После 2,5 дней в Риге и Юрмале мы поехали в Таллин. Дорога заняла около 4,5 часов. Большую часть была хорошая дорога по одной полосе в каждую сторону. Явных тихоходов на ней практически не было. Я ехал не спеша, не обгоняя фуры, едущие по 85-90 км/час.
Между Латвией и Эстонией когда-то был КПП. Сейчас там находится что-то вроде базы для грузовиков. Проезжать можно без остановки, но снизив скорость, чтобы быть замеченным камерами. В Латвии вдоль дороги были хвойные леса, а в Эстонии начались лиственные. Еще в Латвии немало площадок вдоль дороги где можно остановиться, увидеть какую-то достопримечательность (например, море вдоль которого идёт часть дороги между столицами), отдохнуть. В Эстонии с этим плохо.
Вежливость водителей в Прибалтике выше чем у нас - лихачи были, но это скорее исключение. Как правило приходилось ехать со скоростью 90-95 км/час долгое время без обгонов. И даже выезжая на магистраль (110 км/ч) водители в Эстонии не спешат набирать максимальную скорость.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Эстония по ВВП на душу населения самая богатая страна бывшего СССР. Она с большим отрывом опережает Литву (2 место) и Латвию (3 место). Пишут, что доходы населения тут соответствующие. Так что и цены тоже выше.
Например, на отели. Мне удалось найти аппартаменты за 75 евро в сутки. И это без парковки и завтрака. В Риге бы что-то подобное получилось взять вдвое дешевле. И продукты в магазине дороже (где-то на 10-30%), и цены в кафе. Зато в Эстонии немного дешевле стоит 95-й бензин - я заправил полный бак по 1,07 евро за литр.
Таллин - город давно победивших платных парковок. Бесплатных парковок, как я понимаю, тут нет, зато много платных часто очень высоких по цене. Гостиницы тоже очень редко предлагают бесплатные места. Мне удалось найти парковку в 800 метрах от гостиницы по цене 3,5 евро в сутки. Цена нормальная, но платить очень неудобно. Вообще система парковок Таллина мне не очень понравилась. Но об этом я попробую написать отдельный пост.
В Таллине бесплатный общественный транспорт для горожан. Что очень круто. Но на туристов это не распространяется.
Порадовала только цена на бензин - он стоил на несколько центов за литр дешевле, чем в Латвии. Тут мы и заправили себе первый полный бак, отдав за заправку около 45 евро.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
В Риге меня поразило то, что все вокруг говорят на русском. Я этого не ожидал. В Таллине же, наоборот, поразило отсутствие русского языка. Он тут, конечно, слышан, но очень редко. Очень многие продавцы и сотрудники сервиса не говорят по русски, в городе минимум надписей на русском языке.
Зато в Таллине много зарубежных туристов, особенно азиатов. Или людей с европейской внешностью, выглядещих как иностранные туристы. Такое ощущение, что туризм в Таллине развит куда лучше, чем в Риге.
За половину дня мы успели посмотреть не многое. Прежде всего зашли в старый город. Он оказался по площади больше, чем в Риге. Несметное количество улиц, старинных домов самых разных эпох.
Есть Вышгород на горе откуда открываются потрясающие виды на центр Таллина. Старый город Таллина интересней Рижского, но в Риге всё как-то теплее и душевнее. Для людей. Например, достаточно большое количество скамеек в интересных местах. В Таллине тоже есть много сидячих мест, но, как правило, они у дорогих кафе.
"Население Таллина 440 тысяч человек", думал я, "Это примерно как у Чебоксар. Значит Таллинн - город сравнимый с нашим по размерами". На деле оказалось совершенно не так. Таллинн - производит впечатление куда более развитого и крупного города.
И он разительно, кардинально, на порядок отличается от Чебоксар. Просто иллюстрации можно делать - какими могут быть одинаковые по населению города при разном подходе к ним.
В Таллинне другая архитектура - не как в Риге, а более древняя. Складывается ощущение, что старый город построили задолго до вхождения в Российскую Империю.
В Таллинне для жителей города бесплатный общественный транспорт:
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Частью программы пребывания в Таллине была однодневная поездка на пароме. Первый паром отходит из Таллина в 07:30 и приходит в Хельсинки в 09:30. Обратно последний паром идёт с 22:30 до 00:30. Получается 13 часов в столице Финляндии. Вариант неплохой!
