22 Страницы  1 2 3 > »   
Ответить Создать тему

Почему города должны быть плотными и компактными, а не рыхлыми

alexey
post Mar 23 2021, 13:28 
Отправлено #1


-

Сообщений: 68 122
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Почему города должны быть плотными и компактными, а не рыхлыми

Так выглядят гаражные кооперативы у Волжского-3:

Они появились ещё во времена СССР, когда на месте Волжского-3 было поле. И это в какой-то мере была окраина города. Сейчас это один из самых престижных микрорайонов, но гаражи остались. А это 2,8 гектаров земли, на которой можно было бы построить несколько многоэтажек. И многоуровневый гаражный кооператив, в котором нашлось бы место для всех владельцев этих гаражей.

Подобные гаражи - неэффективное использование городской территории. Малоэтажные гаражи, пустыри, частный сектор, дачи, овраги на территории города делают город "рыхлым". Рыхлый город фактически похож на острова, между которыми находится неэффективно используемая земля.

Я попытался примерно отобразить эти
Я попытался примерно отобразить эти "острова"  в Чебоксарах. Подобная иллюстрация очень примерная.

Компактный город вместо "рыхлого"

Альтернативой "островам" был бы компактный город большей плотности. Без низких гаражей, частного сектора и дач внутри. В нём нашлось бы место нужному количеству парков, стадионов и водоёмов. В таком городе при той же этажности, что и сейчас, была бы подобная плотность:

Из одного края в другой в таком городе можно было бы дойти пешком за полтора часа. Если долго не стоять на светофорах
Из одного края в другой в таком городе можно было бы дойти пешком за полтора часа. Если долго не стоять на светофорах

Вот, для сравнения, размеры Москвы внутри Садового кольца, спроецированные на Чебоксары:

Это площадь 18,7 квадратных километров меньше 5 километров в ширину и высоту.

Я не предлагаю уплотнить Чебоксары до уровня центра Москвы, просто пытаюсь показать, каких размеров может быть компактный полумиллионный город без неэффективно используемых территорий внутри. 

Какие преимущества у компактного города?

В первую очередь это небольшие расстояния. Во многие места можно добраться пешком или на велосипеде/самокате. У вас в шаговой доступности будет хороший выбор школ, торговых центров, поликлиника, выбор мест для отдыха и развлечений.

Жители компактного города тратят меньше времени на дорогу.  Ну и, конечно, бюджет экономит огромные средства на содержании дорог, общественный транспорт, коммуникации. В компактном городе есть достаточный пассажиропоток, чтобы нормально перевозить пассажиров на трамваях, троллейбусах и больших автобусах. 

Жители же "рыхлых" городов тратят значительно большее время на дорогу с работы домой, как и другие поездки через город. Им значительно сложнее передвигаться не на личном или общественном транспорте.

В пешей доступности жителя "рыхлого" города как правило нет кинотеатра, почты, крупного торгового центра, интересного парка. Они чаще всего не могут отдать ребёнка в наиболее подходящую школу, либо возят его туда каждый день.

Часто люди в плохой инфраструктуре своего района обвиняют коммерсантов. Мол какой плохой банк или супермаркет, что не открывают свои отделения/магазины в нашем замечательном микрорайоне. В реальности же коммерсанты в первую очередь заинтересованы в открытии, если в микрорайоне набирается нужное количество клиентов. Но если район "рыхлый", клиентов мало, то коммерсанты просто не будут открываться себе в убыток.

Примеры компактных городов

Один из самых компактных городов России - Норильск. Площадь всей его жилой застройки без промзоны - всего 7,5 квадратных километров. И это не город с высотками. Население Норильска - 177 тысяч человек.

Вся жилая часть Норильска с высоты. Фото взято отсюда
Вся жилая часть Норильска с высоты. Фото взято отсюда

Самый компактный город-миллионник в России - Екатеринбург. Он очень плотно выглядит на спутниковых снимках и в целом является очень комфортным городом:

Только не на моём заднем дворе

NIMBY (акроним от англ. not in my back yard - "не на моём заднем дворе") - англоязычный термин, обозначающий сопротивление местных жителей строительству или иным изменениям инфраструктуры на территориях, прилегающих к их домам.

Например, огромное количество чебоксарцев сетуют за строительство новых заводов и создание рабочих мест. Но, если завод будут строить рядом с их домом, или дачей, они будут против этого. Людям нужны новые больницы, но, когда обсуждают планы расширения БСМП, они предлагают построить новую больницу где-то на окраине города, подальше от них.

Частный сектор на улице Янки Купалы, Чебоксары
Частный сектор на улице Янки Купалы, Чебоксары

В интересах собственников гаражей, частного сектора и дач внутри города - чтобы их "задний двор" остался без изменений. Идеально, если частный дом находится недалеко от инфраструктурных объектов, и можно пользоваться преимуществами центра города, проживая в деревне.

Если бы город развивался исключительно по принципу NIMBY, то он представлял бы из себя ужасное зрелище. Многие важные районы центра Чебоксар построены на месте частного сектора.

Я не утверждаю, что нужно лишать людей собственности, предоставляя вместо них квартиры в Соляном. Должен соблюдаться баланс интересов города, собственников и застройщиков. При нормальном балансе город будет застраиваться, развиваться и становится компактнее. При плохом балансе в центре будут находится бесчисленные избушки и огороды.

Чем плохо разрастание вширь

Город, даже если численность его населения не меняется, всё равно должен строится и расти. И, если он не сможет развиваться в центре, ему надо будет расти вширь. А подобное экстенсивное развитие увеличивает размеры города, и заставляет людей всё больше времени проводить в дороге.

Например, в Чебоксарах можно застроить район внутри Кнутихи, Восточный косогор, территорию ХБК и ТЭЦ-1:

А можно построить что-то в направлении Новочебоксарска или Цивильска. А, чтобы люди могли перемещаться из Кугеси-Цивильска в Чебоксары, нужно сделать широкие дороги и хороший общественный транспорт, перевозящий большое количество людей. Всё это огромные расходы, которых можно было бы избежать при интенсивном развитии.

И эти широкие дороги и общественный транспорт, провозящий большое число пассажиров, будет проходить вдоль малолюдных территорий.

Также получаются интересные наслоения - многоэтажный центр города, после него идёт деревня, потом дачи, потом ещё многоэтажные районы, далее промзоны, деревня, лес и уже дальше новые районы. Особенно выглядит странно, когда по дороге в центр промзона разделяет один жилой район от другого.

И, если на скоростном транспорте или по широким дорогам с развязками из отдалённых частей города ещё можно относительного оперативно добраться до центра, то на велосипеде, самокате или пешком это очень сложно.

Не надо бросаться в крайности

Я не утверждаю, что надо застраивать все парки и скверы многоэтажными муравейниками и торговыми центрами. У каждого из районов должно быть нужное число парков, скверов, бульваров, спортивных площадок и общественных мест.

Очень плохо, например, когда в Юго-Западном районе территорию планируемого парка отдают под жилой комплекс. И нет ничего страшного в том, если вместо частного сектора на Восточном косогоре залива построят многоквартирные дома.

Сейчас огромные территории занимают школы. И это нормально, если жители микрорайона могут пользоваться внеучебное время школьной территорией. На территориях школ появляется общественные пространство, где люди проводят время. Там можно разместить шумные активности. Если же территория школы закрыта, а жителям приходится огибать её, чтобы дойти до остановки - это очень плохо из-за необходимости дублирования одних и тех же объектов на территории школы и за ней.

