Чтобы не превращать тему с фотографиями в обсуждение того, как жилось когда-то в старых Чебоксарах, для воспоминаний о городе в отрыве от фотографий и их обсуждения создана новая тема: Воспоминания о старых Чебоксарах (без фото) в форуме "История".
Обсуждения в отрыве от фотографий вынесены туда. Буду рад видеть там активных участников этих обсуждений. Администратор.
Читать дальшеВ своем блокноте Василий обозначил эту фотографию как «мост у тира». Вряд ли летом 1979 года пневматический тир продолжал работать, но деревянное здание было построено именно для тира и ушло в историю как тир. Красивое было место. Особенно в половодье, когда вода в Чебоксарке поднималась высоко, кроны деревьев с молодой зеленью образовывали своеобразный зеленый шатер над пешеходным мостиком, и как-то забывалось, что «Чебоксарка — это открытая сточная канава в центре города, источник всевозможных кишечно-желудочных заболеваний, заражающий воды Волги», как писала газета «Советская Чувашия» в декабре 1961 года. Правду писала газета, и это место у выхода из парка имени Крупской не было исключением — красиво, но лучше дышать через носовой платок. «Несколько десятков лет назад река Чебоксарка и ее берега были чистыми и красивыми. На ней было несколько прудов, в которых водилась рыба…» — писала газета, но это было давно, и такой ее уже никто не помнил. Вообще-то к 1979 году многое изменилось. При строительстве инженерной защиты с берегов реки исчезли «расположенные в ее бассейне заводы и фабрики», не стало «свалок мусора, помойных ям и уборных на склонах оврага, по которому она протекала». И быть бы речке чистой, но не суждено — уже через год она сначала потеряет свое русло и разольется по этой части города, потом вообще уйдет в трубы. Поэтому и осталась она в памяти как «грязная, непривлекательная речушка с обвалившимися берегами». Но ведь рядом был парк имени Крупской, так что, глядя на эту фотографию, поневоле вспоминается не только дорога на набережную (в галерею, в музей, в кинотеатр), но и тир (пять выстрелов на гривенник), киоски с пирожками (с картошкой — четыре копейки, с повидлом — пять), очереди на карусель и в комнату смеха, шахматисты в аллеях под сенью разросшихся до неприличия американских кленов, концерты на эстраде, музыка на танцплощадке… Кто жил в эти времена, соврать не даст.
Эта фотография сделана через полтора года — 12 февраля 1981-го. Вода в Волге поднята и стоит почти на уровне пешеходного мостика, по останкам которого нынче мог пройти разве что эквилибрист. Тира уже нет, слева остатки входа на каменный мост, справа пень от кривого американского клена, который виден на первой фотографии. Деревья в парке и вдоль речки исчезли еще летом прошлого года, так что открылся вид на гостиницу «Турист» (пока еще работала), надвратную церковь Федора Стратилата, художественное училище и здание Успенской церкви (бесхозное к этому времени). А слева от церкви видны та самая остановка «Речной порт» и автобус маршрута № 11 — о них мы рассказывали в прошлой публикации. Возникает резонный вопрос — как мог проехать автобус по улице Союзной, когда уровень Волги уже был поднят? Все объясняется тем, что в декабре 1980 года водохранилище было заполнено только до отметки 61 метр, всю зиму и до весны автобус свободно проезжал по улице. «Недалек тот день, когда начнется весенний паводок, — писала в феврале 1981 года газета. — Уровень воды поднимется еще на два метра и сохранится на отметке 63 метра вплоть до завершения строительства гидроэлектростанции». Остановку 11-го автобуса, как мы уже говорили, перенесли тогда на Красную площадь, но улица Союзная благодаря насыпному грунту оставалась выше уровня Волги и продолжала работать. Она, можно сказать, выполняла роль нынешней дамбы, с той разницей, что была пешеходной, и на ее стороне, обращенной к Волге, стояли дебаркадеры и паромная переправа. Уже весной 1982 года конечная остановка автобуса № 11 переместилась к Введенскому собору, и автобусы от железнодорожного вокзала шли по проспекту Ленина, улице Карла Маркса, поворачивали на Московский проспект, затем на улицу К. Иванова. Называлась остановка так же — «Речной порт».
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
Публикуется в рамках проекта «С чего начинается Родина», выходящего при поддержке Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики
По поводу контактной сети троллейбуса вдоль торгового ряда на Красной площади - версия конспирологическо-идеотическая. В году 1973-74 меня возили в детский сад с Литейки на Чулочку. Обычно добирались автобусом двойкой. Но в детской памяти отложилось, что ещё ходил троллейбус с Чапаевского до агрегатки (№ 10). Вот он ( в этой памяти) ехал по Красной площади, потом поворачивал на К Маркса, на Володарского и через Калининский мост до агрегатки. Году к 1976 этого маршрута уже не было. Когда тут начали выяснять про эти провода на Красной площади, спросил про этот троллейбус у нескольких человек - все говорят, что такого не было. Вот теперь и думаю - то ли это было на самом деле, то ли детские фантазии, то ли старческий склероз(маразм).
Нашел подтверждение своим детским воспоминаниям в одной из тем форума - действительно, в первой половине 70-х годов троллейбус №10 ходил по маршруту Чапаевский - Машзавод.
Нашел подтверждение своим детским воспоминаниям в одной из тем форума - действительно, в первой половине 70-х годов троллейбус №10 ходил по маршруту Чапаевский - Машзавод.
Вот вырезка из газеты "Советская Чувашия". Получается, что первоначально маршрут на Чапаевский посёлок был под № 10, и ходил с Красной площади. И только на обратном пути он шел по улице Ленинградской - отсюда и односторонняя контактная линия по Ленинградской и Красной площади вдоль торгового ряда. Как уж потом было не знаю, но пока Машзавод не упоминается. Да и схемка нарисована небрежно - может всё же до "чулочки" вы ехали с пересадкой?
Вот вырезка из газеты "Советская Чувашия". Получается, что первоначально маршрут на Чапаевский посёлок был под № 10, и ходил с Красной площади. И только на обратном пути он шел по улице Ленинградской - отсюда и односторонняя контактная линия по Ленинградской и Красной площади вдоль торгового ряда. Как уж потом было не знаю, но пока Машзавод не упоминается. Да и схемка нарисована небрежно - может всё же до "чулочки" вы ехали с пересадкой?
Такие схемы в тролейбусах тогда висели в деревянной или пластиковой рамочке. На фотографии это видно.
Сообщение отредактировал artileria - Nov 4 2021, 13:08
Вот вырезка из газеты "Советская Чувашия". Получается, что первоначально маршрут на Чапаевский посёлок был под № 10, и ходил с Красной площади. И только на обратном пути он шел по улице Ленинградской - отсюда и односторонняя контактная линия по Ленинградской и Красной площади вдоль торгового ряда. Как уж потом было не знаю, но пока Машзавод не упоминается. Да и схемка нарисована небрежно - может всё же до "чулочки" вы ехали с пересадкой?
Нет, в том то и дело, что ехали без пересадки с Литейки до Чулочки. Мы в эту квартиру переехали в 1973 году - видимо, тогда уже 10-й маршрут продлили до Машзавода.
PS А правое фото - начало ул.Ленинградской не могли бы выложить целиком?
Сообщение отредактировал apn21 - Nov 4 2021, 14:13
А это уже май 1980 года. Через месяц газета «Советская Чувашия» сообщила: «Движение по улице Баумана в связи с производимыми работами в зоне затопления с 27 июня будет закрыто», и с 5 часов того же дня «троллейбусы маршрута № 11 следуют по улицам Гагарина, Фучика, Б. Хмельницкого, Суворова с выходом на улицу Гражданскую». Все дело в том, что к этому времени был построен только один мост — Гагаринский, поэтому когда движение по улице Баумана прекратилось, троллейбус № 11 с проспекта Ленина сворачивал на улицу Гагарина, пройдя по мосту и улице Фучика, поворачивал на улицу Б. Хмельницкого, ехал по ней вниз (мимо кладбища), затем по улице Суворова (мимо школы № 12) выезжал на Гражданскую, и уже привычным маршрутом шел до Чапаевского поселка.
Получается, на Гражданской ниже нынешнего кольца, Коммунальной Слободе, Суворова и Б. Хмельницкого был троллейбус? А фото этих улиц тех времён есть?
Сообщение отредактировал ylchichka - Nov 4 2021, 18:06
Нашел подтверждение своим детским воспоминаниям в одной из тем форума - действительно, в первой половине 70-х годов троллейбус №10 ходил по маршруту Чапаевский - Машзавод.
Сейчас, изучая газетную хронику, пришли к выводу, что та информация в корне неверная. Например, Сугутский мост открыли 6 ноября 1981 года. Путепровод Мира 5-6 ноября 1981 года. А точную дату открытия первого Калининского моста так пока найти не удалось.
Схема никак не может быть раньше 1980 года, до открытия путепровода по Проспекту Мира у троллейбусов №3 и №7 остановка "Агрегатный завод" был конечный. А на карте троллейбусный маршрут проложен по Проспекту Мира. (Вот родился и жил на Чапаевском до 90-х, троллейбус №10 убей - не помню ).
Схема никак не может быть раньше 1980 года, до открытия путепровода по Проспекту Мира у троллейбусов №3 и №7 остановка "Агрегатный завод" был конечный. А на карте троллейбусный маршрут проложен по Проспекту Мира. (Вот родился и жил на Чапаевском до 90-х, троллейбус №10 убей - не помню ).
В 1980 троллейбус по Ленинградской и вдоль торгового ряда на Красной площади (который снесли в 1979) не ездил, да и по Союзной к Успенской церкви тоже, скорее всего.
Схема никак не может быть раньше 1980 года, до открытия путепровода по Проспекту Мира у троллейбусов №3 и №7 остановка "Агрегатный завод" был конечный.
С 1972 года (до открытия путепровода ещё лет десять) по проспекту Мира ходили троллейбусы №2 и №9. У №7 конечная была у Агрегатного, а №3 в той стороне вообще не бывал, он-то как раз до Машзавода ходил.
С 1972 года (до открытия путепровода ещё лет десять) по проспекту Мира ходили троллейбусы №2 и №9. У №7 конечная была у Агрегатного, а №3 в той стороне вообще не бывал, он-то как раз до Машзавода ходил.