Я начал бронировать билеты, и выяснил, что стоимость на них довольно высокая. Так при стандартном бронировании на сайте tallink.ee цена на двоих туда и обратно составляла около 112 евро, что сравнимо с полётом на самолёте. Я начал думать, что не стоит так тратить деньги, но к счастью нашёл акцию "Скидка 30% на билеты туда и обратно", перешёл по ней, осуществил точно такое же бронирование и получил уже цену 76 евро.
После бронирования доступна оплата Visa и Mastercard, чем я и воспользовался. В обмен получил PDF-файл чем-то похожим на авиабилет. Что делать с этим файлом я не знал, и куда надо идти на посадку тоже. Так что за день до поездки сходил в туристический офис Tallink и обо всём распросил.
Русский язык там знали плохо, так что общаться пришлось на английском с вкраплениями русского. Женщина в офисе подтвердила мою бронь и сообщила, что мне надо приходить с паспортом на посадку в Terminal-D. Я задал вопрос когда надо приходить на посадку? У меня отправление парома в 07:30, если я приду в 07:00, то успею? На что получил положительный ответ и рекомендацию приходить позже. По крайней мере я там воспринял слова "Later, later". Мол - не надо спешить, приходите перед посадкой.
Но я всё равно решил прийти в 07:00, но что-то пошло не так, и в Terminal-D мы пришли только в 07:12. До Check-In добрались в 07:14, где девушка, совсем не знающая русского языка, сообщила нам о том, что мы опоздали, а слово "closed" означает "закрыт", а не "ближайший". И посадка закончилась в 07:10. Что не удивительно - паром огромный, сесть в такую махину незадолго до отправления не получится
Но можно отправится следующим рейсом! В 10:30. Переоформление билетов стоит 6 евро (разница в цене билетов между рейсами) на двоих, что по сути не такая и большая потеря. Так что мы легко отделались. Теперь надо приходить на посадку до 10:10. Так что Хельсинки мы всё равно увидим, если ещё раз не опоздаем
П.С. В PDF-файле (он у меня на 4 страницы) было написано мелким текстом "Passengers travelling without a vehicle must be at the check-in at the latest 30 minutes before departure. Check-in and embarkation for passenger without a vehicle will be closed 20 min before departure." Я этого не заметил, так что сам виноват.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Поездка на пароме оставила очень яркие впечатления. Так что совершенно не жалко за неё уплаченные 76+6 евро на двоих в оба конца.
Во-первых, паромы огромные. Это своего рода круизные лайнеры, в каждом из которых с десяток этажей. Я еще ни разу не плавал в таком большом здании и это очень необычно.
Во-вторых, на паромах чего только нет. И пространство для перевозки автомобилей, и магазины, и столовая, и каюты, и бары, и самые разные залы. По пути в Хельсинки мы заняли места у окна на девятом этаже. Обратно ехали сидя в четырехэтажном пространстве перед сценой, на которой выступали музыканты. Это очень круто.
Конечно, далеко не везде можно пройти. Есть VIP-пространства куда пускают только обладателей определенного класса билетов. Есть столовые, за посещение которых тоже надо предварительно заплатить. Приплыв в Хельсинки, я долго искал способ выйти на палубу с передней, а не с задней части парома. Но так и не нашёл выход, чтобы можно было пофотографировать город.
В-третьих, поездка по морю очень интересна. Если она длится всего два часа, то это элемент разнообразия, очень важный в двухнедельных поездках.
Одним из самых ярких впечатлений в ходе поездки для меня было прибытие парома в порт Хельсинки. Мы вышли на палубу и перед нами открылся прекрасный вид на море, чаек, острова. Дул ветер, светило солнышко, летали чайки, плавали всякие лодочки. Это было потрясающе!
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Столица Финляндии оказалась самым настоящим западноевропейским городом. С присущим Западной Европе уровнем благоустройства, развития и ценами.
Да... цены в Хельсинки просто кошмарные. Думаю, они ничуть не ниже чем в Германии. Ехать туда отдыхать на один день лучше со своей едой в рюкзаке
Но зато как всё сделано по уму, для людей, с удобством. Прямо как в Германии или Австрии.
