Музей на связи: в тракторном царстве-государстве. Часть 2
Вот и добрались мы до самого интересного — тракторов. Всего их в музее больше 40 — вероятно, это самая большая коллекция подобных машин в России. Причем она регулярно пополняется: тракторы дарят, их покупают в различных уголках мира. Машины восстанавливают на заводе, а скоро и в музее появится своя ремонтная мастерская. Почти половина тракторов на ходу. На каждый можно залезть и почувствовать себя трактористом — в других музеях техника обычно отделена от посетителей. Машины сегодня располагаются на четырех площадках: двух открытых (слева и справа от здания музея), закрытом для посетителей ангаре (он откроется ближе к осени) и выставочном зале. В таком порядке мы и начнем свой рассказ о представленных моделях.
Музей истории трактора: информация для посетителей адрес: Чебоксары, пр. Мира, 1 (около ДК ОАО «ЧАЗ») телефон: (8352) 63-22-94 e-mail: mit@tplants.com сайт: www.trackmuseum.ru
Стоимость посещения: 100 руб. – взрослые, 40 руб. – учащиеся, 50 руб. – студенты, пенсионеры. Экскурсионное обслуживание – 250 руб. (для группы менее 10 человек) или по 25 руб. с человека (для группы более 10 человек). Фотосъемка – 100 руб., видеосъемка – 100 руб. Кроме того: фотосессия, детские праздники, катание на тележке, тест-драйв раритетных тракторов, чеканка памятной монеты и т.п. (смотри прейскурант).
Часы работы: с 9:00 до 17:00 (пн-пт), с 10:00 до 17:00 (сб-вс и праздничные дни). Как добраться: пешком от остановок «Агрегатный завод» и «Железнодорожное хозяйство».
На открытой площадке слева от здания стоят четыре больших трактора: Т-150К, Т-330, Т-100 и Т-170. Т-150К — один из самых распространенных колесных сельскохозяйственных тракторов. Выпускался на Харьковском тракторном заводе с 1971 года. Немногие знают, что у трактора был близнец — гусеничный Т-150. Жаль, что его нет в коллекции музея. Как и самого огромного колесного трактора СССР — К-700 («Кировец»). Т-330 был разработан на Челябинском тракторном (ЧТЗ), но выпускался на Чебоксарском заводе промышленных тракторов с момента его основания. Это первая модель ЧЗПТ — причем на заводе она активно дорабатывалась. В музее находится одна из поздних модификаций трактора. Модель первой серии можно увидеть на постаменте на проспекте Тракторостроителей. Кстати, это первый в мире промышленный трактор с нестандартной компоновкой кабины (она сильно сдвинута вперед). Рядом стоят две модели тракторов, которые производились в Челябинске — Т-100 и Т-170. В тот день снега было по колено, поэтому подробных снимков, увы, нет.
Показать ещёНа открытой площадке справа от здания находится испытательный полигон. Здесь можно завести трактор и прокатиться в специальные дни, либо летом за дополнительную плату. Сейчас здесь сверкают две новинки, которые вышли после реставрации на «Промтракторе» — ДТ-75М и Т-70С. ДТ-75М «Казахстан» с 1968 года выпускался на Павлодарском тракторном заводе, построенном во время освоения среднеазиатской целины. В отличие от других ДТ-75, казахстанские окрашивались в синий цвет и имели надпись «Казахстан» на боку. Есть и другие отличия. С этой модели и началась история Павлодарского тракторного.
Т-70С прибыл из Батыревского района, где использовался на полях. Изготовитель – Кишиневский тракторный завод. Выпускался с 1974 года. Изначально трактор создавался для возделывания винограда и сахарной свеклы. Из-за нестандартной кабины модель имела множество забавных прозвищ: «скворечник», «шифоньер», «головастик», «ресторан», «кидай-голова».
Название фотоотчёта
Неподалеку ждут реставрации Т-150К и Т-38 (либо Т-38М). Т-38 и Т38М выпускались Липецким тракторным заводом с 1958 по 1971 годы. Этот универсальный пропашной трактор отличался невысокой мощностью двигателя (40/50 л.с.).
Директор музея Альберт Сергеев показал нам закрытый ангар. Здесь создадут ремонтную мастерскую, почти готов покрасочный цех. А пока в помещении хранится полдюжины машин, ожидающих реставрацию.
Название фотоотчёта
Хочется верить, что ангар станет дополнительной выставочной площадкой для тех тракторов, что не уместились в крытом выставочном зале. Туда мы сейчас и направимся.
