навеяло, про "это художник так видит" Александр Бушков. Сварог. Нечаянный король ...Он вошел в высокий сводчатый зал в сопровождении Тавароша, Мары и сидевшего у нее на плече Караха (Элкон с контрабандно протащенным сюда компьютером заперся в своих покоях, дабы подключиться к системе восьмого департамента и своими глазами увидеть, что происходит в Заречье). Вдоль стены уже было расставлено десятка два полотен, и возле них в претенциозной позе -- этакая смесь скромности и творческой гордости -- стоял пухлощекий молодой человек примечательного облика. На нем, правда, был тартан геральдической расцветки -- но его комически дополняли блуза из грубого полотна, в какой, Сварог помнил, ходили ронерские маляры, высокий колпак из белого шелка, расписанного яркими полосами и зигзагами. Вместо золотой дворянской цепи на шее красовалась серебряная, и на ней висел медальон с изображением мифологической птицы Сирин -- символ Сословия свободных искусств и творческого вдохновения. Такие Сварог уже видел, но они всегда были довольно скромных размеров, а не с тарелку величиной. -- Вот в таком виде он по столице и шляется, -- шепотом наябедничал Таварош. -- Не пойми что. Супруга глаза выплакала, знакомые злословят... Каменоломни и не таких перевоспитывали... -- Ну, бросьте, -- так же шепотом ответил Сварог. -- Творческие люди -- народ особый, стоящий выше глупых условностей, а потому... Он замолчал. Он увидел картины -- и содрогнулся. За спиной громко фыркнула Мара. Подойдя поближе и присмотревшись гораздо внимательнее, Сварог громко произнес в пространство: -- Это что, какая-то шутка? -- Государь! -- укоризненным, вальяжным тоном отозвался мастер кисти. -- Я бы не осмелился шутить с высоким искусством... Сварог оторопело пялился на холсты. Разноцветные кляксы, широкие полосы, загогулины и зигзаги, лихие мазки шириной в ладонь, дикое сочетание колеров... -- Позвольте, юноша! -- поднял он бровь. -- Не могу назвать себя тонким знатоком живописи, но должен же быть сюжет и смысл... Что касаемо этого, -- он указал на одно из полотен, -- такое впечатление, будто вы краску с завязанными глазами из ведерок выплескивали... -- Государь! -- вскричал пухлощекий в совершеннейшем восторге. -- Я восхищен вами! С первого же взгляда вы безошибочно определили творческий метод, коим создавалось именно это полотно! -- Он свысока глянул на остолбеневшего Тавароша. -- Дядюшка, вам бы следовало поучиться у его величества, подлинного знатока искусства. Государь, я счастлив обрести в вашем лице... -- Погодите, погодите, -- оборвал Сварог. -- У вас что, все... в таком вот стиле и направлении? -- Государь! -- с чувством сказал молодой человек. -- Простите за похвальбу, но именно я могу считаться творцом этого направления! В основе всякого художественного произведения лежит взгляд творца на окружающий мир. Полотна, на которые вы благосклонно обратили ваше высокое внимание, как раз и являются отражением моего взгляда на мир, моего понимания мира. Я так вижу! И стремлюсь не следовать рабски устаревшим канонам, предписывающим тупо добиваться сходства, сюжета и смысла. Главная задача художника -- отразить свое видение мира! Полтора года, государь! Полтора года я обиваю пороги тупых бюрократов и закосневших консерваторов, требуя совершенно ничтожных сумм на организацию Академии высокого художества, но ответом были лишь насмешки невежд... Смею думать, что теперь в вашем лице... Он разливался соловьем, тыча испачканным красками указательным пальцем в испачканные краской холсты. Сварог мрачно слушал, прикидывая, сколько же угроблено красок и холста, которым можно было найти и полезное применение, -- рубашку сшить, вывеску намалевать. Таварош скривился, как от зубной боли. Сварог всерьез опасался, что он вот-вот шарахнет родственничка по голове своим тяжелым мешком с бумагами. По углам зала стояли, как статуи, телохранители с протазанами -- им-то не полагалось показывать какие бы то ни было эмоции и чувства, что бы ни творилось вокруг. Даже Мара притихла, не в силах придумать с ходу убойную шуточку. "В дурдом его, что ли? -- угрюмо подумал Сварог. -- Интересно, а есть ли здесь дурдом? Как-то не успел выяснить, кто