На «Валдае» по Волге: за историей, эмоциями и фирменными пирожными
Мариинский Посад – небольшой уютный городок, где проживает чуть более 8,5 тысячи человек. Здесь побывало войско Емельяна Пугачева, Екатерина Великая любовалась ландшафтами с Государевой горы (местность получила такое название как раз после ее визита), любил навещать эти края композитор Андрей Эшпай. Одним сентябрьским днем заглянули сюда и мы...
Фото
Из Чебоксар – за 160 рублей
Скоростное судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» домчало нас из Речного порта Чебоксар до пристани в Мариинском Посаде менее чем за час – с учетом шлюзования на ГЭС. Новый водный транспорт прибыл в Чувашию из Нижнего Новгорода – пока на пробу, но власти планируют приобрести такой в следующем году.
Фото
«Валдай 45Р» впервые спустили на воду в феврале. Судно разработали в Центральном конструкторском бюро им. Алексеева в Нижнем Новгороде. Этот вид транспорта развивает скорость до 65 километров в час, в салоне могут с комфортом разместиться 45 пассажиров.
«Планируем в следующем году приобрести одно такое судно – для того, чтобы наладить маршруты в Мариинский Посад, Козловку. В зависимости от того, будет ли пользоваться популярностью этот вид транспорта, думаем дальше увеличивать порт такой техники», – рассказал руководитель региона Олег Николаев, испытавший новинку на себе. Николаев поделился: «Валдай 45Р» на подводных крыльях стоит 115 миллионов рублей. Судно можно приобрести под 2 % годовых на 15 лет, при этом график платежей – гибкий: оплачивать кредит нужно будет только в сезон водной навигации.
Из Чебоксар до Мариинского Посада можно будет доехать ориентировочно за 160 рублей. Автобусом на сегодня – около 130.
Фото
Лето без теплоходов
На протяжении последних трех лет ежегодно речным транспортом Мариинский Посад посещали более шести тысяч туристов.
«Больше всего теплоходов мы приняли в 2011 году – 55. Но в том же году случилась трагедия под Казанью: затонула «Булгария» – и в следующем году был резкий спад. Это связано с тем, что буквально половину флота пришлось отправить в утилизацию из-за непригодности к эксплуатации: требования, которые предъявлялись к перевозке водным транспортом, уже были гораздо серьезнее», – рассказывают в администрации города.
К сожалению, нынче из-за пандемии теплоходов здесь так и не увидели. Да и нынешний причал вряд ли готов их принять.
Фото
«К этому дебаркадеру ни один теплоход не пришвартуется, – отметил министр экономического развития Чувашии Дмитрий Краснов. – Мы должны обеспечить безопасность, культурный вид причальной стенки. В этом году будут выделены средства на проектирование, в следующем ожидается строительство. Всё зависит, конечно, от того, как скоро проведут необходимые экспертизы, примут проектно-сметную документацию. Объективно: к навигации следующего года не успеть, поэтому теплоходы начнут швартоваться в Марпосаде в 2022-м. А пока – на «Валдае».
Фото
Большая реконструкция
В начале сентября Мариинский Посад стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. По проекту «Веков связующая нить» здесь запланирована масштабная реконструкция набережной, строительство причальной стенки и реставрация объектов культурного наследия. Общая стоимость проекта – 69 миллионов рублей, из которых 50 миллионов будет выделено из федерального бюджета. Средства на подготовку проектно-сметной документации должны выделить из бюджета республики.
«Спуски на пляж, дебаркадер, причальная стенка будут строиться параллельно с благоустройством набережной. Эти две зоны, согласно концепции, будут в форме корабля, – рассказала глава администрации Мариинского Посада Надежда Гладкова. – Также в планах благоустроить территорию перед загсом: здесь появятся беседки для молодоженов; на Арбате (улица Ленинская – авт.) – уличный кинотеатр, новая сцена».
Фото
Доволен останется и стар, и млад, обещают в городской администрации: для молодежи сделают территорию активного отдыха, тихие зоны – для пожилых, игровые площадки – для детей.
Надежда Борисовна поделилась: на 2022-й наметили благоустройство пляжа – хотели сделать его в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Но в итоге решили вести все работы параллельно: и у причальной стенки, и на набережной, и на пляже.
Кафе с гостиницей
В двухэтажном деревянном доме по улице Набережной, 28 – в минуте ходьбы от местного Арбата – распахнет свои двери кафе, где гостей города будут угощать фирменными пирожными.
