Чтобы не превращать тему с фотографиями в обсуждение того, как жилось когда-то в старых Чебоксарах, для воспоминаний о городе в отрыве от фотографий и их обсуждения создана новая тема: Воспоминания о старых Чебоксарах (без фото) в форуме "История".
Обсуждения в отрыве от фотографий вынесены туда. Буду рад видеть там активных участников этих обсуждений. Администратор.
Фото Василия Евдокимова, город Чебоксары, 18 мая 1979 года
Читать дальшеО строительстве крупных городских мостов впервые упомянули в Генеральном плане развития города, составленном с учетом строительства ГЭС: «…Будет образован залив, далеко уходящий вглубь города по реке Чебоксарке до Коммунальной слободы, а по речке Кайбулке почти до электроаппаратного завода. Районы города, разъединенные заливом, соединятся большими железобетонными мостами. Проектирование четырех мостов начнется с 1958 года». Районы, «разъединенные заливом», начали соединяться между собой еще за два десятка лет до образования самого залива: сначала Калининским (1964 год), затем Московским (1966 год) мостами. Но упоминалось четыре — где еще два? Вполне возможно, что в планах 1958 года уже было намечено строительство Гагаринского и Сугутского мостов, ведь на улицах Совхозной (с 1954 года Богдана Хмельницкого) и Гражданской дома и предприятия появились еще в 1930-х годах. Первым из них (в 1977 году) был построен Гагаринский мост, и тогда же специалисты института «Гидропроект» предложили «отделить бетонными плотинами поймы рек Чебоксарки и Кайбулки от остальной акватории залива, и по гребню плотин проложить пешеходные мостики». 120-метровая восточная (через Кайбулку), и 340-метровая западная (через Чебоксарку) плотины, должны были образовать два искусственных водоема, пополняемых водой из водохранилища с помощью насосной станции. Но что-то там не сложилось с восточной стороной — даже в апреле 1980 года «на Кайбулке не был открыт фронт бетонных работ» — в итоге плотину, конечно, построили, но планируемый «искусственный водоем» пришлось заполнить намытым песком.
Сегодня по гребню восточной плотины стоят палатки «Города мастеров». А случись все по-другому, Театральная набережная (нынешняя Красная площадь) была бы окружена водой с трех сторон, и улица Сергия Радонежского, в лучшем случае, начиналась с пешеходного мостика. Строительство же западной плотины шло по плану. Еще в зиму 1977-1978 годов народ спешил на «зеленый базар» за новогодними елками, а к весне исчез и базар, и многие строения на улице Нижегородской. Сначала не совсем понятно было, что за бетонные конструкции перегородили улицу, но со временем очертания плотины стали проявляться. Вот так это место выглядело в мае 1979 года. …Перенесемся в октябрь 1982-го. За три с лишним года на строительстве западной плотины тоже не все было в порядке. Случалось и такое. Почему-то очень хочется, чтобы это был тот самый кран, с помощью которого были разрушены все дома в старой части города. Но не получается — тот вроде был на гусеничном ходу, а этот колесный. Но все равно — одна семейка, так что отвечай за дела братьев своих… Ходили, конечно, и в это время по мостику отчаянные прохожие, рискуя свалиться с высоты, но официально мост открыли летом 1984 года, когда праздновалось 515-летие города и были закончены работы по благоустройству Театральной набережной. Тогда-то, кстати, и переименовали ее в Красную площадь.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
Публикуется в рамках проекта «С чего начинается Родина», выходящего при поддержке Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики
где увидели высокие дома ? Та, что сегодня 61я, изначально была 17й
аааааа, долго голову ломал, понял - это арматура торчит. сообразил. а то никак понять не мог; было похоже на "белые" дома сегодняшней финской долины вдалеке.