ж знал, что понадобится..." И тут его осенило. Он даже осклабился от удовольствия. И щелкнул пальцами, громко приказав: -- Карандаш и бумагу! Живо! За спиной послышался тихий топоток, энергичное перешептывание дворцовых лакеев. Буквально через полминуты кто-то, возникнув за спиной Сварога, почтительно протянул ему большой лист белейшей бумаги и остро заточенный карандаш. Сварог отмахнулся: -- Это не мне. Отдайте этому господину... Любезный мэтр, не будете ли вы столь любезны нарисовать мне лошадку? Обыкновенную лошадку? Пухлощекий художник уставился на него изумленно и тупо. Растерянно вертел в руках бумагу. -- Король приказывает, -- сказал Сварог с садистским наслаждением. -- Король приказывает, ты слышал? -- обрадованно поддержал глэрд Таварош, еще ничего не понявший, но заметно воодушевившийся. Художник коснулся бумаги остро заточенным грифелем, провел несколько линий. Уронил руки, понурил голову. Едва слышным шепотом сообщил: -- Не получится... -- А почему? -- безжалостным голосом коронного прокурора наседал Сварог. -- Не умеете, а? Отвечайте, когда вас король спрашивает! -- Отвечать, когда спрашивает его величество! -- заорал сияющий Таварош. -- Так не умеете? -- спросил Сварог ласковее. -- Я правильно понял? -- Не умею, ваше величество, -- кивнул художник, не поднимая глаз. -- А домик нарисовать сумеете? -- Нет... -- Кошечку? -- не отставал Сварог. -- Птичку? Собачку? Уличный фонарь? Вывеску для трактирщика? Что молчите? Выходит, вы умеете только это малевать? -- показал он на испачканные холсты. -- Ну вот, с вами кое-что проясняется... -- В каменоломни на годик, -- в полный голос сказал Таварош. -- У нас не одного шалопая таким вот творческим методом воспитали... Государь... -- Ну что вы, право, -- сказал Сварог. -- Не хотите же вы, чтобы наша держава приобрела среди соседей дурную славу места, где творческих людей отправляют в каменоломни за то, что у них есть свое видение мира... Эй, там, кто-нибудь! Походного казначея сюда. За спиной опять по-мышиному тихо забегали лакеи. Вскоре в зале появился походный казначей, а в дворцовом просторечии "ходячий кошелек" -- здоровенный детина, у которого на поясе висел тяжеленный кожаный кошель с отделениями для золота, серебра и меди. Согласно этикету, ему полагалось всюду сопровождать короля -- на случай, если его величество пожелает оказать кому-то высокую милость в виде незамедлительной денежной награды. . -- Подойдите сюда, -- кивнул Сварог перепуганному художнику. -- Подставьте-ка подол этого вашего балахона... Запустил руки в кошель и высыпал в подол добрую пригоршню золотых монет. Прежде чем художник сумел что-то сообразить, громко распорядился: -- Секретаря сюда. С гербовой бумагой для королевских указов. Доставить этого субъекта на границы государства и разрешить беспрепятственно убраться, куда только пожелает. Назначить пенсион такого размера, чтобы хватило на скромную жизнь. И записать накрепко: если когда-нибудь окажется на территории моего королевства, будет незамедлительно повешен. Одним словом, баниция с веревкой. Сформулируйте сами, как полагается... Такова моя воля, -- добавил он обязательную формулу. -- Малую королевскую печать. С ее приложением указ вступает в силу. Все. Откуда-то из-за спины выскочили два молодца в алых кафтанах дворцовой стражи, привычно ухватили художника за локти, вздернули на воздух и бегом протащили к выходу, прежде чем он успел сообразить, что происходит. Следом поспешил секретарь, на ходу посыпавший чернила песком из поясной песочницы. Таварош смотрел на Сварога восхищенно и преданно. Мара тихонько поаплодировала. -- Правим, как получается, -- скромно сказал Сварог.
Сообщение отредактировал Chapaenok-ROSS - Dec 5 2014, 11:53
В фильме "1+1", другое название "Неприкасаемые" негр впервые взял в руки краски, такую картину нарисовал, и его работодатель продал её за 11000 евро. Кстати, фильм хороший, рекомендую...
Швейцарской "художнице" по имени Milo Moiré, пришла в голову идея...
Создании картины при помощи "ploping eggs" (яйца заполненные краской), выпущенных (сброшенных) из влагалища.. Собственно, весь перфоманс состоялся на ярмарке современного искусства в Кельне!