Фото
«Если пряники, то тульские, пышки – питерские, то пирожные будут марпосадские. Эти пирожные должны стать самыми известными по всей Волге!» – предвкушает руководитель Агентства территориального развития Чувашии, член Общественной палаты республики Этнер Егоров.
Сегодня это здание 1900 года постройки в удручающем состоянии, а это, к слову, объект культурного наследия. Раньше в этих окнах с видом на Волгу горел свет, здесь жили люди, а сейчас рядом с памятником истории – хоть и местного значения – по вечерам собираются, чтобы выпить.
76-летняя Надежда Васильева рассказала: в этих стенах прошли первые годы ее жизни. Сейчас она живет по соседству и приглядывает за заброшенной двухэтажкой.
В перспективе в этом здании общей площадью в четыреста квадратных метров откроют кафе, на втором этаже – несколько уютных гостиничных номеров. Олег Николаев идею поддержал, но напомнил, что фасад объекта культурного наследия нужно сохранить и, конечно, сделать так, чтобы заведение работало на самоокупаемость.
Город, где ждут
Когда-то Мариинский Посад был экономически более развитым нежели другие города Чувашии. Конечно, способствовала этому главная торговая магистраль – река Волга. В городе было пять причалов: три грузовых и два пассажирских. Дважды в год здесь проходили крупные ярмарки, на которые приезжали гости со всего Поволжья.
С корабля на бал – мы в свою поездку попали на Богородскую ярмарку. С песнями, танцами, звонко, шумно, но в то же время очень тепло и душевно встречали нас на Арбате в Мариинском Посаде. Урожай, картины, книги, мебель, домашняя утварь, поделки, различные обереги – сложно было уйти без покупки или без подарка.
Фото
«Эту ярмарку могли сделать только те люди, которые очень ждут, чтобы к ним в гости в Марпосад приехали туристы, это все в сердцах жителей города», – сказала вице-премьер Чувашии Алла Салаева, отметив, что «туризм – это эмоции».
Тайник под сгнившими досками
За следующей порцией эмоций мы отправились в местный музей купеческого и мещанского быта. Он тоже находится на Арбате – в особняке 1870 года. Этот дом принадлежал купцу Петру Ефимовичу Короткову. Его лесные владения распростирались от Казани до Васильсурска.
Фото
«Мне кажется, здесь витает дух хозяина дома, он всё бережет, – рассказывает главный хранитель музейного фонда Татьяна Филатова. – Какая колоссальная работа была проведена по консервации экспонатов: всё нужно было восстановить и сохранить. Во время реставрационных работ ни один предмет не раскололся и не разбился. Иногда бывает: что-то упадет – портрет или какой-нибудь экспонат – и не бьется».
Фото
Музей в этих стенах открыли в 1963-м. До этого здесь был обычный жилой дом, еще раньше – строительный техникум, который после Великой Отечественной войны переехал в Чебоксары.
Во время ремонтных работ в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов здесь нашли тайник. Вскрыли подгнившие доски пола в коридоре, а там – девять кожаных заграничных чемоданов, зарытых в опилки и наполненных различной утварью.
«Внутри было много мехов, текстиля московских мануфактур со штампами 1914 года, посуды, хрусталя, серебра. Но, к сожалению, от такого длительного и неприглядного хранения меха и текстиль были повреждены, поедены молью и разлетались в пух и прах. А вот посуда была в безукоризненном состоянии – и по решению администрации ее передали в местный общепит для встречи дорогих гостей. К сожалению, на сегодня от коллекции купеческой посуды ничего не сохранилось», – сказала Татьяна Николаевна.
Все экспонаты, которые можно увидеть в музее – это дары жителей города и района. Люди приносят свои реликвии и по сей день.
Свою лепту в историю музея внес и известный композитор Андрей Эшпай. Он родился в Козьмодемьянске, но к Мариинскому Посаду у него была особая любовь. Здесь жил его дядя – композитор Анатолий Тогаев, и Эшпай был в этих краях частым гостем.
«Андрей Эшпай подарил фисгармонию в знак благодарности о годах, проведенных в Мариинском Посаде. Именно на этом музыкальном инструменте – и этому факту есть документальное подтверждение – Эшпай сочинил песни «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» и очень популярную в конце шестидесятых годов в исполнении Майи Кристалинской «А снег идет», – рассказала хранитель музейного фонда.
Фото
След Пугачева
Когда-то Мариинский Посад был селом и назывался Сундырь – по названию двух речек, которые здесь протекают: Верхняя и Нижняя Сундырка. Первое упоминание о Сундыре относится к 1620 году.
