Чтобы не превращать тему с фотографиями в обсуждение того, как жилось когда-то в старых Чебоксарах, для воспоминаний о городе в отрыве от фотографий и их обсуждения создана новая тема: Воспоминания о старых Чебоксарах (без фото) в форуме "История".
Обсуждения в отрыве от фотографий вынесены туда. Буду рад видеть там активных участников этих обсуждений. Администратор.
Читать дальшеФотография начала 1930-х годов — в центре здание, сохранившееся до наших дней, в окружении исчезнувших навсегда. Сохранившееся здание — это Успенская церковь. Пока еще с колокольней, но уже без крестов, так что это 1931-1933 годы. Представьте на минуту, что в 1979 году при подготовке дна будущего Чебоксарского залива, церковь, как и все остальные исторические здания в этой части города, исчезла. И все — не стало бы ориентира, который сегодня так помогает в определении места расположения на старых фотографиях.
Сейчас эта часть города называется Московская набережная, за нашей спиной находится стоянка яхт, а металлический забор, ее огораживающий, проходит ровно по месту, где играют дети. На фотографии на первом плане проходит улица Союзная, слева древнее сооружение (начало XVIII века), называемое в разные времена то домом воеводы, то домом магистрата — в общем, городская администрация в нынешнем понимании. Справа сооружение помоложе (начало ХХ века) — бывший постоялый двор купца Антонова, затем гостиница «Заря», на момент съемки в нем размещались Строительный техникум и Педагогический рабфак. Здания эти разделял небольшой переулок, названный Театральным, он соединял улицы Розы Люксембург и Союзную, и вел к Чувашскому государственному театру.
Фото в большем размере А так в те времена выглядело здание Чувашского государственного театра, который и дал название переулку (двухэтажный дом с мезонином за ним — это дом Антонова). Театр переехал сюда из Казани летом 1920 года, сразу после образования Чувашской автономии. Раньше это был мочальный склад купца Хлебникова, и реконструкция пока коснулась только интерьера.
ИНТЕРЕСНО «Памятники древности» — так называлась заметка в сентябрьском номере газеты «Красная Чувашия» (с 1952 года «Советская Чувашия») за 1940-й год. Она касалась и нелегкой судьбы дома воеводы: «Многовековой поволжский город Чебоксары обладает интересными памятниками старинной архитектуры. Среди них бывший воеводский дом, построенный в эпоху царствования Петра I. К сожалению, дом воеводы сильно попорчен позднейшими переделками. Воеводский дом, когда-то имевший своды на обоих этажах, стенные росписи, внутренние ходы, красивые и оригинальные наличники окон, сильно пострадал от всякого рода «реконструкций». И было от чего печалиться — после революции именуемое Домом Совдепа № 24 здание, за небольшой срок сменило нескольких хозяев: была в нем первая городская электростанция, добровольная пожарная дружина, гараж пожарной команды, а в 1924 году оно было отдано под городскую баню. Лет через десять по этой причине отсырело, стало аварийным.
После открытия новой коммунальной бани по улице Ярославской оно использовалось как склад. Пребывавший в таком состоянии дом с более чем метровой толщины стенами пришел в полнейшую негодность и в начале 1960-х годов был снесен. В 1971 году троллейбусный маршрут № 1 был продлен до Успенской церкви, и разворачивались троллейбусы на месте разрушенного дома…
Текст и обработка фотографии Владимира Трофимова
Рубрика «История в фотографиях» публикуется в рамках проекта «Сто лет республике», направленного на информационную поддержку подготовки и празднования 100-летия Чувашской автономии, популяризацию знаний об истории Чувашии и ее сегодняшнем дне и выходящего при поддержке Мининформполитики республики.
Сайт замечательный, фотогалерея богатейшая , однако... местность сельская, да самый прогрессивный в аграрном плане уезд-район, а с лошадками нет ничего. Одно всего ретро-фото не подписанное Жаль (моё имхо, ибо профессиональный интерес)
угум. ужасно неуемная. на таких, как я, мир держится все остальные на баблосиках повернуты.
Железками окочерыженный... мне на калоши речные тоже не в кайф смотреть, но молчу же )) и вообще, это наша история, а без прошлого нет будущего. коневладелец, это всегда был буржуй, олигарх по-нашему, и лошадка лошадке рознь. в досоветское время фотографическая карточка была роскошью, только для богатых, и фотали только очень дорогое, т.е. семью и лошадей. Это при СССР, понимаешь, лошадь им не лошадь, все на трактора, да иномарки заглядывали, о космосе мечтали и себя во всех ракурсах для истории )) Сейчас все обнулили, в перспективе переход на гужевой транспорт, соху и борону. Так чта терпите или ставьте в игнор, тогда и мне хорошо будет
Лежит там информация и об утерянных ныне памятниках / скульптурах (памятники Ленину, Сталину; барельеф на почившем ныне ДК ЧПЗ; скульптура "Хранитель воды", существовавшая в рощице ниже Дворца пионеров, и прочие).
Чтобы не оффтопить тут: в детском парке, которого теперь тоже нет, стояла скульптура "маленький Володя Ульянов с книжками". Такие скульптуры стояли во многих городах / сёлах нашей необъятной, автор у них есть (хотя имя находится не без труда) - Татьяна Васильевна Щелкан-Руденко.
Лежит там информация и об утерянных ныне памятниках / скульптурах (памятники Ленину, Сталину; барельеф на почившем ныне ДК ЧПЗ; скульптура "Хранитель воды", существовавшая в рощице ниже Дворца пионеров, и прочие).
Чтобы не оффтопить тут: в детском парке, которого теперь тоже нет, стояла скульптура "маленький Володя Ульянов с книжками". Такие скульптуры стояли во многих городах / сёлах нашей необъятной, автор у них есть (хотя имя находится не без труда) - Татьяна Васильевна Щелкан-Руденко.