговоров, связанных с ключевым словом Алатырь. Вот образец кратного заговора от пореза:

«На море на Океане, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые, заговариваю я, раба, такого-то от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».

Уже после принятия христианства бел-горюч камень поминался во многих песнях, в частности, в казачьих:

«Ой ты, батюшка наш, батюшка,
Быстрый Терек – Горыныч,
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
Ты прорыл-прокопал
Горы крутыя, леса темные;
Ты упал, Терек – Горыныч,
Во сине море, во Хвалынское.
И на устье выкатил ты
Бел-горюч камень.
Тут шли-пошли гребенские казаки

С батальицы,
Что с той-то батальицы
Со турецкой.
Не дошедши они до белого камушка,
Становилися,
Становились они дувань дуванити;
Что на каждого досталося
По пятисот рублей,
Атаманушке с есаулами
По тысяче.
Одного-то добра молодца
Обдуванили:
Досталась ему, доброму молодцу,
Красная девица,
Как убор-то, прибор на красной девице
Во пятьсот рублей,
Русая коса – во всю тысячу,
А самой-то красной девице
Цены нетути».

В песне все неслучайно: и Терек назван Горынычем, и появление бел-горюч камня со дна речного, и то, что не дошли до белого камушка, до святого места, а начали дуван дуванить, и… появление красной девицы (Зари).

Считалось, что бел-горюч камень Алатырь горит и не сгорает; лежат под камнем ключи от магической силы, от страны вечного лета, весны, где ночует солнце. Прятали камень Алатырь то на дне морском, то на дне речном, но чаще всего на острове Буяне. После крещения Руси бел-горюч камень оказывался «в море-окияне в реке Иордане», позднее – «за морем Хвалынским (Каспийским), посреди океан-моря, лежит остров Буян…»

Вспомните остров Риген – Руян (Рюген) в Венедском заливе (Балтийском море), где стоял грандиозный храм Световиту, куда ехали паломники со всей Русской земли.

Остров Буян – это не жертвенник за околицей села, но крупное, может быть, главное святилище. Сюда волхвы не каждого допускали. Когда-то многие места поклонения были доступны всем представителям народа. Но в силу военных событий и особенно с началом гонений на древнюю веру волхвы и их приверженцы все строже охраняли свои секреты, тем более Алатырь-камень, остров Буян.

Большие святилища укрывали особо, в глухих местах. Одно из священных урочищ находилось на берегах Венедского (читай Русского) залива. В урочище Вендау находились три огромных камня, где и совершались священные обряды. Название самого урочища, несколько «онемеченное» новыми пришельцами, отправляет нас к древнерусским жрецам-волхвам, к древней венедской религии.

Алатырь-камень укрывали, охраняли не только как святилище, место общения с божественными силами, но и как место хранения казны рода-племени. Своеобразный банк, где хранился неприкосновенный запас на случай чрезвычайных событий. Что уже само по себе говорит и о высокой внутренней организации народа (это при вечевом самоуправлении!), и о наличии стратегических построений…

Обычай складывать казну «в храмах богов» у «велетов» (лютичей) подтверждют и западноевропейские писатели, древнегерманские авторы. И в первые века по принятии христианства община-род хранила казну в церкви, по устоявшейся традиции.

Очевидно, остров Буян и Алатырь-камень имели не только духовную, религиозную, но и вполне осязаемую ценность, запас на черный день, на голодный год. Такие места охранялись уже на дальних подходах.

Было такое святилище и на реке Суре, на реке Алатырь. Было, а может быть, и есть в Жигулевских горах. Еще один «остров Буян» укрывался в районе города Буй, в дремучих костромских лесах. Про эти места есть поговорка: «Буй да Кадуй рогатый три года искал, а он под носом сидел». Слова «Буй» и «Буян» прямые родственники и по смыслу, и по значению.

Слова «Алатырь» и «Буян» магические сами по себе, как «Аминь». Чем древнее сказание или заговор, тем обязательнее в нем присутствие этих знаковых слов.

Местоположение острова Буян и магического камня менялось не однажды, смещаясь все далее на восток, в пустопорожние земли. По преданиям, одно из последних (по времени) таких святилищ находилось на земле, что сейчас в Самарской области. В совсем недавние времена край глухой, дикопольный. Уже Сибирь обживали государевы люди и охочие переселенцы, по Волге жизнь шумела, а в Заволжье, в пограничье с кочевыми ордами, только волки выгон имели. Вот здесь и появилось урочище Буян…

На месте урочища Буян стоит село Буян. Иные краеведы простоковато считают, что название села от того, что оно на торговом пути стоит, как «сальный буян» – торговое место. Только вот, когда село закладывалось, тут не было торговли, не было торгового пути, да и не с кем было торговать. Заволжье вплоть до начала XIX века страна сиротских дорог и редчайших уметов. И вдруг Буян? Нет. Торговые люди появились в урочище, в селе много позже.

Заволжье – область древнейших венедских, ведических святилищ и христианских скитов.

Буян (в смысле буйный, яркий) в старину был родствен образам Дунай и Яро. Богатырь Дунай по духу буйный. А о буйных зарослях травы наши крестьяне говорили «дунай дунаем стоят». Образ, идущий к древним преданиям и верованиям.

Буян – страна весны, страна солнца, страна Яро. На балтийском побережье есть Веда, Венда (Вендау), на реке Прут Яргора… а вот Буян-то он один такой. Правда, еще есть Буян на Алтае, есть село Буяново на Смоленщине, но мы не знаем происхождения тамошних названий. Может быть, местные краеведы прольют свет на этот вопрос.

Образ магического острова Буян вполне можно отнести к острову Руян (Ругевит-Ригевит), ныне Рюген с его бывшим грандиозным храмом богу Световиту. Сюда же можно отнести и фракийско-русский полуостров Афон с горой Афон. Тут восходящее солнце, которому молились, можно было видеть на несколько часов раньше, чем у подножия, у побережья. Что-то особенное знали наши предки об этих островах. И совсем не случайно многие христианские храмы воздвигнуты на месте снесенных ведических капищ.

Еще в шестидесятых годах XX века в самарском регионе встречались редкие камни весом в несколько тонн, размером с автомобиль. Это не дольмены, а просто одиночные камни… Но откуда они взялись в степи или среди песчаной, заросшей лесом равнины? Кто и как приволок камень сюда – на равнину или на взгорок, загадка.

Немало древностей исчезло. Судьбу некоторых камней удалось проследить. В иных случаях тут все выглядит без мистики: крестьяне раскололи камень с помощью огня и воды… В других случаях камни исчезали чуть ли не в одночасье, не оставив никаких следов. В третьих, по рассказам стариков, «бел-горюч камень ушел в землю», камень спрятали, подкапывая под ним землю.

Про иные камни нет никаких вестей.

К разряду Алатырь-камней в России можно отнести огромное количество урочищ. Если «остров Буян» особо священное место, редкое урочище, укрываемое от посторонних глаз, то Алатырь – образ жертвенника; место святое, на котором вдруг и песок, взятый из Дунай-реки, может прорасти… Но место, встречающееся повсюду, где жили русские люди.

Есть такое место и в черте города Самара – урочище Лысая гора. За что говорит и само название, культовое название (среди схожих есть и случайные названия). Таковых горок на священной реке Волге (Ру) немало. Есть ниже Самары, под Саратовом, есть выше по течению… Особой приметой культового места служат родники, истекающие из подножия горы, из-под камня. Под Лысой горой их множество. Жаль, что не ухожены. Дополнительная примета – змеи, греющиеся на камне или на склоне горы. На Лысой горе и это не однажды наблюдали.

Если эти три приметы имеются в наличии, то гора или камень заслуживают особого внимания.

Древнерусская космография, древние верования нашли свое отражение в народной мифологии. Кому не памятен образ богатыря, стоящего у развилки дороги перед камнем. На «латырь камне» путь-судьба написана:

«Во дороженьку ехать – убиту быть,

Во другую ехать – женату быть,

Во третью ехать – богату быть».

По русским сказкам богатырю золота не надо, жениться ему не охота, а едет он побороться с нечистой силой. Тут много мотивов, схожих с борьбой Ильи-Муромца с Соловьем-Разбойником, птицей рахманной. Это уже поздние времена. Но и в данное время образ вещего камня за Алатырем сохранялся. Преданиям этим многие-многие тысячелетия.

Алатырь-камень поминался в старинной православной «Голубиной книге», за что та попала в разряд запрещенных. Объединение старой и христианской вер некоторым православным иерархам показалось слишком смелым делом. При том, что многие языческие обряды, праздники, слова-образы соединили с христианскими, умело подстроились под тысячелетние «привычки».

Река Алатырь носит магическое имя. На ее берегах или на дне укрывался один из самых почитаемых камней, алтарей-жертвенников. Это интереснейшая грань древней народной культуры. К древним традициям, к природе-матушке надо относиться бережно, как и ко всему окружающему миру. То наша история, которую следует знать да уважать.

https://history.wikireading.ru/407512

Сообщение отредактировал alatyr - Jan 12 2018, 15:40
Profile CardPM
  0/+2  
adada
post Jan 12 2018, 18:06 
Отправлено #30


статный

Сообщений: 271



Цитата
Несколькими тысячелетиями можно считать время с появления Сурожской Руси, что процветала на территории Крыма и Тавриды. Тут жили русские, прозываемые роксоланами, росо ланами.


Надо бы отметить, что "прарусский след", скорее всего, оставлен в древней истории Крыма фантазерами "В(е)лесовой книги" и что в далеком прошлом это были места кочевий других разнообразных народов: угров, затем половцев/кипчаков, печенегов/огузов и пр., включая более культурных пришельцев из Средиземноморья. Потом в Крым приперлись весьма вредные для нас ордынско-татарские оккупанты, снюхавшиеся с турками, а уже их русские позднее были вынуждены, просто обязаны были припереть к стенке или даже попереть и заместить, став самым настоящим коренным народом полуострова.

--------------------
Profile CardPM
  0/+1  

3 Страницы < 1 2 3 >
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей: