www.forum.zarulem.ws - АвтоФорумы
Место общения чебоксарских автолюбителей
145 Страницы « < 95 96 97 98 99 > »   
Ответить Создать тему

Марпосадский район. История в лицах , Старые и новые фото с рассками и легендами о людях деревень и сел

Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:23
Отправлено #1441


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



Газета Красная Чувашия 29 ноября 1941 года №283

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:24
Отправлено #1442


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



Газета Красная Чувашия 30 ноября 1941 года №284

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:26
Отправлено #1443


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



Газета Красная Чувашия 3 декабря 1941 года №286

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:31
Отправлено #1444


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



1942г. Бронепоезд "Комсомол Чувашии"

опубликованное пользователем изображение

Сообщение отредактировал Вячеслав С. - Jul 26 2018, 07:31
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:35
Отправлено #1445


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



1942 г. Бронепоезд "Комсомол Чувашии"

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:38
Отправлено #1446


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



Николай Морохин
Чувашия – Свердловская обл.
2010 год.

источник http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=699440


Бронепаровозы поездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» хорошо известны и стали любимыми памятниками в Нижнем Новгороде и Муроме. А где другие бронепоезда? Ведь их снаряжали в дни войны на всех крупных узлах Горьковской и бывшей Казанской железных дорог.

Этим как-то раз я поинтересовался в Канаше. В краеведческом музее смогли сообщить немногое. Здешний бронепоезд строился на вагоноремонтном заводе, получил название «Комсомол Чувашии». Средства на него собирала молодёжь республики. Всего набралось 1,3 млн руб., 320 тыс. из них перечислили из своих заработков сами заводчане. В экипаже местных жителей не было. Поезд торжественно проводили на фронт. В экспозиции музея есть макет и картина чувашского художника Николая Сверчкова, на которой изображено, как бронепоезд на полустанке провожают крестьяне. Снизу дата – 1943 год. Вот, пожалуй, и всё. Ни слова о «Комсомоле Чувашии» нет и в книге «Бронепоезда в Великой Отечественной войне».

И вот несколько лет назад во время командировки в Красноуфимск, в Свердловскую область, неожиданно довелось попить чаю дома у ветерана бронепоезда «Красноуфимский железнодорожник» Якова Григорьевича Павлова, который, как выяснилось, был ещё и машинистом «Комсомола Чувашии».

Его телефон дали мне в музее Красноуфимска. Там стоит макет бронепоезда, который построили в первую военную зиму всем узлом – и движенцы, и вагонники, и локомотивщики. Поэтому назвали «Красноуфимский железнодорожник».

Яков Григорьевич оказался крепким человеком с прекрасной памятью, немногословным.
– Да, проводили нас в марте сорок второго... Поехало нас на «Красноуфимском железнодорожнике» всего четверо – две локомотивные бригады, – вспоминает он.

На фронт вместе с Павловым поехал его помощник Иван Санников. А их напарниками стали Пётр Калинин и Александр Тетюшев.

Они и довели бронепоезд до Канаша. Там стояли ещё два снаряженных бронепоезда, и один из них – «Комсомол Чувашии». На красноуфимский поезд в Канаше поставили вооружение, и дальше три поезда двинулись в Москву. Там поступил приказ – бригаде Павлова принять «Комсомол Чувашии».
– «Красноуфимский железнодорожник» пошёл на восток Украины, и больше о нём я ничего не знаю, – подытожил Павлов. – Дальше только про «Комсомол Чувашии» могу рассказывать…

В апреле бронепоезд попал на Кубань. Немец двигался на Сталинград и на Северный Кавказ. Около станции Ахтарск «Комсомол Чувашии» поддержал огнём нашу морскую пехоту. Уничтожил немецкий десант, который высадился между станицами Брюховецкая и Каневская, а потом укрывался за камышами, растущими вдоль железной дороги. Помогли выйти из окружения войскам около станции Кущевская, и саму её отбили у немцев. А фронт всё дальше откатывался на восток. «Вместе с войсками мы отступили на Кубань. Сдерживали врага, наступавшего на Краснодар. И перемещались из точки в точку – одна другой горячее. Добраться до места назначения иной раз бывало очень непросто. Но выжили. Только вот поезд сохранить не удалось. Паровоз мы взорвали сами. Пришлось нам стать простыми солдатами и выходить из окружения».