Мы попали в Хельсинки в прекрасную солнечную погоду. Светило солнышко, что, говорят, в Хельсинки бывает не так часто.
Жители под влиянием солнышка стали счастливые и расслабленные.
Четверг на дворе, а ощущение, что выходной или праздник.
В тоже время Хельсинки скучный город - там нет каких-то потрясающих достопримечательностей. Город в целом интересный, а достопримечательности там слабые.
А еще центр Хельсинки очень похож на Санкт-Петербург - здания строились в одно время в одной стране. Так что, побывавших в Питере, столица Финляндии удивляет меньше:
Наш один день в Хельсинки выдался очень насыщенным и интересным. Было приятно внезапно оказаться в Западной Европе, посмотреть на её удобства.
Не обязательно же смотреть достопримечательности. Можно на девушек, собирающих подписи посмотреть - они такие жизнерадостные:
Или на современные автобусы посмотреть снаружи:
Железнодорожный вокзал:
Велопарковка у него:
Выставочный центр:
Памятник одному из главных врагов СССР:
Памятник хрен знает чему:
Местами Хельсинки походит на Сеул:
Крупный торговый центр, где писали, что можно недорого поесть:
Необычная церковь (была закрыта):
Вход в метро (да, оно есть в небольшом городе Хельсинки):
Площадь:
Сувениры (Хельсинки находится чуть севернее Питера):
Необычная церковь:
Хельсинки находится между скал. Потому фины взяли и встроили себе эти скалы как элемент благоустройства. Теперь на них интересные локации, детские площадки, скверы. Получилось неплохо:
Мне понравился этот берег.
Можно сесть на скамейку и наблюдать за тем, что происходит на воде:
Одна из главных достопримечательностей рядом:
Современный район и площадки около него:
Пикничок:
Красота и благодать:
Крытые дворики:
Летние террасы:
Хельсинки - прекрасный город. Я очень рад, что удалось побывать в такую погоду. Мне кажется, что в плохую погоду он смотрится совершенно иначе.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
А теперь перейдём к ценам. Вот, например, столько стоит бензин. В евро:
Покушать же мы смогли в одном из торговых центров. Было специальное предложение - маленькая тарелка супа (без хлеба) за 3,90 евро.
Проезд в общественном транспорте стоит 3,40 евро за билет на два часа. В прошлом сообщении было фото колеса обозрения - прокатится на нём взрослому стоит 12 евро. Килограмм почти любых ягод на ярмарке стоит 5 евро.
В Финляндии платная пластиковая и стеклянная тара. Но, если в Эстонии и Литве пластиковая бутылка стоит 10 центов, то в Финляндии её цена гораздо дороже. Это делает цену на 1,5-литровую бутылку воды в магазинах от 1,1 евро.
Честно говоря, было нашей ошибкой прийти к выводу, что "В Финляндии всё дорого" и замкнуться, не рассматривая никакие покупки. В итоге мы ходили пешком, питались привезёнными с собой продуктами, никуда не ездили и потратили минимум денег. Перестроится на финские цены за такой короткий период не получилось.
Фото города у моря
Мы пробыли в городе до позднего вечера и уплыли в Эстонию на последнем пароме в 22:30.
В Финляндию хочется вернуться. Но не в Хельсинки, а чтобы поездить по стране.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Городской туризм даётся мне не так просто. Хождение по городам день ото дня утомляет. Во-первых, устаёшь физически из-за большого количества хождения. Во-вторых, устаёшь эмоционально, пресыщаясь новыми впечатлениями.
И, если первый или второй город представляет интерес и вызывает восторг, то дальше всё становится хуже. И обычно на четвертый день исследований наступает усталость и лёгкая депрессия даже в самых интересных городах мира. Депрессию усугубляет плохая погода, если таковая случается.
Чтобы усталость не накатывала, надо как-то разнообразить времяпровождение. Самым простым вариантом является сочетание города и природы. Два дня ходишь по городу, а потом уезжаешь на природу и проводишь время где-то в лесу, горах или на берегу моря. Если ходишь пешком, то можно на автомобиле ради разнообразия поездить, или на велосипеде. Или целый день в парке развлечений провести. Или на пляже. Всё это помогает не уставать в отпуске, как бы глупо эта фраза не звучала.