Название фотоотчёта
Трактор Warchalowski WT-20 (Австрия) выпускался с 1958 по 1968 годы. Трактор маломощный — всего 18 л.с.
Название фотоотчёта
Оказывается «Порше» выпускал не только автомобили и бронетехнику. Еще перед Второй мировой компания хотела производить «народный трактор» — но не вышло. Данная модель — «Porsche Allgaier A111» — выпускалась в ФРГ в 1952-1955 годах. Предназначалась для механизации небольших хозяйств (мощность его 12 л.с.).
Название фотоотчёта
Честно говоря, я и не знал, что в Западной Европе производилось так много разных тракторов. В 1951 году итальянская фирма FIAT Trattori выпустила инновационную модель — FIAT 25R, который породил целую серию машин.
А это «Фордзон-Путиловец» — советская копия американского трактора «Фордзон». В царское время тракторостроительной отрасли у нас не было. После революции закупили около 20 тысяч «Фордзонов», потом еще 30 тысяч машин были произведены по лицензии в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» в 1924-1933 годы. Эти тракторы получили название «Фордзон-Путиловец» (его также называли «Федор Палыч»). В 20-е годы это был самый популярный трактор в СССР. Его еще можно было использовать в качестве генератора для получения электроэнергии (обратите внимание на деталь между передним и задним колесом). «Фордзон» сделан на безрамном остове: все элементы жестко скреплены между собой. Благодаря отсутствию тяжелой рамы, удалось снизить нагрузку на грунт. Также классической стала компоновка колес: задние — ведущие, передние — направляющие.
Название фотоотчёта
John Deere D (США). Выпускался тридцать лет (с 1923 по 1953). Было выпущено больше 160 тысяч моделей разных модификаций.
СТХ-15/30. Этот трактор сменил «Фордзон-Путиловец». Создан на базе «Интернешнл-15/30» (США). Самый распространенный трактор в СССР в 30-40 годы. Выпускался на Сталинградском, Харьковском и Втором авторемонтном заводах. Мощность 31,5 л.с. СТХ-15/30 был мощнее «Фордзона», выше был и клиренс.
McCormick-Deering 10-20 (США). Модель 1930 года. Мощность 20 л.с. Этот трактор рассматривали в качестве модели для производства на Сталинградском тракторном, но выбрали более мощный «Интернешнл-15/30».
Название фотоотчёта
McCormick International Farmall W12 (США). Модель 1932 года.
Название фотоотчёта
«Универсал» (У-2) создан на базе американского трактора «Farmall F20». Производился на «Красном Путиловце» и Владимирском тракторном заводе. По многим элементам конструкции «Универсал» аналогичен трактору СХТЗ-15/30. Это первый трактор, который стал экспортироваться за рубеж: в Голландию, Иран и Турцию. Надпись «За Победу» красуется не просто так. Владимирский тракторный завод был введен в строй в 1944 году, а решение о его строительстве было принято спустя три недели после окончания Сталинградской битвы.
Название фотоотчёта
Кстати, тракторы тех лет поворачивались очень долго. Мягкими сиденья тоже не назовешь. Но на John Deere A (зеленая модель на фото) трактористу работать было явно легче.
Название фотоотчёта
Т-28 «Владимирец». Выпускался с 1958 по 1964 года на ВТЗ. Произведено более 250 тысяч тракторов разных модификаций.
Название фотоотчёта
ДТ-54. Эпохальный в истории советского и мирового тракторостроения. Выпускался с 1949 по 1979 годы на трех заводах: СТЗ, ХТЗ и АТЗ (Алтай). Было выпущено почти 1 млн машин. Первый советский сельскохозяйственный трактор с дизельным двигателем. Мог тащить за собой четырех- и пятикорпусные плуги (предыдущие модели в основном ориентировались на двухкорпусный плуг). Трактор был очень распространен в 50-60-е годы.
Название фотоотчёта
Т-74 создан в результате модернизации трактора ДТ-54 и Т-75. Имел более высокую скорость и большую мощность. Выпускался в Харькове (1960-1984).
Название фотоотчёта
МТЗ-50, более известный как «Беларусь». Выпускался с 1962 по 1985 годы. Было выпущено более 1,2 млн тракторов. В музее находится модель 1966 года с полукруглой решеткой радиатора.