Читать дальшеПройдем немного вверх от строящейся плотины, поднимемся на Московский мост и посмотрим, как выглядел в это время залив, планируемый как «далеко уходящий вглубь города по реке Чебоксарке до Коммунальной слободы». Вон она, Коммунальная слобода — в центре фотографии на горизонте видны купола и шатровая колокольня Владимирской церкви. Крайние слева здания — это Дом правительства и (тогда еще) Дом политпросвещения. Крайние справа — институт «Чувашгражданпроект», дом по Московскому проспекту и корпуса Республиканской больницы. Эти здания и сегодня живы, а всего остального уже нет. Зато появилось много новых. Всего не перечислишь, но слева за деревьями виднеется парашютная вышка — сегодня на ее месте вход в здание Верховного суда (Президентский бульвар, 12), а справа — строительный кран: строится Театр оперы и балета. Вдаль уходит улица Баумана — одна из старейших чебоксарских улиц. Часть домов уже разрушена, остальным остался год — не больше. Почти под мостом стоит каменный дом Василия Таврина и уже полуразрушенное здание кожевенного завода, открытого в 1884 году на улице Басурманской — так изначально называлась эта улица. После революции завод сдавался в аренду частным лицам, затем стал государственным, и ему было присвоено имя летчика-героя Михаила Водопьянова. Улица к 1979 году успела несколько раз поменять название: до 1933 года была улицей Каменева, затем Ворошилова, и с 1957-го — Баумана. «Как и всякое промышленное предприятие, кожзавод имени Водопьянова из года в год увеличивает производственную программу. В связи с этим существующие ныне цеха становятся уже тесными. Кроме того, из-за отсутствия канализации кожзавод загрязняет своими отходами речку Чебоксарку», — так писала в феврале 1937 года газета «Красная Чувашия». Горсовет тогда решил выделить под постройку новых производственных корпусов завода «участок на берегу Волги в восточной части города». Но дело было в том, что этот участок был «сплошь заселен», и для строительства необходимо было «снести по улицам Набережной, Гоголя и Максима Горького 35 жилых домов». Названия улиц ни о чем не говорят? О них мы уже рассказывали — эти улицы исчезли, но только спустя сорок лет, при строительстве инженерной защиты города. Газета добавила и «…несколько слов вообще о выборе места. Запланированный горсоветом участок неудачен еще и потому, что страдает непрочностью почвы. Об этом свидетельствуют и оползни с горы, и разрушение весенней водой самого берега Волги». В общем, не стали строить там новые цеха, но через восемьдесят лет именно на этом месте построили жилой комплекс «Альбатрос». Ну а завод так и остался на улице Баумана, расширяться ему было некуда, поэтому со временем он стал называться обувной фабрикой, на которой выпускали простую и дешевую обувь.
А это уже май 1980 года. На снимке в левом углу строительный кран — строится новое здание Дома политпросвещения (сейчас филармония), ниже (на месте нынешнего Макдональдса) большой стенд с портретом Ленина, и за деревьями угадываются оставшиеся деревянные дома на улице Урицкого. Это вверху, а вот внизу от обувной фабрики уже ничего не оставалось, а через месяц газета «Советская Чувашия» сообщила: «Движение по улице Баумана в связи с производимыми работами в зоне затопления с 27 июня будет закрыто», и с 5 часов того же дня «троллейбусы маршрута № 11 следуют по улицам Гагарина, Фучика, Б. Хмельницкого, Суворова с выходом на улицу Гражданскую». Какой-то странный маршрут получается? Все дело в том, что к этому времени был построен только один мост — Гагаринский, поэтому когда движение по улице Баумана прекратилось (а это была единственная дорога, связывающая город с Чапаевским поселком), троллейбус № 11 с проспекта Ленина сворачивал на улицу Гагарина, пройдя по мосту и улице Фучика, поворачивал на улицу Б. Хмельницкого, ехал по ней вниз (мимо кладбища), затем по улице Суворова (мимо школы № 12) выезжал на Гражданскую, и уже привычным маршрутом шел до Чапаевского поселка. Недолго существовал такой маршрут, потому-то, наверное, и не запомнился. Уже в конце 1981 года был построен Сугутский мост, по которому 11-й троллейбус с улицы Фучика сразу выезжал на улицу Гражданскую. Ну а пока троллейбус последние дни ходит по улице Баумана.
И все таки было бы здорово, чтобы при нажатии на скрепку, выходили сразу открытые фотографии на полный экран, а в меню справа показывались и следующие фото, это тоже обеспечивало бы возможность быстро находить интересующие фото в ветке, что сделало более удобным возможность быстрого поиска нужных, или расположить определенное количество фоток на странице, и при кликанье на нее фотка чтоб принимала объем экрана.
здесь, по окнам и пешеходам можно видеть, как здание "закопали" в землю
Не шибко то и закопали, всего на 50-70 сантиметров. Засыпали от того, чтобы расширить проезжую часть, да и пригорок под зданиями являлся как-бы мертвой зоной, бурьян один и то не для скотины.
Может быть кто-то сможет подсказать где находился детский сад, площадки которого запечатлены на фото. Фотограф снимала мозаику на верандах, которые сделала ее подруга художница. 1976 год.
Может быть кто-то сможет подсказать где находился детский сад, площадки которого запечатлены на фото. Фотограф снимала мозаику на верандах, которые сделала ее подруга художница. 1976 год.
Думаю это садик на Патриса Лумумбы, 6А на этом снимке торец дома Патриса Лумумбы, 4 вроде кирпичная кладка совпадает.