В эту поездку усталость на четвертый день не накатила. Не было её и в пятый день, мы получали эмоцию за эмоцией и совершенно не уставали. И это несмотря на большую (для нас) физическую нагрузку - много ходили пешком. Наверно, тут помогло сочетание Риги и Юрмалы.
Чтобы не скиснуть в городах через неделю путешествия было запланировано две ночи в Сигулде - другом курорте недалеко от Риги. Тут свежий воздух, речка, горы, замки, велосипед - есть все условия для отдыха от городов.
И этот отдых оказался очень кстати. У нас в режиме нон-стоп был Таллинн, потом Хельсинки, потом опять день в Таллинне и поездка с посещением городка Тарту. И от этого всего мы очень-очень устали. Так что время на природе было запланировано очень и очень правильно.
Наш Коллега не отдыхал на природе, и когда через пару дней мы встретились и поехали вместе по побережью Балтийского моря - он выглядел очень уставшим от городов. И, мне кажется, это отразилось на качестве отдыха.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Последняя ночь в наших дорогущих аппартаментах в Таллинне оказалась самой плохой. Дело в том, что где-то неподалёку в ночь с пятницы на субботу работал ночной клуб. Из которого доносилось дынц-дынц-дынц. Это мешало спать, а я не взял беруши. В итоге не выспался.
А вставали мы в 06:30, чтобы успеть до 07:34 забрать со стоянки наш автомобиль. Не платить же еще за сутки парковки. В итоге выехали рано, не выспавшись и я старался не заснуть в дороге. То конфетки кушал, то останавливался в разрешенных для этого местах, то заезжал в кафе, чтобы попить кофе, но дорожное кафе не работало.
В итоге мы доехали до Тарту в не очень хорошем состоянии и настроении. К счастью, прогулка по городу, еда и свежий воздух согнали мою сонливость и дальше я ехал нормально.
Дорога из Тарту в Сигулду прошла лучше. Выглянуло солнышко, мы пересекли границу между Эстонией и Латвией, и добрались до национального парка, а потом и до Сигулды.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Возможно, из-за того, что я был не выспавшимся, городок мне не очень понравился. Более того - не понравился. Каким-то он показался скучным. Речка течёт, вдоль неё небольшой и унылый парк, есть старый город и полуразрушенный замок. При этом непонятно где поесть - мы долго искали подходящие места, ничего не работало, в итоге пришлось добираться до Макдональдса и есть там.
В Тарту есть отличный научно-развлекательный центр для подростков. Лучший в Эстонии. Но зачем он нам? Да и не успеем мы его обойти за небольшое время. Еще есть Эстонский музей авиации и Ботанический сад, который тоже не получится посетить в формате транзита.
Так что мы просто погуляли по городу, осмотрели замок, побродили по улицам, сели на машину и поехали дальше. В городе провели всего 2,5 часа.
Приятным бонусом было то, что на выходных в Тарту бесплатная парковка. Так что можно было смело ставить автомобиль на любое свободное место, коих было множество.
В Тарту была обнаружена такая сюрреалистичная картина, как хрущевка, построенная впритык к храму:
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
В Сигулде мы сняли прекрасный коттедж с высоким рейтингом на booking.com.
Кажется, что должен стоить дорого, но он обошёлся в 67,5 евро за ночь - дешевле, чем аппартаменты в Таллине. Даже по чебоксарским меркам это очень хорошая цена. Было бы и дешевле, если бы я бронировал без возможности отмены.
Коттедж нам очень понравился. А вот сил хватило только на то, чтобы пешком сходить до ближайшего найденного нами магазина (полтора километра в одну сторону) и заглянуть в кафе. Сигулда - курорт, на котором лучше ездить на велосипеде или на автомобиле. Всё-таки расстояния между объектами большими, и пешком увидеть многое не получится.
Так что мы прогулялись, поели, и просто отдыхали в коттедже, набираясь силами.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
А вот второй день прошёл уже насыщено и интересно. Мы взяли велосипеды и сначала просто поездили на них по городку, а потом отправились по веломаршруту №1. Веломаршрутов в районе Сигулды много, и вы посмотрите с какой любовью и тщательностью они описаны:
Первый раз такое вижу. Тут даже высота над уровнем моря есть. Наш маршрут был самым простым - там в основном маршруты километров по 30-40.