ФОК под открытым небом на улице Эльгера - отличный пример использования школьной территории жителями. Жаль, что другую школьную территорию там периодически закрывают, что мешает нормальному проходу жителей
ФОК под открытым небом на улице Эльгера - отличный пример использования школьной территории жителями. Жаль, что другую школьную территорию там периодически закрывают, что мешает нормальному проходу жителей

Нужен город без пустырей, малоэтажных гаражей, дач, частного сектора и оврагов. Строить его дороже, чем осваивать территории за промзонами в чистом поле. Но в конечном итоге это даёт экономию на инфраструктуре.

Вот, например, засыпают Сталкерский овраг между улицами Пушкина и Ярославская. И это можно только приветствовать. Когда-нибудь мы будем рассказывать потомкам про Благовещенский район, который был отделён от центра большим оврагом:

Новая застройка в полумиллионном городе должна быть плотной. Хорошую плотность при сохранении низкой этажности обеспечивает квартальная застройка. Необязательно новые микрорайоны должны быть 16-25-этажками с парковочными полями вокруг.

Дом по ул. Маркова, 14 - пример плотной невысокой застройки по-чебоксарски
Дом по ул. Маркова, 14 - пример плотной невысокой застройки по-чебоксарски

Если же застраивать город микрорайонами с плотностью, как у пятиэтажных хрущевок, он растянется на гораздо большую территорию.

В Чебоксарах очень мало земли под строительство. Большие пустые площади в чистом поле остались только Садовом районе, на территории бывших Завода строительных материалов, ХБК и ТЭЦ-1. Остальные территории приходится либо отвоёвывать у частников, либо строить на сложном рельефе, либо уводить строительство в разные далёкие места (Солнечный, Новый город, Соляное).

Антипример

Плохим примером городского развития являются американские субурбии. Когда огромные территории городов застраиваются малоэтажными домами, в которых невозможно жить без автомобиля. И требуются широкие дороги, чтобы обладатели всех этих автомобилей могли перемещаться.

Американские города рекордсмены не только по площади, но и времени, которое люди проводят в автомобильных пробках.

Проблема пробок и "рыхлых" городов будет решена с изобретением телепорта. Но за это исследование не брался даже Илон Маск ;)

Постскриптум

Размеры городов бывают разные. В материале я упоминал "полумиллионный город", так как многое из описанного актуально именно для него. В 50-тысячном городе может быть больше простора, ниже плотность. В городах-миллионниках ситуация обратная.

Алексей Радченко, 10 октября 2021 года

Profile CardPM
  -95/+39  
alexey
post Oct 10 2021, 14:16 
Отправлено #2


-

Сообщений: 68 122
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Текст начинал писаться ещё в марте. Из-за этого дата и зимние фотографии. Сейчас, наконец, я его закончил.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -30/+12  
VodkaSeledka
post Oct 10 2021, 15:35 
Отправлено #3


Пользователь

Сообщений: 69



Написано логично. Но большим городам, как например Нью-Йорку, эта плотность не помогает.
Profile CardPM
  -3/+17  
grimmm
post Oct 10 2021, 15:36 
Отправлено #4


Активный

Сообщений: 4 545



А разве у нас в городе дефицит кинотеатров, торговых центров и новостроек-высоток?

Думаю, у нас больше дефицит школ, садов, парков. Которые не торопятся строить.

С многоэтажными высотными застройками, к примеру, в центре проблем нет. Зато школы и сады переполнены.

Сообщение отредактировал grimmm - Oct 10 2021, 15:36
Profile CardPM
  -1/+48  
D-legate
post Oct 10 2021, 15:43 
Отправлено #5


Активный

Сообщений: 5 178
Из: станция Москва-резиновая



Текст разумный, скорее соглашусь, но не полностью.
Рыхлость в городе однозначно должна убираться за счет частного сектора (как пример, Иваново - это полный треш), дач, промзон, непонятных складов и ГСК.
Но при этом, хотя это и есть в тексте, недостаточно акцентирован упор на необходимость сохранения и увеличения парковых зон, скверов, стадионов. Они точно должны быть в большем масштабе, а не как сейчас. И уж точно частью "новой рыхлости" должна стать дорожная сеть.

