В Тарханах отреставрируют дом, в котором родился и вырос художник Алексей Кокель
На реставрацию объекта культурного наследия республиканского значения выделили чуть больше 4 миллионов рублей. 25 декабря пройдет аукцион, после чего его победитель должен выполнить все работы до 7 февраля 2020 года.
Фото
Алексей Афанасьевич Кокель — первый чувашский художник, получивший академическое образование еще до революции. Родился 1 марта 1880 года в селе Тарханы, в курной избе-полуземлянке (она не сохранилась). Родители были бедными крестьянами. В семь лет будущий художник пошел в местную школу, учился отлично. Благодаря меценатам смог поехать в Санкт-Петербург, где поступил в Рисовальную школу Академии художеств.
На родину Алексей Афанасьевич приезжал два раза – в 1905 году и в 1919-1920 годах, жил в доме-пятистенке старшего брата Ивана, построенного в 1900-1903 гг. на месте родительского, на том же участке. Именно этот дом и будут реставрировать. В 1912 г. Кокель окончил Петербургскую Академию художеств, написал дипломную картину «В чайной». Затем была поездка за границу, после чего Кокель попросил Репина направить его в Харьковскую художественную школу. В ней он проработал сорок лет до своей кончины в 1956 году.
Фото
Дом в Тарханах является объектом культурного наследия республиканского значения (распоряжение Совета Министров ЧАССР от 14 декабря 1986 года № 812). Сруб несколько раз перемещали в границах села. Сейчас он находится на территории сельской школы и используется как музей художника А. А. Кокеля.
Еще 13 июня 2017 года в Чувашском Государственном Институте Гуманитарных Наук состоялось заседание круглого стола «Проблемы изучения чувашского искусства» обсуждение книги В.А. Васильева «Алексей Афанасьевич Кокель». Чебоксары, 2009 http://new.chgign.ru/a/news/51.html Ссылка института Предваряя обсуждение вопроса, заместитель директора по науке и развитию института Г.А. Николаев выразил надежду, что в будущем обсуждение монографий широким кругом ученых станет нормой. М.Г. Кондратьев, главный научный сотрудник института, доктор искусствоведения, обозначил серьезность проблемы, и не только в искусствоведении, когда появляются «труды», далекие от истинной науки. Ярким примером стало появление обсуждаемой книги. Уровень некомпетентности автора определяется сразу же, как в деталях, так и в основных его тезисах. Председатель правления Союза художников Чувашии А.П. Анохин отметил важность вопроса для чувашского профессионального изобразительного искусства. Старший научный сотрудник института, профессор Ю.В. Викторов констатировал активность В.А. Васильева в средствах массовой информации, распространяющего искаженные факты жизни художника и, в итоге, создающего необъективную картину истории искусства Чувашии. Его поддержала кандидат искусствоведения А.И. Мордвинова, приведя конкретные факты из текста книги. Она также сообщила о публикациях кандидата исторических наук В.И. Макаревского, который поднял большой объем архивного материала, противоречащего содержанию книги. В свою очередь В.И. Макаревский изложил часть исследованных им документов. Историю изучения творчества А.А. Кокеля осветил Г.Н. Иванов-Орков - заведующий отделом Чувашского государственного художественного музея, в котором хранится значительная часть творческого наследия Кокеля. Начатый разговор в своих выступлениях поддержали профессор, доктор филологических наук Ю.М. Артемьев, главный научный сотрудник ЧГИГН, доктор исторических наук В.П. Иванов и главный редактор Чувашского книжного издательства В.Н. Алексеев. Сам автор книги Васильев Владимир Александрович, сторониться обсуждений данной темы, потому как защита его на звание Доктора Культурологии прошла в техническом ВУЗЕ (!) Защита диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии прошла в 2012 году в Саратовском государственном техническом университете им. Гагарина (!) Автореферат http://dlib.rsl.ru/01005016447 Российская Государственная Библиотека в прикрепленных файлах Работа выполнена в Чувашском Государственном Университете, где трудится Владимир Александрович. Ведущей организацией был объявлен Московский государственный гуманитарный университет. "На сайте Российской Государственной Библиотеки dlib.rsl диссертация В. А. Васильева находится в ограниченном доступе, в отличии от других научных работ. Предлагаемый материал опровергает работу Владимира Александровича. Книга «А.