В 1856-м село Сундырь и прилегающие к нему деревни объединили в городское поселение – посад, и император Александр II дал ему название в честь своей супруги Марии Александровны. В 2013-м в городе установили памятник императрице.
Здесь помнят Емельяна Пугачева – он прошел со своим войском около деревни Нерядово летом 1774 года. Крутой склон, где «отметился» предводитель бунта, находится на берегу Волги в трех-пяти километрах ниже Мариинского Посада и называется теперь Пугачевский взвоз.
«Именно там были найдены орудия, которые сегодня хранятся в нашем музее, – показывает экскурсовод Анна Брызгалова. – Сам Емельян Пугачев в город не зашел, но здесь побывали люди из его войска: разграбили казну, разрушили винные погреба, подожгли церковь. Был большой пожар, сгорело около двухсот пятидесяти домов. Десять человек были убиты, повешен священник Иван Петров. На следующий день Пугачев обратился к населению с манифестом об освобождении крестьян от крепостной зависимости и далее двинулся в сторону Цивильска».
Фото
В России на сегодня четыре посада, имеющих статус города: Сергиев Посад и Павловский Посад в Подмосковье, Гаврилов Посад в Ивановской области и Мариинский Посад в Чувашии.
«Чувашия – это Волга. Мы хотим связать этой естественной артерией наши прибрежные города: Козловку, Мариинский Посад, Чебоксары, включая левый берег», – подытожил министр экономического развития республики Дмитрий Краснов.
В перспективе у властей – актуализировать эти маршруты, а пока – проанализировать, что есть уже сегодня, собрать в единый реестр и подумать, чего же не хватает нашим малым городам?..
Текст и фото – Оксана Кузьмина, интернет-проект «НА-СВЯЗИ.ru».
115 млн рублей потратить просто так. Так он себя и не окупит. Придется из бюджета субсидировать его эксплуатацию. И зачем сделали 45 мест? когда в метеоре было в два раза больше? Да и 6 членов экипажа многовато...
--------------------
"Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность." В.И. Ленин Я самый демократичный человек на свете. Если найдется кто-то демократичнее, я закрою ему рот и снова стану самым демократичным человеком на свете. (с) Жальченко
Так и не понятно - можно ли на сегодня добраться на "Валдае" в Марпосад, или в Чувашию вернулся "синдром Оле-Лукойе"? Я готов в выходные посетить Марпосад, если "Валдай" туда уже ходит.
Сообщение отредактировал efim - Sep 23 2020, 10:59
" ...и подумать, чего же не хватает нашим малым городам?.."
Нашим, да и всем малым городам по стране, не хватает рабочих мест для местных жителей. Всё убито, в том же Марпосаде сколько предприятий замочили...
Точно, лучше вложить эти 115 млн. в производство, на крайний случай "пирожное".
--------------------
"Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность." В.И. Ленин Я самый демократичный человек на свете. Если найдется кто-то демократичнее, я закрою ему рот и снова стану самым демократичным человеком на свете. (с) Жальченко
Тут даже навскидку с допущениями видно, что не оправдает себя затея.
--------------------
"Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность." В.И. Ленин Я самый демократичный человек на свете. Если найдется кто-то демократичнее, я закрою ему рот и снова стану самым демократичным человеком на свете. (с) Жальченко
Так и не понятно - можно ли на сегодня добраться на "Валдае" в Марпосад, или в Чувашию вернулся "синдром Оле-Лукойе"? Я готов в выходные посетить Марпосад, если "Валдай" туда уже ходит.
Еще нет, в планах только на следующий навигационный сезон. Да и то под сомнением, если они будут делать причал, то куда будет пришвартовываться Валдай?
Тут даже навскидку с допущениями видно, что не оправдает себя затея.
да не зря же весь флот речной пассажирский развалился. доступны массово стали поездки на личном транспорте. ( 30 лет назад машин легковых в 100 раз меньше было)
Сообщение отредактировал Романт - Sep 23 2020, 11:20
да не зря же весь флот речной пассажирский развалился. доступны массово стали поездки на личном транспорте. ( 30 лет назад машин легковых в 100 раз меньше было)
Ещё повлиял рост цен на горючее
--------------------
"Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность." В.И. Ленин Я самый демократичный человек на свете. Если найдется кто-то демократичнее, я закрою ему рот и снова стану самым демократичным человеком на свете. (с) Жальченко
Даже если на возврат стоимости судна будет уходить половина стоимости билета, для окупаемости понадобится минимум 32000 рейсов (при 100% заполняемости). Почему судно такое дорогое?
Сообщение отредактировал Shick - Sep 23 2020, 13:42