Цитата(ChameleoN)
и где до сих пор по-советски работают
Мнение специалистаБЫСТРЫЙ рост цен на продукты питания, особенно на молоко и молочную продукцию, получил в последние дни широкое отражение во всех средствах массовой информации. Обеспокоилось и правительство. Народ утешают, что рост цен на продукты питания — это общемировая тенденция, что вследствие увеличения спроса на молочные продукты на мировом рынке цены на сухое молоко повысились на 40%, спрос на мясо тоже растёт, а импорт говядины в Россию в этом году возрастает на 40% по сравнению с прошлым годом. А мы, по словам министра сельского хозяйства А.Гордеева, «полностью зависим от ценовой ситуации на Западе».
Как же мы дошли до жизни такой? Ведь ещё 15 лет назад производили и потребляли в расчёте на одного жителя страны почти 400 кг молока и молочной продукции (в пересчёте на цельное молоко), т.е. чуть ли не больше всех в мире, мяса производили 68, потребляли 70 кг (в самой России даже 75 кг), теперь производим около 30, потребляем около 50 кг — без импорта обходиться уже не можем!
Взять, к примеру, Северо-Западный регион. Более трёх десятилетий на научной основе осуществлялось ускоренное развитие сельского хозяйства Ленинградской области. Целью всех программ развития и повышения эффективности сельского хозяйства области было достижение научно обоснованного уровня обеспечения населения, прежде всего Ленинграда, продуктами питания, завоз которых из других регионов страны нецелесообразен по экономическим причинам или невозможен без снижения их качества: молоком и цельномолочной продукцией, овощами, диетической продукцией птицеводства, парной (немороженой) свининой и говядиной, ранним картофелем. Для достижения этой цели на огромных площадях производились дорогостоящие мелиоративные работы, с использованием наиболее прогрессивных проектов создавались предприятия по производству молока, говядины, свинины, яиц и мяса птицы, тепличных овощей. По рекомендации учёных-аграрников была создана сеть специализированных хозяйств по направленному выращиванию высокопродуктивного молодняка животных и птицы, производству элитных семян, внедрялись эффективные формы организации производства, труда и управления. Сельское хозяйство области стало полигоном освоения научно-технических достижений, подготовки и повышения квалификации кадров для республик и областей страны.
Наряду с эффективной территориальной и отраслевой специализацией сельскохозяйственных предприятий области установились стабильные и взаимовыгодные производственные связи и экономические отношения с предприятиями перерабатывающей промышленности и обслуживающих отраслей, а также торговлей.
К концу восьмидесятых годов сложился эффективный региональный продовольственный комплекс.
Объём производства сельскохозяйственной продукции быстро увеличивался: если в 1966—1970 гг. производилось овощей 311 тыс. т, то в 1981—1985 гг. уже 486 тыс. т, мяса — соответственно, 74 и 160 тыс. т, молока — 564 и 869 тыс. т, яиц — 425 и 1757 млн штук. В 1990 г., несмотря на неблагоприятные погодные и ухудшившиеся экономические условия в сельском хозяйстве области, было произведено 1020,5 тыс. т молока, 186,3 тыс. т мяса и 2120 млн штук яиц. Это позволило молочным предприятиям Ленинграда произвести 963 и Ленинградской области— 304,5 тыс. т цельномолочной продукции. Тем самым к 1990 году была достигнута минимальная медицинская норма производства и потребления цельномолочной продукции одним жителем Ленинграда и области — 180 кг на человека в год.
Планировалось дальнейшее быстрое наращивание производства и, соответственно, улучшение обеспечения населения региона жизненно важными продуктами питания.
Так, Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на 1986—2005 годы предусматривалось к 2005 г. производить 758 тыс. т овощей, 1474 тыс. т молока, 220 тыс. т мяса и 2515 млн шт. яиц.
Если бы сегодня мы имели такие объёмы собственного производства, наша «зависимость от ценовой ситуации» на Западе была бы намного слабее.
У меня, как разработчика раздела «Сельское хозяйство» Генплана, нет сомнений, что показатели на 2005 г. были бы выполнены, как были выполнены и все показатели на 1990 год. Руководство Ленинграда и области считало делом чести выполнять принятые планы и обязательства. А если бы и другие регионы не обрушили производство, о ситуации с ценами на продовольствие в мире граждане страны узнавали бы только из средств массовой информации, а не в магазинах страны.
Но начались так называемые «реформы», и страна утратила сначала продовольственную безопасность, а затем и продовольственную независимость. Без импорта продуктов питания мы уже не можем жить!
