Чтобы не превращать тему с фотографиями в обсуждение того, как жилось когда-то в старых Чебоксарах, для воспоминаний о городе в отрыве от фотографий и их обсуждения создана новая тема: Воспоминания о старых Чебоксарах (без фото) в форуме "История".
Обсуждения в отрыве от фотографий вынесены туда. Буду рад видеть там активных участников этих обсуждений. Администратор.
Спасибо, всем, кто откликнулся. Было очень интересно как почитать, так и наконец-то увидеть фотографии. В моём детстве какие-то домики ещё стояли, но я близко к ним не подходил, а в более осознанном возрасте всё уже было разрушено. Поэтому меня всегда очень интересовало, как всё это выглядело на пике своего расцвета. Спасибо, что дали эту возможность.
Читать дальше«Совсем недавно здесь расстилалось поле и ветер осторожно шевелил сухие былинки пожелтевшей травы. Город лежал вдали, сливаясь в один пейзаж с подернутой дымкой голубой Волгой и синеющими заволжскими лесами, и только щебетанье птиц нарушало тишину этих мест», — писала «Советская Чувашия» летом 1955 года.
Автобусы с Красной площади поднимались тогда по улице Калинина только до хлопчатобумажного комбината, а дальше поселка текстильщиков, мимо деревень Якимово и Гремячево, шел уже Казанский тракт.
В 1955 году начинается строительство завода тракторных запасных частей (ЧЗТЗЧ — нынешний агрегатный) и часть Казанского тракта до поворота на нынешний проспект Мира, тоже стала улицей Калинина.
А строительство продолжалось: в 1957 году вступает в строй завод железобетонных изделий (ЖБИ) № 1, в следующем году — ЖБИ-2, затем — ремонтно-механический завод, асфальтобетонный, лентоткацкая и чулочно-трикотажная фабрики, Текстильмаш, Чувашкабель, Энергозапчасть, вторая очередь хлопчатобумажного комбината, появляются снабженческие базы, жилые кварталы… Район так и назвали — Новопромышленным.
Справа на снимке видны производственные корпуса второй очереди ХБК, а ближе к нам — Чебоксарская чулочно-трикотажная фабрика. Оба этих предприятия ведут свою историю от эвакуированных в годы войны в Чебоксары трикотажной и чулочной фабрик. Первая размещалась тогда в здании на улице Володарского (сегодня композиторов Воробьевых, 25), вторая — на улице Союзной (акватория порта, ближе к дамбе).
Первая очередь хлопчатобумажного комбината включала в себя прядильную, ткацкую и отделочную фабрики — на снимке справа с краю более-менее виден только корпус первой прядильной фабрики. Строительство второй очереди началось в 1961 году, были построены корпуса 2-й и 3-й прядильных фабрик, 3-я ткацкая фабрика, и завершилось все в 1967 году вводом в строй прядильно-ниточной фабрики (нынешний Мега-Молл).
Чулочная фабрика в конце 1950-х годов также перестала удовлетворять спрос населения, и в 1959 году началось строительство новой большой фабрики, которое в основном закончилось в 1963 году.
Фотография сделана с самолета, находящегося примерно над нынешним зданием Пенсионного фонда. Вдали Волга и преимущественно деревянные городские кварталы. На переднем плане деревня Якимово (нынче просто Якимовская улица), в центре улица Калинина, левее нее — жилой квартал, начинающийся от улицы Молодежной, за которой видна стройплощадка стадиона.
Интересно, что сейчас он называется «Спартак», но строился как стадион текстильщиков, а еще раньше был на карте города и стадион «Текстильстрой». Он был открыт в мае 1953 года на месте будущей 3-й ткацкой фабрики. Все правильно, она заняла площадь более четырех гектаров — это минимум два футбольных поля с игровыми площадками.
Советские пионеры со своей пионервожатой в пионерском лагере в Сурских лесах. Снимок 1960-х годов. Чувашская АССР. Фотография чувашского краеведа Анатолия Пояндаева.
15 мая 1933 года на Чебоксарский аэродром прилетел первый самолёт У-2. Аэродром начал строиться ещё в 1931 году по тракту Чебоксары – Н. Новгород (Московский проспект) и находился он на месте нынешнего Студгородка. Затем переместился на место нынешнего Агрегатного завода. На месте ХБК его никогда не было.
