Например, в крупных университетах нужно выбрать несколько курсов на выбор
Давайте чуть уточним. Университет - профессиональное образование. Поступают туда сформировавшиеся люди, ну хотя бы примерно представляющие чего они хотят и что им интересно (не всегда, согласен, но в массе всё-таки). По окончании университета эти люди идут работать во вполне определенную сферу с вполне определенными требованиями к уровню подготовки. Причем специальность - это вообще достаточно узкая тропка в рамках профессии и если человек выбрал специальность и путь узкого спеца - то вполне оправданно, что он изучает лишь довольно узкий сегмент того, что в принципе представляет собой эта профессия. Вы же предлагаете внести то же самое в общеобразовательную сферу, в которой КАЖДЫЙ выпускник волен пойти в ЛЮБОЙ университет (а по нынешним правилам аж в 5 универов и на 5 специальностей в каждом из них). Уверяю вас, далеко не редки случаи, когда подаются документы в мед и в эконом одним и тем же человеком. Да, этот выпускник сдает обществоведение с химией на ЕГЭ, но это его выбор и запретить ему нельзя. Причем если он не поступает, то вполне возможно, что он пойдет в швейный цех (в мастерскую резчиков по дереву, в гончарку, в евроремонт или монтаж кондеев) рабочим.
- именно, что нужно, просто никуда не ходить - нельзя.
так ведь девочка-то как раз никуда бы не ходила. Вот оппонент мой этого слышать не хочет, для него все дети нацелены на что-то полезное и очень рвутся приносить пользу обществу, просто учат их не тому. Здесь чуть иная ситуация разбирается, но упорно валится именно в эту сторону).
Я знаю, что в некоторых школах делают также - 4-5 уроков в неделю надо выбрать из списка предлагаемых уроков. И кто-то пойдет на "Труд", кто-то на дополнительную математику или вообще физическую подготовку - к соревнованиям готовиться.
Есть ФБУП - федеральный базисный учебный план. Не выполнить его школа не может. В этом плане есть инвариантная часть (изменению по желанию школы или кого-либо ещё не подлежит) и есть вариативная. В вариативной - национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения. Это расширенные часы математики или биологии, ещё чего-нибудь типа родного языка и так далее. Вот эти элементы действительно можно подобрать. Т.е. ученик выбирает будет изучать математику на базовом или на углубленном уровне. Вот тут да, дается выбор, набираются подгруппы, группы и так далее. Увы, но труд (а особенно сейчас, после "намеков" президента) вряд ли попадет в эти вариативные часы. Я выше уже говорил, что это как раз тот вопрос, который задавать учителю - это примерно то же самое, что предлагать рядовому (да даже сержанту) перестроить структуру подразделений и подчинения в армии. Со всем этим в Думу, к депутатам. Я говорю лишь о существующей системе образования, а не о возможных вариантах.
Можно. Но по мнению chudakа, вы сначала научитесь шить пуговицу и чинить водопроводный кран. Поскольку это базовый навык и фундамент всего и вся.
А вот перевирать меня не надо. В который раз повторю, что по моему мнению пацанам необходимо научиться и пилой работать, и электропроводку с сантехникой чинить, и гвозди забивать и много чего ещё, совершенно не исключая (но не делая обязательным) гончарное дело или резьбу по дереву в зависимости от возможностей школьной мастерской. Для девочек несколько иной набор: ремонтировать одежду (пришить пуговицу, прострочить шов, накрыть стол к приходу гостей, приготовить салат или засолить огурчики по собственному рецепту и при этом заглянуть в мастерскую и сообразить гончарную чашечку или связать сыну джемпер, может из бисера соорудить какое-нибудь обалденное ого. Но отмечу, что есть то, что нормальный пацан или девочка должны уметь делать, ну просто чтобы не выглядеть "чайниками". Отмечу, что вам пришлось осваивать это самостоятельно, так что вы пришли к тому, что это нужные навыки, хотя и отрицаете это.
... Отмечу, что вам пришлось осваивать это самостоятельно, так что вы пришли к тому, что это нужные навыки, хотя и отрицаете это.
??? Я вас поправлю. Ни одна школа не знает, какой навык окажется в приоритете. И даже человек, в столь молодом возрасте не знает, что ему в жизни пригодиться и каким навыкам ему нужно будет обучится, будучи взрослым. И согласиться с тем, что мне "пришлось освоить", не совсем точно. Это скорее от желания, нежели необходимость. Я бы мог этим не заниматься совсем. На первом месте у меня желание и интерес, но ни как не необходимость. Вот у меня знакомый, со строительным дипломом. Но у него есть хобби - ремонтировать радиоприёмники. Его родители, 100%-я интеллигенция, не имеющая к рабочим специальностям никакого отношения. И всё, что связано с радиотехникой, знакомый постигал сам. Его не учили этому на уроках труда. Говорить, что ему "пришлось осваивать" тоже не приходится.
Ни одна школа не знает, какой навык окажется в приоритете. И даже человек, в столь молодом возрасте не знает, что ему в жизни пригодиться и каким навыкам ему нужно будет обучится, будучи взрослым.
Да неужели вы это понимаете? А как же тогда быть с нужностью гончарного дела? Почему вы сейчас решаете ЗА ВСЕХ что нужно, а что не нужно, если даже вы, с вашей проницательностью, не знали какие навыки вам будут нужны, а какие нет? Увы, но времени на освоение навыков ой как не много, поэтому предлагается освоить многое, достаточно крупная часть которого останется невостребованной. На языке ТРИЗ это называется "сделать с избытком". Куда более сложно и дорого становится учить одному, а потом во взрослом состоянии переучивать другому. Поэтому увы, но общество идет по этому пути избыточного образования. Как только сможете с уверенностью хотя бы в 90% предсказать какие знания и навыки будут нужны во взрослой жизни ребенку, которому сейчас 7 лет - так начнем переделывать образование с выходом на индивидуальные траектории. Это будет куда дешевле и намного более эффективно, с этим совершенно согласен.
И согласиться с тем, что мне "пришлось освоить", не совсем точно. Это скорее от желания, нежели необходимость.
А давайте начнем вот с этого: Потре́бность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо Ваше желание и создает предпосылки для того, чтобы вам именно "пришлось освоить". Необходимость не в знаниях и навыках, а в удовлетворении своих хотелок. Это куда более серьезная мотивация, чем требование учителя на уроке с перспективой ухудшения годовой оценки.
Я бы мог этим не заниматься совсем. На первом месте у меня желание и интерес, но ни как не необходимость. И всё, что связано с радиотехникой, знакомый постигал сам. Его не учили этому на уроках труда. Говорить, что ему "пришлось осваивать" тоже не приходится.
А удовлетворение своих желаний и есть осознанная необходимость в получении знаний для выполнения определенных действий. Вот только требования выставляются не обществом (учителями, родителями, заводами и прочее) а интересами и сколонностями. Уже говорил, простите за повтор.