11,12-мĕш августра Чăваш Ен Елчĕк районĕнчи Аслă Таяпара "Тискер уй" ятлă уяв иртет. Вăл Аслă Таяпа ялĕ çумĕнчи Иван Грозный çарĕпе тĕп тунă Таяпа ятлă елĕкхи хула вырăнĕнче иртет. Уявра ĕлĕкхи хĕçпăшалсем кăтартĕç, кĕрешӳсем иртĕç, ташă-юрăсем пулĕç тата ытти те. Енчен те пулсан кама кăсăклантарать чăвашсен авалхи историйĕ тата пурнăçĕ - вĕсен валли питĕ кăткăс пулĕ. Йĕркелекенсем - Аслă Таяпа ял администрацийĕ, Елчĕк районĕн администрацийĕн культура пайĕ, Елчĕк музейĕ тата ыттисем те.
11,12 августа в с.Большие Таяба Яльчикского района Чувашии пройдет фестиваль "Дикое поле". Он состоится рядом с деревней в поле на месте уничтоженного войсками Ивана Грозного древнего чувашского города-крепости Таяба. Будут продемонстрированы вооружение того времени, состоятся различные соревнования, национальная борьба, выступления фольклорных ансамблей и т.д. Если кого заинтересовала данная информация, да и история и культура чувашей - милости просим. Организаторы - местная администрация, отдел культуры Яльчикского района, Яльчикский музей и др.
Эп тен хам каяймасан, кам та пулин кайса фотосемпе отчет тусан питĕ лайăх пулнă пулĕччĕ, уйрăмах елчĕк ачисене каласа пăхасшăн, тен вĕсем пултарĕç.
Фестиваль проходит не первый год. Вот например что происходило в 2004г.
Цитата
Те, кому довелось в прошедшую субботу побывать в селе Большая Таяба Яльчикского района, смогли наблюдать незабываемое зрелище: татаро-монгольская конница в полном вооружении штурмовала крепость волжских булгар - звенели мечи, свистели стрелы, боевые топоры с треском рубили окованные железом щиты. Так проходил фестиваль военно-исторических клубов "Дикое поле-2004", обещающий отныне стать ежегодным.
На праздник съехались представители военно-исторических клубов из Ульяновска, Димитровграда, Казани, Москвы и Чебоксар. Ребята - в большинстве своем выпускники исторических факультетов - занимаются реставрацией обмундирования и вооружения прошедших эпох. Все воссоздано с необычайной точностью и достоверностью вплоть до мельчайших деталей, с использованием старых технологий - все мечи, например, куются вручную. И даже пушка стреляет настоящим черным порохом, оставляя характерный запах протухших яиц.
Сперва участники фестиваля порадовали зрителей настоящим турниром. Закованные в доспехи воины показывали свое мужество, доблесть и умение владеть мечом с той лишь разницей, что их клинки были не заточены. По итогам двухчасовых ристалищ победителем был признан ни разу не проигравший Ришат Насыров из клуба "Витязь" (г. Казань).
А затем началось показательное выступление из истории большетаябинского городища. Небольшую крепость, выстроенную на месте древнего поселения волжских булгар, с переменным успехом штурмовали варяги, татары и русские стрельцы. Представление растянулось на несколько часов, но никому из сельчан и в голову не пришло разойтись по домам - скучно не было.
А. ОБНОРСКИЙ "Советская Чувашия" N 121 от 22.06.2004
Большетаябинский археологический комплекс Состоит из булгарского городища X-XIV вв. и одновременного ему кладбища. Городище находится к югу от с. Большая Таяба Яльчикского района и имеет размеры 525х525 м, упоминается впервые в 1856 г. Городище у с. Таяба (X-XIV вв.) изучали в 1931 г. – П.Н. Третьяков, 1948 г. – А.П. Смирнов, 1957-м – Г.А. Федоров-Давыдов, в 1992 г. – В.Ф. Каховский. Нижний культурный слой данного комплекса относится к открытому поселению, верхний – к укрепленному городищу. Во II тыс. до н.э. здесь находилась стоянка срубной культуры. Городище укреплено двумя валами и рвом. В 1992 г. северной части обнаружены третий вал и второй ров. В 1957 г. обнаружен фундамент кирпичного дома с подпольной системой отопления, распространенной в городах Нижнего Поволжья и в Волжской Болгарии в эпоху Золотой Орды. Выявлены остатки различных производств, в том числе керамический горн для обжига посуды. Железные изделия представлены пружинами от замков, ножами, коваными гвоздями, кресалами и пр. В значительном количестве обнаружены фрагменты керамики желтого, красного и коричневого цветов. Городище являлось военным укрепленным центром, резиденцией баскака, собиравшего дань с местного населения, с уходом которого в начале XIV в. связано запустение городища. К юго-западу от городища, на противоположном, правом берегу р. Таябинки расположено кладбище того же периода. Раскопки 1984 г. позволили выявить два обряда погребения: 1 – большинство захоронений, главным образом женских и детских, совершены по мусульманскому обряду; 2 – погребения мужчин выполнены с соблюдением языческих традиций волжских болгар: положение костяка вытянутое, головой на запад, лицом кверху. Памятник датируется XIV в., когда происходила смена религиозных воззрений. При этом среди взрослой мужской части населения более стойко сохранялись языческие традиции. В 1992 г. обнаружены остатки жертвенного кострища, расположенного на самом острие мыса в виде пятна золы и угольков, содержащего обуглившиеся зерна. Памятник, имеющий огромное значение для изучения средневековой истории чувашского народа требует тщательных многолетних стационарных исследований.
