Когда наступил двадцатый век, то в Чувашии большинство людей говорило и думало на чувашском языке. Большевики проводили политику ликбеза, если почитать газеты тех лет, то там с гордостью сообщается, что грамоте учились даже старики, которым по ликбезу это было не обязательно.
Люди писали друг другу письма, передавали тёплые, как хӗвел, саламы.
Ырӑ сунса саламларӗ,сообщали новости.
Потом была война. Люди уходили на фронт и оттуда килелле ҫырчӗҫ.
Если прочитать эти письма, то можно многое узнать об истории своего рода и семьи (от дореволюционных предках ждать письменных источников не приходится).
Однако значительная часть корреспонденции тех лет была именно на чувашском языке, ведь даже уезжая поднимать промышленность в далекие города, люди писали своим родителям, а родители понимали только по-чувашски.
Уж не знаю, стеснялись ли тогда люди того, что они "не совсем русские" или нет, но детей своих учили они уже другому языку. И у детей теперь сложности спрочтением этих писем, целый
тӗнче, где луна была
уйӑхом практически исчез.
Приходится слышать иной раз, что письма эти использовали затем при растопке печей (даже не отсканировав).
Конечно, мир меняется и вокруг одни роботы, но иной раз хочется попасть в тӗнче, где люди живут в деревне, смотрят друг другу в глаза, калаҫаҫҫӗ и ӗҫлеҫҫӗ.
Современные женщины даже не носят бронежилетов, а раньше носили весьма схожий с доспехами наряд.
Конечно, бывает всякое стратье, но глупо сжигать его, даже не сфотографировав. Все инстаграммы и фликры забиты глупыми фотографиями (где мужчины без накрашенных ногтей, а женщины без достехов и т. д) и неужели во всем этом многообразии жестких дисков по всему миру не нашлось места письму, которое чӑваш каччи написал вӑрҫӑран амӑшӗ валли.
Быть может, он не написал там ничего особого, но для будущих поколений его потомков и его родни лучше любого "единого учебника истории" будет прочитать это письмо еще раз и посмотреть на фотографию этого человека.
--------------------