Тема закрыта Создать тему

"Бессмертный полк". Есть ли жизнь после смерти. , 9 мая и религиозность. В помощь самообразованию.

Творич
post Apr 3 2015, 11:03 
Отправлено #1


Постоялец

Сообщений: 243



"Бессмертный полк". Есть ли жизнь после смерти?
опубликованное пользователем изображение
"Они должны идти победным строем в любые времена" - главный девиз-установка нового общественного явления, но почему-то очень напоминает надпись-вывеску на одном из домов во времена СССР "Наша цель - коммунизм!". Куда же идём "вместе" с ними мы, товарищи-друзья?

Акция "Бесмертный полк" - массовый светско-религиозный ритуал, утверждающий бессмертие душ, доставшийся нам в наследство от зороастризма и подпитывающий ныне библейскую концепцию мироустройства в её светском варианте. Участники этого действа главным образом бессознательно утверждают: "Мы должны чтить героев, павших в "священной войне" добра со злом; пока мы помним - они живы (бессмертны)!"

Но как и когда появилась у нас такая традиция - утверждать о жизни после смерти, что в итоге снижает значимость жизни в этом - Земном мире?

Изучая исторические письменные и другие вещественные памятники древних культур обнаруживается, что представления о бессмертии души существовали задолго до появления первых упорядоченных религиозных систем, но оформились они приблизительно за тысячу лет до нашей эры в зороастризме.

Позже, доктрина посмертного воздаяния была изложена в "христианстве", много перенявшим в себя из зороастризма (а также в Исламе). В 1917-му году в России на смену "христианству" (по сути представляющему собой идеалистическую версию атеизма) пришёл марксизм, с его научной частью - материалистическим атеизмом. Последний взял на вооружение "эхо" доктрины о посмертной "справедливости".

А.В.Луначарский писал Ленину в середине сентября 1918 года:
"Памятник героям революции. Вот мною сочиненные надписи, если Вам интересно:
- Бессмертен павший за великое дело, в народе жив вечно, кто для народа жизнь положил, трудился, боролся и умер за общее благо. (орфография, конечно, новая).
- Не зная всех героев, в борьбе за свободу кто кровь свою отдал, - род человеческий чтит безымянных".

Итак, ключевые слова для толкования смысла, вкладываемого в созидаемый артефакт, найдены: бессмертны те, (заметим - и только те), кто умер за общее благо. Сакрализуемый объект - общее благо. Определено здесь и нормативное отношение к этому объекту - самопожертвование. Наградой за реализацию такого императива становится бессмертие. Последнее обеспечивается тем, что "род человеческий чтит".
Следует отметить, что слову "бессмертие" в этом контексте придается очевидно новый смысл, о чем достаточно ярко свидетельствуют словари. Определение бессмертия в Большом академическом словаре (1948 г.) соответствует введенному Луначарским: "бессмертие - 1. Вечное существование в памяти людей, незабвенность".
Важен и иллюстративный контекст, привлеченный для такого токования слова: "И уже почти что над снегами, легким телом устремясь вперед, девочка последними шагами босиком в бессмертие идет. М. Алигер. Зоя. Может быть, я говорю глупо, но - я верю, товарищи, в бессмертие честных людей, в бессмертие тех, кто дал мне счастье жить прекрасной жизнью, которой я живу.* М. Горький. Мать. ч.2.гл.11. Ах! ведает мой добрый гений, Что предпочел бы я скорей Бессмертию души моей Бессмертие своих творений. Пушк. В альбом Иллическому".**

*Так «духовная» интеллигенция вдалбливала в психику советских людей новую светскую доктрину посмертного воздаяния (вернее его эхо) - на базе которой “элита” собиралась эксплуатировать толпу доверчивых трудящихся, которые только недавно отказались от церковной доктрины посмертного воздаяния - "справедливости".

**А.С.Пушкин отказался от библейского "бессмертия души" в пользу другого бессмертия - бессмертия праведности, которое он нёс народам своим творчеством.

В качестве второго значения приводится "вечное существование, непрекращающееся бытие материи." И ниже "Бессмертный. 1. Остающийся навсегда в памяти людей; незабвенный, сохраняющий вечное значение. Ленин с нами, бессмертен и величав. Маяк. Ленинцы". Бессмертие, таким образом, оказывается актом, внешним по отношению к личному выбору и личной судьбе. Оно есть результат внешней оценки. Повторимся, поскольку это важно - факт твоего личного бессмертия обеспечивается внешней оценкой, оценкой общества. Представление о бессмертии души указано в конце словарной статьи без комментариев .

Посмертная "справедливость" в своём светском исполнении мало отличается от посмертного воздаяния, берущего своё начало (в смысле массовости его принятия толпами) хронологически самое позднее - от Заратуштры. И в религиозном "воздаянии" и в светском, толпа призывается подчиняться системе, возглавляемой иерархами, вставшими между толпой и Богом.

Идеология остается сама собой до тех пор, пока она конструируется и пропагандируется властью. Когда же она становится идеологией масс, определяющей картину мира этих масс, она превращается в мифологию. Инструментом такого превращения идеологии в мифологию оказывается ритуал. Ритуальное действо, в отличие от иных социальных процедур, в том числе и репрессивных, непременно имеет добровольную "часть", поскольку оно направлено на преобразование внутреннего пространства его участников (собственно, на их душу). Открытие своего внутреннего пространства для такого внешнего преобразования предполагает добровольный акт. Таким образом, и мифологическая реальность (картина мира) принимаемая адептами, и социальная реальность, сооружаемая ими по законам принятого на вооружение мифа (социальная практика), есть результат свободного выбора посвящаемого. Идея служения людям, основанного на долге перед мертвыми, чью жизнь ты доживаешь и чье дело ты продолжаешь - культурный императив. Он формировался посредством советских мемориальных ритуалов, мифологическими образцами которых оказывались разные лица: степень их бессмертия была различной, но предписывающая (и суггестивная) сила одной и той же.

Есть в городе памяти много домов,
Широкие улицы тянутся вдаль,
Высокие статуи на площадях
Стоят - и сквозь сон улыбаются мне.

Есть в городе памяти много мостов,
В нем сорок вокзалов и семь пристаней,
Но кладбищ в нем нет, крематориев нет, -
Никто в нем не умер, пока я живу.
Вадим Шефнер. Переулок памяти. 1968

"Свет справедливости будет исходить не из факела статуи Свободы в Нью-Йорке, а из священных могил Марсова поля, где покоятся борцы за социализм".

"Ленин всегда живой! / Ленин всегда с тобой! /Ленин в тебе и во мне!"

"Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?"
"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но мы выполнили свой патриотический долг перед священной родиной - матерью".

Советский человек оказывался перед чреватым неврозом противоречием: для того, чтобы стать бессмертным, нужно остаться в памяти народной. Для того, чтобы в ней остаться, нужно совершить акт служения общему делу. В предельном случае этот акт состоит в созидании собственной смерти. Смерти особенной - красной, и - на миру. В конечном счете оказывалось, что для того, чтобы избежать смерти (стать бессмертным), нужно погибнуть.

Сообщение отредактировал Творич - Apr 3 2015, 11:04

--------------------
И о гроб невесты милой/Он ударился всей силой./Гроб разбился. Дева вдруг/Ожила. Глядит вокруг/Изумленными глазами,/И, качаясь над цепями,/Привздохнув, произнесла:/"Как же долго я спала!"
Profile CardPM
  -6/0  
Molot
post Apr 3 2015, 12:47 
Отправлено #2


Большой Змей

Сообщений: 26 144
Из: вестный умник



*над памятью павших глумиться не позволю Модератор.*

--------------------
Услуги по организации свадеб\корпоративов\юбилеев и прочих праздников. Связь - в ПМ.
Квазиживой и псевдоразумный незаслуженный критик.
Profile CardPM
  -1/+8  

Тема закрытаTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей: