www.forum.zarulem.ws - АвтоФорумы
Место общения чебоксарских автолюбителей
16 Страницы  1 2 3 > »   
/?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564 Создать тему

Маревна- Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская , Художник Парижской школы из Мариинского Посада

Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:41
Отправлено #1


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



http://tvkultura.ru/article/show/article_id/62644/

15.10.2004
Впервые в России - работы "Маревны"

Кумиры минувшего, случается, падают с пьедесталов, вкусы меняются, восторги сменяются привычкой, а за дымкой уходящего все труднее различать истинные, не подвластные времени ценности. Многие персонажи надолго, а то и навсегда остаются в тумане неполного и неточного знания. Сказанное в значительной мере относится к художнице, известной под именем "Маревна"- Марии Воробьевой-Стебельской. Но в отличие от большинства русских художников, проживших и окончивших жизнь за границей, она создала свои лучшие произведения в последние годы творчества. В Третьяковской галерее открылась выставка художницы – впервые в России.

В 1912-м, когда она впервые приехала в Париж, ей было всего 20 лет. В пестрой и бурной жизни парижской богемы 10-х годов Маревна, кстати, псевдоним ей придумал Максим Горький - скоро стала довольно яркой и заметной фигурой. Ее тогдашний круг – Пикассо, Модильяни, Сутин. Цадкин, Волошин… Монпарнас – "Да не войдет сюда тот, кто не художник"…очень скоро стал "своим"…

Ранние парижские вещи, несомненно, настояны на кубизме – немногие известные работы той поры свидетельствуют не только о профессионализме, но о вкусе и крепнущей индивидуальности. Уже в ту пору она работает как бы "внутри искусства", ища не столько в жизни, сколько в картинах, скульптурах, спектаклях материал для осмысления и реализации на собственных холстах. Уникальность эволюции художницы во внезапном и странном после кубистических опытов обращении к неоимпрессионизму. И все же из всех художников русской эмиграции Маревна воспринимается как мастер середины века, чьи работы 50-60-х годов наиболее значимы. На выставке в Третьяковке представлены 50 работ, в которых – все этапы творчества Марии Воробьевой-Стебельской.

Наталия Курникова, организатор выставки: "Фактически коллекция, показанная здесь, в основе своей собиралась Оскаром Гезом, основателем и владельцем музея Пти Палы. Часть работ удалось собрать в Москве и часть привезти из Женевы".

"Все новое, дабы быть признанным, нуждается в том, чтобы умерло как можно больше дураков; мы выражаем пожелание, чтобы это произошло как можно скорее" - так отозвался о творчестве Маревны прославленный писатель и критик Феликс Фенеон.

Она была счастливее многих. "Возвышенное откровение" было ее частой гостьей, а она сохранила его в картинах, обретающих ныне новую жизнь.
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251454Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:43
Отправлено #2


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



Маревна.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251458Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:44
Отправлено #3


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



Киев. 1960 год.

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251461Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:49
Отправлено #4


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



http://gov.cap.ru/Publication.aspx?gov_id=...=32478&page=591
16 марта 2005 г.

Парижские тайны художницы Маревны

В плеяде блистательных художников русского зарубежья творчество Маревны (Марии Воробьевой-Стебельской) занимает особое место и только сейчас обретает в нашей стране известность и репутацию, соответствующие его масштабу. Осенью прошлого года Государственная Третьяковская галерея организовала показ картин художницы. Вышли из печати каталог этой выставки, читатели получили замечательную книгу ее воспоминаний. Наш обостренный интерес к творчеству художницы связан и с тем, что родилась она, как указано в автобиографии, «близ Чебоксар».


В книге ее воспоминаний «Моя жизнь с художниками «Улья» большинство глав посвящено «пьянящему угару Парижа». Но и чебоксарский период, думается, оставил в памяти Марии особый след: «Когда я думаю о своем детстве, я будто снова вдыхаю аро-маты дикой степи, сырой древесины на берегах Волги и Казанки, запахи бескрайнего ле-са, опавших листьев, осени. Я родилась в деревне близ Чебоксар, в то время небольшого провинциального городка Казанской губернии, теперь это столица Чувашской социалистической республики. Я совсем не помню своей матери. Знаю только, что, когда я была совсем маленькой, она ушла, а меня оставила отцу, потому что была очень бедна. Сестру, на три года старше, она забрала с собой, мой брат, хилый и болезненный ребенок, умер в младенчестве. Расти без матери – большое несчастье, особенно для маленькой девочки.

