Кабельное телевидение уменьшает свою долю под натиском спутникового и IPTV. А через три года количество абонентов "спутника" догонит кабельное ТВ. Исследовательская компания J’son & Partners Consulting подвела итоги развития рынка платного телевидения в прошлом году.
На конец 2014 года в России насчитывалось 37,6 млн. домохозяйств, подключенных к платному телевидению по той или иной технологии - это крупнейший рынок платного телевидения в Европе. По прогнозам J’son & Partners, абонентская база операторов платного телевидения будет расти и в дальнейшем, правда, уже не такими быстрыми темпами: к 2019 году количество пользователей увеличится до 45,2 млн., а проникновение услуги платного телевидения достигнет 81 %.
Спутниковое телевидение растет быстрее. По прогнозам J’son & Partners, уже в 2018 году количество пользователей спутникового телевидения сравняется с абонентской базой кабельного.
В денежном выражении по итогам 2014 года рынок платного ТВ достиг 66,5 млрд руб., а самым крупным сегментом ожидаемо назвали кабельное телевидение, на долю которого пришлось 32,5 млрд руб. Выручка от услуг спутникового вещания достигла 22,5 млрд, в то время как доходы операторов IPTV приблизились к 11,4 млрд. Наибольший рост подключений наблюдался в сегментах спутникового ТВ и IPTV.
Крупнейшим игроком на рынке платного телевидения остается спутниковый оператор "Триколор ТВ", у которого 29% всего рынка; за ним следует "Ростелеком" с 21%, который оказывает услуги как кабельного телевидения, так и IPTV. Провайдеры "ЭР-Телеком", "Орион-Экспресс" и МТС занимают каждый по 7% рынка.
В 2014 году кабельное телевидение впервые за многие годы заняло меньше половины рынка, снизившись на 2,6% за год - тогда как количество абонентов спутникового и IPTV увеличилось и суммарно достигло 51,2 %.
Если смотреть по регионам, то спрос на услугу платного ТВ неравномерен. Более половины абонентской базы генерируют Приволжский и Центральный федеральные округа. По количеству абонентов лидирует Центральный федеральный округ; на его долю приходится около трети рынка.
В пресс-службе "Ростелекома" отметили, что доля абонентов оператора, использующих цифровое телевидение, растет, тогда как абонентская база кабельного ТВ, напротив, стагнирует. Количество абонентов IPTV у «Ростелекома» в 2014 году выросло с 2,2 до 2,7 млн - то есть на 24%. По данным компании, это около 60% российских абонентов услуги.
Ни триколор ни IP TV ростелекома не обеспечивают нормального качества картинки, весь поток рассчитан на 14 дюймовые телевизоры с приставкой, при чуть большем размере экрана одни квадраты.
Картинка с DVB-T2 у меня лично превосходит любую другую. Наиболее заметное преимущество в динамичных сценах. Я даже готов рублей 250 платить, если добавят каналов типа Discovery и Animal Planet.
По данным ИАА TelecomDaily, количество абонентов платного ТВ в России по итогам первого полугодия 2015 года составило 38,7 млн., что больше на 2,4 млн. абонентов, чем было годом ранее. В сравнении с первым кварталом текущего года во II квартале прирост количества подключенных домохозяйств составил 700 тыс.
Рынок платного ТВ в России продолжает постепенно насыщаться: рост проникновения подобных услуг увеличился во втором квартале 2015 года в сравнении с предыдущим на 1% до 69%.
Из тех 700 тыс. домохозяйств, которые были вновь подключены во втором квартале 2015 года, 85% подключений обеспечила первая «пятерка» крупнейших операторов платного ТВ, в которую вошли «Триколор ТВ», «Ростелеком», МТС, «Орион Экспресс» и «ЭР-Телком».
Наибольшую динамику прироста абонентской базы во II квартале по отношению к первому кварталу 2015 года показал «Триколор ТВ», увеличив базу на 3,8% до в общей сложности 11,415 млн домохозяйств. Вместе по итогам первого полугодия 2015 года на «Триколор ТВ» и «Ростелеком» приходилось 50% рынка платного ТВ в пересчёте на абонентов. В целом на долю крупнейших 5 операторов по-прежнему приходится порядка 72% всего рынка платного ТВ.
