Ad vocem
в пятницу, имел счастье с супругой и друзьями впервые посетить сие богоугодное заведение.
С вешалки - помещение не такое майленькое, как сначала представляется - вполне уютный с претензией на вкус предбанник, кофейный автомат (не пробовал, но по цене все-таки видимо растворимый), стулья на двух этажах и даже столик на четверых, чистый туалет, гардероб, милые дамы на кассе и в гардеробе - одна из них же звенит вручную колокольчиком, что в пластмассовый век, с записанным голосом, как в Русском театре типа "дамы и господа - первый звонок!", довольно мило.
Зал - вполне уютный и камерный - думаю человек на 150, был к сожалению заполнен примерно тридцатью. Разница в высоте рядов вполне - выше и удобней чем в русском в партере. Кресла мягкие.
Сцена конечно много уже чем в классических театрах - но и не самая маленькая. Звуковую аппаратуру оценить сложно - но она там и не нужна - голос со сцены слышен хорошо. Свет пойдет.
Сам спектакль: это была "Антигона 3.0". Почему 3.0 я не очень понял - но что-то про версию (вчера прочитал чужие комменты и понял, что просто пропустил мимо ушей слова режиссера – что была еще одна Антигона – французская некого Жан Ануя от 1943, а это значится 3 версия). Сначала выступил режиссер-постановщик - объяснил суть замысла и посетовал, что сейчас в век интернета реклама возможна только в отзывах в инете же - к чему и призвал – что и делаю - ребят хочется максимально возможно поддержать - хотя бы отзывами.
Надо заметить я с супругой, да и друзья впервые соприкоснулись с трагедией, видимо, в первозданном древнегреческом значении - да несколько грузяще, но не скучно; хоть и мы естественно читали мифы древней Греции, но среди них истории про Антигону нам не попадалось - так что тут мы благодаря спектаклю еще и подтянули свой интеллектуальный уровень.
Началось все с экранного видео документальных черно-белых кадров немецких бомбардировок и звуков взрывов от которых по сцене металась супруга царя - она же воспитательница мелкой Антигоны.
Привязка древнегреческого сюжета к теме войны 41-45 этим ограничилась и больше на всем протяжении не поднималась - поэтому ХЗ нужно ли было это начало, если оно дальше не "играет" и не "отсылает", но возможно я не понял всей глубины замысла автора, который, "так видит".
Дальше появилась сама Антигона - надо заметить ее полудетские монологи про "поле, речку, колосок" вполне соответствовали ее образу, да и возрасту актрисы тоже - за что постановщикам респект - а то я видал как-то оперу "Евгений Онегин" с 50-60+ летней Татьяной объемов не меньших самых известных оперных див. Тут все норм.
Костюмы - они хороши - от женских платьев, до костюма возлюбленного Антигоны и шикарных фэнтэзийных костюмов царя и стражников - и слава Богу они не были а-ля Древняя Греция. По сюжету основные роли были у Антигоны и Царя - и сыграли они их имхо очень даже. Антигона вполне вызвала сострадание, что и должна была вызвать, а царь сравнение с тупой современной российской властью, ломающей, ради устрашения и каких-то своих казенных принципов, жизни даже близких людей. Перекликание с современностью добавили стражники - как раз в выходные по всем каналам прожужжали про праздник - день Росгвардии, изображая этих росгвардейцев то вместо ВДВ, прыгающих с парашютами непонятно куда, то вместо погранцов или моряков на катере, охраняющими крымский мост и ныряющими с аквалангами под его опоры - вообщем по всякому - но только не в привычном ракурсе - избивающими мирных протестующих и страдающих потом от пластиковых стаканчиков.
В спектакле тоже были 2 таких героя - один трусливый зеленый шкет - схвативший, а потом сдавший царю Антигону, несомненно не за преступление, а за благородный поступок по людским и Божьим понятиям - но против тупого указа царя. За свою службу и излишнее рвение – царь, кстати, его тут же прибил (из пистолета – это видимо должно было нас вернуть к теме современной войны
- хотел замять дело Антигоны, т.к. она до кучи еще и будущая невестка сына царя (это прям ну совсем по-российски
- всегда ржу когда наших жандармов - верных псов режима потом щемят то с квартирами, то с пенсией, то еще как-то - чуваки должны понимать что они расходный материал и нужны как и женщины с низкой социальной ответственностью только пока обслуживают тех на кого работают, а потом все…
Второй стражник сначала вызвал ржач у моей супруги своей безмолвной ролью - но потом выдал конкретный и четкий монолог про то как классно быть не на войне, а стражником при царе - всегда сыт и накормлен и ничем не рискуешь – ну как и эти наши золотовские кадры с риском рикошетом быть зацепленным пластиковым стаканчиком.
Как он отыграл свой монолог, кстати, мне понравилось. Дальше по роли он добавил стандартных черт верным псам и друзьям режима - конечно же не обошлось без взятки - колечком, за то что обещал передать прощальное письмо возлюбленному Антигоны.
Вообще я вспомнил недавнее интервью Глуховского после его Топей - если политику выдавили из ее традиционных ниш - ее нет в как-бы госдуме, в как-бы суде в том числе конституционном и т.д. - то она будет лезть во все остальные сферы жизни - в том числе искусство - кино и театр, ну и поскольку режиссер по виду был возраста и вида скорее хипстерского, а не например Ашота Восканяна (Русский театр) с его русской классикой, где действительно ноль политики и сплошная политкорректность, - то было бы странно ждать раскрытия Антигоны еще и 3.0, как классической древнегреческой трагедии - да и скучно и уныло бы это было - до зевоты, как впрочем любой реализм в искусстве.
Отдельного упоминания заслуживают монологи царя про суть трагедии и отличие от драмы - интересно и поучительно.
К мрачному финалу мы были морально готовы всем предыдущим, и скупая мужская слеза у меня, хоть и не стекла, но жалость к несостоявшейся любви Антигоны и ее возлюбленного (не хочу спойлерить - но понятно, что все померли) вызвала чувства, что маразм и тоталитаризм абсолютной власти мешает всему вечному, доброму и светлому - и хоть и негодяй царь, лишившийся из-за своего тухлого характера и условностей - якобы государственной целесообразности и высших целей - и жены и сына - конечно он страдает, но этого мало - потом прочитав сюжет трагедии - в принципе оптимизм должен быть, что Боги наказывают царя за нарушение людских и божественных законов - мне например лично не хватило какой-то расправы или наказания этого царя, как жизнеутверждающего про то что и у нас маразм не вечен.
Ну а в целом сходить стоит – ребята несомненные молодцы и я очень рад, что у нас есть этот театр и я с ним познакомился, чего и вам желаю. При случае схожу на их что-то еще.
--------------------
И если вокруг одно лихо, и привычное нам слишком тонко,
Люби всех нас, Господи, тихо. Люби всех нас, Господи, громко.