Название фотоотчёта
Хотите посмотреть, что у трактора внутри? Пожалуйста. Специально для вас разрезали пополам Т-4 (Алтай).
Название фотоотчёта
В музее можно отчеканить памятный жетон собственными руками. Покупаем заготовку, кладем в форму и ударяем кувалдой.
Название фотоотчёта
Еще один «Владимирец» (Т-28). Модель оказалась настолько удачной, что получила первую премию и Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Про эту модель мне рассказали одну историю (не ручаюсь за достоверность). На международную выставку, которая проходила где-то в Западной Европе, привезли Т‑28. Местные газеты были полны скептицизма: «Ну что такого могут показать большевики?» Представитель тракторов «Фергюсон» предложил сцепить тракторы и выяснить, кто кого перетянет. В своей победе он не сомневался. У него было 35 лошадок, у Т‑28 — 28 л.с. Но проиграл. Поднялся свист, гвалт: большевики наших бьют. Привезли более мощный «Фергюсон-40» — снова поражение. Пресса начала расхваливать нашу модель. После этого продажи «Владимирца» в Западной Европе сильно выросли. Много их в одно время работало на виноградниках Франции.
Название фотоотчёта
ВТЗ 2021-10 вошел в книгу рекордов Гиннеса 2006 года. Василий Хацкевич (уроженец Новосибирской области) на этом тракторе в 2005 году проехал от Владимира до Владивостока и обратно — всего 21 299 км. Машина до сих пор на ходу, а пробег превысил 50 тыс. км.
Название фотоотчёта
ДТ-20 выпускался на ХТЗ с 1958 по 1969 годы. Создан в результате модернизации ХТЗ-7.
Название фотоотчёта
Рядом стоят два ХТЗ-7. Это первый советский малогабаритный трактор с двигателем 12 л.с. Выпускался в Харькове на двух заводах: ХТЗ и ХЗТС (Харьковский завод тракторных самоходных шасси). Конструкция трактора позволяла регулировать дорожный просвет (путем переворота бортовых редукторов) и ширину колеи (путем перестановки колес «наизнанку»). Трактор может ехать задом наперед: сиденье переставляется. В передние колеса можно налить воду, чтобы утяжелить их и не допустить опрокидывания трактора.
Название фотоотчёта
Т-5. Экспериментальный макетный образец, созданный на Липецком тракторном заводе. Не пошел в серию. На тракторе Т-5 устанавливались все колеса одинакового диаметра. Двигатель был сдвинут вперед на переднюю ось, а кабина имела центральное расположение.
Т-28Х4 (модификация базовой Т-28) выпускался на Ташкентском тракторном заводе. Кстати, в Ташкенте выпускались версии Т-28 с тремя колесами.
Т-38 — результат модернизации трактора КДП-35. Выпускался на ЛТЗ.
Название фотоотчёта
КД-35 — еще одна модель Липецкого завода. С 1944 года выпускалась карбюраторная версия, с 1947 года — дизельная (КД). В 1950 году завод освоил выпуск пропашных тракторов КДП-35. Кабины на этих моделях еще не было.
Т-40 выпускался на ЛТЗ в 1961-1995 годы. Внешне чем-то похож на «Беларусь». Совместим с навесными и прицепными машинами, разработанными для более легких Т-25 и более тяжелых «Беларусей». Выпущено больше 1 млн экземпляров. Кстати, диаметр задних колес у подобных машин — R38.
Название фотоотчёта
ДТ-75 считается самым массовым гусеничным трактором СССР и России. Было произведено более 2,7 млн машин. Выпускался с 1963 года на Волгоградском и Павлодарском заводах. В музее стоит современная модель, выпущенная в 2000-е годы.
Название фотоотчёта
ЛТЗ-120 — универсально-пропашной трактор повышенной мощности. Есть вентиляция, отопление, открывающийся люк крыши, электроочистители, омыватели стекол. Можно ставить кондиционер. Внутри много переключателей и кнопок.
Название фотоотчёта
Одним словом, если вы еще не были в Музее истории трактора — мы настоятельно рекомендуем там побывать.
Хорошее дело делают люди, молодцы! Спасибо за отчет, захотелось сходить.
П.С. интересно, а многие ли трактора на ходу? можно было бы делать парад тракторов в день города например.
Они в прошлом году выезжали на площадь Республики..) На своём ходу, и весьма бодро..) У них в прейскуранте и тест-драйв есть, можно самому попробовать.
Сообщение отредактировал tanchik2689 - Apr 1 2017, 11:03