15 мая 1933 года на Чебоксарский аэродром прилетел первый самолёт У-2. Аэродром начал строиться ещё в 1931 году по тракту Чебоксары – Н. Новгород (Московский проспект) и находился он на месте нынешнего Студгородка. Затем переместился на место нынешнего Агрегатного завода. На месте ХБК его никогда не было.
Спасибо. Похоже, Айгир был звездой, про него только что оды не слагали. Судя по вашему пояснению, ипподром был поставлен на месте старого городского аэродрома. Вполне логично. Место ровное, территория большая, не менее 2 км в длину была. В каком году аэродром перенесли на место Агрегатки?
Судя по вашему пояснению, ипподром был поставлен на месте старого городского аэродрома.
Какой же это старый аэродром, когда его в 33-м только сдали в эксплуатацию, а в 39-м начал действовать республиканский ипподром в Чебоксарах? должно быть место было и для аэродрома и ипподрома одновременно.
В каком году аэродром перенесли на место Агрегатки?
Раньше обсуждали в теме аэродром тынц, но было бы интересно узнать точный год начала полетов на месте будущего Агрегатного завода.
Цитата
Было это в 50-х годах. В это время наш город Чебоксары стал бурно развиваться, начали строительство новых предприятий. Тогда я работал в Чебоксарском аэроклубе фотолаборантом-чертежником. Старый аэродром на тот момент был недалеко от деревни Кнутиха. Начальнику аэроклуба майору Георгию Александровичу Ионову поступил приказ сверху, мол, ищите новое место для аэродрома. А на месте старого будут строить заводы. Георгий Ионов тогда стал летать по всей республике и высматривать, где же построить новый аэродром. В тот день вернулся он очень поздно, только не на самолете, а пешком. Как оказалось, совершил вынужденную посадку в поле недалеко от деревни Синьялы. Только место для аэродрома так и не нашел. Я, как старший из звена аэроклуба, запряг лошадь в сани и поехал за самолетом. Приехал, снял крылья у двухместного учебного У-2, положил их на сани и привязал сам самолет к возу. В итоге так и дотащил его до ангара. А когда приехал на место-то, смотрю: поле ровное, широкое. Вернулся, значит, я в клуб и говорю майору: – Георгий Александрович, я вам место под аэродром нашел! Он сначала не понял, удивился, спросил, где, мол. А я ему тут и ответил: – Где вы сами сегодня сделали вынужденную посадку. Там прекрасный аэродром получится! Не было бы счастья, да вынужденная посадка помогла.
Н. ПОРФИРЬЕВ, участник Великой Отечественной войны.
Судя по вашему пояснению, ипподром был поставлен на месте старого городского аэродрома.
В 1934 году ипподромом называлась совершенно не оборудованная беговая дорожка. «Поэтому когда бегут лошади, то любители рысистого спорта имеют возможность видеть только первую лошадь, а остальные скрыты в облаке пыли. Бегущие лошади задыхаются в пыли, поэтому и результаты не особенно высокие. Нужда в оборудованном ипподроме большая» - это газета «Красная Чувашия» от 12 июля 1934 года. «В Чебоксарах закончилось строительство республиканского ипподрома. Построены конюшни, укатана дорожка, оборудованы места для зрителей. Открытие ипподрома состоится 6 октября» - это уже 1939 год. Адрес ипподрома: Чебоксары, за домами Волгостроя по Ядринскому тракту. Аэродром, кстати, тоже находился «за домами Волгостроя». В 1930-е годы за этими домами, кроме ипподрома и аэродрома, ничего не было, аж до деревни Чандрово. В газетном тексте: – на ипподроме РЯДОМ с аэродромом. А места там хватало ещё и в 1959 году (верхний снимок), когда аэродром был уже около деревни Синьялы. Три дома Волгостроя (из пяти) обведены красным.
В 1934 году ипподромом называлась совершенно не оборудованная беговая дорожка. «Поэтому когда бегут лошади, то любители рысистого спорта имеют возможность видеть только первую лошадь, а остальные скрыты в облаке пыли. Бегущие лошади задыхаются в пыли, поэтому и результаты не особенно высокие. Нужда в оборудованном ипподроме большая» - это газета «Красная Чувашия» от 12 июля 1934 года. «В Чебоксарах закончилось строительство республиканского ипподрома. Построены конюшни, укатана дорожка, оборудованы места для зрителей. Открытие ипподрома состоится 6 октября» - это уже 1939 год. Адрес ипподрома: Чебоксары, за домами Волгостроя по Ядринскому тракту. Аэродром, кстати, тоже находился «за домами Волгостроя». В 1930-е годы за этими домами, кроме ипподрома и аэродрома, ничего не было, аж до деревни Чандрово. В газетном тексте: – на ипподроме РЯДОМ с аэродромом. А места там хватало ещё и в 1959 году (верхний снимок), когда аэродром был уже около деревни Синьялы. Три дома Волгостроя (из пяти) обведены красным.
