ЭТО БЕСПЛАТНО! А с июля 2021 года сам поставщик электричества (с кем у вас договор заключен) будет к вам приходить и проводить бесплатную замену (если к данному моменту у вашего электросчётчика вышел срок "годности"/эксплуатации или если он сломался)
Есть ньюансы... Как будет происходить поверка и замена счётчиков электричества с января 2021 года. Во-первых, до конца 2020 года действует мораторий на поверку всех счётчиков. Это значит, что коммунальные службы должны принимать показания электросчётчика, даже если у него истёк срок поверки, а новую он ещё не прошёл (ПП РФ от 02.04.2020 № 424). Правда, Минстрой уточнил, что это послабление действует лишь для тех приборов, у которых срок поверки истёк не ранее 6 апреля 2020г. (когда вступило в силу постановление о введении моратория). Поэтому показания счётчиков, которые должны были пройти поверку до 6 апреля 2020г., не учитываются при начислении платы за электричество со следующего дня после окончания срока поверки. Первые 3 месяца плату будут рассчитывать по средним показаниям счётчика за последние полгода, а затем — по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 (Письмо Минстроя России от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04). Во-вторых, следует учитывать новые правила поверки и замены электросчётчиков, которые вступили в силу с 1 июля 2020 г. (Закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ, ПП РФ от 18.04.2020 № 554).
С этой даты проводить поверку и замену вышедших из строя счётчиков электроэнергии должны энергокомпании (за свой счёт):
— для жителей многоквартирных домов — это гарантирующие поставщики электроэнергии,
— для тех, кто живёт в частном доме — это сетевая организация, к чьим сетям подключено их домовладение.
Таким образом, если у счётчика истёк срок поверки, эксплуатации, или он сломался после 1 июля 2020 г., его владельцу нужно подать соответствующую заявку в энергокомпанию (а если у него нет прямого договора с поставщиком электричества, то в свою управляющую организацию).
Энергокомпании даётся 6 месяцев на то, чтобы исполнить заявку потребителя и заменить счётчик либо провести поверку.
За период, пока заявка выполняется, плату за электричество должны начислять по т.н. замещающей информации (по показаниям счётчика, которые передавались за аналогичный период в прошлом году, а если их не было, то по показаниям за ближайший месяц — п. 140 ПП РФ от 18.04.2020 № 554).
Если по истечении 6-ти месяцев заявка не будет исполнена, компания должна заплатить гражданину неустойку (в первые 3 месяца — 50% платы за электричество, далее — 100%, отсчёт идёт со дня получения претензии от потребителя).
Отсюда следует, что после окончания моратория, начиная с 1 января 2021г., владельцы вышедших из строя электросчётчиков могут подать заявку в энергокомпанию на установку нового прибора учёта или проведение поверки.
С этого дня им не могут начислять плату за электричество по нормативу с повышающим коэффициентом.
Аналогичное правило должно применяться, если у электросчётчика истёк срок эксплуатации или поверки до начала моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), если гражданин направил заявку на его замену или поверку после 1 июля 2020 года.
В этом случае после приёма заявки ему не должны начислять плату с повышающим коэффициентом, а применять следует уже новые правила расчёта по замещающей информации (п. 140 ПП РФ от 18.04.2020 № 554).