Таяба Древний болгаро-чувашский город находится на территории современного села Большая Таяба Яльчикского района Чувашстана. Археологи пишут, что он основан в Х веке. Для своего времени город довольно сильно укреплен. Можно предположить, что он во многом был похож на город Тигеш. Впервые город был раскопан в 1926-1927 годах П.Н.Третьяковым. А в 1948 году здесь работал профессор А.П.Смирнов и подтвердил, что город основан в Х веке. Сохранилось много произведений чувашского устного народного творчества о крести Таяба. В одном из них говорится, что здесь жил чувашский князь- Кушламар. И была у него дочь - солнцеликая красавица Эльбану. Любила она простого воина Акташа. И все трое они погибли в борьбе с врагом, вторгшимся откуда-то с юга. Видимо, во всем этом есть доля истины. Город Таяба был разрушен татаро-монго-ми. Но в середине XIII века город еще раз возродился и был укреплен еще сильнее.. вокруг города была возведена новая четырехугольная защитная стена. Она возводилась из крепких дубовых бревен. Бревна положены были в два ряда. А между бревнами утрамбована земля. В каждом углу и в середине стены были высокие башни, то есть всего крепостных башен было восемь. Перед крепостными стенами был тын из бревен, который защищал подступы к городу, особенно от конницы врага. А перед тыном - широкая канава, заполненная водой. Через канаву - единственный мост. Одним словом, город был защищен четырьмя рядами защитных укреплений. В городе были и кирпичные дома. У северной части крепостной стены археологами найден фундамент кирпичного дома, шириной более трех с половиной метров. Это был, видимо, довольно большой замок, где мог жить сам князь. Здание отапливалось с подвала, оттуда по трубам во все комнаты шла горячая вода.
Около этого здания найдено много разной посуды, части разбитой керамики. В городе Таяба было много кузниц. Здесь же жили ювелиры и купцы, стояла многочисленная дружина. Еще раз город, видимо, сожжен в XIV веке.
Таяба, Таяба, Таяба,
Кушламара чувашская крепость.
Здесь звездой засияла судьба,
И дорога проложена в 6удущее.
В 1911 году в селе Малая Таяба Яльчикского района Чувашстана В.П.Кольцов записал предание "Город". "Между Большим Таяба и Малым Таяба, - сказано в нем, - есть место, называемое Хула (Город). Об этом Хула старые люди рассказывают... В старину здесь стояли войска. А город возвели солдаты, поднимая землю мешками, Потом во все четыре угла города бочками были положены деньги. И около них стояли в охране воины. Иногда эти деньги бегут с места на место как козлята... Со временем вода размыла один из углов города. Говорят, там в день мункуна (пасхи) горят деньги... Люди часто находят здесь пики..."
Значит, чуваши не забывают своих предков, помнят свою историю.
Тему отредактировал, так праздник начнется 11 августа утром и закончится 12 августа.
11-мĕш августра пуçланать, 12-мĕшĕнче пĕтет. Кам та пулин кайса видекамерăпа ӳкерсен лайăх пулĕччĕ ĕнтĕ, тен пулаççĕ те унта ун пеккисем. Хамах та каймах тăрăшăп-ха.
Тему отредактировал, так праздник начнется 11 августа утром и закончится 12 августа.
11-мĕш августра пуçланать, 12-мĕшĕнче пĕтет. Кам та пулин кайса видекамерăпа ӳкерсен лайăх пулĕччĕ ĕнтĕ, тен пулаççĕ те унта ун пеккисем. Хамах та каймах тăрăшăп-ха.