Ярче всех в памяти сохранились мой отец, Бронислав Викентьевич Стебельский, польский аристократ, служивший по лесному ведомству, и моя старая нянюшка в черном хлопчатобумажном платье и белом платке, которая рассказывала на ночь чудесные сказки. Отец часто уезжал с инспекцией – он был обязан следить за тем, чтобы местные татары, черемисы и чуваши не вырубали без разрешения лес и не отстреливали слишком много дичи.

Когда я подросла, отец сажал меня на лошадь, и мы отправлялись в лесничество, где у отца в коробках хранились разноцветные бабочки, жучки, гусеницы. Он мог многое рассказать о лесе, о разных зверях и птицах, но мне больше нравились нянины сказки, в которых открывался мне тайный мир фантазии...».

Пожив некоторое время на Кавказе и окончив школу в Тифлисе, она поступила в Строгановское училище технического рисования (г. Москва). Затем молодая художница едет в Рим, оттуда – на Капри. Здесь состоялось знакомство с Максимом Горьким. «И нравственно, и физически он был на голову выше всех остальных, – пишет Маревна в своих воспоминаниях. – Я боготворила его дар рассказчика, его способность веселиться, его русскую душу и сердобольность. Он, как мне кажется, был растроган моим восхище-нием и относился ко мне с симпатией, оказывая свое покровительство. Как-то вечером он заговорил со мной о своем детстве, о своем суровом, безжалостном деде, который бил его, маленького, до крови. Я рассказала ему о себе, о моих первых уроках жизни и ее жестоко-сти. Именно Горький посоветовал мне подписывать картины «Маревна» – именем мор-ской царевны из русской сказки. «Ни у кого никогда не будет такого имени, – сказал он, – гордись и оправдай его».

Горький говорил молодой художнице: «Поедете в Париж – угорите». Но девушка не послушалась.
«С первых дней жизни в Париже я заметила, что художники любят работать вме-сте. С одной стороны, это объяснялось возможностью в складчину заплатить натурщице за сеанс, но были и причины психологического свойства. Когда работа заканчивалась, здесь всегда можно было выпить и закусить. Сюда часто заглядывал Сутин, весь перепач-канный и пропахший масляной краской. Приходили и другие: горячие дискуссии о жи-вописи затягивались до вечера. Иногда, заглянув туда, я оказывалась в густом сигаретном дыму, среди разгоряченных вином и разговором друзей...»
Да, в Париже 1912 года трудно не растеряться. В богемных клубах появлялись Пикассо, Чаплин, Эренбург, Шагал, Волошин, Луначарский, Троцкий, Ленин.

«...К двум часам ночи веселье достигало своего пика. Возбужденные от выпитого вина, раскрасневшиеся, запыхавшиеся танцоры уже начинали спотыкаться, а взрывы сме-ха становились всё громче. Славяне любят петь, – возникал импровизированный хор, к которому я тоже часто присоединялась. Какой красоты это были песни! Тоска по Родине, мечты, страдания – русские песни выражали все эти чувства, и присутствующим они очень нравились. В возбужденной атмосфере бала, подогретой алкоголем, музыкой и танцами, возникало чувство всеобщего братства...»

Маревна быстро вошла в круг влиятельных парижских художников. Ее жизнь – это не только судорожно-веселый, наркотический Монпарнас. Она вовсе не преуспела в коммерческом отношении, муж уехал в Мексику, и она осталась с маленькой дочерью. Тысячи русских эмигрантов познали, что такое страх нужды и борьба за выживание. Ма-ревна занималась ручным ткачеством, делала расписные шали. Она хорошо знала старин-ную орнаментику.

В 1936 году Маревна покинула Париж и поселилась со своей дочерью на юге Франции. Последние годы она провела в Лондоне.

