На Урале начался эксперимент по раздельному обучению школьников
Полтора года назад в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского появились два необычных первых класса - только для мальчиков и только для девочек. Корреспондент "РГ" пообщался с учителями 2 в и 2 д, рискнувшими взяться за новое для большинства педагогов дело.
Вообще-то, открывать гендерные классы в школе не планировали. Так получилось, что весной на собрании, где родители будущих первоклассников знакомились с учителями, в класс к Татьяне Семеновой записалось 22 мальчика и только 3 девочки. Переводить ребят к другим педагогам родители отказались, заявив, что хотят учить детей именно у Татьяны Семеновой. Тогда руководство школы и предложило организовать мальчиковый класс. К тому же еще одна учительница, набиравшая первоклашек, Евгения Наумова, только-только защитила диссертацию по гендерному образованию и психологическим особенностям обучения мальчиков и девочек. Разумеется, ей хотелось применить знания на практике, а потому она согласилась взять класс девочек. Сейчас за 2 в и 2 д наблюдают руководство школы, городское управление образования, родители. Все признают, что большой разницы между детьми из раздельных и смешанных классов пока нет, однако уже сейчас можно говорить о промежуточных итогах эксперимента.
Психологи считают, что мальчики успешнее пишут контрольные в начале урока, а девочки - в середине. Учителя учли эту особенность, и вот результат: пока дети из раздельных классов учатся успешнее. По мнению педагогов, школьники не смущаются и не отвлекаются на противоположный пол, а значит, больше думают об учебе. И таких психологических моментов немало.
- Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока, - объясняют учителя, работающие с 2 в и 2 д.
Уже есть весомое доказательство эффективности раздельного обучения - в кабинете у девочек висят грамоты за первые места в конкурсах на знание русского языка.
- Я на практике поняла, насколько девочки отличаются от мальчиков. Скажем, даже зная ответ, девочка будет молчать и ждать, пока кто-то не ответит. В общих классах мальчики первыми поднимают руки, а тут их нет. Вначале это очень сильно мешало: каждая знала ответ, но молчала, потому что боялась ошибиться. Мне иногда казалось, что я веду урок в пустом классе. Но, если учениц хвалить, в следующий раз они будут отвечать активнее. При этом девочку нужно похвалить, даже если она ошиблась, иначе в следующий раз она снова оробеет. Интересно, что парень такого подхода не поймет и станет потом долго думать, почему его отметили за неверный ответ, - отмечает классный руководитель 2 д Евгения Наумова.
Некоторым преподавателям нравится работать именно с девчачьим классом.
- Девочки - это просто мечта. Они спокойные, никогда не кричат. Мальчики из 2 в, конечно, активнее, чем девочки из гендерного класса. Но по сравнению с общим классом дисциплина у мальчишек выше, они спокойнее реагируют на замечание учителя. В обычных классах мальчики в похожей ситуации могут препираться с учителем, чтобы покрасоваться перед девочками, - делится с корреспондентом "РГ" учительница музыки Елена Титова.
Исследование: девочки учатся лучше мальчиков
- У нас тут все равны. Мои мальчишки сразу ставят хулиганов на место, поэтому все ведут себя достойно. Например, к нам перешел ученик из общего класса, где он больше всех дрался. Так мои парни его очень быстро перевоспитали, - рассказывает классный руководитель 2 в Татьяна Семенова.
Из общих классов то и дело слышатся раздраженные крики учителей, а в гендерных стоит тишина. Мы побывали на уроках и убедились: дисциплина здесь действительно отличная. К тому же учителям легче разобраться в специфике обучения детей определенного пола. Например, на физкультуре мальчики больше соревнуются и тренируют силу, а девочки развивают грацию и пластику. На уроках труда девочки плетут из бисера, вяжут или строят домики для кукол, а мальчики собирают конструкторы.
Впрочем, ученики раздельных классов активно общаются между собой. К примеру, поздравляют друг друга с праздниками. В день нашего визита, накануне 8 Марта, барышни с нетерпением ждали в гости кавалеров. На уроке литературы молодые люди отправились в соседний класс и, встав шеренгой у доски, читали стихи. Торжественная обстановка не мешала мальчишкам улыбаться девочкам, а тем - смущенно хихикать, пряча улыбку в ладошки. В завершение парни подарили каждой даме по кукле.
