Когда воспитанник чебоксарской спортивной школы Чувашского боевого искусства (ЧБИ) Дмитрий Василевский победил в открытом первенстве Новочебоксарска по армейскому рукопашному бою, любители спорта недоумевали: разве у чувашей есть свое боевое искусство? Как утверждает руководитель кафедры ЧБИ Межнационального гуманитарно-технического института Поволжья Алексей Романов, это искусство имеет древние корни.
Далеко ли простирается наша историческая память? Одни назовут государство волжских болгар (булгар) – Волжско-Камскую Болгарию (Булгарию) IX–XIII веков, другие – союз гуннских племен V века. И совсем немногие вспомнят известного ученого Льва Гумилева, его книги «Хунну», «Хунну в Китае». В них рассказывается о предках чувашей.
Итак, более трех тысяч лет тому назад в среднем течении реки Хуанхэ образовалось государство Ся. Там складывалась основа древнекитайской цивилизации и сформировалась ее народность. В 1764 году до нашей эры в результате переворота вместо династии Ся утверждается династия Шан. Сын свергнутого царя Шун Вэй с семейством и подданными уходит в степи. Они смешиваются с кочевыми племенами. Согласно китайским историческим традициям, так возникла народность хунну.
Эта история, пожалуй, имеет косвенное отношение к чувашскому боевому искусству. В горах Сонгшан в середине VI века патриарх китайского буддизма Чань Бодхидхарма основывает знаменитый монастырь Шао Линь. У каких народов брались приемы и способы нападения и защиты? Книга Л. Гумилева отвечает на эти вопросы.
Именно в это время, согласно Л. Гумилеву, в V–VI веках сложилась новая народность из китайских метисов. Хунну являются частью той народности, на территории которой и возникли восточные боевые искусства.
– Поэтому чуваши имеют определенное право указать место и время зарождения своего национального боевого искусства? – спрашиваю у Алексея Романова.
– Из-за исторических катаклизмов, войн за выживание, катастрофического монгольского нашествия в XIII веке и геноцида волжских болгар, сувар, других племен Волжской Болгарии в XIII–XV веках почти все было уничтожено, утеряно. Но сохранились основы материальной и духовной культуры, историческая память и преемственность, которые не дали предкам чувашей исчезнуть с лица земли. Об этом пишут известные историки В. Каховский, В. Димитриев, П. Денисов и др.
– Алексей Егорович, расскажите о спортшколе.
– Мою тренерскую работу оплачивает институт. Чебоксарский профессиональный лицей предоставил зал, а Чувашский национальный конгресс взял на себя обязательство пропагандировать ЧБИ, которое имеет свое название – Вут-шу керешу (бой огня и воды). Хочу сказать добрые слова в адрес директора лицея Алексея Судленкова, бывшего спортсмена. Он активно участвовал в организации школы чувашского боевого искусства. Занятия бесплатные.
Мы начали восстанавливать связи древних культур китайского и чувашского народов. В текущем учебном году пригласили на учебу двух граждан Китая. В МГТИП, по нашему замыслу, будут учиться до 100 студентов из КНР. Надеемся, что лет через пять несколько десятков чебоксарцев будут говорить и писать на китайском языке. Это даст нам возможность организовать китаеведение по гуманитарным и технико-экономическим направлениям. В наших планах также налаживание дружеских связей и заключение договора о научно-культурном сотрудничестве с одним из вузов КНР. В ближайших планах – создание лаборатории по изучению конфуцианства.
– Интересно, с чего Вы начали?
– В 2001 году по рекомендации ЧНК я организовал первую группу по изучению основ ЧБИ в Чувашском национальном лицее-интернате имени Г. Лебедева. Опыт был признан успешным. А весной 2003-го проект получил признание на республиканском фестивале инновационных проектов, организованном Госкоммолодежи Чувашии.
Беседовал Тимер АКТАШ.
здесь интересно, вот про этот вид я только краем уха слышал, а так вообще не знаю, кто-нибудь из вас или ваших знакомых занимается данным боевым искусством?