Книгу недавно прочел, много нового узнал для себя, хотя и противоречия тоже остались. Но Юхма все равно молодец, что смог написать и издать такой труд.
— Что вкладываете в понятие “служение народу”? — Писать то, что нужно нашему народу. Когда я принес свое первое крупное произведение, известный роман “Дорога на Москву”, в журнал “Тµван Атµл”, там сказали, что исторические произведения не требуются: “Пишите о героических доярках, свинарках”. А я понимал, что чувашский народ уходит в небытие: теряет язык, обычаи, традиции, историю. Исчезли такие красивые имена, как Нарспи, Сетнер, Атнер, Сарпиге. У нас нет фамилии (а это одна из самых главных ценностей рода), мы стали Петровыми, Ивановыми. Потеряли древнюю чувашскую религию — тангаризм. Тангар — небесный бог, Киремет — его сын, которого отец послал на землю, чтобы раздать людям счастье. Они же убили Киреметя, а прах развеяли по ветру. Но Бог бессмертен, потому там, где упал пепел, вырастали деревья, в которых живет душа Киреметя. И опомнившиеся люди, чтобы замолить свой грех, начали молиться им. Говорят, история чувашей началась с Октябрьской революции, а я с малых лет думал: “Как же так? У каждого народа были свои цари, герои, полководцы. Почему у нас нет?” В четвертом классе, когда начали изучать историю, за ночь прочитал весь учебник, но ничего не нашел о своей нации. Спрашиваю учителя: “Где мы, чуваши?” Не отвечает. Так его замучил, что он выгнал меня из класса. Я же сделал вывод: преподаватель сам ничего не знает. Тогда поклялся, что, если смогу выучиться, стану ученым человеком, обязательно напишу историю нашего народа, чтобы дети в будущем не мучились, как я. Вот и служу всю жизнь народу.
...
Цитата
- Можно подробнее о Чувашском общественном культурном центре? — ЧОКЦ создан в 1989 году, вопреки желанию областного комитета партии, на II Всемирном съезде чувашского народа. В России тогда только у татар была независимая организация — Татарский общественный центр, в который вошли писатели, ученые. До перестройки нас, деятелей чувашской культуры, не пускали за пределы республики. А вне ее живет до 1 млн. чувашей — целые районы в Ульяновской, Самарской областях. В них все чувашские школы были закрыты, книги, газеты на родном языке туда не доходили, национальные радио, телевидение отсутствовали. Язык миллионного населения уходил в небытие. И мы стали ездить. Я был во всех чувашских деревнях Татарстана, Башкирии, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей. — Какова основная цель ЧОКЦ? — Прежде всего просветительство. Создавая культурный центр, мы записали три основные задачи. Первая: оказание помощи в сохранении своей культуры чувашам, живущим за пределами республики. Вторая: оказание помощи народам, проживающим в Чувашии. Благодаря нашей поддержке cразу стали создаваться общественные центры — мордовский, марийский, татарский… Третья: предупредить трения на национальной почве во всех регионах, где живут чуваши. А тогда такая угроза была, вспомните Карабах, Узбекистан. Мы стали издавать газету “Вучах” (“Очаг”). Это единственная чувашская газета, которая имела законную возможность дойти до всех уголков Советского Союза, так как прошла регистрацию в Министерстве печати СССР. Появились женский журнал “Пике”, детский “Путене” (“Перепелочка”), три ансамбля, два театра. Все содержали на свои средства. — Центр внес свою лепту в Год духовного просвещения? — Ко мне обратились из администрации Президента с просьбой создать проекты. Первый, особо важный, был посвящен празднику единения народов на землях князя Буртаса. (Буртас — командующий чувашскими войсками в ополчении Минина и Пожарского. Во время освобождения Москвы, говорится в документах, он совершал подвиги и прославил свое имя в веках.) Послал свой труд — он как в воду канул. Другой проект о Пайдуле, великом чувашском поэте и полководце, в XVII веке разгромившем царские войска. Сохранились стихи Пайдула, народные песни о нем, царские документы. Отправил проект в администрацию вашего города. Молчат.