Душевое потребление продуктов питания как в целом по России, так и в еще большей степени в нашем городе резко снизилось. Если в 1990 г. потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) жителем Ленинграда составляло 451 кг, то к 2000 г. оно снизилось до 190—200 кг, мяса и мясопродуктов — соответственно, с 93 кг до 39—40 кг, овощей — с 77 кг до 51 кг. Снизилось и потребление других жизненно важных продуктов, не производимых в сельском хозяйстве области: рыбы — с 20 до 10 кг, сахара — с 47 до 33 кг. По причине плохого питания резко снизилась рождаемость и возросла смертность. Несмотря на большое число приезжих и включение в черту города новых территорий, число жителей города сократилось почти на 400 тыс. человек. Исключением стало рождение абсолютно здорового ребёнка, а военкомы сегодня с трудом отбирают здоровых призывников — почти у каждого одна-две хронические болезни, низкий вес...
Как шёл процесс?
УКАЗАМИ президента России была разрушена система централизованного управления сельским хозяйством и всеми отраслями агропромышленного комплекса, что породило экономический хаос в стране. Разрушились системы государственных заказов, материально-технического обеспечения, межрегиональные, межотраслевые и внутриотраслевые связи. Установился более чем 5-кратный ценовой диспаритет на продукцию сельского хозяйства и продукцию и услуги промышленности. Такого диспаритета не выдержала бы ни одна отрасль. Новые руководители Петербурга были в авангарде реформаторов. Они исходили из того, что в климатических условиях России заниматься сельским хозяйством нецелесообразно, оно, по их мнению, неконкурентноспособно в сравнении с западным, эта «чёрная дыра» будет пожирать деньги да ещё и экологию нарушать!
Мэр Ленинграда А.А.Собчак считал, что целесообразнее на выручку от продажи за рубеж, например, кораблей закупать необходимое продовольствие, да и вообще надо бы 30-километровую зону вокруг города отобрать у области для развития города, а именно на этих землях, с огромными затратами труда и средств отвоёванных у болот и кустарников, было создано эффективнейшее специализированное овощеводство — осенью ленинградцам продавали без ограничений капусту по 5 копеек за килограмм, морковь по 12—30 копеек! Депутат законодательного собрания Ягья предлагал вообще выселить из города правительство области и другие областные организации — чтобы «чужие» машины не разбивали городских дорог!
На выездном совещании руководителей торговли Петербурга и управления сельского хозяйства области, организованном первым заместителем мэра Санкт-Петербурга, председателем комитета экономики и промышленной политики Д.В.Сергеевым, обсуждались мои предложения о направлениях необходимой поддержки городом сельского хозяйства области с целью улучшения обеспечения населения Ленинграда продуктами питания местного производства. Но после меня выступил председатель комитета торговли и заявил, что никакой поддержки город оказывать сельскому хозяйству не будет. «Нам всё равно, у кого покупать. Пусть ваши хозяйства продают свою продукцию по более низким ценам, чем западные страны, тогда мы будем покупать вашу». Моя попытка объяснить, что западные страны специально дотируют сначала производство, а затем и экспорт своей продукции, чтобы завоевать наш рынок и разрушить наше производство, после чего повысят цены, его не убедила.
Сегодня именно это и произошло: Евросоюз снял экспортные субсидии, цены на их продукцию повысились, а нашей уже нет. Кстати, «общемировая тенденция роста цен на продукты питания» населению западных стран не страшна. Расходы на продукты питания в семейном бюджете населения США сегодня немногим превышают 10%, государств Европы около 20%, и при этом население этих стран хорошо питается. Среднестатистический житель США потребляет в год более 120 кг мяса, т.е. в 2,5 раза больше, чем житель России, а правительство США не жалеет бюджетных средств как на стимулирование производства сельхозпродукции, так и на продовольственную помощь населению. Программа продовольственной помощи — одна из самых дорогостоящих в США, на неё направляется более 40 млрд долларов в год. Ещё и на другие программы (детского питания, школьных завтраков и обедов и др). А у большей части населения России на скудное или даже очень скудное питание расходуется около 50% всех «доходов», у многодетных, неполных семей, пенсионеров — 70—80%, и безумно растущие тарифы на коммунальные услуги тоже становятся неподъёмными, людей искусственно загоняют в угол. Вопрос «быть или не быть» для многих россиян уже не философский!
И.Л. МАЦЕНОВИЧ,
заслуженный
экономист РФ.
Санкт-ПетербургПодробнее