--------------------
The time is now, or whenever
Profile CardPM
  -13/+15  
Tigra18
post Oct 10 2021, 15:48 
Отправлено #6


Эксперт

Сообщений: 685



Зачетный наброс, предлагаю пойти дальше - как в фильме "Судья Дредд" - один дом в 200 этажей сразу на 50-60 тысяч человек. 10 домов и сразу вся Чувашия поместится, а уж как населением удобно управлять, стоит лифт отключить и сразу все согласными станут.
Profile CardPM
  -9/+66  
RefS
post Oct 10 2021, 15:51 
Отправлено #7


Активный

Сообщений: 1 375



Лично меня тоже дико поражают дачи и коттеджи в центре города, особенно полуразвалившиеся, а таких немало.
К счастью их все же постепенно сносят и застраивают территориями с нормальной доступностью и инфраструктурой.
Вместо застройки парков и скверов - лучше бы реально застраивали огромные гаражные площади (а половина из них фактически давно не используются по назначению) и дачные товарищества - извините, но им нечего делать в черте города, для этого есть сельская местность на окраинах и за чертой, в близлежащих деревнях.
Profile CardPM
  -39/+19  
Reggen
post Oct 10 2021, 15:55 
Отправлено #8


Активный

Сообщений: 16 385



Цитата(alexey @ Mar 23 2021, 13:28)
Вот, для сравнения, размеры Москвы внутри Садового кольца, спроецированные на Чебоксары:
*

Кстати, а никто не пробовал строить где-нибудь полную копию "Москвы внутри Садового кольца"?
Мне кажется, фильм, где суперзлодей хочет захватить планету лишь для того, чтобы выполнить это строительство вполне "зайдёт" публике.

--------------------
THMWSDLTDTDY.
Profile CardPM
  0/0  
msa2124
post Oct 10 2021, 15:57 
Отправлено #9


Продвинутый

Сообщений: 104



Интересное мнение. Но опять же возникает вопрос какоы критерии "рыхлости", да микрорай. Университет 2 является давольно компактным, но вот я бы не хотел жить в таком районе. Почему, да все просто, меня неустроивает ульи. Многие допустим незнают кто живет в соседнем подъезде, это один из пунктов почему. Возьмем ЮЗР, компактен, но вот транспортная развязка чудная, думаю не стоит расказывать как жители района выбираются каждое утро и каждый вечер, даже до ремонта дороги.
Я хотел бы жить в районе подобия Пирогова, но обновленном, с новым жилым фондом. Площади между домами засажены кустарниками и невысокими деревьями. В жару летом выйти в небольшой сквер и выдохнуть после напряженного дня, мне доставит больше удовольствие, чем идти минут 15-30 до сквера, что бы повести в сквере 30-20 минут.
Каждый решает сам что ему ближе, но я лично против компактности в стиле Мегаполиса.
Profile CardPM
  -1/+43  
Reggen
post Oct 10 2021, 16:01 
Отправлено #10


Активный

Сообщений: 16 385



Цитата(alexey @ Mar 23 2021, 13:28)
Я не предлагаю уплотнить Чебоксары до уровня центра Москвы, просто пытаюсь показать, каких размеров может быть компактный полумиллионный город без неэффективно используемых территорий внутри.
*


Внутри Третьего транспотного кольца живёт 700 тысяч человек.
https://www.svoboda.org/a/30058693.html
внутри Садового кольца сейчас проживает не более 230 тысяч человек, что составляет всего 1% от населения города.
И архитектор предлагает это число увеличить
https://archi.ru/russia/75793/ilya-zalivukh...-sadovogo-kolca

Вообще-то в Садовом кольце как раз купеческая застройка Старой Москвы во многих местах.
И люди с окраин Москвы как раз приезжают полюбоваться двух-трёхэтажными купеческими домами или же пятиэтажными "доходными домами", построенными в начале XX-го века.


