Очень заинтересовали сканы с неизвестного мне издания, о котором хотелось бы больше узнать. Осмелюсь предположить, что это иллюстрации из книги иди брошюры, посвященной 10-летию деятельности Дмитрия Петровича Арцыбашева (1870—1921). С 1901 года и до октябрьских событий 1917 года он избирался членом Губернской земской управы и заведовал Дорожным отделом, расширенным около 1911 года в Технический отдел. В ведении отдела Арцыбашева находились почтовые тракты с общим протяжением свыше 1000 верст. Все мосты были деревянные. Шоссированных и мощеных дорог не было. Благодаря безграничной инициативе и самоотдаче Дмитрия Петровича к 1917 году почти все деревянные мосты, кроме самых мелких, были заменены каменными или железобетонными с мощеными на них въездами, а насыпи и гати приняли вполне благоустроенный вид и также вымощены. Кроме почтовых, было оборудовано около 1000 верст коммерческих трактов, появилось около 100 верст шоссированных и около 120 верст мощеных дорог. По инициативе и деятельном участии этого незаурядного человека в январе и феврале 1914 года были проведены в Казани первые зимние автогонки по Оренбургскому тракту Казань-Лаишев-Шуран. «Гонки, состязания, практика частных лиц и учреждений показали, что и нежная европейская машина может быть приспособлена к нашим дорогам» — читаем в «Очерке земского автомобильного хозяйства», изданном в 1913 году Техническим отделом Казанской губернской земской управы. Вернее, к нежной европейской машине техотдел во главе с Арцыбашевым приспособил наши дороги, защитив их от снежных заносов дощатыми щитами типа железнодорожных. Он доказал, что по нашим дорогам автомобили могут передвигаться и зимой. 13 сентября 1921 года специалист по статистике Д. П. Арцыбашев был арестован, а 27-го осужден коллегией Всетатарской ЧК. Реабилитирован 10 ноября 1998 года.
|