«Большой вальс» чувашской сцены
Есть ли на свете что-нибудь более хрупкое, утонченное, манящее,
нежели вальс? Он парит над веками, объединяя поколения, эпохи, страны.
Под его звуки так легко влюбляться и вспоминать о былом, чувствовать себя
счастливым и верить в чудо, сочинять стихи и мечтать. Недаром великий
Иоганн Штраус не мог прожить ни дня, не придумав новой мелодии для
вальса и поистине закружив Вену в его упоительных ритмах. А что же
оперетты? Представьте, они тоже «попали в плен» очаровательных
трехдольных тем! Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три... Вот вальсирует
галантный Шандор Баринкай, готовый свести с ума всех девушек в округе.
Рядом с ним – грациозная Адель, кокетливо передергивающая изящным
плечиком. Лауреаты международных и всероссийских конкурсов Юрий
Катков и Динара Юнисова предстали в образах главных героев оперетт
«Цыганский барон» и «Летучая мышь». Итак, 19 октября в Музыкально-
литературной гостиной Чувашской государственной филармонии собрались
поклонники вальса.
Кого только нет на воображаемой танцплощадке! Статный боевой
офицер дипломанта Всероссийского конкурса Юрия Волкова приглашает на
«Случайный вальс» свою даму сердца. Вдруг, в мгновенье ока, он
превращается в романтичного поэта, начинающего объяснение в любви с
робкой фразы «Слушайте, если хотите» и разражающегося пылким «Вальсом
о вальсе». Чуть поодаль – не менее приятный кавалер в лице Юрия Каткова,
встречающий восхитительных незнакомок то «Средь шумного бала», то «В
городском саду». А вот, кстати, и одна из них. Динара Юнисова увлекает
мужскую половину зала в головокружительный вихрь «Белого танца». Ее
нежное сопрано напоминает перезвоны колокольчиков и будто создано для
романса «Динь-динь-динь», насквозь пронизанного ритмом вальса.
Темпераментным посвящением неподражаемой Клавдии Шульженко
нахлынули «Три вальса» в претворении заслуженной артистки Чувашии
Маргариты Финогентовой. Из озорной девчонки солистка буквально на
глазах у зрителей перевоплотилась сначала в зрелую даму, а затем – в
пожилую женщину, не намеренную мириться с возрастом и не
прекращающую танцевать ни при каких обстоятельствах. Лунной рекой
разлилось проникновенное размышление «Ночь светла». Поэтичными
дуэтами всколыхнулись опусы «Это было недавно» и «Я помню вальса звук
прелестный», исполненные певицей в паре с Юрием Катковым.
Струнный квартет в составе скрипачей Сергея Григорьева и Елены
Судаковой, альтистки Гульсинэ Григорьевой и виолончелистки Лейлы
Морданшиной, а также пианистка Екатерина Паргеева покачали зрителей
«На прекрасном голубом Дунае» и покорили целой серией советских
вальсов. Как всегда любопытными и интригующими фактами «потчевала»
публику несравненная ведущая вечера, заслуженный работник культуры
Чувашии Елена Лимаренко. Оказывается, шуточный «Собачий вальс»,известный каждому начинающему пианисту, был сочинен не кем иным, как
Фредериком Шопеном для своей возлюбленной Жорж Санд, а точнее для ее
четвероногого питомца! Сегодня его спели Динара Юнисова и Юрий Волков.
Настоящий апофеоз вечера – «Крутится-вертится шар голубой». В какой-то
момент показалось, что вся наша планета действительно пустилась в
божественный «пляс», совсем как в знаменитом фильме «Большой вальс».
Для тех, кто еще не знаком с ним, поясним: в финале картины Иоганн
Штраус, уже нареченный «королем вальса», с сединой на висках и доброй
усталой улыбкой, принимает оглушительные овации от всего человечества и
с теплотой провожает вальс в музыкальное будущее...
Мария Митина
Присоединённые эскизы