А.Кокель (1880-1956). Жизнь и творчество», исправленная и дополненная вышла вторым изданием в 2009 году. Она издана по решению Ученого совета Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова. Ее автором является заведующий проблемной научно-исследовательской лабораторией А.А. Кокеля, координатор международных кокелевских проектов, профессор В.Васильев. Коллектив Чувашского государственного института гуманитарных наук (бывший Чувашский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории, экономики при Совмине Чувашской АССР), работающий много лет над проектом по изучению истории художественной культуры Чувашии, не рекомендовал эту работу к печати, и она, включенная в план Чувашского книжного издательства, не была принята к печати в серии «Жизнь замечательных людей Чувашии». Возникает вопрос: «Как Васильеву удалось обмануть Ученый совет авторитетного вуза республики?» Видимо, ученое собрание поверило представленным рецензиям, принадлежащим видным и авторитетным представителям искусствоведения. Эти рецензии были написаны самим автором книги, а рецензенты поставили только свои подписи. Научный редактор книги профессор, академик, народный художник Украины В.И. Ковтун и член-корреспондент Российской Академии художеств, народный художник Чувашии и России, профессор Р.Ф. Федоров, если они и читали книгу, не могли не заметить очевидные фальсификации автором жизни и творчества А. Кокеля, случаи плагиатства, сознательного искажения фактов, смещения хронологии и многое другое. А научный руководитель – профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Галина Ивановна Зверева - по признанию самого автора, подписала рецензию, подготовленную им. Если она читала ее и не заметила многочисленные случаи фальсификации жизни и творчества художника, плагиатства, то грош цена такому научному руководству. Эти фальшивые «рецензии» недобросовестных ученых мужей дотащили эту книгу до Диплома Второго Приволжского регионального конкурса на лучшее вузовское учебное издание «Университетская книга-2009» и водрузили ее на прилавки ХХIII Московской международной выставки в сентябре 2010 г", Пишет Макаревский Валерий Иванович в своей статье "Можно ли писать историю по-своему" еще 17 апреля 2013 года в региональном выпуске "Московский Комсомолец в Чебоксарах".
В Тарханах прошла приемка отреставрированного дома-усадьбы Кокеля
19 февраля глава администрации Батыревского района Рудольф Селиванов провел рабочую приемку дома-музея А. Кокеля, на реставрацию которого выделили больше 4 млн рублей.
Фото
Глава района встретился с Петром Мироновым, руководителем подрядной организации ООО НПП «Наследие», и Еленой Шиловой, директором ООО «Архитектурно-реставраторская компания Елены Шиловой».
Изначально сообщалось, что подрядчик должен был выполнить все работы до 7 февраля.
Алексей Афанасьевич Кокель — первый чувашский художник, получивший академическое образование еще до революции. Родился 1 марта 1880 года в селе Тарханы, в курной избе-полуземлянке (она не сохранилась). В семь лет будущий художник пошел в местную школу, подростком благодаря меценатам поехал в Санкт-Петербург, где поступил в Рисовальную школу Академии художеств. С 1916 году Кокель жил и работал в Харькове. Там и скончался 4 февраля 1956 года.
На родину Алексей Афанасьевич приезжал два раза – в 1905 году и в 1919-1920 годах, жил в доме-пятистенке старшего брата Ивана, построенного в 1900-1903 гг. на месте родительского, на том же участке. Этот дом используется в качестве музея и он находится на территории школы в конце улицы.