Действительно ли в Чебоксарах не появляется новых производств? Обзор на основе фото
Одно из популярных выражений на форумах: "Почему не строят новые заводы? Одни только торговые центры и человейники!". Считается что всё производство развалено, а вокруг одно "купи-продай".
Я, честно говоря, тоже думал похожим образом. Пока в "Прогулках по городу" не начал изучать промзоны. И был удивлён тому, что там не всё разрушено и развалено, как это принято считать.
Примеры
Базовый проезд
Возьмём для примера промышленную зону по Базовому проезду. Там огромное количество новых ангаров, цехов, строений.
Ожидаешь увидеть разваленную и полузаброшенную территорию. А по факту много нового. Была, например, огромная овощебаза "Пахча", и на её территории выстроили складские помещения:
Есть, конечно, и заброшенные и не развивающиеся территории. Но их процент не такой большой.
Технопарки
В Чебоксарах у Промтрактора есть два технопарка. Там шло активное строительство. Уже построены и заработали первые производства:
Второй технопарк скрыт от глаз большинства чебоксарцев. Он появился позже. Чисто визуально он выглядит более развитым, чем первый:
В принципе, только этих технопарков достаточно, чтобы развеять слова скептиков о том, что "Нет ни одного нового производства".
Лапсарская промзона
Наверно, я показываю какие-то образцово-показательные промзоны. А вот в Лапсарском проезде, считающемся царством ужасных дорог, всё очень плохо.
Лапсарский проезд - чудовищная дорога, одна из худших в городе. Но, даже несмотря на неё, фото создают скорее хорошее впечатление. Хотя предприятия там бывают разные. Вот для примера справа выглядит хорошо, а слева плохо. И ко всему этому идёт ужасная дорога:
Можно обнаружить много разного. Но ощущения, что всё "накрылось медным тазом" нет и близко.
Складской проезд
На Складском проезде не видно серьёзной разрухи. Из-за близости к городу он всё больше становится торгово-логистическим. Но это нормальный процесс.
Производство выходит из города, ему необязательно находится в центре. Более того, вряд ли кто-то из жителей захочет видеть завод с трубами в центре города. Фото с высоты: foto.cheb.ru/cat44/?sort=air
Кабельный, Дорожный, Монтажный проезды
Не выглядят убитыми и огромные промзоны на Кабельном, Дорожном и Монтажном проезде. Да, там можно найти много проблем. Плохие дороги, пустующие территории, экологические сложности.
На месте Текстильмаша появилось множество небольших предприятий. И в целом всё выглядит не оптимистично. Но открылись и уже совершенно новые предприятия, они работают.
Я знаю, что вы приведёте массу историй, как на каком-то предприятии всё плохо. Да, такие истории происходят. Много небольших предприятий, какие-то процветают, какие-то разоряются. Это неизбежный процесс.
Мебельные производства
Производитель дверей Geona строит на трассе Вятка новое производство. Площадь территории строительства - 11 гектаров:
Если ее перенести на территорию ХБК, то она будет занимать столько места:
И это не единственные производственные площадки этого производителя. Есть ещё. Это довод в адрес тех, кто называет новые предприятия кустарными лавочками.
Так почему так мало рабочих мест?
Крупные предприятия СССР создавали огромное количество рабочих мест. На ЧЗПТ в лучшее время работало 28000 человек (а были и еще предприятия вокруг Тракторного завода). На ХБК в какой-то момент работало 15-16 тысяч сотрудников. Где сейчас подобные рабочие места?
Новых рабочих мест на производстве в подобных количествах нет даже близко. Потому что произошла технологическая революция, людей у конвейера заменили роботы.
Производства старого типа, если где-то и остались, стали неконкурентоспособные. Идилии, при которой сотни тысяч людей едут из спальных районов на заводы, больше не будет.
Не оптимистичные примеры
Есть и не очень хорошие примеры. Так, например, не видно, чтобы что-то строилось на Промтракторе. Если убрать оттуда Экру, завод силовых агрегатов и уже упомянутый технопарк, то, как стояли старые цеха, так они и стоят. Визуально ничего нового не появляется.
Не видно и чего-то нового на Агрегатном заводе. Не строится новых цехов, визуально не видно никаких изменений. Более того территории у Марпосадского шоссе освобождаются под что-то новое. Не удивлюсь, если там начнут строить что-то торговое или складское:
Это крупные примеры. Можно привести и много мелких, но я не буду перегружать текст.
Райцентры Чувашии
Плохое впечатление производят некоторые районные центры Чувашии. Крупные предприятия во многих из них закрылись, а каких-то альтернатив им не появилось.
Есть, конечно, удачные примеры. Как посёлок химиков - Вурнары, или газовая столица Чувашии - Красноармейское. Но в большинстве случаев в районах всё выглядит гораздо хуже, чем в Чебоксарах.
Я не профессиональный экономист и основываюсь на визуальных наблюдениях и фотографиях. Видно, что новые предприятия строятся, многие старые перестраиваются и модернизируются. И популярные фразы, вроде: "Ни одного нового завода не построили!", глубоко ошибочны.
Я не утверждаю, что всё в производстве в Чебоксарах хорошо, что там нет никаких проблем, что там высокие зарплаты. Только пишу о том, что производство в Чувашии не остановилось, открываются новые предприятия, строятся цеха и ангары. Движение заметно.