- У нас уже есть пары, которые дружат, общаются на переменах. Дело в том, что мы с первого дня стали развивать в девочках женское начало. Уже сейчас они отличаются от сверстниц и даже как-то достойнее держат себя, - говорит Евгения Наумова. - У нас даже находится место романтике, когда мальчики и девочки с трепетом ждут встреч, передают друг другу записочки. Это то, чего лишены остальные ученики.
Интересно, что если в первом классе мальчики были чересчур непоседливы и их приходилось успокаивать, а девочки молчали, то во втором сорванцы стали более уравновешенными, а скромницы - уверенными в себе. В общем, эксперимент решено продлить до 11 класса, чему родители только рады. Популярность раздельного обучения растет. Узнав о нововведении, в школу № 34 специально перевелись второклассники из других районов города. А вот переходить в общий класс никто не торопится.
- Учиться с мальчиками? Нет, не хотим. Зачем? Мы с ними и так общаемся. А еще с девочками дружить веселее, мы похожи и поэтому у нас одинаковые интересы, - считают подружки Вика, Дарина и Настя.
В разговоре с корреспондентом "РГ" родители отмечали, что рады успехам ребенка, многие готовы отдать в гендерный класс младших детей. Прямая речь
Наталья Говорухина, директор школы № 34:
- Прерогатива определения состава класса остается за учебным заведением, поэтому перед началом учебного года нам не требовалось согласовывать раздельное обучение с управлением образования или министерством. Все, что необходимо, - это желание родителей. Не все из них готовы к переменам. В прошлом году при наборе первого класса мы проводили опрос, и взрослые не захотели учить девочек и мальчиков раздельно. В этом году мы вновь будем анкетировать родителей, и не исключено, что к сентябрю в школе снова появятся классы для девочек и мальчиков. Компетентно
Наталия Васягина, завкафедрой психологии образования, профессор Института психологии УрГПУ:
- Плюс гендерного обучения в том, что дети не отвлекаются и лучше усваивают учебный материал. Если раздельное обучение идет в обычной общеобразовательной школе, минусы минимальны. А вот выпускники школ, где учатся только мальчики или только девочки, не смогут гармонично общаться с противоположным полом.
Мы наблюдали несколько гендерных классов. В одном случае исследование велось год, в другом - два. В результате пришли к выводу, что психологических отличий между детьми из раздельных и общих классов нет. Выбирая форму обучения, родители должны подумать, что они хотят дать ребенку - возможность лучше учиться или общаться. "Российская газета - Неделя" - Урал №6634 -- Источник: http://www.rg.ru/2015/03/25/reg-urfo/klass.html
--------------------
И о гроб невесты милой/Он ударился всей силой./Гроб разбился. Дева вдруг/Ожила. Глядит вокруг/Изумленными глазами,/И, качаясь над цепями,/Привздохнув, произнесла:/"Как же долго я спала!"
У меня почти гендерный класс. С трудом соглашусь с данной статьей. Да и родители категорически против. Девочки не умеют общаться с мальчиками, агрессивно настроены против них.
У меня почти гендерный класс. С трудом соглашусь с данной статьей. Да и родители категорически против. Девочки не умеют общаться с мальчиками, агрессивно настроены против них.
Как-то так насчёт раздельного обучения:
Михаил Беляев 23 октября в 19:00 · Пять лет назад, в Палестине, я познакомился с учительницей русского и литературы из Москвы. Мы разговорились о школе. Я старый противник совместного обучения, а тут такая удача - дама работала в православной школе и рассказала о их опыте по раздельному обучению. Директор школы, где она работала, взяла и разделила ее учеников 6-го класса по половому признаку. Мальчики, попав в мальчиковый класс стали заметно лучше учиться, стали дружнее, подтянулась дисциплина в классе, почти все выходные и каникулы стали проводить вместе. У них появился наставник-мужчина, который их организовывал на всякие мероприятия и поездки. Это так понравилось родителям, что выстроилась приличная очередь из родителей, чтобы определить своего сына в этот класс. Девочки, собравшиеся в один класс, устроили настоящую войну, не только между собой, но и с учителями, появилась очередь на перевод в другой класс, и даже в другую школу. Вот такой интересный опыт. Понятно, что в переходном для девочек возрасте этого делать не стоило, но мальчишки проявили себя с лучшей стороны. Вывод - мальчишки легче организовываются и совсем не страдают в мужском коллективе, да и их родители почувствовали разницу...