– Колоритный псевдоним Маревна я впервые обнаружил 10 лет назад, когда про-сматривал справочник «Художники русской эмиграции», – рассказывает главный храни-тель Чувашского художественного музея Георгий Исаев. – В местных архивах по понят-ным причинам не сохранились материалы, прямо или косвенно связанные с ее жизнью и творчеством. Но все же алатырскому краеведу А. Краснову по метрическим книгам уда-лось установить, какой населенный пункт имеет в виду художница, когда пишет «роди-лась в деревне близ Чебоксар».

На самом деле речь идет о городе Мариинский Посад.
Когда появилась информация о показе картин нашей землячки в Государственной Третьяковской галерее, Г. Исаев обратился туда с письмом, чтобы и у нас были выставле-ны эти работы. Побывал в Москве и встретился с первым заместителем генерального ди-ректора «третьяковки» Лидией Иовлевой. Она подарила Георгию Геннадьевичу каталог выставки и книгу воспоминаний. К сожалению, показ картин Маревны, которые стопро-центно оказались в частных собраниях, оказался мечтой несбыточной. Возникли препят-ствия финансового порядка. Картины вернулись в Париж.
Источник: "Республика"
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251470Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:50
Отправлено #5


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



Маревна. Автопортрет. 1929 год

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251472Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:52
Отправлено #6


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251476Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:52
Отправлено #7


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251479Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:53
Отправлено #8


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251481Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:58
Отправлено #9


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



ВОРОБЬЁВА-СТЕБЕЛЬСКАЯ Мария Брониславовна (псевдоним Маревна, Марья Маревна) (13.2.1892, г. Мариинский Посад – 4.5.1984, г. Лондон) – живописец.

Дочь польского дворянина Б.В.Стебельского, служившего лесным инспектором в Мариинском Посаде, и актрисы Марии Розанович.

С 1898 жила в Тифлисе (ныне Тбилиси), куда отца перевели по службе. Учась в гимназии, посещала Тифлисскую школу изящных искусств.

В 1910 поступила в Строгановское промышленно-художественное училище в Москве.

В 1911 побывала в Риме и на Капри у А.М. Горького, который и придумал ей псевдоним.

В 1912 поселилась в Париже, где училась у скульптора С.Ф. Булгаковского в Русской академии, вошла в круг художников и поэтов-завсегдатаев кафе «Ротонда» на Монпарнасе, подружилась с М.А. Волошиным, И.Г. Эренбургом, Б.В. Савинковым, О. Цадкиным, А. Модильяни, П.Пикассо и др. Писала картины в духе кубизма.

Принимала участие в салоне Тюильри (1912) и в салоне Независимых (1913). С 1915 по 1921 была женой великого мексиканского художника Диего Риверы (1886–1957). Их дочь Марика (1919–2010) – известная мексиканская танцовщица и актриса. В 1920–80 участница многих художественных выставок в Париже, Женеве, Лондоне, Нью-Йорке.

В 1960–70 написала крупно-форматные групповые портреты-триптих «Посвящение моим монпарнасским друзьям».

В 1974 исполнила монументальное полотно «Холокост».

В 1977 компания Би-Би-Си сняла фильм «Маревна и Марика».

Оставила три книги воспоминаний:
«Жизнь в двух мирах» (Лондон–Нью-Йорк–Торонто, 1962);
«Моя жизнь с художниками «Улья» (Нью-Йорк, 1974);
«Воспоминания кочевницы» (Париж, 1979).
В последней описала детские годы в Мариинском Посаде.

Автор: Е.П. Краснов.


Источник: Чувашская энциклопедия http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=1231
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251492Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:59
Отправлено #10


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251495Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 20:59
Отправлено #11


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251497Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 21:00
Отправлено #12


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251499Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 21:00
Отправлено #13


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251501Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 21:01
Отправлено #14


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251503Наверх
Вячеслав С.
post Jul 27 2016, 21:01
Отправлено #15


гурий



Сообщений: 15 688
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
/index.php?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564&qpid=16251505Наверх

16 Страницы  1 2 3 > » 
/?act=Post&CODE=02&f=57&t=2363564Topic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения