В падении самолета МиГ-15, в результате которого в марте 1968 года погибли Юрий Гагарин и Владимир Серегин, вероятнее всего, виноват сам первый космонавт. Правительственная комиссия, расследовавшая обстоятельства катастрофы в конце 60-х годов, пришла к выводу, что к трагедии привел совершенный Гагариным резкий маневр. Он пытался увернуть от шара-зонда. Ранее выводы комиссии были засекречены, однако в преддверии юбилея полета Гагарина в космос было решено обнародовать эти сведения. Подробности — в материале корреспондента «Вестей ФМ» Сергея Ткачука.
Шары-зонды применяются метеорологами и по сей день. Их главная задача — сбор информации о погоде. Они неуправляемы и плывут по ветру. В зоне полетов таких аппаратов быть не должно. Однако случаются накладки. По мнению Госкомиссии, Гагарин как раз мог наткнуться на такой зонд. Чтобы избежать столкновения, ему пришлось совершить резкий маневр. Если бы Гагарин этого не сделал, то мог бы остаться жив, считает президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. МиГ-15 — машина надежная.
«Для такого самолета, как МиГ-15, столкновение с таким шаром-зондом практически не может быть причиной катастрофы, потому что там могут быть неприятности по отказу двигателя. На МиГ-15 был один двигатель, и если залетит шар-зонд внутрь двигателя, то там может быть все что угодно. И разрушение двигателя, и остановка двигателя, и так далее. Но это не является причиной катастрофы, потому что все пилоты – военные и гражданские — обучены сажать самолеты безопасно при всех отказавших двигателях», — комментирует Смирнов.
Но даже если из-за резкого маневра самолет ушел «в штопор», все равно непонятно, как два опытных летчика не смогли выбраться из этой ситуации.
«Второй пилот там был очень опытный, пилот-инструктор. И я исключаю, что это был такой резкий панический маневр, в процессе которого нельзя было даже передать ничего на землю о случившемся», — поясняет Смирнов.
Версии о гибели пилотов выдвигаются самые разные. Своя — у летчика-испытателя Магомеда Толбоева.
«Там всё абсолютно понято. Не надо делать из этого какого-то секрета. Ничего там нет. Самолет вошел в крутую спираль, а когда он вышел под облака, не хватило просто траектории изгиба. И зациклились. Тут нечего добавить. Это так просто и так наивно, к сожалению, для такого великого человека», — говорит Толбоев.
Юрий Гагарин и командир авиаполка Владимир Серёгин вылетели с аэродрома Чкаловский утром 27 марта 1968 года. Через 12 минут в 140 километрах от Москвы полет трагически прервался.
Так и хочется сказать - дурят нашего брата... И так примитивно. Если бы дело было в шаре-зонде, то эту причину давно бы вытащили на Божий свет, а не хранили ее как величайшую государственную тайну целых 50 лет. Кстати, эту версию, как и о возможном появлении стаи птиц, А. Леонов выдвигал еще четверть века назад. Наиболее вероятной причиной гибели самолета Серегина и Гагарина Леонов считал пролет перед их носом самолета некоего высокопоставленного генерала ВВС. Это действительно могло стать причиной сваливания в штопор самолета космонавта. Вот фамилию этого генерала имеет смысл для наших чиновников хранить до сего дня. Возможно, так и происходит. Я не исключаю и версии М. Толбоева. А про шар-зонд... Не смешите мои тапочки.
Конечно, возможно, что повторное расследование обстоятельств авиакатастрофы, повлекшей за собой гибель двух опытных летчиков, Героев Советского Союза, выявит новые обстоятельства и через несколько лет эта история будет звучать совсем иначе. Но на сегодняшний день версия Кузнецова с разгерметизацией кабины выглядит, пожалуй, самой убедительной из возможных.,19.01.10 Информация для размышления
Конечно, возможно, что повторное расследование обстоятельств авиакатастрофы, повлекшей за собой гибель двух опытных летчиков, Героев Советского Союза, выявит новые обстоятельства и через несколько лет эта история будет звучать совсем иначе. Но на сегодняшний день версия Кузнецова с разгерметизацией кабины выглядит, пожалуй, самой убедительной из возможных.,19.01.10 Информация для размышления
Сложно тут, конечно, предполагать версии. По телеку показывали программу про Гагарина, говорили, что Брежнев был ревностно против, что он не первый по популярности, после Гагарина. И типа он чего-то там подстроил в 68-м. Здесь много версий.
Сложно тут, конечно, предполагать версии. По телеку показывали программу про Гагарина, говорили, что Брежнев был ревностно против, что он не первый по популярности, после Гагарина. И типа он чего-то там подстроил в 68-м. Здесь много версий.
все можно предположить. Но, Брежнев был по натуре трусоват, даже власть получил с уговорами от подвижников, посему такая версия не состоятельна. А что касаемо любви к власти, то ее он стал ощущать после сдвига им Подгорного Н.В.(1977), но это было необходимостью в борьбе за политавторитет. Вот тут он и впервые проявил свою волю, несмотря на уговоры окружения не спешить с решением, применил стандартный прием (есть мнение). В средине 70-х обострились болезни, повысилась нервозность и раздражительность, а уж 1977 распушил ему перья, правда ненадолго.
Космонавт Леонов отрицает официальную версию гибели Гагарина
Цитата
Советский космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов рассказал о причинах смерти Юрия Гагарина. По мнению Леонова, официальная версия не правдива. В том, что МиГ-15 Гагарина потерпел крушение, виновата не стая гусей, которая, по официальной версии, помешала пилоту, а самолет Су-15, летевший не на своей высоте. Подробнее в специальном интервью Алексея Леонова телеканалу RT
Печально знаменит УТИ МиГ-15 еще и тем, что на нем погибли первый в мире космонавт Юрий Гагарин и летчик-испытатель Владимир Серегин. Есть много предположений и версий, почему это случилось, в том числе высказанных людьми, которых я очень уважаю.
Одна из версий – что истребитель попал в спутный след другого самолета. Спутный след – это невидимый след, оставляемый самолетом за счет действия аэродинамических сил. Над крылом давление меньше, чем под крылом, за счет этого самолет собственно и летает. Но помимо этого из-за разности давлений происходит перетекание воздушного потока с нижней части крыла в верхнюю, а так как самолет движется, то это перетекание остаётся позади самолета, образуя «жгуты» воздушных струй. Очень приблизительно можно сравнить это с тем следом, какой оставляет катер на воде. Но эта версия, да еще разговоры о спутном следе Су-11, не выдерживают никакой критики. Я сам летал впоследствии на Су-11 и со всей ответственностью могу сказать, что это не тот самолет, который может вогнать в смертельный режим УТИ МиГ-15.
При всем преклонении перед подвигом Юрия Алексеевича Гагарина, надо сказать, что летчик он был, мягко выражаясь, далеко не отменный. Главным критерием при отборе летчиков в отряд космонавтов было не летное мастерство, а состояние здоровья, психологическая устойчивость. Первый класс, минуя второй, присвоенный ему министром обороны СССР, был данью уважения к его заслугам как народного героя, но не как летчика. Фактически у него был третий класс. Но если учесть, что после зачисления в отряд космонавтов и погружения в работу с принципиально другими летными аппаратами, он не держался за штурвал самолета семь лет, то, как летчик по своему уровню не соответствовал даже третьему классу.
Юрий Алексеевич стремился летать, и именно он, будучи командиром отряда космонавтов, добился разрешения на полеты. Не знаю, кто принял решение о восстановлении Гагарина как летчика, но целесообразность этого решения вызывает большие сомнения. Символ, славу и гордость страны должны были беречь. Беречь так, как американцы берегли своего национального героя—астронавта, человека впервые ступившего на Луну Нила Армстронга. После своего исторического полета, не смотря на то, что был летчиком-испытателем, его пожизненно отстранили от испытаний авиационной техники. Не знаю, как сам Армстронг переживал свое отлучение от любимой работы, но для человечества он был сохранен. Миллионам и миллионам людей планеты посчастливилось общаться с живой легендой человечества, слышать его, разговаривать с ним, выразить свою благодарность и восхищение этому мужественному человеку. Юрий Гагарин за свою короткую, как вспышка молнии, жизнь, не был обделен вниманием и славой, но как много потеряло человечество после его трагического ухода. Понятно, что в силу его занятости и уже совсем иной востребованости профессионально летать Гагарин не мог, и если бы он не убился в тот раз, трагедия могла случиться позднее. Это все равно, что ученику хореографической группы, только что освоившему основные балетные па, присвоить звание народного артиста и поручить основные партии в Большом театре. Ведь надо было учитывать статус первого космонавта, реально оценивать его возможности. И уж если решение о полетах принято, то к его летной подготовке надо было отнестись с величайшей осторожностью и без малейших скидок.
Наиболее вероятная причина гибели Серегина и Гагарина вполне прозаична – ошибка в технике пилотирования. Чем она была вызвана – другой вопрос. Воздушное хулиганство, потеря пространственной ориентировки в облаках, отказ пилотажно-навигационных приборов, в частности авиационного горизонта истребителя (АГИ), – могло случиться все.
Обречены на подвиг, Валерий Григорьев Семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия. Разгар «брежневского застоя», но еще не «развала» Вооруженных сил. Авиация Советского Союза достигает пика в своем развитии. На конвейер поставлено не только производство современнейших самолетов, но и подготовка пилотов. Десятая часть военных летчиков приносится в жертву выбранной профессии, обреченных на подвиг в мирное время, но они об этом не догадываются, потому и не все так грустно…
--- Тема поднялась, вспомнил об этой книге. Пилот, летчик-испытатель. Не диванный теоретик.