А случилось это вот как.
«Мы получили приказ идти от Тихорецкой на Сталинград через Котельниково. Возле станции Белоглинская наткнулись на разрушенный участок пути. Восстановили его быстро. Только, видимо, нарушили уклон. Поезд тронулся вперёд и сошёл с рельсов. Сзади была станция. На ней стоял маленький паровозик ОВ. Мы рассчитывали с его помощью вытянуть назад наш бронепоезд и прорваться. Но, как только начался обстрел, бригада его бросила. Побегали по уцелевшим домам. Нашли местных локомотивщиков, собрали бригаду. Запустили паровоз. Всё, думаем, спасены. Но оказалось – путь перерезан немцами. Пришлось набросать полную топку дров и закрыть заслонку. Так мы и взорвали бронепаровоз. Сам поезд ещё отстреливался, прикрывая отход экипажа. И после был взорван весь, чтобы не достаться врагу. Последние снаряды завернули в одеяла и подожгли.
Из оружия у нас была одна винтовка на бригаду. Но делать нечего. Приказ – выходить из окружения в сторону Туапсе. Это больше трёхсот километров. Двигались десять дней в середине лета почти без воды и пищи. Была жара. Колодцы в этих местах оказывались пустыми, высохшими. Шли мы ночами. А днём, в самое пекло, отсиживались в подсолнухах и кукурузе. Заходить в станицы было нельзя. В конце концов, измученные, но не потерявшие надежды, вышли к своим – к железной дороге на Туапсе. И спустя несколько часов опять чуть не погибли все.
Нас повезли на открытых платформах к морю, в Туапсе. А тут – авианалёт, пулемётный обстрел. Машинист выжал самую большую скорость и успел загнать состав в тоннель, иначе бы – всё».

После этого перехода экипаж отправили на несколько дней на отдых в Красную Поляну возле Сочи. А потом – получать новый бронепоезд. Но тут Якова Григорьевича нашла телеграмма: вызывают в Москву. Ещё до отъезда на фронт его представили к ордену «Знак Почёта». И вот выяснилось – вручение ордена назначено в Наркомате путей сообщения.

Ему выдали в Москве новое обмундирование. И спросили, где бы он хотел работать дальше. Оказалось, в 1943 году на линиях осталось очень мало железнодорожников, а требовалось обеспечивать перевозки. И многих транспортников, оказавшихся на фронте, решено было отправить в тыл. И прямо в Наркомате путей сообщения Павлову предложили выбрать любую дорогу из тех, где требовались машинисты. Разумеется, он выбрал Казанскую. Получил награду, тут же сдал выданное военное обмундирование и поехал в Красноуфимск «мирным машинистом».

Самого Якова Григорьевича не стало два года назад. И до конца он ждал – не придёт ли весточка от кого-то, с кем вместе воевал и выходил из окружения. Понимал, что остаётся, вероятно, последним, кто сможет рассказать о гибели «Комсомола Чувашии».

Вот так только недавно я смог рассказать историю, услышанную от Якова Павлова, канашским краеведам, и тогда они узнали: бронепоезд погиб летом 1942 года, а не позднее, как считалось раньше. Осенью 2009 года в музей была прислана газетная вырезка, подтвердившая время гибели бронепоезда: в Краснодарском крае на станции Белоглинская установлена в память о бронепоезде мемориальная доска. На ней та же дата. Выходит, художник писал уже погибший бронепоезд, не догадываясь об этом.
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:39
Отправлено #1447


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:46
Отправлено #1448


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



В бой идут бронепоезда

В годы Великой Отечественной войны на Канашском вагоноремонтном заводе были построены несколько бронепоездов, бронеплощадки. Этот материал рассказывает о боевом пути бронепоездов «За Родину» и «Комсомол Чувашии», которые входили в состав 53-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП).

Бронепоезд «Комсомол Чувашии» был построен в к февралю 1942 года и в середине месяца передан командованию ОДБП. Около половины личного состава были посланцы Чувашского комсомола. В марте воинам была передана вторая стальная крепость на колесах – «За Родину».

27 марта жители Канаша проводили их на фронт. Дивизион на фронт отправился через Москву. Там он дислоцировался на станции Лосиноостровская. Боевое крещение бронепоездники получили при отражении налетов вражеских самолетов, сбив один из них.

В начале мая 1942 года дивизион выехал в распоряжение Южного фронта. Боевые действия велись на Юго-Восточной железной дороге под Ростовом – на Дону и дальше к югу.

В районе одной из станций на бронепоезда налетели около 50 самолетов противника. Открыли огонь из 25 зенитных пушек и крупнокалиберных пулеметов. Умело маневрируя, стальные крепости уцелели. Суровый экзамен был выдержан в боях за Ростов – на Дону в июне 1942 года, а затем в районе города Батайск.

Фашисты стремились отрезать от советских войск Северный Кавказ. Цель – захват крупных нефтяных районов. ОДБП перебросили на Северо-Кавказский фронт. В июне он прикрывал переправу бригады морской пехоты на перешейке Азовского моря в районе станции Ахтарск.

Затем наши бойцы получили приказ уничтожить диверсионную группу фашистов в районе станции Коневская – Брюховецкая. Пулеметно – оружейным огнем были прочесаны камышовые заросли, таким образом, десант полностью ликвидировали. В этом бою отличились чувашские воины Н. Орлов и А. Егоров.

Вторую группу, расположенную на хуторе, хотели взять живыми. Но гитлеровцы отчаянно сопротивлялись бешеным пулеметным огнем. Тогда диверсантов уничтожали гранатами и пулеметами. Экипаж также ликвидировал десант на участке железнодорожной линии Каневская-Тимашевская.

8 июля 1942 года немцы прорвались на Северный Кавказ. Дивизион помогал эвакуировать население, промышленное оборудование, запасы хлеба, другие материальные ценности. Маршал Советского Союза С.М. Буденный объявил благодарность личному составу за обеспечение эвакуации более 20 поездов с породистыми лошадьми.

Храбро отстаивали воины бронепоезда “Комсомол Чувашии” здание “Заготзерно” на станции Тимошевская, где диверсанты подожгли зернохранилища. Пожар был потушен, а гитлеровцы уничтожены.

На узловой станции Кущевская дивизион получил приказ быстрым маневрированием удерживать выгодные позиции. Артиллеристы вывели из строя более десяти танков. Пулеметчики метким огнем отражали наступления вражеской пехоты. Мощным артиллерийским и пулеметным огнем подавил огневые точки обороны фашистов вдоль железной дороги и вывел из окружения нашу кавалерийскую дивизию.
На станции Тихорецккая развернулись горячие бои. Неприятель бросил в бой много техники и живой силы. Бронепоезд “Комсомол Чувашии”, поставленный за водонапорной башней, маневрируя, вел артиллерийский огонь по танкам. На поле боя остались подбитые машины. Уцелевшие отступали. Тогда немцы попытались с помощью автоматчиков захватить бронепоезд. Вся станция была усеяна трупами противника.
Зенитчикам Н. Орлову из села Шихазаны и П. Андрееву из деревни Чиршкасы Канашского района удалось сбить самолет-разведчик «Фокке-Вульф». На счету зенитчиков это был десятый фашистский стервятник. Командир бронепоезда Н. Шильников объявил им благодарность.

Получен новый приказ – обеспечить выход из окружения кавалерийской части недалеко от станции Кущевская. Разведка установила, что разъезд заняли гитлеровцы. Вместе с комиссаром Ф. Логиновым на дрезине поехал старший машинист Н. Козлов, имея с собой пулемет, автоматы и гранаты. Вслед за дрезиной следовал «Комсомол Чувашии». Дрезина ворвалась на вокзал. Началась перестрелка. Козлов гранатами уничтожил часть вражеских солдат и офицеров. Но и он был ранен. Тогда Логинов метким броском гранаты уничтожил остальных засевших немцев.
Бронепоезд «За Родину», следовавший за «Комсомолом Чувашии», открыл огонь по танкам. Под прикрытием плотного артиллерийского огня кавалерийский полк вырвался из окружения. Разъезд и станция полностью были освобождены от врага.

Затем 53-й дивизион вступил в бой у станции Кавказская. Было подбито четыре танка, уничтожено много живой силы. Под превосходящими силами противники бронепоезда отступили до станции Тихорецкой в направлении Сальска. Они попали на такой участок, где были разрушены мост и железнодорожные пути, таким образом отрезаны от своих.

Три бронепоезда, в том числе «Комсомол Чувашии» приняли последний бой. Экипажи уничтожили много танков, другой техники, более 400 солдат и офицеров. Кончились боеприпасы, запасы угля, воды. Ясно стало, что стальные крепости могут быть захвачены фашистами.

Последний приказ Ставки Северо-Кавказского фронта от 5 августа 1943 года был таков: “Боеприпасы израсходовать. Все носимое вооружение взять с собой, затворы пушек утопить в водоемах, а бронепоезда взорвать”.

Экипажи, выполнив указание командования, покинули бронепоезда и двинулись в сторону Сальска, ведя бои с фашистскими десантниками.

За период боев на Северо-Кавказском фронте 53-й дивизион уничтожил тысячи солдат и офицеров противника, более 100 танков, подбил более 10 самолетов, разрушил сотни блиндажей и дотов.

Бронепоездники, которые вышли из окружения, были зачислены в разные войсковые соединения и продолжали воевать с гитлеровцами.



источник: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=61&id=212558
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:48
Отправлено #1449


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:55
Отправлено #1450


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



53 отдельный дивизион бронепоездов

Формирование началось в ноябре 1942 г., при этом часть средств на постройку матчасти собрала молодежь Чувашии.

12 декабря 1941 г. секретарь Чувашского обкома ВКП (б) И. Чарыков направил одному из членов Государственного Комитета Обороны Г. Маленкову следующее письмо:
«По инициативе комсомола молодежь и трудящиеся Чувашской АССР собрали средства на постройку бронепоезда 845000 рублей. Сбор средств продолжается.
Комсомольцы обратились с просьбой в обком ВКП (б) возбудить ходатайство перед Государственным Комитетом Обороны о присвоении бронепоезду имени «Комсомол Чувашии». Сообщая Вам об этом. Обком ВКБ (б) просит разрешить из числа строящихся на нашем - Канашском вагоноремонтном заводе, присвоить одному бронепоезду это имя, и все средства, собранные на постройку бронепоезда, перечислить на текущий счет этого завода.
Прошу сообщить Ваше решение».

На этом документе Маленков наложил резолюцию: «т. Федоренко, Решите этот вопрос. 2.1.42 г».

Дивизион получил матчасть только в апреле 1942 года.

[B]Бронепоезд № 1,
вошедший в его состав, состоял из бронепаровоза Ов №. 6375, забронирован в депо станции Куйбышев (броня не каленая 25 мм, будка машиниста 15+25 мм, командирская рубка 18+20 мм, вооружение пулемет ДШК) и четырех бронеплощадок типа ОБ-3 № 141, 142, 143 и 144, изготовленных на [/B]Канашском вагоноремонтном заводе (броня не каленая, борта и башни 37 мм, движение 15 мм, крыша 20 мм, вооружение каждой 76-мм зенитная пушка Дендера и 4 пулемета ДТ).

Бепо № 2 состоял из бронепаровоза Ов № 6039, забронированного в депо станции Ярославль (броня не каленая 15+15 мм, командирская рубка и будка машиниста 15+15+15 мм, движение тендера 15 мм, вооружение пулемет ДШК) и четырех бронеплощадок типа ОБ-3 № 145, 146, 147 и 148, изготовленных на Канашском вагоноремонтном заводе (броня не каленая, борта и башни 37 мм, движение 15 мм, крыша 20 мм, вооружение каждой 76-мм зенитная пушка Лендера и 4 пулемета ДТ).

На строительство бепо № 2 поступили средства, собранные молодежью Чувашии, и состав получил название «Комсомол Чувашии».

При формировании в Москве каждый бепо получил по одной площадке ПВО завода «Стальмост» (№ 243 и 244 соответственно), каждая из которых вооружалась двумя пулеметами ДШК.

25 мая 1942 г. 53-й одбп убыл в распоряжение штаба Южного фронта, где вошел в состав 18-й армии.