Велосипед оказался идеальным транспортом для Сигулды. На нём мы поездили вдоль реки, перебрались через неё, покорили подъем на другую сторону, добрались до пещер и замка.
Писали, что Сигулда менее интересна, чем Юрмала. Я, пожалуй, соглашусь. Как минимум там не хватает моря. Но это тоже очень интересное место. И провести там день или два, однозначно стоит.
Развлечений в Сигулде много - два замка, аэродинамическая труба, парк Тарзаны, фуникулёр через реку, пещеры (правда, они оказались какими-то маленькими), санно-бобслейная трасса и так далее.
Мы хотели посетить парк Тарзаны в последний день, но не успели этого сделать. Нужно больше времени.
А так место хорошее. Хочу еще раз приехать сюда. Там еще кроме Сигулды есть городок Цесис со своими интересностями, который мы не посетили.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
У нашего Коллеги закончилось обучение, и мы поехали забирать его из Риги. В воссоединении группы было большое преимущество - у нас появлялся еще один водитель. Более того, Коллега так любил управлять машиной, и вообще он более опытный водитель, чем я. Так что с тех пор не подпустил меня за руль. Я переместился с водительского сиденья на пассажирское, что позволяло увидеть в дороге больше интересного
И мы поехали в Лиепаю - это город на западном побережье Латвии, который пытается стать музыкальной столицей страны.
При планировании маршрута была альтернатива поехать в Вильнюс из Риги через Елагву, Рундальский дворец и Шауляй. Но мы выбрали ехать вдоль моря, и я нас ожидала довольно жесткая поездка с постоянной сменой городов.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Ли́епая — город на юго-западе Латвии, на побережье Балтийского моря. Крупнейший город исторической области Курземе, третий по величине город Латвии после Риги и Даугавпилса, важный незамерзающий порт. Площадь: 60,4 км² Население: 71125 человек (2015) Город когда-то был столицей герцегства Курляндия, имел свои колонии в Африке. Тут первой среди городов Прибалтики появился трамвай.
Лиепая пытается позиционировать себя как музыкальная столица Латвии. Тут очень много всего музыкального - и концертный зал, и много разных мероприятий, концертов, памятников.
Концертный зал "Great Amber" построили недавно. Сейчас это визитная карточка города.
Дорожка по туристическим достопримечательностям в виде нот:
В Лиепае красивый пляж:
Я бы написал, что пляж там отличный, если бы не сильный ветер.
От него люди прячутся за горкой:
Там излюбленное место времяпровождения - искупаются и идут за горку греться. Там ветер не продувает.
Несмотря на ветер и прохладную водичку люди купаются:
Я немного приболел, и был одет очень тепло. И не только я был в куртке. На пляже же наблюдалось странное сочетание людей в куртках и тех кто находится купальных костюмах.
Пляж, конечно, не так хорошо благоустроен, как в Юрмале. Но он длинный, красивый и не загороженный.
Если надоесть пляж, то прямо рядом есть прекрасный сквер:
По которому так хорошо кататься на велосипедах:
Есть парк, в котором много развлечений, недоступных в тех же Чебоксарах:
Какой прекрасный детский городок:
Очень красиво:
И даже в парке не обходится без музыкальной тематики:
А это не просто церковь, а Собор Святой Троицы. Место где расположен самый большой механический орган в мире. Так написано в путеводителях, Гугл же не очень согласен с этой оценкой. Жаль, что орган этот играет только раз в неделю по воскресеньям.
В Латвии очень любят брендировать часы на площадях:
Иногда на улицах можно увидеть трамваи. Хоть и не часто. Это в городке с населением в 71 тысячу человек! Трамваи довольно старинные, а вот автобусы на улицах Лиепаи очень современные.
Хватит хвалить Лиепаю. Немного покритикую. Центр города выглядит примерно вот так:
Новая же часть города самая обычная советская - хрущевки, панельные дома, которые немного облагородили внешне. У меня нет фото - я ездил в эту часть города на велосипеде.
Достопримечательности находятся не очень компактно, до Морского собора мы так и не добрались из-за расстояний до него. Променад выглядит довольно убого:
Хоть там и присутствуют интересные вещи:
Но разочарования от городка у меня не было. Скорее возникло желание исследовать его на следующий день.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!