Сообщение отредактировал artileria - Oct 29 2016, 18:28
Ну вот, появились в нашем классе еще несколько мальчиков, спокойные, умные. Девочки каждый день на них нападают, да и друг с другом постоянно ругаются, если кто-то защищает мальчиков. Поговорила по-серьезному с девочками, наконец получила ответ:« Мы неловко чувствуем себя рядом с ними, не знаем, как с ними общаться». Вот вам и гендерное обучение. Возможно, если бы мальчики к нам не пришли, то ругани и агрессии было бы меньше, но тогда где и как они в будущем научатся общаться с мальчиками.
Ну вот, появились в нашем классе еще несколько мальчиков, спокойные, умные. Девочки каждый день на них нападают, да и друг с другом постоянно ругаются, если кто-то защищает мальчиков. Поговорила по-серьезному с девочками, наконец получила ответ:« Мы неловко чувствуем себя рядом с ними, не знаем, как с ними общаться». Вот вам и гендерное обучение. Возможно, если бы мальчики к нам не пришли, то ругани и агрессии было бы меньше, но тогда где и как они в будущем научатся общаться с мальчиками.
У вас только девочки учаться? И что это за мальчишки, если их девочки защищают от девочек. Вы тоже в ситуацию вмешиваетесь-вы учитель?
Сообщение отредактировал artileria - Oct 31 2016, 07:46
Была бы возможность - то 10 лет назад я предпочла бы раздельное обучение. Дочка с 1-го класса сама говорила - как было бы хорошо учиться, если бы в классе не было мальчиков, они всё время шумят, дерутся, бесятся, не дают учительнице вести уроки!
Была бы возможность - то 10 лет назад я предпочла бы раздельное обучение. Дочка с 1-го класса сама говорила - как было бы хорошо учиться, если бы в классе не было мальчиков, они всё время шумят, дерутся, бесятся, не дают учительнице вести уроки!
Была бы возможность - то 10 лет назад я предпочла бы раздельное обучение. Дочка с 1-го класса сама говорила - как было бы хорошо учиться, если бы в классе не было мальчиков, они всё время шумят, дерутся, бесятся, не дают учительнице вести уроки!
Указывать другим, что только ваше мнение правильно, а их мнение якобы ошибочно - ошибочно Я всегда мечтала о раздельном обучении, даже когда сама в школе училась. И всегда буду сторонницей раздельного обучения.
Сообщение отредактировал blondilla - Nov 2 2016, 09:55
Мое мнение: От совместного обучения девочки выигрывают, мальчики проигрывают. То есть, если у вас мальчик, то вы должны быть сторонником раздельного обучения, если девочка, то совместного. При существующем схоластическом подходе, девочки имеют преимущество, ибо более усидчивы, более послушны, более выносливы. В гендерном классе мальчикам нет нужды конкурировать с зубрилками на их поле, они конкурируют между собой в творчестве, технологиях.
Возможно, одним из факторов постепенного снижения качества советского образования явилось как раз совместное обучение. Уровень обучения в 50-60-е годы был выше, чем в 70-80-е. Сравните учебники.
С другой стороны, именно совместное обучение позволило в годы войны успешно заменить мужчин женщинами. Нужно определится, какие цели мы ставим? Поднять образование женщин - тогда совместное. Вырастить отдельных гениальных талантливых мужчин - раздельное.
Возможно, одним из факторов постепенного снижения качества советского образования явилось как раз совместное обучение. Уровень обучения в 50-60-е годы был выше, чем в 70-80-е. Сравните учебники.
мои родители учились в классах с совместным обучением...в 50-60-е года...
Сообщение отредактировал edge - Nov 4 2016, 23:14
--------------------
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит!
Возможно, одним из факторов постепенного снижения качества советского образования явилось как раз совместное обучение. Уровень обучения в 50-60-е годы был выше, чем в 70-80-е.
Где связь? Раздельное обучение, введенное в 1943 и отмененное в 1954 году, имело место в 2 (двух) процентах школ СССР.
И да, помнится, перетиралось это здесь когда-то долго и уныло.
--------------------
Господь на своем суде ВАКовский список учитывать не будет.