--------------------
THMWSDLTDTDY.
Profile CardPM
  0/+25  
alexey
post Oct 10 2021, 16:04 
Отправлено #11


-

Сообщений: 68 122
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(grimmm @ Oct 10 2021, 15:36)
А разве у нас в городе дефицит кинотеатров, торговых центров и новостроек-высоток?

Думаю, у нас больше дефицит школ, садов, парков. Которые не торопятся строить.

С многоэтажными высотными застройками, к примеру, в центре проблем нет. Зато школы и сады переполнены.
*

В "рыхлом" городе дефицит объектов инфраструктуры в шаговой доступности.

Школы и садики строит муниципалитет. Им не очень применим абзац про злых коммерсантов, которые не хотят открываться. Но это базовые объекты наличие которых в шаговой доступности для многих важно.

Торговые центры - место концентрации объектов инфраструктуры. Там обычно банкоматы.

Можно взять любой дом на карте и посмотреть где находятся ближайший бассейн, кинотеатр, почта, Сбербанк, поликлиника, хорошие сквер и спортивная площадка.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -7/+4  
alexey
post Oct 10 2021, 16:05 
Отправлено #12


-

Сообщений: 68 122
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(Reggen @ Oct 10 2021, 16:01)
Вообще-то в Садовом кольце как раз купеческая застройка Старой Москвы во многих местах.
*

Внутри Садового кольца многие москвичи работают. И это очень плотно застроенный район из-за высокой стоимости земли там. Там крайне мало пустырей и сложно представить чтобы что-то не застроили из-за, например, оврага.

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -6/+3  
alexey
post Oct 10 2021, 16:09 
Отправлено #13


-

Сообщений: 68 122
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(msa2124 @ Oct 10 2021, 15:57)
Университет 2 является давольно компактным, но вот я бы не хотел жить в таком районе. Почему, да все просто, меня неустроивает ульи. Многие допустим незнают кто живет в соседнем подъезде, это один из пунктов почему.
*

Компактность - не значит "высотный муравейник" вроде Университета-2. Скорее это отсутствие пустырей, гаражей, частного сектора, дач. И, если можно засыпать овраг и застроить его, то нужно так делать город компактнее.

Цитата(msa2124 @ Oct 10 2021, 15:57)
Я хотел бы жить в районе подобия Пирогова, но обновленном, с новым жилым фондом. Площади между домами засажены кустарниками и невысокими деревьями. В жару летом выйти в небольшой сквер и выдохнуть после напряженного дня, мне доставит больше удовольствие, чем идти минут 15-30 до сквера, что бы повести в сквере 30-20 минут.
*

Надеюсь, что люди такие как вы будут голосовать рублём. Это скажется на поведении застройщиков, и они будут строить не только ужасные "муравейники".

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -5/+13  
alexey
post Oct 10 2021, 16:12 
Отправлено #14


-

Сообщений: 68 122
Из: Чебоксары
Telegram: @blog21



Цитата(Tigra18 @ Oct 10 2021, 15:48)
Зачетный наброс, предлагаю пойти дальше - как в фильме "Судья Дредд" - один дом в 200 этажей сразу на 50-60 тысяч человек. 10 домов и сразу вся Чувашия поместится, а уж как населением удобно управлять, стоит лифт отключить и сразу все согласными станут.
*

Даёшь больше крайностей! Когда обсуждается платная парковка, такие как Вы предлагают вводить плату за воздух smile3.gif

--------------------
Да нормальный был год.
Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Profile CardPM
  -10/+8  
человек 21 века
post Oct 10 2021, 16:17 
Отправлено #15


Завсегдатай

Сообщений: 580



Ясно , что статья заказная. Не уж то ладыков заказал?

--------------------
Нет вобле !!!
Profile CardPM
  -15/+21  

22 Страницы  1 2 3 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения