После обедни, возвратившись на квартиру, государь пожаловал хозяина квартиры своей купца Колесникова золотыми часами, обсыпанными жемчугом. За тем, милостиво простившись с гражданами, отправился в город Чебоксары, где изволил обедать.
Из Казани, в июне месяце, государь следовал уже Московским трактом и потому миновал Козьмодемьянск. Из числа особ, сопровождавших государя в это путешествие, Ермолаев помнит одного графа Кутайсова, а прочих не знает, потому что бывшая у него после отца записка о высочайшем посещении утратилась.
Ермолаев рассказывает также, что еше до прибытия императора, учитель Лев Павлович Павлинский написал для него, Ермолаева, и другого мальчика, Ивана Гаврилова Ахмылова, речи, которые они должны были произнести в присутствии государя; однако это предположение не состоялось: и хотя речи выучены были твердо, но произнесены не были.
Дом, в котором останавливался государь император с великими князьями, принадлежит ныне торгующему мещанину и теперешнему бургомистру городового магистрата А.Н. Замошникову и слывет под именем «Царского дворца». Во время бывшего в 1833 году ужасного пожара соседние дома сгорели, а он остался невредим, как бы в ознаменование пребывания в нем помазанника Божия с августейшими сынами. Этот достопримечательный дом двухэтажный, обит тесом: старожилы полагают ему около ста лет. Ныне он пришел в совершенную ветхость: в нижних комнатах жить невозможно, они почти разрушились; а в верхних, в которых помешался великий монарх, в заднем отделении живет, по найму, один ремесленник. По новому плану города дом этот подлежит сломке.
Не знаю, почему досель никто из коренных козьмодемьянцев не составил описания этого достопомятного события. И рад я, что исполнить это удалось мне, инородцу по происхождению, но русскому по вере и по присяге великому царю русскому! Свое неискусное повествование я посвящаю гражданам Козьмодемьянска, как знак уважения и благодарности моей к ним за то, что они меня - финна - возвысили на степень человека русского и научили гордиться этим славным именем...
История храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровское Мариинско-Посадского района. Известия по Казанской епархии, №7, 1897 год.
Священник Павел Егорович Земляницкий. (Некролог)
В селе Тимирчи Чебоксарского уезда ноября 17 дня 1892 года скончался священник Павел Егорович Земляницкий, на 63 году от рождения. Служил он на одном месте в селе Тимирчи и отличался точным исполнением лежащих на нем обязанностей; потому справедливо заслужил внимание начальства и особенную любовь своих прихожан чуваш.
Родина его - чувашское село в Ядринском уезде Большая Шатьма. Хотя он был сын священника, но такое происхождение не мешало ему иметь общение с чувашскими детьми. До поступления в духовное училище он уже хорошо говорил по чувашски; в 1840 году поступил он в духовное Чебоксарское училище.
Город Чебоксары во всякое время года бывает полон чувашами, и ученикам духовного училища легко поддерживать знание разговорной речи чувашской. Утвердившись в этом знании, ученик Павел не мог забыть чувашского языкаи в течении семинарского курса образования.
В Казанской духовной семинарии проучился с 1846 по 1852 год и окончил курс со втором разряде.
Готовый к просвещению чуваш по знанию их языка, он искал себе священнического места в чувашском сел; Высокопреосвященнейший Архиепископ Григорий в последствии митрополит Санкт-Петербургский благословил и определил его во священника к Покровской церкви села Тимирчи, рукоположен он был в городе Симбирске Преосвященным Феодотием, в 20 день декабря 1853 года, так как Высокопреосвященнейший Григорий тогда присутствовал на Святейшем Синоде, а Викария в Казани еще не было.
В селе Тимирчи Бог судил ему провести всю жизнь, все поприще служения, 39 лет без одного месяца. Поступивши на место, скоро свыкся с чувашами прихожанами, и в чувашском языке так усовершенствовался, что и в чистой речи в собрании русских людей или священников, он часто выражался по чувашски, украшая речь чувашскими присловиями и пословицами.
Много трудился он над переводами на чувашский язык назидательных статей и над составлением простых чувашских поучений, каковыя часто произносил экспромтом, - чем заслужил большое уважение и непритворную любовь к себе чуваш прихожан. Просветительская деятельность отца Павла выразилась особенно в любимых занятиях его в приходских школах. Когда еще почти нигде не существовало школ церковно-приходских, он в 1861 году сам основал таковую школу, здесь был единственным для школы учителем и законоучителем до 1869 года, безвозмездно исполняя ту и другую обязанность.
В 1869 году школа его превратилась в земскую школу, в коей он до конца жизни оставался законоучителем. Так он усерден был к делу народного образования, что успевал преподавать Закон Божий одновременно с земскою и в школе механического заведения Пароходного Общества Дружины при Звенигском затоне с ноября 1865 года по ноябрь 1869 года.
За отличную службу Епархиальную и по народному образованию отец Павел нередко получал от начальства благодарности и награждаем был знаками отличия. За сочувствие и усердие к делу народного образования в 1867 и 1868 годах объявлены ему благодарности от учебного округа; в 1869 преподано благословение Святейшего Синода. Он награды получил: набедренник в 1869 году, скуфью в 1874 году, камилавку в 1878 году, наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый, в 1889 году.
За содействие в сборе денег на больных и раненых воинов имел знак Красного Креста. Потом за двадцатипятилетние усердные труды по народному образованию в 1891 году. Всемилостивейше сопричислен к ордену Святой Анны 3-ей степени.
Нельзя умолчать и о том, что покойному отцу Павлу питало уважение, доверие и окружное духовенство, которое на своих избирательных съездах по баллотировке возлагало на него разные обязанности. Так, он состоял депутатом от духовенства на окружных и Епархиальных съездах с 1869 по 1872 год. По баллотировке от духовенства же служил благочинным четыре года, с 1875 по 1879 год. Также был избран и состоял следователем по местному благочинию с 1887 года до конца жизни.
Наконец, в годину голода, от комитета по сбору пожертвований а пользу голодающего народа, он учредил столовую и имел склад муки для раздачи народу. Как быстрый в действиях, он сам распоряжался и наблюдал за столовой, равно и выдачу муки народу производил сам же, часто при сквозном ветре, в стужу и весеннюю непогоду, а все это сильно потрясло его здоровье, особенно усилило гнездившуюся внутреннюю болезнь, которая тянулась во все лето, осенью уложила его в постель, и вот, к зиме приготовила гроб и могилу.
К смерти приготовился он по христиански, неоднократно напутствовавшись таинствами покаяния, святого причастия и наконец сподобился елеосвящения.
Добрая память о нем собрала на отпевание много народа чуваш и священников из двух благочиний с 8-ю священниками. Произнесено было две проповеди – за литургией и во время отпевания. Последнее поучение, метко очерчивающее его деятельность, при сем помещается.
Поучение при погребении священника села Тимирчи Павла Егоровича Земляницкого , ноября 20 дня 1892 года. Блажен, его же избрал и приял еси, Господи. Прокимен.