В сравнении итогов первого полугодия 2015 года с концом 2014 года прослеживается интересный момент: за указанные шесть месяцев спутниковый оператор «Орион Экспресс» вышел по темпам подключения новых пользователей на уровень лидера, «Триколор ТВ»: оба прирастили свои базы на 4,7% («Триколор ТВ» подключил 515 тыс. новых абонентов, «Орион» - 120 тыс.). Наименьший прирост базы подписчиков платного ТВ показала компания МТС. Всего операторы первой «пятерки» вместе взятые увеличили число подключенных домохозяйств за первое полугодие на 3,5%.
Ни триколор ни IP TV ростелекома не обеспечивают нормального качества картинки, весь поток рассчитан на 14 дюймовые телевизоры с приставкой, при чуть большем размере экрана одни квадраты.
У Триколора есть в mpeg4 пакет федеральных каналов с отличным качеством! Ростелеком с местными чебоксарскими врезками на фоне эфирной цифры да, отдыхает. Но скоро в связи с принятием поправок к закону о связи и у них качество должно улучшиться!
Аудитория мобильного ТВ в России выросла за два года на 38%
Доля российских потребителей теле- и видеоконтента, которые используют для этих целей мобильные девайсы ( в частности, смартфоны), выросла за два последних года на 38% и составила 50%, сообщается в отчете компании Ericsson за 2015 год.
Эфирное телевидение все еще пользуется наибольшей популярностью в России, 70% респондентов смотрели его хотя бы раз в день. Только 17% готовы отказаться от телевизора.
На долю видео по запросу (Video On Demand, VOD) пришлось 47% аудитории. Общее время просмотра потокового видео по запросу выросло по сравнению с 2011 годом на 130%. Наиболее популярным сервисом для просмотра видео по запросу в России являлся YouTube: 37% респондентов пользуются этой платформой минимум раз в неделю. Ненамного уступила по популярности социальная сеть "ВКонтакте", которой еженедельно пользуются 71%.
Растет доля просмотров контента, созданного пользователями (User Generated Content, UGC). Так, 33% респондентов смотрели обучающие видео, на чью долю в среднем приходится 82 минуты в неделю. Меньше всего, порядка 42 минут в неделю, среди UGC-видео россияне смотрели трансляции киберспорта. При этом отмечена тенденция к росту времени просмотра этого типа контента.
Что касасется мобильного телевидения, то его наиболее активными зрителями являются пользователи в возрасте от 16 до 24 лет. В этой категории более половины всего времени приходится на мобильное смотрение видеоконтента.
Число подписчиков платного ТВ в России выросло до 39,6 млн
Абонентская база платного телевидения в России выросла за 2015 года на 5,3%, с 37,6 млн до 39,6 млн подписчиков, при этом темпы прироста снизились по сравнению с 2014 годом, когда этот показатель составлял 7,4% (2,6 млн), сообщается в исследовании агентства Telecom Daily. Проникновение услуг платного ТВ в России достигло 72%.
Впервые за долгое время изменилась тройка операторов-лидеров: на третье место вышел "Орион Экспресс", обойдя "ЭР-Телеком" и МТС. Вместе с ним в тройке лидеров - "Триколор ТВ" и "Ростелеком".
Более того, спутниковый оператор "Орион Экспресс" продемонстрировал по итогам 2015 года максимальную динамику подключений: он увеличил абонентскую базу на 8,5%, до 2,8 млн домохозяйств. Лидером по числу абонентов остался "Триколор ТВ", показав рост базы на 8,3%, до 11,8 млн домохозяйств. Второй крупный игрок, "Ростелеком", увеличил базу подписчиков на 7,3%, до 8,5 млн.
Наименьшую динамику среди игроков по числу новых ТВ-подключений показал МТС (1,3%), его абонентская база в итоге составила 2,79 млн. Второй с конца показатель у "ЭР-Телеком" – 2,5%, общее число абонентов составляет 2,68 млн.
Около 7% прироста всей базы пришлось на OTT-подписчиков, добавляет газета "Ведомости". На конец 2015 года их число составляло около 170–180 тысяч. Порядка 80% из них обслуживали операторы, а остальных – неоператорские сервисы, такие, как Moyo TV и Apple TV. Годом ранее OTT-абонентов в России насчитывалось 30–40 тысяч, на них приходился 1% чистых подключений платного ТВ.
При этом популярность OTT-сервисов растет вместе с популярностью традиционного интернет-телевидения. Если в 2014 году им пользовалось 10% российских абонентов платного ТВ, то в 2015 году – уже 14%.
«Ростелеком» занял 1-е место в России по приросту базы абонентов платного ТВ
В I квартале 2016 г. количество подписчиков платного телевидения «Ростелекома» увеличилось на 177 000 до 8,77 млн, следует из отчета Telecom Daily. За тот же период вся абонентская база платного ТВ в России выросла лишь на 350 000 абонентов, т. е. на «Ростелеком» пришлось более половины прироста, подчеркивают авторы исследования. По абсолютному приросту «Ростелеком» впервые обошел, в частности, всех российских операторов спутникового ТВ, вместе взятых: они подключили за первые три месяца 2016 г. только 125 000 абонентов, посчитал гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
По оценке «ТМТ консалтинга», в I квартале 2016 г. рост абонентской базы «Ростелекома» был даже больше – 203 000 телезрителей. Оператор, безусловно, лидирует по этому показателю, согласна аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова. По ее оценкам, в январе – марте 2015 г. количество телеабонентов «Ростелекома» по сравнению с предыдущим кварталом выросло на 2,4%, тогда как база российских абонентов платного ТВ – всего на 1%. При этом количество пользователей интернет-телевидения (IPTV) «Ростелекома» за квартал увеличилось почти на 7%, утверждает Крылова.
Представитель «Ростелекома» сообщил лишь, что свою базу ТВ-абонентов за I квартал 2016 г. оператор назовет в мае. И Telecom Daily, и «ТМТ консалтинг» близки к истине, утверждает источник, близкий к компании.
Кусков связывает столь сильный по сравнению с рынком рост числа ТВ-абонентов «Ростелекома» с развитием его оптико-волоконных сетей GPON в регионах. Абоненты широкополосного доступа (ШПД) становятся пользователями ТВ в относительно небольших региональных городах, где качественного многоканального ТВ раньше не было в принципе, утверждает он. При этом приставку для приема IPTV можно взять в аренду, зачастую пользователи получают ее за 1 руб., а комплект приемного спутникового оборудования стоит почти 10 000 руб., добавляет Кусков. В интернет-магазине «Триколор ТВ» самый дешевый приемный комплект с ресивером и антенной-тарелкой можно купить за 8990 руб.
«Ростелеком» – единственный фиксированный оператор, продолживший в 2015 г. активное строительство сетей, рассуждает Крылова. В 2015 г. охват оптических сетей «Ростелекома» составил 31 млн домохозяйств (на 6 млн больше, чем годом ранее), говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. В 2016 г. их должно стать уже 33 млн, отмечает он.
Средний ежемесячный доход (ARPU) с подписчика ШПД, подключившего интернет-ТВ, может быть до 60% выше, чем у обычного интернет-пользователя, рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Дополнительный доход складывается из платежей за базовый пакет телеканалов (150–300 руб. в месяц), платы за аренду телеприставок на дешевых тарифах (150–200 руб. в месяц), а также за доступ к отдельным тематическим телеканалам (до 300 руб. в месяц), рассказывает он. Преимущество интернет-ТВ в удобстве: абонент получает все услуги по одному проводу в квартире по единому счету, звонит по одному телефону техподдержки, перечисляет Мирзабеков. Первоначальное подключение к IPTV также доступнее, чем к спутниковому телевидению, – интернет-пользователю не надо покупать дорогое, по меркам многих пользователей в регионах, оборудование, согласен он.
У IPTV максимальный набор дополнительных сервисов среди всех технологий платного ТВ и невысокая стоимость входного билета – абонентское оборудование при заключении долгосрочного договора обойдется в символическую сумму, утверждает Костарев. Это способствует росту спроса на услугу.
Правда, доля IPTV в абонентской базе растет медленно: за год с конца марта 2015 г. по конец марта 2016 г. она увеличилась только на 1 п. п. – с 12 до 13%, свидетельствуют данные Telecom Daily.