Приданный 17-му кавалерийскому корпусу, 29 июля 1942 г. 53-й одбп получил приказ прибыть в район станции Кущевка. Выдвинувшись из Каневской, бронепоезда не смогли продвинуться дальше. В 8.00 30 июля немцы стали обстреливать район Кущевки, и бепо рассредоточились у Крыловской.

На следующий день приказом штаба 18-й армии создается группа из бепо 53 и 51-го дивизионов под командой командира 53-го одбп майора Михелева.

1 - 3 августа 1942 г. группа поддерживала огнем контратаки частей 17-го кавкорпуса в районе Кущевки.

4 августа в 17.00 53-й одбп получил приказ штаба 18-й армии отходить через Кавказскую, так как противник находился в 2 километрах от нее. Однако когда бепо сумели подойти к станции (было около 17.00), она была уже занята, и 53-й одбп вступил в бой. Прорваться не удалось, и командир 53-го одбп принял решение вернуться к Тихорецку и уйти на Краснодарскую ветку. Бронепоезда выехали в 5.00 5 августа, но оказалось, что на протяжении 6 километров разрушен путь.

Дивизион выделил для восстановления часть личного состава, вскоре подошла ремонтная бригада (около 600 человек), которая обещала восстановить путь к 19.00 5 августа.

Однако к 15.00 немцы взяли Тихорецк, и восстановление пути сорвалось. Командир дивизиона принял решение прорваться через Тихорецк - впереди шел бело № 1, за ним № 2 и замыкал колонну бепо №2 51-го одбп. Подойдя к станции, бронепоезда вступили в бой, который длился в течение четырех часов.

В самом начале боя шедший впереди бепо №1 53-го одбп сошел с рельс, в результате чего продвижение вперед стало невозможным. Попытки поставить состав на рельсы не увенчались успехом. Вскоре огнем противника была повреждена бронеплощадка шедшего в хвосте колонны бепо №2 51-го одбп, в результате чего отход стал невозможен.

Видя это в 20.00 командир дивизиона приказал снять вооружение, а составы взорвать.


Всего в ходе боя огнем бепо 53-го одбп было подбито 4 танка, 4 бронемашины, рассеяно и частично уничтожено до 200 человек пехоты.
Свои потери составили: 1 человек убит и 30 пропало без вести (главным образом из состава базы и направленных на восстановление железной дороги). Всего было выведено из боя 255 человек, 29 пулеметов ДТ, 1 ДШК, 34 пистолета-пулемета ППШ и 70 винтовок.


По распоряжению командования Северо-Кавказского фронта из личного состава дивизиона сформировали стрелково-пулеметный батальон (157 человек), а оставшийся личный состав направили в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов.

В своем докладе о подрыве матчасти, комиссар 53-го одбп старший политрук Тельнов писал:
«Причиной взрыва бронепоездов я считаю:
1. Тактически неправильное использование бронепоездов, сгруппированных на небольшом участке.
2. Железнодорожные пути подрывались без согласования с командирами соединений, действовавшими на этом участке, а по усмотрению командования подрывных подразделений».


источник: http://tankfront.ru/ussr/odbp/odbp53.html#5ref


Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:56
Отправлено #1451


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



1942г. Бронепоезд "Комсомол Чувашии"

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:57
Отправлено #1452


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 13:59
Отправлено #1453


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



1942г. Противник на фоне трофейного бронепоезда "Комсомол Чувашии"

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 14:01
Отправлено #1454


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



1942г. Трофейный бронепоезд "Комсомол Чувашии". фото немецких солдат

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  
Вячеслав С.
post Jul 25 2018, 14:02
Отправлено #1455


гурий



Сообщений: 15 730
Из: Мариинский Посад



1942г. Архивные фотоснимки солдат Вермахта

опубликованное пользователем изображение
Profile CardPM
  0/0  

145 Страницы « < 95 96 97 98 99 > » 
ОтветитьTopic Options
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
Быстрый ответ
Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
    Закрыть все тэги


Открытых тэгов: 
Введите сообщение
Смайлики
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
smilie  smilie  smilie  smilie  smilie 
         
Показать все

Опции сообщения