Можете посмотреть изменения на спутниковых снимках. В Google Earth есть инструмент "Исторические снимки". Двигаете ползунок годов и наблюдаете.
Описанные мной наблюдения верны для 2015-2021 годов. Полтора года назад многое поменялось. Некоторые производства свернули инвестиционные планы. Какие-то, напротив, работают в три смены.
Повторюсь, что открытие заводов на окраине города - нормальный процесс. Как и то, что на заводах больше не работает больше половины трудоспособного городского населения.
Страшно представить ситуацию, при которой люди будут конкурировать с роботами за места на заводах. Для этого в современных условиях роботы должны стать очень дорогими (или недоступными), а люди, напротив, работать за еду.
Одно из популярных выражений на форумах: "Почему не строят новые заводы? Одни только торговые центры и человейники!". Считается что всё производство развалено, а вокруг одно "купи-продай".
Нытьё - это образ жизни, это "невостребованные" часто ноют, "куда я на работу пойду, одни ТЦ вокруг, шмотками чтоль торговать!?"
Нытьё - это образ жизни, это "невостребованные" часто ноют, "куда я на работу пойду, одни ТЦ вокруг, шмотками чтоль торговать!?"
При этом, когда им тыкаешь на тот или иной пример, куда может пойти работать на завод, то сразу 100500 причин отговорок, и пр.
Но справедливости ради: не всегда достойная зарплата на многих производствах. Поэтому скорее всего люди идут на другие направления(торговля, водители, менеджеры) так как в этих сферах зп больше, чем жить от получки до получки еле сводя с концами.
Но склад, база для хранения, логистика, упаковка, транспортировка - это всё услуги, а не само производство, хоть и даёт достаточно много рабочих мест.
Производство невозможно без складов, упаковки и транспортировки. У того же суперпроизводственного ЧЗПТ есть своё железнодорожное ДЕПО для доставки грузов: https://cheb.ru/doma/traktor/101j.xhtml
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
а производство измеряется у нас в площадях ангаров складов? очевидно склады растут, теперь из за санкций нужно иметь достаточный запас комплектующих, и материалов, которые друг могут исчезнуть. а для оценки роста производства нужно смотреть экономическую и налоговую статистику, во сколько возросла уплата налога на прибыль по чувашии?
а производство измеряется у нас в площадях ангаров складов?
Наблюдения исключительно визуальные и в основном они с высоты. Потому как с земли оценивать масштабы сложно, да и производственные территории закрытые. Потому вывод о состоянии приходится делать по внешнему виду и площади. Единственная цель материала - опровергнуть миф о том, что "никаких новых производств не появляется".
Если у кого-то есть более широкие возможности оценки - напишите.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!
Была, например, огромная овощебаза "Пахча", и на её территории выстроили складские помещения:
Это все же производство Фросто/Абат от Чувашторгтехники. И у них очень выросло производство за последние 556 дней. Еще менее очевиден рост производства например на Романе. Но они тоже не успевают делать определенные изделия.
Единственная цель материала - опровергнуть миф о том, что "никаких новых производств не появляется".
какая то неудачная попытка, сверху не понятно произвосдтво это или просто склад. склады растут просто из за нынешней ситуации с санкциями, причем для производств это дополнительные вынужденные расходы.
Чот какое-то пренебрежительное отношение к складам. В соседнем Татарстане в строительство "складов" Магнита, КБ, Вайлдбериз, Озона, Сберлогистики, Яндекса, Ростеха за последние 5-7 лет инвестировали сотни миллиардов рублей, там работают десятки тысяч человек и они плятят миллиарды рублей налогов.
Новых рабочих мест на производстве в подобных количествах нет даже близко. Потому что произошла технологическая революция, людей у конвейера заменили роботы.
Дело не в техническом перевооружении современных производств, а в их деградации. Количество и ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг в Чебоксарах и Чувашии в целом, сейчас и в 80-е годы просто несопоставим.
Чот какое-то пренебрежительное отношение к складам. В соседнем Татарстане в строительство "складов" Магнита, КБ, Вайлдбериз, Озона, Сберлогистики, Яндекса, Ростеха за последние 5-7 лет инвестировали сотни миллиардов рублей, там работают десятки тысяч человек и они плятят миллиарды рублей налогов.
между тем гологистика и магнита и КБ и Вайлдбериз и Озона, и вообще во всей стране значительно подорожала. теперь грузы не напрямую возят из европы, а через третьи страны значительно дороже. я в принципе не понимаю как такое можно назвать экономическим ростом или ростом производства. это вынужденное перестроение логистики, которое обходиться очень дорого.
Дело не в техническом перевооружении современных производств, а в их деградации. Количество и ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг в Чебоксарах и Чувашии в целом, сейчас и в 80-е годы просто несопоставим.
В 1980-е годы было значительно меньше импортной продукции. Если сейчас отгородится от всего мира железным занавесом, производство возродится и работать в нём будет гораздо большая часть населения. Но от этого товары станут дороже и они будут худшего качество.
Семье с медианным доходом придётся условно копить 3-6 месяцев на женские сапоги, как в СССР. И по сравнению с чехословатской обувью, которую можно будет достать по большому блату, эти сапоги будут ужасного качества.
--------------------
Да нормальный был год. Это вы ещё просто 2024-й не видели!