уяври сăнÿкерчĕксене, тата калавсемпе курнисене кĕтетпĕр!
все прошло замечательно. и я там был как говорится. ездили с парочкой костюмов которые были приняты очень хорошо. PS: Жальне брали деньги за то что разрешали фоткать, ато бы денег заработали немало! ned c тебя видео которое ты снимал
Сообщение отредактировал snow - Aug 11 2007, 22:26
все прошло замечательно. и я там был как говорится. ездили с парочкой костюмов которые были приняты очень хорошо. PS: Жальне брали деньги за то что разрешали фоткать, ато бы денег заработали немало!
Очень интересно посмотреть на фотографии. Если есть, то опубликуйте пожалуйста
Кайса килтĕм, килĕшрĕ, хăш-пĕр самантсемсĕр пуçне паллах. Каярахпа тĕплĕнрех çырăп-ха.
Цитата(snow @ Aug 11 2007, 22:25)
все прошло замечательно. и я там был как говорится. ездили с парочкой костюмов которые были приняты очень хорошо. PS: Жальне брали деньги за то что разрешали фоткать, ато бы денег заработали немало! :D ned c тебя видео которое ты снимал ;)
так-как снимал на ленту, поэтому сдал на оцифровку; от вас, кстати, жду фоток (если я правильно вас узнал конечно, вы вроде с фотоаппаратом были)
Цитата(Diml @ Aug 12 2007, 13:56)
ӳкерчĕксене кĕтетпĕр. Ыран пулаççĕ пуль-ха...
паян каçхине кайса илейĕп-ши ĕнтĕ, вара хума пуçлăп кунта
Телевидение тоже присутствовало, насчет передачи поинтересуюсь как-нить, хотя может только в новостях покажут
Попытаюсь вкратце изложить сам праздник, строго не судите за изложение, так как я все таки не журналист
10,11, 12 августа 2007 года в селе Большая Таяба Яльчикского района на территории Таябинского городища, памятника истории XIII-XIY в.в. состоялся III Межрегиональный фестиваль военно-исторических клубов «Дикое поле-2007», посвященный 80-летию образования Яльчикского района и Году ребенка.
Фестиваль проводился в рамках реализации творческого проекта «Сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей «Дикое поле – 2007», который был поддержан экспертной комиссией пятого открытого республиканского конкурса на получение грантов Президента Чувашской Республики.
Приехали участники военно-исторических клубов из Чебоксар, Самары, Дмитровграда, Казани, Ульяновска, Алатыря. Они представляли ту или иную эпоху: это времена становления государственности на Руси (X –XIIвека), эпоха стрельцов времен Иоанна Грозного и пласт Великой Отечественной войны. А вот казанские клубы, которые представляли эпоху булгар и Таябы в частности не смогли приехать, по некоторым данным, они в это время готовились в Елабуге к другому фестивалю. Это потому, что татары тоже претендуют на то, что они являются потомками булгар, а не завоевателями , хотя здесь ничего однозначного невозможно утвердить, да и для историков данный этап истории Булгар непаханое поле для исследований. Это меня и огорчило в частности, хотя и фестиваль понравился. Казанцы, по увиденным фоткам, да и по рассказам очевидцев, в 2004 году действительно показали целую битву на лошадях, со стрелами и копьями, мечами и саблями, показали нападение ушкуйников с реки на булгарские города, да и вооружение у них было посерьезнее, так как правительство Татарстана рядом с Татарским национальным музеем в Казани профинансировало создание целого ряда мастерских по восстановлению старинных одежд и вооружений, ювелирного и кузнечного дела, и они многого достигли в этом. У нас, в Чувашии, все это держится в зачаточном состоянии, так как в основном все воссоздается энтузиастами, хотя несмотря на это мы претендуем на туризм в Чувашии;). Но все равно я увидел две воссозданные одежды, которые привезли девушки с Чебоксар. Ну ладно, это все отступление. Я сам побывал на празднике только один день - 12 августа, так основные события происходили в этот день. Все прошло очень интересно и я также почерпнул для себя много нового. Были выступления разных военно-патриотических клубов и фольклорных ансамблей, да и много другое. Ниже буду постить фотографии наиболее интересных моментов, а видео в сжатом виде будет тоже выложено, но только в другом месте, ссылку я напишу попозже.
Хотя я немножко ошибся, сказав что только две старинные одежды, это только вооруженные наряды, воссозданные девушками-дизайнерами, выпускницами ЧГУ, под руководством Н.М.Балтаева, на основе старинных источников. А повседневные чувашские старинные одежды и наряды были везде