Спасибо за текст и фото У меня сохранилась вся документация по Чебоксарскому ипподрому, включая проекты дорожки, трибун, зданий и сооружений, статистика испытаний и мероприятий, фото, но такой шикарной фотки с высоты птичьего полета нет) Я ее утаскиваю в свои архивы, вдруг пригодится. Из специалистов по истории коннозаводства губернии и края я одна осталась, может когда-нибудь, при наличии времени, желания и возможностей все это во что-нибудь печатное выльется. Ничто не должно быть забытым ))
так и никто не отозвался Это Московский проспект от Афанасьева вдоль Студгородка (справа налево) годов эдак 50-х.
Я так понимаю, это правый дальний поворот/вираж дорожки ипподрома, которая подходит к самой кромке автодороги Афанасьева-Студгородок. На фото В. Трофимова ее видно. Опять возникает тот же вопрос: место съемки? Оно достаточно высоко расположено.
может быть, а может нет. очень высокая точка съемки. на полной фото хозпостройки, как спичечные коробки смотрятся и верхушки деревьев далеко внизу. По ощущениям, аэросъемка ну или с крыши какого то очень высокого здания (но там тогда таких не было).
ссылок нет. фото когда-нибудь залью. всему свое время.
Эни, темы не попутала часом, чо за кокетство? Есть тема Сани Мовчана...УГАДАЙ МЕЛОДИЮ...всему своё время, ога. Тебя ЧЕЛОВЕК толково спросил...а ты ему...всему своё время, НЕ СТЫДНО? (мне бабы ино пытались в постелЕ так сказать))))
Непосредственно к ТВОЕМУ КУСКУ МУТНОГО СНИМКА. Никакой ОСОБОЙ ВЫСОТЫ-ТО и НЕТУ. СпраГО телеграфный столб торчит, с пасынком...высота ТОЧКИ СЪЁМКИ метра на ДВА выше...столб достаточно высокий...но не более метров СЕМИ_ВОСЬМИ. Столб ТЕЛЕГРАФНЫЙ, подчОркиваю. Дальше пилим...буду ЖЕВАТЬ ТЕБЕ БУКВАЛЬНО, ибо убедился, что ТОТ РАЙОН ты не знаешь. Дык ВОТ... правый вираж, который на снимке твоём, снят со стороны СТРОЙКИ психушки, на снимке ниже виднеются строящиеся здания (где кнопка спраГо)...снимок сделан с высоты метров ДЕСЯТЬ, от силы...тебе триангуляцию сделать??? И потом, ты где-то в ЭТОЙ теме спорила, где были трибуны...ТЕБЕ сказали, что со стороны (параллельно МП)...чот там отспаривала...впрочем мелочь.
Это РАЗ.
А вот ДВАЗ.
Смущают наклонные поверхности (по ТУ СТОРОНУ ядринского тракта...как в германии солнечные батареи))) нУ...ГДЕ АЛЛЕЯ от афанасьева (справа налево)...это крыши домов походу...но удивительно, ЕСЛИ ЭТО КРЫШИ...почему они ВДОЛЬ дороги??? Был снимок здесь, и действительно (по-памяти) там частные домики стояли...НО...САМОЕ ГЛАВНОЕ...на твоём мутном снимке ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА на горизонте просматривается..И ДАЖЕ ОДНА ЛОПАСТЬ (крыло) часов на ВОСЕМЬ.
Я сначала подумал, а не Гагарина ли это??? Там, в районе будущего ХБК Ветряная мельница была (в теме было)...НО...с другой стороны, на твоём снимке волга вроде угадывается на заднем плане.
Короче, хорош ТУТ загадки загадывать? С одной стороны интересуешься, как и что...откуда снято...с другой..."когда-нибудь"...матом уж не буду...банов достаточно, взываю к совести