Нумай пулмасть кĕнекине те вуларăм, питĕ тĕлĕнтĕм, эпир хамăр историне пĕртте пĕлместпĕр çав
Как можно не знать чувашский при том, что живеш в Чувашии. Никогда этого не понимал...
Ничего, главное, чтобы это непонимание не превратилось в ненависть, это заразная болезнь...
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
Хорошо, скажу по другому - точно так же, как американцы не знают языка коренных жителей своего места проживания (там, поди, далеко не один язык на штат приходится). Ну сложилось так, что в СССР русский был языком межнационального общения.
вот что могу сказать обо всем этом, слова грустные, но оправданные. оправданные опытом и практикой: чуваши - народ, которому меньше всего интересна собственная культура и история. в массе большинство чуваш не любят чуваш. и ваще мы не вскормлены той землей где проживаем щас...
Сообщение отредактировал мордовцемент - May 27 2007, 23:05
--------------------
Не вижу смысла выходить из дома. Мы все равно каждый раз возвращаемся обратно. (с) Г.Симпсон
я к тому что стоит что то сделать в развитие родного языка***
хорошая затея. раньше дело сдвигалось с мертвой точки и с помощью энтузиазма, и с прочего идеалистического и не очень пинка. щас дело (политическое, экономическое, культурное и пр) сдвигаецо только тогда когда туда вкладываются деньхи. если этот язык кому-нибудь нужен будет - он будет развиваться. надо подходить с другой стороны (из анекдотв про змей-горыныча и богатыря).
и книжку эту про древних чувашей никакое научное соопщество никогда не воспримет как какой-нибудь научный труд и статью. вода, субъективизм, лирика-поэтика и любовь писателя не позволят.
--------------------
Не вижу смысла выходить из дома. Мы все равно каждый раз возвращаемся обратно. (с) Г.Симпсон
вот что могу сказать обо всем этом, слова грустные, но оправданные. оправданные опытом и практикой: чуваши - народ, которому меньше всего интересна собственная культура и история. в массе большинство чуваш не любят чуваш. и ваще мы не вскормлены той землей где проживаем щас...
ты не тех чувашей знал , но твоя доля правды есть, потому что хающих себя чувашей тоже хватает, да и на примере данного форума можно увидеть а патриотичнее чуваши в основном те, которые живут за пределами нашей республики - в Башкирии, Самарской области, в Татарстане, Сибири и т.д. Они сохранили не только язык, но и древнюю веру "Чăн тĕн", культуру, обычаи, вышивки, а в нашей республике наоборот вся культура подвержена маргинализации под русскую, чем ближе к Чебоксарам и тем сильнее оно выражено
потому что хающих себя чувашей тоже хватает, да и на примере данного форума можно увидеть
А можно конкретные примеры?
Цитата(ned)
а патриотичнее чуваши в основном те, которые живут за пределами нашей республики - в Башкирии, Самарской области, в Татарстане, Сибири и т.д. Они сохранили не только язык, но и древнюю веру "Чăн тĕн", культуру, обычаи, вышивки,
Да, и очень хорошо, что современные средства общения помогают им сохранять и поддерживать эту связь. Жаль, что у некоторых патриотизм принимает болезненную форму. Как объяснить человеку, что в ответ интересующимся нашей историей и культурой надо идти навстречу, объяснять и помогать, а не ехидно намекать:"Ты выучи язык сначала"? Ведь они вызывают этим обратный эффект, неприязнь и обиду. Понимать это надо совсем немного ума. От деятельности таких горе-патриотов и происходит то, что тебя так волнует, т.е.
Цитата(ned)
а в нашей республике наоборот вся культура подвержена маргинализации под русскую, чем ближе к Чебоксарам и тем сильнее оно выражено
Диалектика, первый курс...
--------------------
Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных. Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка! Не дай Бог свинье рога, а холопу барство
vnik, складывается впечатление, что тебя приковали к клаве, открыли перед тобой форум Чăваш чĕлхи, и бьют тебя плеткой заставляя читать и писать в нем.